«Обстоятельство пандемии наложило отпечаток»: как будут отдыхать школьники в этом году

Детский лагерь
Александр Милкус и Дарья Завгородняя расспросили об особенностях детского отдыха в этом году замминистра просвещения Дениса Грибова и представителя Роспотребнадзора Галину Яновскую.

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


А. Милкус:

- Я – Александр Милкус, обозреватель «Комсомольской правды» и ведущий программы «Родительский вопрос». Рядом со мной постоянная соведущая – Дарья Завгородняя. У нас в гостях Денис Евгеньевич Грибов, заместитель министра просвещения Российской Федерации и начальник отдела организации надзора по гигиене детей и подростков Управления санитарного надзора Роспотребнадзора Галина Владиславовна Яновская.

Я еще возглавляю лабораторию медиакоммуникаций в образовании Высшей школы экономики. И мы вместе с профсоюзом, вместе с «Комсомольской правдой» проводили опрос, хотели понять, что известно директорам и учителям школ про организации летнего отдыха. Было опрошено больше 10300 учителей и 2600 директоров. Опрос проходил с 1 по 7 июня. Почти треть учителей были не в курсе правил организации летнего отдыха и на базе своей школы, и вообще какова будет судьба оздоровления их подопечных учеников. Надеюсь, что за это время ситуация изменилась и стала более понятной.

Денис Евгеньевич, что сейчас с высоты федеральной власти понятно с организацией летнего отдыха детей в пришкольных лагерях, выездных лагерях, трудовых лагерях?

Д. Грибов:

- Мы объективно понимаем сегодняшнюю ситуацию, что этот год нетрадиционный с точки зрения организации отдыха и оздоровления. И то обстоятельство пандемии, которое наложило отпечаток на все сферы жизнедеятельности нашей страны, объективно накладывает отпечаток и на сферу детского отдыха. Если говорить в обычном режиме, как правило, к детской оздоровительной кампании подходят, организуют на своих площадках порядка 46 тысяч лагерей. Этот год внес свои коррективы. По нашему мониторингу, в рамках деятельности нашего федерального ресурсного центра, который осуществляет мониторинг, планируется к открытию порядка 33347 учреждений. Это составляет 74 % от плановых цифр, которые были изначально заложены.

А. Милкус:

- Это мы говорим про выездные лагеря или про все лагеря?

Д. Грибов:

- Мы сейчас говорим про все типы лагерей, которые существуют в нашей стране. Стационарных лагерей на данный момент порядка 2300 в стране.

А. Милкус:

- Что значит – стационарных?

Д. Грибов:

- Стационарные – с круглосуточной формой пребывания, как правило, реализующие смены порядка 21 дня.

А. Милкус:

- Учитывается ли то, что оздоровительный сезон начнется позже?

Д. Грибов:

- Конечно, это тоже учитывается. При принятии решения об открытии лагерей и начале детской оздоровительной кампании участвуют субъекты Российской Федерации, решение принимается непосредственно штабами по коронавирусу. Исходят из санитарно-эпидемиологической обстановки на данный момент в регионе. С нашей стороны, со стороны правительства Российской Федерации рекомендовано рассмотреть возможность начала кампании с 1 июля. Но вместе с тем субъект федерации может начать либо раньше, либо позже оздоровительную кампанию.

Д. Завгородняя:

- А сколько приблизительно детей будет участвовать?

Д. Грибов:

- Около 5 миллионов. Но мы не можем на сто процентов спрогнозировать точное количество. Ситуация меняется ежедневно.

А. Милкус:

- Обычно весной родители покупали путевки или получали путевки через органы соцзащиты. В этом году система была построена по-другому. Как родителям отправить ребенка в лагерь?

Д. Грибов:

- В каждом регионе существует уполномоченная организация, которая отвечает за детский отдых. Мы на федеральном уровне создали отдельный телефон горячей линии: 8-800-444-35-38. По этому номеру можно получить разъяснения по общим вопросам. И получить информацию, какие структуры в регионах занимаются детским оздоровительным отдыхом, получить контактные телефоны региональных колл-центров. Во всех 85 субъектах Российской Федерации созданы горячие линии, где подробно поясняют все обстоятельства кампании в этом году.

