«Вопрос самооценки»: эксперт объяснил, почему не всем школьникам нужно идти в 10 класс

Svetlana Vozmilova/Global Look Press
Политика, направленная на привлечение молодых людей в колледжи, сегодня характерна для России.

Доктор педагогических наук, профессор Института образования ВШЭ Олег Федоров в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал сообщения о том, что сразу в нескольких регионах России родители столкнулись с невозможностью зачислить детей в 10 класс, так как ученики не смогли сдать внутренние экзамены для поступления в профильные классы. Проблема возникла из-за нового государственного образовательного стандарта, давшего школам возможность проводить отбор по собственным критериям во все десятые классы.

По его словам, в стране не хватает рабочих профессий, специалистов среднего звена, и это подтверждается еще и ростом популярности колледжей.

«В некоторых регионах нашей страны до 70% выпускников 9 классов идут в средние профессиональные учреждения получать рабочую профессию. Это, во-первых, быстрее, на рынок труда ты выходишь не через 6 лет, а через 3-4 года, уже становишься специалистом, можешь получать свою зарплату, причем зарплату довольно конкурентоспособную. Сейчас во многих регионах профессиональные сварщики, рабочие получают больше, чем специалисты с высшим образованием. То есть, в общем и целом, политика, направленная на привлечение молодых людей в колледжи, она сегодня характерна для нашей страны, для ее образовательной политики», — сказал он.

Федоров отметил, что Конституция и закон об образовании гарантируют получение среднего образования, но профилизация старшей школы — это в целом неплохая история, потому что если человек не освоил базовую часть какой-то науки, то ему дальше тяжело будет учиться в вузе.

«То есть мы понимаем, что стартовый уровень для получения хорошего инженерного образования достаточно высокий. А если ты осваиваешь, например, ту же биологию по общеобразовательной программе старшей школы в объеме один час — ну, едва ли ты сможешь стать впоследствии кем-то в области медицины и так далее. И здесь нам надо скорее сознание свое поменять, потому что получение среднего профессионального образования — это не диагноз человека второго сорта. Мы с вами прекрасно понимаем, что есть очень многие карьерные траектории, которые предполагают получение сначала среднего образования, потом высшего образования. Потому что, то, что называется ремесло, которое лежит в основе любой профессии, оно в колледжах осваивается лучше, а дальше, когда возникает потребность, необходимость или стремление получить следующий этап образования, можно пойти в вуз. То есть, мне кажется, что это вопрос отношения к образованию и вопрос самооценки, в том числе. Ничего плохого не вижу в том, чтобы получить первую профессию в колледже, освоиться на рынке труда, начать свою профессиональную деятельность, а уже затем по возможности идти в вуз», — подытожил он.

Ранее глава Рособрнадзора Анзор Музаев предложил провести реформу школьных экзаменов для 9-х классов.

Общество