Обучение на карантине: внезапные каникулы или шанс развить самостоятельность

Домашнее обучение
Александр Милкус и Дарья Завгородняя обсудили с замминистра просвещения Виктором Басюком и гендиректором портала InternetUrok Павлом Арсеньевым, как организовать домашнее обучение школьников в условиях карантина.

Скачать передачу [mp3, 42.6 МБ]

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


А. Милкус:

- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Наши гости сегодня. Заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Стефанович Басюк. И генеральный директор портала интернет-урок Павел Сергеевич Арсеньев. Сегодня мы будем говорить о том, как школы будут проходить вот эту ситуацию с коронавирусом. Дело в том, что вчера Минпросвещения рекомендовало регионам при необходимости временно переходить на дистанционное обучение. Вот мы сразу с Виктором Стефановичем разберемся - рекомендовало, но это же не значит, что надо переходить всем школам? В каком статусе вот эта рекомендация? И как школы должны принимать решение?

В. Басюк:

- Абсолютно верно. Это не приказ, это не всеобщая мобилизация, мы сегодня просим регионы относиться к этому вопросу, исходя из тех особенностей санитарно-эпидемиологической ситуации, которая находится в каждом городе, в каждой школе и, если сегодня власти города и руководство школы понимает, что есть какой-то риск для здоровья детей, риск заражения, то у нас сегодня созданы все условия для того, чтобы учебный процесс проходил в дистанционном режиме. И мы просим регионы нас информировать о том, как это сегодня организовано.

А. Милкус:

- То есть, это в принципе принимает учредитель образовательного учреждения, то есть, муниципальные власти, городские, региональные?

В. Басюк:

- На самом деле, это принимает школа, потому что у нас сегодня по законам образования школа в этом плане самостоятельно строит свой учебный график. Но по согласованию с учредителем, конечно же, она информирует вышестоящие организации.

А. Милкус:

- А есть какие-то критерии, по которым школа понимает - в городе один заболевший, вот он диагностирован и тогда мы закрываемся. Потому что, на мой взгляд, сейчас больше опасна ситуация по сезонному гриппу.

В. Басюк:

- Эту ситуацию мы тоже мониторим, у нас есть ежедневный мониторинг, где все регионы нас информируют о количестве заболевших ребят, о количестве ограничений образовательного процесса, о количестве школ, которые закрыты на карантин по гриппу, мы пока не говорим о коронавирусе. На самом деле, я хотел бы успокоить учителей и родителей, что все предпринимаемые меры сегодня в большей степени направлены на профилактику заболеваемости, а не на саму заболеваемость. С точки зрения, кто определяет вот тот самый порог количества заболевших детей или принимает решение, то это, конечно же, оперативные штабы, которые сегодня созданы в муниципальных образованиях, на уровне регионов, вся эта информация стекается к нам в федеральное правительство - на уровне федерального правительства тоже создан такой оперативный штаб, который возглавляет вице-премьер Татьяна Голикова, поэтому решение принимается на уровне школы совместно с Роспотребнадзором, и далее эта информация уже поступает к нам.

А. Милкус:

- Виктор Стефанович, вот школа объявляет карантин, уходит вся школа, ребенок третьего класса остается дома один, потому что родители работают. Как тут быть?

В. Басюк:

- Я хочу заострить особое внимание, что не вся школа уходит на карантин. Мы говорим о том, что ограничивается проведение образовательного процесса в стенах школы. При этом учителя находятся на рабочих местах…

А. Милкус:

- То есть, для учителей карантина нет?

В. Басюк:

- Для учителей карантина нет, если сам учитель не болеет, если он здоров, он приходит на работу и выполняет свои должностные функции, он ведет уроки в том самом дистанционном формате, он работает с ребятами индивидуально и, если вдруг в семье складывается ситуация, что родитель не может оставить одного ребенка, школа не вправе отказать принять этого ребенка на период рабочего времени школы и организовать ему там как занятия, так и времяпровождение.