А. Милкус:

- Учителя в нашем опросе говорили, что во многих регионах компенсируют сокращенное количество выездных лагерей пришкольными лагерями.

Д. Грибов:

- Пришкольные лагеря являются самыми массовыми формами занятости детей летом. Так было всегда исторически. Планируется к открытию 33 тысячи лагерей, стационарных из них – 2300, а в этом году даже поменьше будет, где-то 2112 лагерей ориентируются на возможность открытия. :Есть лагеря труда и отдыха, есть студенческие отряды, есть палаточные лагеря. Но самыми массовыми являются пришкольные лагеря.

Дарья Завгородняя

Д. Завгородняя:

- Более 50 % учителей признали, что у них нагрузка возрастет.

А. Милкус:

- Боюсь, что они даже не очень представляют, какая у них будет нагрузка летом. Как им можно помочь?

Д. Грибов:

- Этот год неординарный. Фактически ежегодно максимальный пик организации лагерей при школах, как правило, приходился на июнь и начало июля. Этот год со смещенным графиком. Да еще и накладывает отпечаток смещение ЕГЭ на июль. Это нужно воспринимать как некий форс-мажор, как ситуацию тех реалий, в которых мы находимся. И просто поддержать наших педагогов и учителей в это непростое лето.

Что касается трудовых отношений, они все зарегламентированы и федеральным законодательством, и теми методическими рекомендациями и разъяснениями, которые Министерство просвещения дает регионам. 16 июня 2019 года за подписью статс-секретаря, заместителя министра Зинковича Павла Станиславович, в субъекты федерации уходил комплексный документ, собраны все методические рекомендации по вопросу оформления трудовых отношений в летний период, в том числе в сфере детского отдыха и оздоровления. Рекомендации были согласованы с Общероссийский профсоюзом образования, с Федерацией независимых профсоюзов России, с Министерством труда, Минздравом, Министерством культуры.

На наших порталах мы можем дополнительно разместить эту информацию. У нас есть портал детскийотдых.рф, который является аккумулятором всей информации. Там есть и правовая информация.

А. Милкус:

- У меня ощущение, что учителя даже не читали документов.

Д. Завгородняя:

- Многие не понимают, как юридически должна быть оформлена эта работа.

А. Милкус:

- Администрация должна была все разъяснить педагогам. Люди растеряны. Галина Владиславовна, расскажите нам, какие требования предъявляются в оздоровительным лагерям? Насколько они жестче по сравнению с прошлым годом?

Г. Яновская:

- В этом году лето необычное. Все начинается гораздо позже. Единой даты начала летней оздоровительной кампании нет. Каждый регион решает для себя, когда будут открыты лагеря. Особенность этого лета – то, что отдых будет начинаться для детей в пределах региона. За исключением федеральных городов, когда они будут выезжать в соседние регионы. Москва – в область, Санкт-Петербург – в Ленобласть, Севастополь – в Крым.

Для пришкольных лагерей, по большому счету, там пять особенностей будет в этом году. И заключаться они будут в соблюдении эпидрежима. А именно: при входе в школу, в здание детям с утра будет проводиться термометрия, и персоналу тоже. И на входе мы просим, чтобы ставили септики.

А. Милкус:

- Школы должны были закупить бесконтактные термометры?

Г. Яновская:

- Они уже были. Эта ситуация складывалась еще в марте, когда еще школы работали. Тогда была введена термометрия и осмотр с целью недопущения больных детей в школу.

А. Милкус:

- Проблем с термометрами на входе не должно быть?

Г. Яновская:

- Не должно быть.

Следующая мера – условия для мытья рук. Либо антисептики должны стоять, чтобы можно было обрабатывать руки. Побольше проводить мероприятия на открытом воздухе. Если есть пищеблоки, то сотрудники там работают в масках и перчатках.

Д. Завгородняя:

- А вообще ситуация с масками и перчатками будет распространяться на учителей, на учеников?

