«Езжай в свою Европу, нам и тут хорошо»: почему обычные люди не хотят делать свои города лучше

Как отличить собственное счастье от трамваев: разбиралась путешественница и знаток городской среды
Колумнист сайта Радио «Комсомольская правда» Наталья Ромашина — блогер-урбанист и путешественница, автор популярного блога «Где нам жить» рассказывает о своих впечатлениях от посещения разных стран и городов и разбирается, почему мы до сих пор живем так, а не иначе и можно ли что-нибудь с этим поделать.

В Швеции и Финляндии, несмотря на суровый климат, дороги спустя сезон не превращаются в направления. В Дании на новостройках штукатурка спустя одну зиму не выглядит облупившейся, и даже в небогатой Польше новые жилые районы не похожи на «человейники», а проектируются для удобства людей — с дворами, куда нельзя въезжать на авто, с зеленью и небольшой этажностью зданий. И все это прекрасно реализуется и существует в других странах. Но не в России.

Каждый раз, когда я вижу что-то такое, мне очень хочется этим поделиться и рассказать людям, что так можно, что это работает, что это лучше, чем то, что происходит в российских городах сейчас. Мол, смотрите, смотрите, как классно, давайте у нас также делать, а?

Но каждый раз происходит одно и то же, первая реакция читателей: «И чо? У нас и так неплохо!». Вторая реакция читателей: «Езжай в свою Европу, раз тебе так нравится, а нам и тут хорошо».

Почему происходит так? Почему люди воспринимают совет по устройству городской среды как личное оскорбление?

Эта история не про деньги

Я думаю, что причина в том, что люди переносят свои личные переживания на некие общие понятия. Эдакая метонимия происходит у них в голове.

Например, как-то раз я ездила в Риге на трамвае. И трамвай даже не был новеньким, купленным на деньги Евросоюза, он был трамваем советских времен, который просто отремонтировали, покрасили, помыли и не мусорили. И он выглядел шикарно. В нем можно было сидеть в белых штанах и облокотиться на окно в светлой куртке.

Как отличить собственное счастье от трамваев: разбиралась путешественница и знаток городской среды

А спустя неделю я ездила на трамвае в Калининграде. Он был тех же времен, но грязный, с вытертыми сидениями, с надписью «Светка дура» на спинке кресла, с царапинами от ключа на стеклах, со слоем какой-то жуткой сажи по всему салону, с поручнями в налипшей грязи с рук.

У меня были фото обоих трамваев и я сделала пост. Мне казалось, что это очень хороший пост, он о том, что не всегда качество городской среди измеряется деньгами, читатели ведь часто пишут о том, что в европейских странах на все эти городские излишества, парки, сады и скверы просто дают много денег. Но иногда это история не про деньги, иногда качество городской среды складывается из простых моментов, из чистоты, например, из того, чтобы указать тому, кто бросил мусор на землю или на пол, чтобы самому не лепить жвачку под сидение, чтобы понимать, что все это тоже твой дом, просто общая, так сказать, его часть, за которой должен следить не кто-то другой, а ты лично.

Иногда трамвай — это просто трамвай

Но добрая половина читателей в ответ на такое замечание предложили отправиться мне в долгое путешествие в Ригу, например, или даже подальше, потому что им и так нормально, достаточно чисто, они не брезгливые, и все это родное, а я все придумала.

И именно из-за этих людей многие вещи в городах годами не становятся лучше. Что ими движет? Почему они не хотят признавать объективные факты?

Как отличить собственное счастье от трамваев: разбиралась путешественница и знаток городской среды

Нет, у них нет проблем со зрением, у них есть проблемы с памятью. Большинство этих людей, читая пост о рижских и калининградских трамваях, вспоминают свой опыт езды в трамвае. Например, как по утрам в час пик они быстро добираются на трамвае на работу, как будущий муж провожал вечерам на трамвае до дома. И их эмоции, связанные с трамваями в России, позитивные. Потому что они вообще-то не про трамваи, а про их личные переживания, просто наложившиеся на определенную среду. Некоторые может быть даже на калининградских трамваях катались, будучи в отпуске, и такие будут негодовать сильнее всего, потому что они точно помнят, что в Калининграде классные трамваи, они ехали на одном таком теплым летним вечером с концерта Гришковца, и были счастливы, и были молоды, а значит, все это вранье, все клевета.

Своя рубашка ближе к телу

То есть, виной всему неумение отличать свое собственное счастье от трамваев. Частое от общего. И даже если таким людям показать фильм с обзором всех трамваев в Риге и всех трамваев в Калининграде - это не изменит для них того факта, что рижские трамваи не будут иметь никакого эмоционального отклика, а свои, отечественные будут. И значит, рижские всегда будут проигрывать. Даже, если они чище. Даже, если современнее.

Из всего этого и складывается постепенно эдакий конформистский патриотизм. Когда всегда свое лучше, просто потому что свое. А чужое может и хорошо, но ведь оно чужое, мы всю жизнь в лаптях ходили, и дальше будем, не надо вот этого западного всего нам.

Поэтому так и живем. С дорогами как после бомбежки, но такими родными, по ним ведь еще бегали после школы с друзьями, с отсутствием пандусов в подъездах, с некрасивыми домами. Потому что чужого нам не надо, мы любим свое.


Другие материалы автора можно почитать в её блоге по ссылке https://zen.yandex.ru/gdenamzit