А. Милкус:

- Какие есть ресурсы? У нас ведь большое количество платформ, которые могут помочь в этой ситуации перейти на онлайн. Не знаю, можно ли называть основную, но вот федеральная платформа - это российская электронная школа, да. Там по всем предметам есть…

В. Басюк:

- Да, действительно, сегодня есть ряд государственных электронных систем, есть коммерческие частные системы, но они все так или иначе направлены на то, что в них размещен контентный материал, который помогает ребенку учиться. Если мы говорим о российской электронной школе, то это фактически все уроки начальной и основной школы по каждой теме, которой могут пользоваться как родители, так и ученики и учителя. И вполне этот ресурс позволяет сегодня организовать образовательный процесс в дистанционном режиме.

А. Милкус:

- Там просто видео, там нет обратной связи? Обратную связь должен давать учитель?

В. Басюк:

- Обратную связь устанавливает учитель в зависимости от того, как это возможно. В городе в большей степени сейчас пользуются телефонными приложениями. Когда создается общая группа, учитель сбрасывает туда задания, ребята размещают там обратную связь… при этом есть и другие формы, когда учитель делает какие-то презентации, какие-то формы промежуточного оценивания… сегодня это вполне возможно реально, в том числе, так и организуется как раз то самое дистанционное обучение.

А. Милкус:

- Один из самых популярных сервисов - это интернет-урок. Павел, чем он отличается? Какие у вас особенности? Мне важно показать сегодня весь спектр возможностей, которые есть у современного российского учителя, для того, чтобы поддержать школу, класс и не останавливать учебный процесс.

П. Арсеньев:

- У учителя и у родителя. Действительно, вы правы, у нас огромное количество ресурсов в стране и постоянно появляются новые, и целые конференции есть, где это все презентуется. Вплоть до того, что популярностью уже начинают пользоваться каталоги. То есть, выбор такой, что есть отдельные группы, которые выбирают лучшее. Интернет-урок у нас состоит из двух частей. Это библиотека видеоуроков, которые мы много лет накапливали, снимали, создавали, и, собственно, школа. Библиотека большей частью в открытом доступе, но мы частная компания, поэтому участие стоит небольших денег, хотя, если про деньги говорить, забегая вперед, скажу, что мы стараемся самые низкие на рынке цены держать. Библиотека видеоуроков - это для тех, кто пропустил один день или, может быть, неделю в школе, как в библиотеку - пришел, книги взял с полки… Мы помогаем и родителям, и учителям, и ученикам - тем, кто пропустил, проболел, не понял… Это первая часть - библиотека с видеоуроками. Есть вторая. Это школа, которую мы постарались организовать, насколько возможно, полноценную замену обычной школе в интернете. Есть учителя, которые дают быстрые ответы на вопросы, которые пишут ученики, есть онлайн-занятия, есть возможность отправить домашнее задание и учитель проверит, поставит оценку в журнал. В общем, постарались максимум, что можно из кшолы взять, перенести в интернет и сделать такую полноценную замену школы. У нас сейчас порядка 12,5 тысяч учеников учатся в нашей школе, а библиотекой пользуется больше двух миллионов ежемесячно. И это в основном те дети, которые по каким-то причинам решили в обычную школу рядом с домом не ходить. Может быть, их не устраивает качество, может быть, социальная обстановка, может быть, это еще что-то… В основном это та категория семей, которые выбирают не школу рядом с домом, а учатся в интернете, в том числе, у нас. Кроме нас, действительно, очень большое количество ресурсов. Это и библиотеки государственные, такие, как Российская электронная школа, Московская электронная школа, и частные, и сервисы для тестирования, и много видеоуроков просто на Ютюбе от различных учителей…

А. Милкус:

- Виктор Стефанович, скажите, а все эти ресурсы должны как-то сертифицироваться? Вот учебники у нас проходят экспертизу академии образования и академии наук…

В. Басюк:

- Несомненно, весь материал, который выкладывается на этом ресурсе, должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам и примерным образовательным программам…

А. Милкус:

- Насколько этот уход на дистанционное образование подталкивает детей учиться?

Д. Завгородняя:

- Я сама подумала, что вот сейчас они учиться перестанут. Если не держать их за шиворот по скайпу… мы же знаем, чем все это может кончиться…

А. Милкус:

- Нет ли опасности, что детишки воспримут уход на карантин просто очередными каникулами?

