«Засовывают во всевозможные кружки»: директор лицея оценил список обязательных предметов для школьников
Директор лицея №369 города Санкт-Петербурга, член общественной палаты Санкт-Петербурга Константин Тхостов в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал список из 17 обязательных предметов, который Минпросвещения РФ утвердило для школ на 2026/27 учебный год.
По его словам, в этом нового ничего нет, это лишь акцент на то, чтобы никто не занимался «самодеятельностью» в кавычках.
«Потому что все вышеперечисленные предметы являются не просто обязательными, они являются теми сбалансированными учебными часами, которые позволяют ребенку действительно получить качественное российское школьное образование согласно ФГОС, и негоже забирать, допустим, из учебного плана часы географии, считая, что они не нужны. Они нужны, они балансируют все наше мировосприятие и дают ребенку возможность понять причинно-следственные связи тех или иных событий, например, в курсе истории. Нельзя убирать труд, подменяя его какими-то другими предметами. Ну вот помните, как было в девяностые годы убрали технологию, передали часы на так называемые информационные технологии. Но это разные вещи. И ребенок должен, помимо того, что он учит точные и естественно-научные дисциплины, все-таки иметь и предметы эмоциональной разгрузки, будь то физическая культура, технология, музыка, ИЗО и так далее», — сказал он.
Тхостов отметил, что есть федеральный базисный учебный план, который четко расписывает всю нагрузку ребенка в зависимости его возраста.
«У первоклассника не может быть больше 21 часа в неделю. У одиннадцатиклассников, соответственно, не может быть больше 37 учебных часов в неделю. Чем больше мы перегружаем ребенка, тем меньше у него остается времени для того, чтобы качественно программу освоить, все взаимосвязано. Поэтому не надо добавлять искусственно часы, не надо использовать внеурочную деятельность для того, чтобы какие-то вещи дополнительно пройти, не успев пройти на уроке, не надо задавать на дом то, что не успели пройти на уроке. Нужно спокойно делать то, что положено в рамках парадигмы «учитель учит, ребенок учится, семья любит и воспитывает». Тогда, поверьте мне, останется время, в том числе и на то, чтобы с интересом провести его в кружках, секциях, которые прекрасно предоставляются системой дополнительного образования нашему подрастающему поколению», — пояснил он.
Эксперт подчеркнул, что нагрузка на школьников колоссальная.
«Потому что помимо репетиторов еще и засовывают детей во всевозможные кружки, секции отдают в какие-то развивашки непонятные, используя это все в качестве камеры хранения, лишь бы не заниматься ребенком. Потому что, наверное, вышло из моды, отвечать на многочисленные вопросы ребенка, который взрослеет. Наверное, нашим родителям нужно дать совет, что не надо искать подручные средства для того, чтобы занять свободное время ребенка, лучше его проводить вместе с ним. И, поверьте мне, тогда ребенок не будет перегружаться и переутомляться, потому что, представьте себе, маленький ребенок едет на тренировку к 6 часам утра, а потом едет на первый урок в школу — ну это вообще никуда не годится. И самое главное, что мы забываем о возрастных особенностях и необходимости, например, дневного сна для младших школьников. Многие родители бы пообщались со своими родителями, бабушками и дедушками, и те бы их уму-разуму научили. Ребенку нужно балансировать аккуратненько нагрузку. Нагрузка, отдых, нагрузка, отдых, а не постоянная нагрузка», — подытожил он.
Ранее президент РФ Владимир Путин отдал поручение правительству, согласно которому школьные учебные программы должны быть усовершенствованы так, чтобы ученики тратили меньше времени на выполнение домашних заданий.