Индексация штрафов: система, которая работает

Фото: freepik.com

Ни для кого не секрет, что любая валюта, рубль в том числе, с каждым годом обесценивается.

Поэтому власти с учетом инфляции увеличивают размер прожиточного минимума, МРОТ, социальные выплаты и зарплаты бюджетников. А вот суммы штрафов за административные правонарушения много лет остаются неизменными. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов* предлагает создать в России новую систему исчисления штрафов, учитывающую инфляцию и девальвацию национальной валюты.

По данным Росстата, инфляция в России за 2021 год составила 8,39%. А если рассчитать уровень инфляции с сентября 2013 года, мы получим цифру 85,88%. Прожиточный минимум в сентябре 2013 года составлял 7 429 рублей, в 2022 году он повысился до 12 654 рублей, т.е. на 70%. Почему для примера мы взяли именно сентябрь 2013 года? Именно тогда частью 2 статьи 12.9 КоАП РФ была установлена сумма штрафа в 500 рублей за превышение скорости на величину более 20, но не более 40 км/ч. И с тех пор эта сумма не менялась. Более того, с 1 января 2016 года, при оплате штрафа в 20-дневный срок, можно получить скидку 50%. Так же обстоит дело и с другими штрафами.

Такое обесценивание штрафов приводит к тому, что со временем они перестают быть эффективным стимулом к соблюдению законов и правил. К тому же, пополнение бюджета государства за счет правонарушителей также постепенно снижается.

Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский говорит: «Некоторые штрафы ГИБДД, особенно с учетом доходов в крупных городах и инфляции, выглядят просто смехотворно. В последний раз их индексировали примерно 10 лет назад. В 2013 году превышение скорости на 20 км/ч «стоило» те же 500 рублей. Но за это время деньги обесценились. Зато появилась скидка 50% на оплату, которая стала некой индульгенцией и превратила некоторые штрафы просто в несущественную плату за проезд. Получается, что с учетом скидок и изменения экономической ситуации за последние несколько лет минимальный штраф за превышение на 20–40 км/ч не возрос, а стал в два раза ниже».

Автор проекта "20 идей" Дмитрий Давыдов* предлагает разработать специальный месячный показатель, учитывающий инфляцию и девальвацию, и исчислять все штрафы в этом показателе. Таким образом, пишет Дмитрий Давыдов*, «размер штрафов в России будет всегда соответствовать текущей экономической ситуации в стране, а значит, их актуальность не сможет быть утрачена».

Фото: freepik.com

Такая практика существует в Казахстане с 90-х годов прошлого века. Там был разработан месячный расчетный показатель, который ежегодно устанавливается государством исходя из стоимости национальной валюты. На основе этого показателя рассчитываются штрафы, налоги и другие платежи в бюджет. Например, превышение скорости на величину от 20 до 40 км/ч наказывается штрафом в размере 10 месячных расчетных показателей. В 2018 году это соответствовало 22 690 тенге (примерно 3 860 рублей). А в 2022 году за то же правонарушение придется заплатить уже 30 630 тенге (примерно 4 880 рублей). Другими словами, сумма штрафа за 4 года увеличилась на 26%. Особо стоит отметить, что регулярного пересмотра законодательства не требуется: достаточно один раз установить расчетные формулы. Дмитрий Давыдов* считает, что пример Казахстана показателен еще и по той причине, что темпы инфляции и девальвации валюты там близки к России. При этом уровень жизни в Казахстане не выше российского, однако методика расчета штрафов не вызывает недовольства населения.

Фото: freepik.com

Со своим предложением Дмитрий Давыдов* обратился в органы Российской власти. К сожалению, Минюст России не поддержал его инициативу, так как «исчисление административных штрафов исходя из единого расчетного показателя не позволит дифференцировать административную ответственность в зависимости от степени общественной вредности и квалифицирующих признаков каждого конкретного административного правонарушения».

С такой формулировкой сложно согласиться, так как система, предложенная автором проекта «20 идей», никак не противоречит дифференцированному подходу к установлению суммы штрафа за то или иное правонарушение. Привязка суммы штрафа к месячному расчетному показателю вместо фиксированной суммы в рублях это чисто математическая операция. При этом соответствие размера штрафа совершенному правонарушению сохраняется. Скажем, за небольшое превышение скорости штраф может составить 10 показателей, а, например, за проезд на красный свет – 100. Более того, со временем штрафы не обесценятся из-за инфляции, как это происходит сейчас, а останутся адекватной мерой ответственности за причиненный вред.

При необходимости государство всегда может скорректировать сумму штрафа, независимо от того, исчисляется он в рублях, как сейчас, или привязан к расчетному показателю, как предлагает Дмитрий Давыдов*.

В письме, полученном Дмитрием Давыдовым* от МВД России, отмечается, что «механическое увеличение размеров санкции (административного штрафа) не может само по себе служить эффективной мерой сдерживания роста неправомерного поведения при отсутствии комплексного подхода к решению соответствующих проблем».

Разумеется, это верно. Но в предложении автора проекта речь идет не об увеличении размеров штрафных санкций, а лишь о приведении их в соответствие текущей экономической ситуации в стране. Размер штрафа, выраженный в расчетном показателе, останется неизменным. Увеличение же расчетного показателя, безусловно, должен происходить на основании детального анализа множества экономических факторов.

Если предложение Дмитрия Давыдова* получит необходимую законодательную поддержку государства, штрафы станут эффективной сдерживающей мерой от совершения правонарушений, а поступления в государственный бюджет не будут обесцениваться из-за инфляции.

* Выполняет функцию иностранного агента.

Общество