В. Басюк:

- Здесь очень много зависит, во-первых, от системы промежуточного оценивания. Учитель не просто должен дать задание и сказать, по какому ресурсу и где его можно найти, но это и определенная, четко отстроенная система оценивания результатов этого дистанционного обучения ребенка самостоятельно. Это включенность родителей, несомненно, и, конечно, формирование мотивации у ребенка. Огульно можно сказать, что, да, сегодня это такой более лайт-режим, но у нас есть все-таки сверхзадачи. Это здоровье ребенка, но при этом очень много сегодня нацелено на дистанционные формы обучения и нельзя сказать, что они не применяются в современном образовательном процессе, если ребенок сидит в классе. Сегодня многие учителя применяют это и в повседневной жизни. А то, что мы какое-то время ограничиваем нахождение ребенка непосредственно в самой образовательной организации, на мой взгляд, вообще не должно сказываться на тот процесс обучения, который происходит. Дистанционные формы вполне могут заменить режим нахождения ребенка в школе.

Дарья Завгородняя

Д. Завгородняя:

- Ну и учителю будет намного проще, если он общается с помощью каких-то электронных средств, проявить индивидуальный подход к детям.

В. Басюк:

- Конечно.

Д. Завгородняя:

- У меня вот те дети, которые болели и я могла с ними переписываться, они иногда зачастую приходили лучше подготовленными, чем те, которые находились в классе и разговаривали между собой.

В. Басюк:

- А потому, что это тоже особая система мотивации, взаимодействия с ребенком. Те самые индивидуальные формы, о которых мы очень много говорим.

П. Арсеньев:

- С одной стороны, да, мы знаем, что при переходе на дистанционное обучение роль мотиватора перекладывается с учителя на семью. Но мы знаем так же, что по отзывам родителей, которые приняли такое решение, они часто наблюдают следующее. Когда вначале ребенок расслабляется немного, но через какое-то время собирается и родители замечают повышение самостоятельности, самоконтроля и даже радуются тому, что ребенок сам преодолел этот барьер, когда на него большая часть ответственности за свой образовательный процесс перекладывается.

А. Милкус:

- У нас на связи директор по продукту Яндекс-учебники Евгений Лурье. Здравствуйте. Если можно, расскажите про возможности сервиса Яндекс-учебник, насколько я понимаю, у вас только русский и математика, да?

Е. Лурье:

- Совершенно верно. Во-первых, действительно, дистанционная форма вполне возможна. Хорошо, что уже пройден определенный путь всеми нами, и в регионах хорошо знакомы с этой формой, особенно поработав с детьми с ограниченными возможностями развития. Поэтому кажется, что, если сейчас хорошо организоваться, то все должно получиться.

Второе. Да, действительно, проект Яндекс-учебник - это сейчас задания по математике и русскому, то есть, когда нужно отработать определенные предметные навыки, например, порешать задания по математике или подчеркнуть подлежащее и сказуемое в русском языке, вот как раз для этих случаев и создана наша платформа - как раз для отработки практики. Работают с ней учителя, то есть, они сами принимают решение, что выдать сегодня по программе, которую они проходят. Мы старались, чтобы в сервисе были задания из разных программ, потому что все-таки у нас занимаются по нескольким учебникам основным в школе. Соответственно, чтобы был выбор и для отработки, и для закрепления материала, но я согласен с коллегой, что итоговый контроль так же важен - но это уже функция учителя.

А. Милкус:

- У вас с 1 по 5 класс сейчас?

Е. Лурье:

- Да.

А. Милкус:

- И очень важно, что Яндекс-учебник это бесплатный сервис?

Е. Лурье:

- Совершенно верно. Но, я думаю, что сейчас даже те, кто был платный, будут стараться делать все возможное, чтобы расширить возможности доступа, потому что понятно, что надо помогать. Это общая ситуация и надо всем вместе включаться.

А. Милкус:

- Да, да, спасибо большое.

П. Арсеньев:

- Могу добавить по поводу сервиса. У нас, например, есть такой сервис, как персональный наставник. Это человек, который созваниваемся регулярно с ребенком, с родителем, мотивирует ребенка, рассказывает родителю о его успехах и берет на себя вот ту самую мотивирующую к обучению функцию, чтобы все вовремя состоялось по программе, как надо.

