«Копеечная санкция никогда не останавливала»: эксперт оценил повышение штрафов за навязывание допуслуг

minpromtorg_rus/www.globallookpress.com
Дополнительные услуги навязывались повсеместно и в самых разных сферах.

Председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», председатель общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал принятие Госдумой закона о повышении штрафов за навязывание дополнительных услуг.

По его словам, это очень позитивная новость в контексте защиты прав потребителей, потому что во многих сферах они сталкиваются с такими недобросовестными практиками.

«Механизм их защиты был уже проработан, но не было весомой санкции за нарушение. Теперь мы действительно полностью защищены от того, что встречалось в абсолютно разных сферах потребительского рынка. Мы с вами неоднократно видели, когда за нас проставляли галочки при покупке билетов, например, на самолет, когда в квитанции за по оплате ЖКХ нам какие-то услуги прописывали, которые мы в глаза не видели, с которыми никогда не соглашались, когда в банке нам какие-то страховки навязывают. Ну и самое частое — это когда при покупке автомобиля нам целый мешок допуслуг и доптоваров навязывали, без которых иногда даже отказывались вообще продавать машину. Все это было повсеместно, все это продолжалось потому что копеечная санкция никогда не останавливала недобросовестного предпринимателя, просто она закладывалась в издержки, а вот теперь размер административного штрафа, конечно, заставит задуматься. Но самое главное, что, во-первых, упрощен порядок доказывания, то есть это не потребитель должен доказать, что ему что-то навязали, а продавец или исполнитель должен доказать, что он не навязывал, когда потребитель жалуется», — сказал он.

Эксперт отметил, что для жалоб по-прежнему остались два основных способа.

«Основной — это Роспотребнадзор, который рассматривает все подобные дела о навязывании и, собственно, вправе налагать такие санкции. Ну и можно в суде тоже защищать свои права, ссылаясь на соответствующие нормы закона. У нас нужно обязательно идентифицировать себя как потребителя, при этом на самом деле, с точки зрения установленного порядка, желательно еще и продавцу перед этим претензию написать самому, вдруг он одумается и добровольно ваши требования выполнит. И вот уже после этого можно смело, через интернет, что удобно, с авторизацией на Госуслугах, обращаться спокойно в любое управление Роспотребнадзора, в любом субъекте федерации, где живет потребитель, и, собственно, там, и где находится продавец этот или исполнитель. Там примут заявление, рассмотрят его и примут необходимые меры», — пояснил он.

Ранее директор кредитного направления в «Сравни» Магомед Гамзаев рассказал о прослеживающейся тенденции ухудшения условий по кредитным картам.