«Нужно изолировать от детей»: эксперт оценил предложение убрать алкоголь с витрин магазинов

«Нужно изолировать от детей»: эксперт оценил предложение убрать алкоголь с витрин магазинов
Примерно 15–17% выручки всех супермаркетов — это продажа алкогольной продукции.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики, председатель «Национального союза защиты прав потребителей» Павел Шапкин в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал предложение Общественной палаты убрать алкоголь с витрин магазинов, как ранее сигареты.

По его словам, техническая возможность реализовать эту инициативу должны быть известна автору предложения, то есть представителю Общественной палаты, потому что сигареты намного меньше места занимают, и их можно разместить в футляр над кассой, а бутылки туда вряд ли можно засунуть.

«Тем более что вообще-то примерно 15–17% выручки всех супермаркетов — это как раз продажа алкогольной продукции, а в сельпо — больше 50%. Иногда выручку формируют именно алкогольные напитки, включая пиво. Я понимаю, о чем говорят и депутаты, и общественники, что алкоголь не должен находиться в поле зрения детей, но для этого нужно просто выделить в магазинах специализированные отделы, в которых доступ этим самым детям или молодым людям, которым нет еще 18 лет, был бы запрещен. Там стояла бы какая-то система пропускная, охранник, либо еще какой-то фейсконтроль, который позволял бы как-то идентифицировать возраст покупателя достаточно оперативно. Постоянно звучат инициативы — давайте сладости перестанем продавать в алкомаркетах, давайте алкомаркеты вынесем за черту города, давайте отодвинем на 500 метров от школ, и тому подобные вещи. По сути, все это направлено на то, чтобы сделать алкоголь недоступным, чтобы дети мимо полок с алкоголем не ходили в супермаркете. Все эти бутылочки, как правило, очень нарядно оформлены и вызывают неподдельное любопытство, а что там внутри? И, конечно, дети не должны их видеть, потому что фактически продажа алкоголя в общих торговых залах в магазинах является как бы косвенным способом вовлечения несовершеннолетних в употребление алкоголя. В принципе, если строго идти по КоАП, то за это можно магазин привлекать к административной ответственности, там порядка 2 500 рублей предусмотрено», — сказал он.

Эксперт подчеркнул, что нужно изолировать алкомаркеты и отделы алкогольных магазинов от детей, и для этого они должны быть закрыты.

«Это важно еще с точки зрения того, что там на кассах отдельный учет с ЕГАИС, и все-таки есть время, установленное для продаж алкоголя, и оно ограничено. То есть в любом случае там должен после внеурочного времени висеть амбарный замок, чтобы и сам продавец не мог бы вообще попасть в этот отдел после того, как время продажи алкоголя легальное закончилось. И, в общем то, импульсивные покупки специализированные отделы тоже должны сдерживать. Это, естественно, может сказаться на продажах, потому что, мне кажется, что процентов 20 приобретения алкоголя, как минимум, производится теми людьми, которые не планировали покупать, а пришли, увидели и купили. Иначе бы эти бутылочки не находились бы возле кассы», — подытожил он.

Ранее психиатр-нарколог Василий Шуров рассказал, люди каких профессий больше всего употребляют алкогольных напитков.