«Образы Волка и Зайца уходят во тьму веков»: зачем «Союзмультфильм» перезапускает «Ну, погоди!»

Фото: скриншот сайта souzmult.ru
Тутта Ларсен и Валентин Алфимов поговорили с директором «Союзмультфильма» Борисом Машковцевым о выходе новых серий «Ну, погоди!» и ребрендинге старых мультфильмов.

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


Т. Ларсен:

- Всем привет. Валя, я хотела просто удивиться. Выяснили причины, по которым Михаил Ефремов сел пьяным за руль. Оказывается, во всем православие виновато. Был религиозный праздник, поэтому человек выпил. Вообще нормально? Как у адвоката в принципе идея возникла даже озвучить такую чушь? Вообще про такие вещи лучше даже не заикаться. Мало того, что ты сел пьяным за руль, так ты еще по христианским причинам это сделал, это был акт христианской радости по поводу праздника? Это такая профанация. Мне за свою религию обидно и стыдно.

В. Алфимов:

- А еще в 10 часов вечера он ехал к супруге и матери своего друга.

Т. Ларсен:

- Кто в здравом уме это сочтет за нормальный аргумент? Человек нажрался, потому что, оказывается, он отмечал православный праздник. Даже если это правда, об этом тем более надо молчать, потому что это тройной грех.

Давайте перейдем к приятному, к хорошим новостям. Мультфильм «Ну, погоди!», как и всё в нашем современном мире, слегка устарел для современных детей, поэтому компания «Союзмультфильм» решила его реновировать, осуществить ребрендинг, и не просто обновить визуально внешний вид волка и зайца…

В. Алфимов:

- Визуальный ряд – вот так сейчас модно говорить.

Т. Ларсен:

- Да, визуальный ряд. Но еще и ввести в мультфильм новых постоянных персонажей.

В. Алфимов:

- Кто это будет? Наряду с волком и зайцем, совершенно традиционными, которых мы очень любим с самого детства, в мультфильме появится три новых героя. Это сильный и добрый барсук Тим, активная и веселая косуля Уля и умный и технологически подкованный ежик Шу.

Т. Ларсен:

- Я рассказала эту историю своей дочери Марфе, которой 10 лет, которая очень любит вообще советские мультики, такие ламповые, простые, может быть, медленные, но всегда классно озвученные, с хорошим сценарием и т.д. У Марфы был только один вопрос: «А зачем?» Я думаю, что этот вопрос надо задать прямо…

В. Алфимов:

- …прямо в «Союзмультфильм».

Т. Ларсен:

- У нас на связи директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев. Борис Александрович, расскажите, зачем вообще нужно ребрендить старые мультики? Ведь можно же просто начать рисовать новые.

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Б. Машковцев:

- Новые мы рисуем, просто так получается, что все сначала узнают про то, что мы что-то пытаемся сделать новое со старым. На самом деле на десяток идей новых проектов приходится какое-то одно возрождение. Но, наверное, наша память так устроена, что если все время не напоминать о том, что было что-то старое и хорошее, оно потом вымывается. И вот эти варианты, как вы говорите, ребрендинга (на самом деле так происходит некий перезапуск) – это в том числе и способ напомнить о том, что было хорошее старое.

В. Алфимов:

- Да ладно, Борис Александрович, вы думаете, что мы и наши дети забудут когда-нибудь, что был мультфильм «Ну, погоди!», совершенно великолепный, замечательный?

Б. Машковцев:

- Вы знаете, что в коллекции «Союзмультфильма» 1300 наименований фильмов? А сколько из них вы помните сейчас?

Т. Ларсен:

- По крайней мере, те, которые реновируются сейчас, например, «Приключения Дяди Федора» или «Ну, погоди!», это же не просто мультфильмы, которые мы забыли. Это культовые мультфильмы, на которых мы выросли, которые мы помним, которые мы показываем своим детям, и которые для нас уже стали какой-то частью наших архетипов. То есть это часть нашего культурного кода. Я думаю, что это очень классно, что «Союзмультфильм» делает новые мультики, придумывает новые истории про старых персонажей. Но я просто не очень понимаю, зачем смешивать старое и новое. Того же «Дядю Федора» можно было совсем нового нарисовать, Дядю Федора в XXI веке, чтобы он выглядел по-новому, говорил, может быть, каким-то другим голосом. И это была бы вроде бы тоже история Эдуарда Успенского, но в совершенно новом прочтении. А так, получается, мы берем что-то уже готовое, прививаем к этому что-то новое, вливаем новое вино в старые мехи, и я не уверена, что это в принципе необходимо. Или все-таки это работает?