Д. Завгородняя:

- Но это эффективная вещь? Потому что тут же важны результаты…

П. Арсеньев:

- Да, конечно, все школьники сдают ОГЭ и ЕГЭ в 9-м и в 11-м классе и большинство довольны своими результатами.

Сергей, г. Чехов:

- Добрый день! У меня дочь ходит в седьмой класс и сейчас у учителей голова болит, как им написать ВПР…

А. Милкус:

- Учителям написать ВПР или детям?

Сергей:

- Учителя озабочены, как дети будут писать и какие оценки, потому что у меня приходит дочка и говорит, что очень много слышат они от учителей - как вы будете писать, остаемся после уроков, пишем вот это и это… И второе - про онлайн. А за что я плачу налоги тогда, чтобы учитель учил моего ребенка? Тогда отмените налоги.

А. Милкус:

- Сергей, подождите, мы говорим сейчас о форс-мажорной ситуации, связанной с заболеваемостью… как вы знаете, многие школы и в прошлом году, и в позапрошлом иногда переходили на карантин из-за того, что много детей болело ОРЗ и гриппом. А сейчас еще прибавилась вот эта история с коронавирусом. Мы говорим про эту ситуацию.

В. Басюк:

- Ну, и хотелось бы здесь еще пояснить, что индивидуальное обучение ребенка - будь то в классе или когда ребенок находится дома - не отменяет работы учителя. Учитель в любом случае общается с ребенком, он в любом случае дает ему материал, он в любом случае использует разные формы преподнесения этого материала, в том числе, самостоятельное обучение, разъяснение материала, и при этом вот тот самый промежуточный контроль.

А. Милкус:

- А у нас на связи директор по развитию компании «Фоксфорд» Алексей Половинкин. Алексей, насколько я знаю, «Фоксфорд» тоже включился в ситуацию поддержки школ. Чем вы сейчас можете помочь школам, которые уходят на карантин и переходят на дистанционное образование?

А. Половинкин:

- В «Фоксфорде», помимо курсов дополнительного образования, есть так же направление, мы его называем «домашняя школа», где мы помогаем тем родителям, которые выбрали семейную форму получения образования, учиться, не выходя из дома. То есть, у нас есть полное покрытие всей школьной программы с 5-го по 11-й класс по базовым предметам… У нас эти курсы есть как в записи, так они и выходят в онлайн, и сейчас мы предлагаем всем школам страны бесплатно получить доступ к этим курсам, чтобы дети, которые находятся дома по какой-то причине, смогли бы заниматься на наших курсах.

А. Милкус:

- Я бы хотел сейчас подчеркнуть слово «бесплатно». Это очень важно.

А. Половинкин:

- Да, да, на период действия карантина это как бы действует бесплатно, это доступ именно к основной школьной программе… Учитель в школе может на платформе «Фоксфорд» зарегистрироваться, добавить туда своих школьников и выдать им бесплатно наши курсы.

А. Милкус:

- Спасибо большое.

Д. Завгородняя:

- А с чего учителям начать, если они совсем не использовали никакие электронные возможности? Возможности вот вашего, например, сервиса интернет-урока… Когда я пришла работать в школу, первое, с чем столкнулась, это с огромным количеством бумажек…

А. Милкус:

- Сейчас ситуация такая - ушла школа на карантин и учитель волей-неволей тоже должен использовать дистанционные технологии…

Д. Завгородняя:

- Да, кстати, в интернете, друзья, надо сказать, есть огромное количество ресурсов, на которых по русскому языку, например, какая-то бредятина… Ну, любой может растеряться и напороться на какую-то действительно глупость. Я, например, встречала совершенно дичайшие объяснения…

В. Басюк:

- Если посмотреть с государственного подхода, то вот, допустим, тот же самый ресурс «Российская электронная школа» - чтобы урок попал на ресурс, он проходил тройную экспертизу. Экспертизу учителя, экспертизу методиста и экспертизу психолога. Я думаю, что и другие ресурсы тоже очень серьезно относятся к своему кантенту, потому что надо сказать, в чем сегодня особенность информационных ресурсов? Тем, что за них голосуют количеством посетивших. То есть, если там будет, как вы говорите, бредятина, учитель очень быстро это распознает и такой ресурс не будет пользоваться популярностью. А при этом мы видим, что да, их действительно очень много, но на плаву их достаточно небольшое количество и посещаемость ресурса как раз зависит от качества кантента, который там размещен.