Г. Яновская:

- Нет, мы не рекомендуем. Потому что, в конце концов, это отдых, дети достаточно долго просидели дома. Сейчас им надо побольше гулять, восстанавливать силы. Маски для детей и педагогов, которые с ними будут работать, мы не требуем.

А. Милкус:

- А что для выездных лагерей?

Галина Яновская

Г. Яновская:

- Для них требования несколько жестче. И они обусловлены тем, что там круглосуточное пребывание детей в замкнутых условиях. Мы рекомендуем работу в закрытом режиме. Заезд персонала на целую смену. Без выхода и без выезда. Если родители решили забрать ребенка, то обратно в лагерь он уже не возвращается. Исключение проведения массовых мероприятий и родительских дней. Это самое жесткое условие. Остальные условия соответствуют тем, которые были и раньше. Мы всегда брали персонал только после медосмотра. В этом году добавляется исследование на коронавирус. Маски и перчатки на пищеблоке многие лагеря уже использовали раньше. И эта система продолжается. Из нового – обязательная термометрия, желательно два раза в день – с утра и вечером. Наличие постоянного медицинского работника в лагере. И разработка маршрутизации в случае, если будут выявлены больные, в какие больницы детей будут везти, каким транспортом, как все это будет обеспечено.

Д. Завгородняя:

- Какой будет анализ на коронавирус?

Г. Яновская:

- Система будет сложная. Скорее всего, анализ может быть и на ПЦР, и на иммуноглобулины. Мы рекомендуем предоставлять списки в органы Роспотребнадзора сотрудников, согласовывать, определять порядок, кто и что будет проходить.

А. Милкус:

- Анализы на коронавирус должны сдать только сотрудники? Дети не должны?

Г. Яновская:

- Дети не должны. Потому что они приезжают с меддокументацией. Там есть справка об отсутствии контакта с инфекционными больными. Коронавирус – инфекционное заболевание. В справке будет отметка о том, что ребенок не был на карантине, не состоял в контакте с инфекционными больными.

А. Милкус:

- Раньше в лагерь приезжали специалисты по организации туристических мероприятий. А теперь они не могут приехать. А сейчас сотрудники приезжают в лагерь на всю смену.

Г. Яновская:

- У нас вожатые, как правило, проживают в лагерях. И они всю смену находятся вместе с детьми.

А. Милкус:

- Но есть еще всякие инструкторы, которые учили палаточный лагерь разбивать, веревочные лестницы делать, и так далее.

Г. Яновская:

- Здесь мы просим пересмотреть те программы, которые есть в лагере. И адаптировать их под те условия, которые есть сегодня.

А. Милкус:

- Есть регламент, сколько должна длиться смена? Какими документами сотрудники лагеря должны пользоваться для организации отдыха – вашими, местными?

Г. Яновская:

- В отношении лагерей – пришкольных, загородных – есть специальные федеральные санитарные правила. Для пришкольных – отдельно, для загородных, стационарных – отдельно. Региональных требований у нас нет. К ним еще есть методические рекомендации, которые были анонсированы Роспотребнадзором. Они были размещены на нашем официальном сайте. У нас есть колонка, которая посвящена борьбе с коронавирусной инфекцией, там размещаются все документы.

А. Милкус:

- «В школьных лагерях должно быть много внимания уделено преподаванию основ трезвости!» - пишут нам слушатели. Борьба за трезвость в наших лагерях давно ведется.

Некоторые организаторы летнего отдыха говорят о каком-то «зеленом коридоре», который должен быть организован для отправки детей в лагеря. Что это?

Г. Яновская:

- Отдых для детей начнется в пределах региона. Пока про поездки из региона в регион говорить преждевременно.

А. Милкус:

- Говорится, что выезд детей в лагерь должен быть организован под присмотром, справа вожатый, слева вожатый. Всех посторонних распугивать.

Г. Яновская:

- Скорее всего, имеются в виду авиаперевозки и железнодорожные перевозки. Когда детям выделяются отдельные помещения, где их собирают. Исключается контакт с другими людьми. Их проводят, чтобы они не стояли в общих очередях, не гуляли по вокзалам. Это организованный сбор детей и посадка их в подвижные составы.

