«Уедет и потеряет квалификацию»: эксперт оценила новую систему высшего образования в России

«Уедет и потеряет квалификацию»: эксперт оценила новую систему высшего образования в России
В России острый дефицит медицинских кадров.

Профессор Института развития образования НИУ Высшей школы экономики Ирина Абанкина в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировала новую систему высшего образования в России.

По ее словам, самое главное — то, что раньше называлось специалитетом и бакалавриатом теперь называется базовым высшим образованием.

«Это первый уровень образования, он реализуется по направлениям подготовки и по специальностям, и длительность там действительно достаточно гибкая — от 4 до 6 лет. И сама длительность конкретной программы определяется университетом в зависимости от того, какие знания, компетенции, навыки приобретают студенты, но при этом делается акцент на приоритетных направлениях, на развитие науки и техники, чтобы обеспечить технологический прорыв, по ним в первую очередь будут предоставляться контрольные цифры приема. И очень важный вопрос — практика, ориентированность, связь с работодателями. То есть, если понятно, для каких работодателей, под какие перспективные потребности рынка труда готовятся кадры, это тоже будет ключевым в определении объема государственного задания университетов. И резко увеличивается доля целевого обучения — по медицинским направлениям, транспорт, логистика, отдельные инженерные направления тоже очень ориентированы именно на целевое обучение. И поэтому вклад работодателей в финансирование такого образования тоже однозначно повышается, потому что здесь речь уже идет не только о прохождении практики, но и об участии работодателей в реализации образовательной программы», — сказала она.

Абанкина добавила, что гораздо более короткие интенсивные программы будут по подготовке, по компьютерным наукам, цифровым компетенция, тому, что очень быстро меняется, где действительно короткие интенсивные программы дают очень большой эффект.

«Аспирантура становится самостоятельным уровнем образования, но она на стыке образования и науки, потому что дипломы об этом уровне образования выдаваться не будут, у нас вот сейчас был эксперимент несколько лет их выдавали. Окончанием уровня является все-таки предзащита и выход на защиту соответствующими публикациями, то есть тут уже по окончании, должен быть вклад в науку, подтвержденный публикациями. И в этом смысле действительно очень, скажем так, серьезная не только образовательная программа, но и научно-исследовательская деятельность с этим, понятно, является компетенцией. Интернатура для врачей — это очень специальный уровень образования, где квалификация и образование тоже переплетены своеобразным образом. Медицинское образование дает у нас, что называется, врачей общей практики. Чтобы стать узким специалистом, обязательно надо закончить ординатуру. Но сегодня введена обязательное отработка для подтверждения квалификации по окончании, ну такой вот, можно сказать, фактически аналог интернатуры. То есть нельзя просто так получить диплом в медицинском образовании и считать, что получил допуск к профессии, к развитию в этой сфере. Либо ты становишься узким специалистом, тогда это все-таки ординатура, и там тоже контрольные цифры приема, там очень тесная связь с клиниками, и поэтому количество мест именно этим ограничивается. А то, что касается интернатуры, постепенно, поэтапно вводится обязательная отработка по окончании и присвоение квалификации по результатам отработки. Вот этот трек, он действительно оправдан для здравоохранения, для медицины. Фармацевтику туда, по-моему, не втягивают. Сейчас это обсуждается для педагогики, наверное, там гораздо больше рисков и это пока не принято, но в медицине вот этот трек, он и во всем мире отдельный, и здесь у нас тоже ищутся варианты насыщения кадрами и повышения качества. У нас очень острый дефицит кадров, и сегодня требуются кадры, владеющие современным оборудованием, что очень важно. Бессмысленно закупать оборудование, если нет кадров, которые могут им пользоваться. Поэтому вот это распределение врачей и обязательность отработки. Раньше был риск, что он уедет куда-то, потеряет квалификацию. Поэтому я считаю, что это правильно. Это так или иначе обеспечивает и качество, и доступность медицинской высокотехнологичной помощи», — подытожила она.

Ранее Абанкина прокомментировала предложение главы СПЧ Валерия Фадеева о возвращении к всеобщим переводным экзаменам в школах.