А. Милкус:

- Ну да, вот и Интернет-уроки - у вас тоже методисты сначала проверяют?

П. Арсеньев:

- Да, мы создаем видеоуроки. Пожалуй, мы одними из первых или, возможно, первыми вообще в России начали видеоуроки для школы снимать. Мы в 2009 году начали это делать. И мы выработали сложную систему контроля качества. Перед публикацией урока на сайте, после того, как отработали уже методист, сценарист, учитель в кадре, режиссер там все выставил, художник нарисовал графику, перед публикацией - четыре степени контроля. Это методист-сценарист, это корректор, это сам учитель. В общем, даже некоторые государственные ресурсы обращались к нам, когда создавали свои коллекции видеоуроков. И у нас на интернетурок.ру есть большая достаточно коллекция - несколько тысяч - в открытом бесплатном доступе. Что делать учителю? Можно зайти на интернетурок.ру или на другой ресурс большой, зарегистрироваться, выбрать видеоуроки, которые хотят порекомендовать учителям и порекомендовать им посмотреть их. Когда создаешь видеоурок, нужно понимать, кто твой зритель. Есть ресурсы, которые ставят в центр образовательного процесса учителя и делают все для его удобства - чтобы удобно было использовать его в классе, удобно было по кусочкам в своей работе это использовать. А есть такие, как мы. Мы в центр всегда ставим ученика. То есть, мы говорим - мы напрямую создаем кантент, создаем видео, тесты, тренажеры и сервисы наши именно для ученика, который находится дома. Ему нужно куда задать вопрос, чтобы ему быстро ответили, возможно, написать домашнее задание, чтобы его проверили, поставили оценку и дали рекомендацию, что было не так. Все это у нас есть на интернетурок.ру.

Александр Милкус

А. Милкус:

- А у нас на связи руководитель управления по взаимодействию с учителям платформы Учи.ру Екатерина Латыпова. Екатерина, добрый день.

Е. Латыпова:

- Да, действительно, мы сейчас вошли в такой активный период, когда нужно учителям и ученикам оказать дополнительную помощь в организации дистанционного обучения и вы верно заметили, что качество ресурса зачастую определяется и объемом аудитории, которая на ней работает. На Учи.ру сейчас работают 220 тысяч учителей и 3,5 миллиона учеников ежемесячно обращаются к этому ресурсу. Я бы хотела обратить внимание на то, как мы выстраиваем сейчас свое взаимодействие со школами.

А. Милкус:

- Екатерина, это вот как раз в период дистанционного обучения?

Е. Латыпова:

- Да. Учи.ру как было, так и остается бесплатным для проведения школьных занятий, занятий с учителем и учителем с учениками, но, понимая, что не все учителя до этого пробовали технологии дистанционного обучения, мы запускаем онлайн-уроки, которые ведут учителя или методисты Учи.ру для всех учеников страны начальных классов. И это абсолютно бесплатно, когда каждый учитель может даже порекомендовать ребенку присоединиться к онлайн-урокам. Придумали мы это очень просто - с понедельника по четверг математика, русский, английский язык, окружающий мир - в определенное время начинаются уроки для всей страны. Понятно, что сложно будет вести темы, которые будут попадать именно в учебную программу каждого класса, но мы понимаем, что изучается в третьей четверти, в конце третьей четверти и в соответствии с этим разрабатываем уроки. Второй очень важный инструмент, который мы сейчас оперативно адаптировали и запускаем на сервисе Учи.ру - это инструмент, который позволяет учителю самому вести онлайн-урок, если у него есть опыт работы дистанционно с группой детей. Это возможность в аудиоконтакте рассказывать аналитический материал, делиться презентациями и виртуальным маркером делать записи, которые будут полезны для ребенка. В то же время все текущие сервисы, как возможность изучить новый материал по интерактивным предметам, интерактивным заданиям, как возможность раздать домашнее задание и получить быстро статистику по успеваемости об усвоении учебной программы ребенком они так же остаются доступными. Но я, конечно, еще обращу внимание на то, что мы усилии информационно-методическую поддержку учителей через вэбинары. Потому что видим этот растущий запрос на оказание дополнительной помощи в том, как быстро и легко, удобно перейти на дистанционный формат обучения.

