«Уходят в другую сферу»: эксперт объяснила, почему в РФ задумались об отработке для выпускников педвузов

«Уходят в другую сферу»: почему в РФ задумались об отработке для выпускников педвузов
Независимый HR-эксперт прокомментировала идею обязать молодых педагогов проходить отработку после обучения

Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов одобрил идею обязать выпускников педагогических вузов проходить отработку в образовательных учреждениях. По мнению независимого HR-эксперта, клинического психолога Зулии Лоиковой, такая позиция вполне закономерна — государство не хочет сталкиваться с ситуациями, когда оно тратит большие средства на подготовку специалистов, а те в итоге переходят в другие сферы.

В целом, подчеркнула собеседница Радио «Комсомольская правда», целевой прием — это честная и эффективная система, поскольку предполагает право выбора для будущего специалиста. Только начав обучение, человек уже понимает, «куда он идет и что его там ждут».

В то же время система целевого набора подходит не для всех направлений, считает Лоикова. Распространять ее на всех — «топорный метод».

«Отработка для всех — это такой немножечко топорный метод, который бьет по всем выпускникам <...> Поэтому я считаю, что есть, конечно, аргументы «за», почему это предлагают: это борьба с утечкой мозгов. Государство наше вкладывает бюджетные деньги в образование педагога, а тот, отучившись, уходит в другую сферу. Отработка признана вернуть вот эти инвестиции. Второй момент — это решение кадрового дефицита. Самый такой важный тоже аспект — это попытка точечно закрыть вакансии во всех школах, привлечь нужных, так скажем, кандидатов в регионы, куда учителя не идут по собственному желанию. Это у нас сельские школы, это какие-то депрессивные районы, трудные школы и так далее. И третий момент — это стабильность <...> получать гарантированное пополнение кадров на несколько лет вперед», — заявила эксперт.

Есть у такого подхода и минусы, считает Лоикова. Добровольно-принудительная система идет в разрез с ценностями и убеждениями молодого поколения.

«Это ключевая проблема, потому что сейчас выпускник педвуза — это свободный человек, который выбирает школу, директора, коллектив. А отработка (не оставляет) выбора, но вот надо идти. Второй момент — это отток талантливых, амбициозных и креативных классных учителей. Самые способные выпускники, у которых есть выбор, возможности, например, уйти в репетиторство, в корпоративное обучение, они просто не пойдут (учиться), зная о будущем такой повинности. Они выберут другие профессии без каких-либо обязательств», — добавила эксперт.