А по поводу передвижения внутри регионов, в ряде регионов это сохранилось, в ряде это утрачено. Исторически детей собирали в одном месте, сажали в автобусы и везли организованно. Сейчас часто детей привозят родители в лагерь. Причем в течение всей смены могут довозить детей, что не совсем правильно. А в сегодняшних условиях – небезопасно. Уже формируется коллектив, завозить извне туда людей не очень хорошо.

А. Милкус:

- В некоторых регионах говорят, что будут сокращены смены до 14 дней. Есть ли какие-то регламенты?

Денис Грибов

Д. Грибов:

- По сути, регулирование деятельности лагерей осуществляется федеральными нормативно-правовыми актами, законодательством. В том числе, в СанПиНе определена возможность организации и проведения смен по определенному количеству дней. Если это 24 дня, то это санаторно-курортное обслуживание детей. Если это отдых и оздоровление – это 21 день. Есть возможность организовывать смены с меньшим количеством дней. Но это будут смены отдыха и занятости детей, которые не будут в полной степени отражать требования к оздоровлению. Мы попросили Роспотребнадзор уточнить возможность организации смен меньшим количеством дней.

Д. Завгородняя:

- Зачем сокращать эти смены? Многие физиологи говорят, что дети не успевают отдохнуть за 14 дней, адаптироваться.

Д. Грибов:

- При школах это может быть актуально. Сегодня нет задачи в чистом виде обеспечить присмотр и уход за ребенком. Важно сохранить некую образовательную компоненту. В последние годы идет тенденция на профилизацию смен. Они становятся тематическими. Есть образовательные программы, которые развивают ребенка, дают дополнительные компетенции, активность, знания. Некоторые образовательные программы могут быть рассчитаны и на 10, и на 14 дней. Это одна из форм занятости подростков и получения новых знаний.

А. Милкус:

- Говорят, что будут организованы онлайн-лагеря. Что это за форма?

Д. Грибов:

- Сегодня дети проводят много времени за компьютерами, за гаджетами и потребляют большой контент из интернета. И не всегда он позитивный. Наша задача – предоставить возможность получать информацию, в том числе в рамках образовательных механизмов, интерактивных игр, викторин, чтобы дети были заняты. Мы приняли решение предусмотреть возможность, чтобы те, кто не успел попасть в лагеря, мог, находясь дома, что-то новое увидеть, услышать, получить дополнительную информацию. На портале «Российская электронная школа» мы разместили порядка тысячи ресурсов, ссылок на различные программы. У нас задействована вся система учреждений дополнительного образования.

Онлайн-лагеря – это только небольшая часть форм активного вовлечения детей в интерактив. Основоположниками стали наши федеральные детские центры – «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена». Разработали формы, когда ребенок бесплатно несколько раз в день включается в эфир, проводит какую-то активность – зарядку, получает задание, отключается, выполняет его, выходит опять в эфир, показывает результат. Опять отключается. Чтобы не было большого количества времени, проведенного перед компьютером. Ряд педагогических вузов готовили вожатых для онлайн-смен.

А. Милкус:

- Как будут работать в этом году федеральные детские центры, о которых вы сказали?

Д. Грибов:

- Мы вынуждены были принять решение о временной приостановке работы всех наших четырех детских центров. Пока мы ориентируемся на то, что 1 июля они возобновят свою работу. На начальном этапе наши центры будут принимать детей из регионов, где они располагаются. Надеюсь, к августу выйдем на возможность приема детей из других регионов. Все будет зависеть от санитарно-эпидемиологической обстановки.

«Зеленые коридоры» в первую очередь касаются возможности безопасной перевозки и доставки детей из региона в регион. При посадке «зеленые коридоры» должны быть обеспечены для детей. В этом нас активно поддерживает и помогает Ростуризм и Минтранс.

А. Милкус:

- А как получить путевки в федеральные лагеря?

Д. Грибов:

- Сейчас переформатировалась работа лагерей, графики сместились очень сильно. На этапе формирования и комплектования путевками в июле – то вопрос отработки с теми территориями, в которых лагеря находятся. А дальше – есть график. Часть путевок по квотам розданы в каждый субъект Российской Федерации. Есть система АИС «Путевка», в которой на основе достижений, которые есть у ребенка, на основе его портфолио набирают детей.

