«Контакты всегда были, есть и будут»: академик оценил первую с 2018 года встречу главы «Роскосмоса» и директора NASA

Директор Института космических исследований РАН, академик РАН Анатолий Петрукович в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал первую с 2018 года встречу главы «Роскосмоса» и директора NASA.
«Ну, во-первых, конечно, контакты с NASA есть. У нас эксплуатируется международная космическая станция, экипажи работают постоянно, и российско-американские, и с участием других стран. Управляется она из NASA и из ЦУП в Королеве. Американские астронавты летают на российских «Союзах». Сейчас как раз повод для встречи есть — скоро будет запуск американского пилотируемого корабля, и там летит российский космонавт. Это программа перекрестных полетов, так называемая, ориентированная на то, чтобы обеспечить максимальную безопасность МКС в случае каких-то неожиданностей. Поэтому контакты с NASA рабочие всегда были, есть и будут, в части МКС как минимум. А здесь, да, удобный повод поговорить о планах, свериться на ближайшие 5-10 лет, что какая страна будет делать, как эксплуатировать МКС. Я думаю, что эта встреча очень важна, потому что проекты не рождаются мгновенно, надо сверить позиции, познакомиться в конце концов, чтобы увидели и не только руководители друг друга, но и заместители, которые ведут конкретную работу по конкретным направлениям, обменяться планами, посмотреть, что можно сделать совместно, потому что ни одна страна в космосе такой реальный рывок сделать не может самостоятельно. Сейчас пока рано говорить о результатах каких-то сразу после этой встречи, но начало вот таким обновление контактов положено, и я думаю, что ближайший год-два мы услышим и о каких-то новых совместных инициативах», — сказал он.
По словам Петруковича, каждый новый шаг в освоении космоса требует гораздо большего количества ресурсов.
«И Россия, и США, отчасти СССР делали космические станции, запускали человека в космос, но вот такой объект, как МКС, он вообще не мог быть построен никакой одной страной. За эти 20 лет он превратился в крупнейший объект в космосе размером с футбольное поле, весом несколько сотен тонн. Там работают постоянно около 10 астронавтов и космонавтов, проводится огромное количество экспериментов и ничего подобного никакая страна не создала бы. Точно также на Луне — слетать на Луну пару раз все смогут, но если там надо будет какую-то постоянную базу делать, что-то там добывать или какую-то астрономическую обсерваторию ставить, не говоря уже о полете на Марс, то здесь уже, мне кажется, однозначно должна быть международная кооперация, потому что это и снижает и затраты, которые очень велики, и обеспечивает техническое качество, потому что у каждой страны есть какие-то преимущества с точки зрения компетенций. Если Маска вывести за скобку, то консенсус такой, что сначала надо отработать все технологии дальних полетов на Луне. Это примерно начиная с 2030 года, может быть, американцам в 2028 году человека удастся на Луну снова высадить. А общее такое мнение, что к полету человека на Марс будут подходить примерно к 2040 году, и это будет международная экспедиция, скорее всего, потому что сама система, которая туда должна полететь, она достаточно сложная. Почему Маск говорит, что он один долетит? Не все обращают внимания, что он не собирается оттуда человека возвращать, и это как-то сильно проще задача. Он собирается сразу перевести это в режим такой колонии и постепенно наращивать ее, просто год от года односторонним движением все больше и больше людей посылая туда и техники. Это, конечно, сильно облегчает технические задачи, но вряд ли приемлемо с других точек зрения», — отметил ученый.
Петрукович добавил, что ресурсы — это не только деньги, но и доступ к технологиям по всему фронту, к электронной компонентной базе, к каким-то сенсорам, к производствам сложным, технологически продвинутым.
«Россия все-таки не очень большая страна, в 10 раз меньше, чем Китай, в несколько раз меньше, чем США. Это сказывается на том спектре технологий, который отдельно взятая страна, абсолютно независимо может поддерживать. Мир глобален. И если мы посмотрим, то любые зарубежные проекты, научные, прикладные, как правило, реализуются в кооперации с другими странами. И вот когда мы говорим, что нет, мы будем все делать сами, то это на самом деле практически невозможно», — подытожил он.
Ранее старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, кандидат физико-математических наук Николай Железнов рассказал, действительно ли люди могут поселиться в пещерах на Луне.