Просто о сложном. Как говорить с детьми об инклюзии

Просто о сложном. Как говорить с детьми об инклюзии

Фото предоставлено Ассоциацией «Равные права и равные возможности»

Мы живем в современном мультикультурном обществе. Каждый день мы общаемся с людьми разного пола, расы, вероисповедания, с разными физическими и ментальными способностями. И нашим детям также предстоит жить, учиться и работать именно в таком обществе. Они должны быть к этому готовы. Условия современной жизни диктуют необходимость обучения и воспитания детей на основе принципов, направленных на обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме и полноценного развития независимо от их особенностей, формирования у детей толерантности, складывающейся из уважения к точке зрения другого человека.

Идеи равных прав и возможностей для всех без исключений объединились в стратегию Diversity and Inclusion (сокращенно D&I), в переводе это означает «Многообразие и вовлечение». Основой данной стратегии является позиция открытости и уважения к различиям, которые существуют между людьми: этническим и религиозным, половым, физическим, умственным и другим. С 2018 года популяризацией идей «Многообразия и вовлечения» в России занимается ассоциация «Равные права и равные возможности».

Ассоциация «Равные права и равные возможности» — первая в России коммуникационная площадка для коммерческих, некоммерческих организаций и лиц, имеющих успешный опыт внедрения проектов, практик и программ, направленных на устранение трудовой и социальной дискриминации лиц на основании их пола, возраста, физических или иных ограничений.

Учитывая актуальность вопроса воспитания нового поколения в условиях мультикультурного социума, эксперты Ассоциации создали уникальную информационную брошюру, где собрана и систематизирована вся необходимая информация. Подготовка данной информации проходила при поддержке сообщества PROЖенщин и сети частных детских садов «Интересный детский сад».

«Мы разработали данное методическое пособие, чтобы им могли пользоваться и родители, и, что очень важно, учебные заведения! К сожалению, во многих учебных заведениях занимаются только развитием академических навыков, совсем забывая о воспитании и развитии таких важных составляющих эмоционального интеллекта, как эмпатия. Забывая, что одна из основных современных педагогических функций — развить в ученике способность быть толерантным к разнообразию мира. Уметь общаться и принимать разность других людей. Помогать преодолевать ребенку психологическую неустойчивость. И чем раньше учебные заведения (желательно с детского сада) этим займутся, тем проще и комфортней будет жить людям в мире», — комментирует Жанна Казанская, учредитель сети детских садов «Интересный детский сад» и частной школы «Интересная Школа», основатель бренда детской одежды «Zhannaandanna».

Информационная брошюра «Просто о сложном. Как говорить с детьми об инклюзии» разработана на основе анализа последних российских и зарубежных исследований. В данной статье мы рассмотрим основные положения, представленные в ней.

Виды разнообразия. Что оно подразумевает, что значит быть «не таким»

Отличаться от других — это нормально.

Каждый ребенок от рождения уникальный и особенный. Каждому даны свои особые таланты, перед каждым стоят уникальные задачи в жизни. Не нужно стесняться своих особенностей, так как зачастую именно они делают нас неповторимыми.

Разнообразие — это реальность, созданная отдельными людьми и группами из широкого спектра демографических и философских различий. Чрезвычайно важно поддерживать и защищать разнообразие, потому что, оценивая отдельных лиц и группы людей без предрассудков и создавая атмосферу, в которой справедливость и взаимное уважение являются неотъемлемой частью, мы создаем заботливое общество, основанное на сотрудничестве людей.

Разнообразие представляет собой набор сознательных практик, которые включают в себя:

● Понимание и оценка взаимозависимости человечества, культуры и окружающей среды;

● Практика взаимного уважения к качествам и опыту, которые отличаются от наших собственных;

● Признание того, что личная и культурная дискриминация создают и поддерживают привилегии для одних, создавая и поддерживая недостатки для других.