А. Милкус:

- Напомните о рекомендациях, сколько дети могут находиться перед компьютером?

Г. Яновская:

- Когда началось дистанционное обучение, для всех это было новое. Это широкомасштабное мероприятие, которое зарекомендовало себя положительно. Мы размещали рекомендации для родителей, для детей о том, как организовывать дистанционное обучение, как оборудовать рабочее место ребенка. Зачастую дома компьютеры стоят в темных углах, без освещения. Дети сидят за ними бесконтрольно. Продолжительность работы за компьютером – меньше 45 минут. Идет чередование между списыванием, восприятием информации с носителя. Важно правильно оборудовать рабочее место дома. И соблюдать режимы преподаваний, в том числе в онлайн-лагерях. Делать перерывы для детей. Рабочее место должно быть правильно освещено. Должна быть удобная посадка у ребенка. 20 сантиметров от глаз ребенка должны быть расположены мониторы. При дистанционном обучении мы рекомендовали придерживаться того расписания занятий, которое было во время учебы в школе. В летний период занятость детей является первоочередной. Дети без присмотра дома – это очень нехорошо.

Александр Милкус

А. Милкус:

- Около 70 % детей учились по смартфонам.

Г. Яновская:

- Мы категорически против использования телефонов и смартфонов для обучения. Маленький экран, напряжение зрительного аппарата. Это вынужденная поза, как правило, скрюченная. Это должны быть либо стационарные компьютеры, либо ноутбуки, на крайний случай – планшеты, но с хорошим разрешением.

А. Милкус:

- Федеральные власти контролируют стоимость отдыха в лагерях?

Д. Завгородняя:

- В Москве виртуальные лагеря стоят от 1 до 16 тысяч рублей.

Д. Грибов:

- Наша задача – чтобы был максимально безопасный охват детей различными формами. Здесь посыл на то, чтобы это было максимально доступно для всех родителей и детей. Но мы объективно понимаем, что регулирование этой отрасли осуществляется отчасти рынком, отчасти субъектами Российской Федерации. Существует множество способов компенсации части стоимости родительской платы за путевку в стационарные лагеря. Есть форма субсидирования, есть льготные категории. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Есть некоторые формы экономической помощи лагерям в части льгот или освобождения. Особенно в этот год рекомендовано регионам посмотреть и разработать такие формы, помимо федеральных, которые есть, по отсрочке оплаты налогов, по дополнительным формам. Рекомендации мы направляли в регионы. В разных регионах разные цены. И лагеря сами разные. И инфраструктура в них разные. И программы разные. Единой формулы на сегодня нет.

Д. Завгородняя:

- В каких пределах стоит путевка в средний лагерь?

Д. Грибов:

- Цены очень разнятся. Разница может быть от совсем минимальных значений, в стационарных лагерях есть путевки и за 20 тысяч, а есть и 80 тысяч. Вопрос качества предоставляемой услуги.

А. Милкус:

- Мне важно, что пришкольные лагеря практически бесплатные. Максимум – 5-6 тысяч за смену. Практически это оплата питания. Это важная поддержка семей в этом году.

Д. Завгородняя:

- А как родители могут получить скидку?

Д. Грибов:

- Обратиться в орган соцзащиты. Либо в уполномоченные организации, которые осуществляют координацию этой работы. Я уже говорил, что можно через горячую линию нашу федеральную либо региональную получить исчерпывающую информацию, как можно получить помощь, поддержку, скидку, где отдохнуть и как организовать.

А. Милкус:

- Что бы вы пожелали в этом году детям и их родителям?

Д. Грибов:

- Детям, несмотря на всю ситуацию, постараться хорошо отдохнуть, набраться сил и к 1 сентября прийти с хорошим настроением, готовясь к новым знаниям. Родителям и учителям – терпения в нынешней ситуации. И всех врачей – с праздником!

Г. Яновская:

- Я бы родителям пожелала, чтобы они тщательно относились к выбору лагеря и внимательно смотрели все сайты и информацию про лагерь. И не отправлять больных детей в лагерь.