А. Милкус:

- Спасибо большое. Я вот слушаю вас и у меня вот такая гордость, что абсолютно разные платформы, разные сервисы - все объединились для того, чтобы помочь школе! Я просто горжусь этим!

«А зачем вообще ходить в школу, если можно обучаться дистанционно?» - спрашивают нас.

В. Басюк:

- Надо сказать о том, что школа это ведь не только институт, куда ребенок ходит за знаниями, это общение, это личностное развитие, это формирование каких-то личностных качеств, поэтому действительно бывают ситуации, о которых мы сегодня говорим, - это какая-то инфекция и ребенок вынужден находиться дома и не всегда даже с точки зрения болезни, а иногда и с точки зрения профилактики, но при этом никогда ни одно онлайн-обучение не заменит того человеческого живого общения, который ребенок получает в стенах школы.

П. Арсеньев:

- Да, действительно, есть большое количество семей, которые приняли решение о семейном обучении… по некоторым данным, сотни тысяч…

А. Милкус:

- Официальная статистика, которой я интересовался, - около трех процентов. На самом деле, действительно, рост есть за последнее время, чуть ли не вдвое… но это 3-4% от семей, у которых есть дети-школьники.

В. Басюк:

- Но это не значит, что ребенок изолирован. Может, ребенок занимается спортом, может, он занимается какими-то видами искусства, может, он тратит много времени на общение в другом коллективе…

П. Арсеньев:

- Да. И многие родители отмечают, что важно - какая социализация. Одно дело - в школе, рядом с домом, по территориальному признаку, с другими детьми, которые вынуждены иногда нехарактерные для себя социальные роли играть в том классе, где их собрали. А когда родитель дома, он социализируется в кружках по интересу, с теми детьми, с которыми он объединен какими-то общими интересами и устремлениями…

А. Милкус:

- У меня два вопроса осталось. Первый - это технические ресурсы в школе какие есть, для того, чтобы перейти, потому что, если интернет слабый, то особо дистанционного образования мы не получим.

В. Басюк:

- Надо сказать, что сегодня во многих школах все это есть и отрегулировано не только с точки зрения технической, но и нормативной. У нас существует приказ еще от 23 августа 2017 года о введении дистанционного обучения. Мы очень долго к этому шли, сегодня практически в каждом регионе у нас есть свои платформы, на которых размещаются электронные дневники и электронные журналы, позволяющие осуществлять взаимодействие между учителем, ребенком и родителем. Кроме этого, мы с вами сегодня уже обсуждали, что это не только интернет, это сегодня и системы тех приложений, которые существуют в телефоне, это и некий раздаточный материал, который передается ребенку и получается обратная связь с учителем. Поэтому, я считаю, что сегодня у нас есть все возможности для того, чтобы, в том числе, и эту форму применять в нашем образовании.

А. Милкус:

- Ну и действует национальный проект Образование, одно из направлений которого - это увеличение скорости интернетсоединений со школами.

В. Басюк:

- Конечно, ну, эта работа сейчас только начата, но в любом случае в ближайшие три года школы получат, конечно, очень значительное увеличение скорости интернета.

П. Арсеньев:

- Наверное, тут нужно еще говорить об интернете дома, раз мы говорим о том, что дети находятся в домашних условиях… надо отметить, что у нас в России одна из самых больших скоростей интернета в мире и, по-моему, самая большая аудитория интернета в Европе.

