«Уступка давлению со стороны»: экономист Беляев оценил ситуацию с ключевой ставкой ЦБ

«Уступка давлению со стороны»: экономист Беляев оценил ситуацию с ключевой ставкой ЦБ
В пятницу Центробанк РФ снизил ключевую ставку до 18%.

Кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал ситуацию вокруг ключевой ставки Центробанка России.

В пятницу, 25 июля, Центробанк РФ снизил ключевую ставку с 20% до 18%. Регулятор объяснил снижение ставки сразу на два процентных пункта замедлением инфляции и снижением внутреннего спроса. Хотя инфляция остается высокой — 9,2% в годовом выражении по данным на 21 июля.

По словам Беляева, ситуация похожа на то, что ставку надо снижать, причем давным-давно надо было снижать, и не только снижать, а не надо было повышать до такого уровня.

«Теперь о том, что можно прогнозировать. Слово прогноз тут не совсем подходит, потому что прогноз должен опираться на определенные аргументы, а здесь мы упираемся в то, что глава Центрального банка и Центробанк в целом исходят из одного единственного постулата — если есть на дворе инфляция, значит, с инфляцией надо бороться, а бороться с ней можно только с помощью жесткой денежно-кредитной политики, читай высокой ключевой ставки. Собственно, это твердейшее убеждение, на котором стоит глава нашего Центрального банка, и снижение происходит вовсе не благодаря внутренним убеждениям главы ЦБ, а из-за того, что на нее оказывается действительно достаточно серьезное давление из всех заинтересованных слоев нашего общества — это и бизнесмены, и экспертное сообщество, правда, на него никто не обращает внимания никогда, и население, для которого недоступны кредиты. Больше чем на 2% ее снизить нельзя, потому что резкое снижение просто невозможно по ряду соображений. Теоретических, да, и практических экономических хронометраж нам не позволяет об этом говорить подробно. Надо просто учесть, что ставку резко снижать нельзя», — сказал он.

Беляев отметил, что дело даже не в том, что ставка снижена на два процентных пункта, хотя это серьезно.

«Главное — начало ли это процесса или это просто уступка давлению со стороны, хотя это сейчас будет отрицаться. Уверенности такой нет. Вот это повлияет, конечно, на бизнес, потому что бизнесу очень важно именно понимание перспективы и того, с чем они столкнутся в ближайшем будущем и на перспективу. Если говорить о сиюминутном воздействии этой ставки, то для бизнеса, в общем, то, что 20%, что 18% — практически одно и то же. Кредиты как были дорогими, так и останутся дорогими, кроме тех, кто пользуется кредитом по льготным ставкам. Зато снимется нагрузка с бюджета. Потому что банки не могут предоставлять кредит по льготным ставкам просто так, они ориентируются на рынок. Это коммерческие предприятия, и бюджет им возмещает ставку между льготным кредитованием и рыночным. Поскольку ключевая ставка снижается, значит, и с бюджета кое-какая нагрузка снимется. То, что кредиты подешевеют, конечно, можно ожидать, но не так резво, там 1-2%, может быть, и будет в каких-то сегментах. Зато уже можно с уверенностью утверждать, что понизятся ставки по депозитам в банках. Теория экономики говорит, что для промышленности приемлемая ставка — 8%. Все, что выше — это уже тяжелая ставка», — подытожил он.

Ранее экономист Алексей Бобровский рассказал, что будет, если Центробанк повысит ключевую ставку до 23%.