Таким образом, разнообразие включает в себя знание того, как относиться к тем качествам и условиям, которые отличаются от наших собственных и не входят в те группы, к которым мы принадлежим, но в то же время встречаются среди других людей.

Многообразие и вовлечение: стратегический подход

Одной из важнейших составляющих частей стратегии «Многообразие и вовлечения» является инклюзия. Мировая практика инклюзии давно доказала, что обучение детей с ограниченными возможностями в массовой школе дает положительные результаты как для самих детей, так и для одноклассников. У обычных детей, которые учатся рядом с особенными, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми. И это единственный путь к инклюзивному обществу, в котором люди с особенностями развития не воспринимаются как изгои.

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», в ст. 2 п. 27, закреплено понятие «инклюзивного образования», которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное образование — явление недавнее, и процесс его развития в нашей стране находится на начальных этапах формирования. В связи с этим на сегодняшний день существует ряд проблем:

  1. Отсутствие нормативных документов, регламентирующих инклюзивное обучение.
  2. Недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования.
  3. Неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляющаяся в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии.
  4. Недостаточное финансирование инклюзивных образовательных учреждений.
  5. Отсутствие системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе.

Буллинг

Внедрение инклюзии — это очень важный шаг в построении толерантного общества. Однако не все готовы принять необходимые изменения, что ведет к появлению таких проблем, как буллинг.

Буллинг — это термин, который появился не так давно, однако он обозначает такое известное всем явление, как детская жестокость, травля одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах.

Долгое время считалось, что школьный буллинг якобы «закаляет»: пострадавший ребенок становится сильнее. Исследования последних десятилетий доказали, что травля разрушительна абсолютно для всех участников: жертв, свидетелей и агрессоров. Одни переживают тяжелые психологические травмы: растет риск депрессии и суицида, падает самооценка, возникают трудности в общении и пр. Другие привыкают подавлять окружающих, убеждать с помощью силы.

Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.

Чтобы помочь жертве буллинга, одними советами о том, что надо уметь за себя постоять (а это тоже распространенная, хотя неэффективная учительская стратегия), не обойтись. Жертве нужна поддержка взрослых. Но даже сама просьба о помощи может быть для подростка стрессом. Решая, стоит ли обратиться к учителю, ребенок оценивает возможные негативные последствия этого. В исследовании о британских школьниках выяснилось, что подростки избегают обращаться к педагогу прежде всего по трем причинам:

1. Неодобрение одноклассников (75,5%).

2. Переживание собственной слабости (64,2%).

3. Желание самостоятельно решить проблему (58,8%).

То есть поиск помощи может ассоциироваться со снижением статуса и потерей самоуважения. Именно поэтому критически важна реакция взрослых на первое упоминание ребенка о пережитом издевательстве. Любое несерьезное отношение к такому разговору может привести к замалчиванию проблемы.

Мы все рождаемся разными, но права каждого человека — на образование и общение, творчество, участие в жизни общества — остаются неизменными и равными для всех.

«Сегодня среди нас всё меньше тех, кто отказывается признавать наше право на уникальность. Каждый из нас — личность со своим индивидуальным набором качеств, которые делают нас особенными и тем самым ценными. Об этом идея разнообразия и включённости каждого человека в активную социальную и экономическую жизнь. И когда мы разговариваем с детьми, выстраиваем диалог (по-моему, образование — это и есть диалог поколений) хорошо помнить о том, что наши дети — это не маленькие взрослые, они другие. Детство — самоценный период в жизни человека, а не просто подготовка ко взрослой жизни. И если мы хотим научить детей ценности каждого, уважению и праву на достойную жизнь каждого, всё, что нам надо сделать, — это самим увидеть в них равноценных. Надеюсь, наша методичка справится с этой задачей», — Екатерина Рыбакова,сооснователь и президент Фонда, идеолог сообщества PROЖенщин.

Полный текст можно скачать в разделе исследования на официальном сайте Ассоциации «Равные права и равные возможности»https://diversityrussia.com/.

Post persons