Д. Завгородняя:

- Мы вообще очень технологичная страна…

П. Арсеньев:

- Да, это правда. Поэтому и ресурсов у нас большое количество, и в домашних условиях все могут учиться, соединяясь напрямую с учителем, будь он где-то в онлайн-сервисе, как наш, или в школе…

В. Басюк:

- Я считаю, что наша общая задача - помочь ребенку сформировать ту самую мотивацию и сделать все и родителям, и учителям, и администраций школ, для того, чтобы мы сейчас безопасно прошли вот этот период и еще раз действительно это послужило толчком к тому, чтобы онлайн-технологии все больше в школе развивались.

А. Милкус:

- У нас звонок из Воронежа. Алексей, добрый день.

Алексей:

- А вот когда эти всякие эпидемии по гриппу были, почему министерство не предлагало это онлайн-образование?..

В. Басюк:

- Я еще раз заострю внимание, что онлайн-образование не просто предлагается, оно нормативно введено с 2017 года и оно очень активно используется сегодня в школах, потому что мы действительно в некоторых регионах переживали серьезные эпидемии по гриппу в этом году и школы как раз и использовали дистанционное обучение. То, о чем мы говорим сейчас, это предложение школам в вопросах профилактики эпидемиологической ситуации рассмотреть временный переход школ на дистанционное обучение.

А. Милкус:

- И потом, слушайте, если бы мы оказались в такой ситуации лет 5 или 10 назад, у нас не было такого выбора. Я наблюдаю за динамикой образования уже лет 20, мы просто действительно в последние 5-7 лет с дистанционным образованием, с современными курсами оказались, наверное, одним из лидеров. Вот даже если возьмем платформу «Корсера», на которой существуют лекции для студентов, чуть ли не треть курсов на английском языке - из России… Мы большие молодцы! Давайте все-таки еще о таком поговорим. Учитель в возрасте не готов переходить на дистанционное образование, не умеет. Что делать?

В. Басюк:

- Я готов дать рецепт такому учителю. Подключить в союзники своих детей. Они помогут ей это организовать и она вместе с ними будет учиться пользоваться этими сервисами.

А. Милкус:

- То есть, вы просто говорите своим в школьникам, ничего в этом зазорного нет, - а давайте мы вместе с вами освоим вот эту платформу…

В. Басюк:

- Конечно. И ребята с удовольствием помогут, потому что у учителя задача не просто быть передатчиком какого-то объема знаний, его задача быть посредником, соучастником, проводником и совместно с детьми постигать тот материал, который сегодня существует, в том числе, и в новейших формах, таких, как цифровые, электронные…

П. Арсеньев:

- Да, и большинство библиотек сделаны по такому же принципу, как и любая другая библиотека, где есть предметы, классы - с первого по одиннадцатый. Достаточно просто начать. Часто этот страх - просто страх сделать первый шаг. А когда уже начинаешь делать, там оказывается все просто. Список уроков, темы и так же, как в учебнике есть оглавление, на которое учитель может начать, открыть видео и порекомендовать тем же ученикам самостоятельно его выбрать, посмотреть, порешать тесты, сдать итоговую работу…

А. Милкус:

- Мало того, есть же сервисы, где просто учитель задает домашнее задание и он не тратит время на проверку, потому что основные задания считает машина и проверяет, и говорит, что у Пети там не хватает знаний по этой теме, у Коли - вот по этой… и экономится время учителя - не нужно сидеть над домашними заданиями, над тетрадками.

П. Арсеньев:

- Именно. Вот в нашей школе большая часть домашних заданий автоматизирована, потому что есть возможность сразу получить обратную связь о степени усвоения материала ученика у родителя, есть отдельные сервисы, которые только этим и занимаются… Причем, их настолько много, что даже не будут повторяться работы среди одного класса учеников…

Д. Завгородняя:

- Но хотелось бы сказать, что все-таки живое человеческое общение, которое обеспечивают школы в самых разных ситуациях, а не только в специализированных, которые бывают на кружках и на секциях, - это очень полезно для развития детского мозга.

В. Басюк:

- А я хочу призвать всех - и коллег-учителей, и родителей, и ребят - чтобы мы все вместе, дружно, пережили эту ситуацию, благодаря помощь друг друга и взаимодействию друг с другом.

А. Милкус:

- На этой оптимистической ноте мы заканчиваем нашу программу.