Б. Машковцев:

- Во-первых, это работает. В случае с «Простоквашино» это сработало. На самом деле, когда вы смотрите на кино уже как зритель, и когда вы смотрите на него как человек, работающий внутри этого кино, степень тех изменений вам кажется разной. В случае с «Простоквашино» вам кажется, что практически ничего не изменилось, а на самом деле для нас это было достаточно серьезное путешествие, такое исследование – собственно, в чем же феномен старого «Простоквашино», и что же можно из этого феномена взять в новое время, чтобы это было органично. Добавлять новое интересно. Если вы начинаете его добавлять, просто чтобы было новое, это тоже не совсем тот самый способ исследования, это уже просто другое кино с тем же названием. И в случае с «Ну, погоди!» мы как раз ищем эту грань, где мы можем что-то поменять, а где что-то нужно оставить. В отличие от «Простоквашино», где мы действительно достаточно серьезно протягивали связь между временами, в случае с «Ну, погоди!» мы как раз хотим от классического образа дистанцироваться, потому что он действительно слишком…

Т. Ларсен:

- …канонический.

Б. Машковцев:

- Да, это самое подходящее слово. Поэтому на нем достаточно сложно что-то построить, как это ни странно, потому что каждый раз вы будете попадать на сравнение с классическими сериями. Поэтому как раз мы ищем способ дистанцироваться от классиков, но использовать сам этот механизм клоунады, где у вас есть два персонажа, где один догоняет, а другой убегает. И это легко рассказывать именно с помощью образов Волка и Зайца, потому что они (давайте смотреть правде в глаза) вообще уходят во тьму веков, это было еще до Котеночкина, это откуда-то из русских народных сказок, так же как Маша и Медведь.

Фото: photo.kp.ru

В. Алфимов:

- Борис Александрович, когда выйдут новые серии.

Б. Машковцев:

- Мы рассчитываем получить первую серию во втором полугодии этого года, но точнее сказать пока невозможно – идет творческий, исследовательский процесс. Сколько он продлится, столько и продлится.

Т. Ларсен:

- Расскажите про новых персонажей. Почему именно они, какие у них будут отношения с Волком и Зайцем?

Б. Машковцев:

- Сценаристы работают, художники работают с другой скоростью. В данном случае художники сработали быстрее. Мы хотели добавить нескольких новых персонажей второго плана. Если вы вспомните старые серии, там же есть жители этого мира Волка и Зайца.

В. Алфимов:

- Да, там есть такая здоровая свинья, носорог…

Б. Машковцев:

- Да, совершенно верно. Поэтому новые персонажи добавляются, скажем так, в этот сонм животных. Все-таки получается, что по жанру это басня, животных должно быть много. Они все разных типажей, и переиначивать типажи старых персонажей было бы достаточно странно. Некие новые стереотипы поведения им добавляются – вот у нас появляются три новых персонажа, которые будут нести эти новые стереотипы.

В. Алфимов:

- Будут ли разговаривать герои новых мультфильмов?

Б. Машковцев:

- Нет. Это как раз один из законов жанра, что персонажи должны оставаться мимами, и мы будем придерживаться этого принципа по максимуму.

Фото: Фролов Михаил / photo.kp.ru

Т. Ларсен:

- С нетерпением ждем тогда. Удачи, вдохновения. Очень хотим побыстрее познакомиться с новыми персонажами «Ну, погоди!». Спасибо огромное, «Союзмультфильм», за наше счастливое детство и счастливое настоящее наших детей.

В. Алфимов:

- О чем говорит Борис Александрович? Что детям эта история действительно может зайти. Ну, не может зайти, а действительно зайдет, потому что они проводят исследования и т.д. Нам, скорее всего, уже никогда. Почему детям заходит, а взрослым нет? Об этом нам рассказал психолог Владимир Крупин.

В. Крупин:

- Я видел этих персонажей, и мне тоже показалось немного странным, что их назвали именами знакомых нам героев, но они ни внешне, ни по голосу совсем на них не похожи. Я думаю, что у взрослой части аудитории вызывает такие эмоции, вплоть до гнева, то, что им не новых героев представили, а пытаются им их любимых, знакомых героев представить совсем в новом образе. Но дети в отличие от взрослых, они с этими героями не настолько хорошо знакомы, поэтому детям и заходит, а для взрослых это – как разрыв шаблона, абсолютно новые герои со старыми именами.

Т. Ларсен:

- Моим детям про «Простоквашино» новый мультик очень нравится, особенно Ване, которому будет 5 лет, и песню он очень любит оттуда напевать. Но старые мультики при этом они тоже с удовольствием смотрят. Но мне кажется, история всегда имеет право на разные прочтения. Например, про Карлсона сколько снято разных фильмов или про Винни-Пуха того же. Диснеевский сериал классный и наш Винни-Пух, они между собой не пересекаются, при этом и то и то одинаково можно здорово смотреть. Мне кажется, было бы логичнее снимать абсолютно новую историю про старый сюжет, чтобы не затрагивать ничьих чувств.

В. Алфимов:

- Да, здесь я с тобой согласен.

Общество