Откуда платить и как контролировать: главные вопросы о бесплатном школьном питании
Скачать передачу [mp3, 42.9 МБ]
Мы предлагаем полный текст радиопередачи.
Д. Завгородняя:
- Здравствуйте! Президент России в послании к Федеральному собранию предложил обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы. Мы обсуждаем эту инициативу с Владимиром Черниговым, президентом института отраслевого питания.
В. Чернигов:
- Здравствуйте!
Д. Завгородняя:
- С Валерием Алексеевым, руководителем проекта ОНФ «За честные закупки».
В. Алексеев:
- Здравствуйте!
Д. Завгородняя:
- И у нас Зинаида Лобанова, автор телеграмм-канала о подростках, мама двух дочерей. Она на подходе. И с нами Александр Милкус по скайпу.
А. Милкус
- Здравствуйте! Это очень важное заявление, которое было сделано во время чтения послания Федеральному собранию. Но тут очень много нюансов, которые, думаю, наши гости пояснят. Когда я езжу по регионам, я всегда захожу в школы местные и стараюсь ненавязчиво попросить директора мне пообедать в школьной столовой. За деньги, конечно. Мне важно посмотреть, чем кормят детей. Я вам скажу, что в большинстве школ и сейчас кормят неплохо. Единственное, цена варьируется от сто до ста пятидесяти рублей, может, выше. И для меня важный показатель, что вместе с детьми в этих столовых обедают учителя. Но это я говорю о платных обедах и завтраках для всей школы.
Если говорить о том, как кормить бесплатно горячим питанием младших школьников, то тут возникает много вопросов. Сейчас эта функция по закону на регионе, на муниципалитете. В некоторых регионах областная Дума или местные власти выделяют очень немного денег – 35 рублей, 40 рублей, 45 рублей на горячее питание младших школьников. Мы понимаем, что даже в скромно живущем регионе на эти деньги нормальным и качественным питанием детей не обеспечить. Сейчас важно понять и проговорить, какая будет система, чтобы было не просто горячее питание, а качественное питание. И стоило нормальных денег. И кто будет за это платить, контролировать.
Д. Завгородняя:
- Когда я слушала слова Владимира Владимировича, подумала, что надо как-то централизовать эту систему питания.
В. Алексеев:
- Два с половиной года ОНФ занимается изучением питания. Началось с простого: принесли справку по поводу плохой ситуации, в детском саду некачественно кормили детей в одном из регионов. Я смотрю, стоит сумма 120 рублей. Спрашиваю, почему 120 рублей в день? Начали раскручивать и понеслась. Один за одним начинали сыпаться вопросы: как формируется меню, как учитывается количество детей, которые будут в день проходить, как это выглядит на стране, почему эти продукты можно, эти нельзя. И как все это контролируется. Выяснилось, что огромная система. И познакомились с Владимиром Черниговым на одном из совещаний в Совете Федерации. Он показал очень простой документ. В 93-м году Владимир Путин принял решение о сохранении в Петербурге специального управления социального питания. Это единственное в стране управление, которое на базе региона занимается вопросами социального питания. Больше в стране примеров нет. Система разрушена. Все твои вопросы придется искать в индивидуальном порядке. И сказать, сколько на это тратится денег, не может никто. Есть ориентировочные подсчеты, но они все попали пальцем в небо. И попытки это систематизировать уперлись в одно – никому на федеральном уровне это было не интересно. Мы переписывались со всеми министерствами, они, ну, да, но у нас же есть задача по директорам школ, по образованию, по тому-сему. Школьное питание было выкинуто из системы.
Вопрос в том, что за школьное питание отвечает директор. И никто другой сейчас. И этот год во многом судьбоносный, потому что первое – удалось добиться того, что в Госдуме сейчас есть законопроект о школьном питании. Дважды ОНФ докладывал президенту о школьном питании. И сейчас президент отразил в своем послании весь комплекс проблем, который мы доложили. Четыре тысячи человек участвовало в работе, огромное экспертное сообщество. Мы вкидывали опрос, сразу 50 тысяч родителей за две недели отвечали, как вы относитесь к школьному питанию. Треть говорили негативно.
Почти тридцать лет на федеральном уровне этой темой не занимались. В каком она состоянии?
Д. Завгородняя:
- Владимир, с чего начать?
В. Чернигов:
- Мы не коммерческие, не государственные. И пятнадцать лет я ждал этих слов. Президент сказал даже, что были непростые беседы и споры со своими коллегами. Мы прагматы. В школьном питании всего два крупнейших блока – это прозрачная экономика и соответствующая этой экономике нормативно-правовая база.
Д. Завгородняя:
- У нас с прозрачностью не здорово.
В. Чернигов:
- Да. Любимый вопрос, почему 50, 120, 150? У любого здорового человека вопросов не вызывает, потому что есть рекомендованные нормы. Есть виды продуктов и количество. Грубо говоря, граммы и литры. Берете норму, пересчитываете на средние цены в регионе. И у вас плюс-минус та сумма, которую Камчатка, Краснодарский край. Иркутск, набор один, цены разные. Условия разные. И у вас получается, сколько примерно надо давать денег хотя бы на продуктовый набор. Когда в мае прошлого года на медиа-форуме ОНФ Владимиру Владимировичу первым так же задали вопрос о школьном питании, он по итогам этого форума дал два поручения разобраться с экономикой, с полномочиями, мы в каждый субъект РФ отправили письмо с вопросом: что ответили президенту и покажите, как сегодняшние деньги вы выделяете. Как считаете? Нигде нет методики расчеты финансирования, которое выделяется для питания детей.
Если посмотреть с другой стороны, успокоить родителей, отходы взвесьте. Если у вас там плохо, то с питанием непорядок.
Д. Завгородняя:
- Все мои знакомые дети в школе не едят ничего. Я учитель и репетитор. Достают бутерброды с сервелатом на перемене. В Москве много детей, которые не едят в школе.
У нас на связи директор школы Александра Владимировна Будяк из Ставрополя.
- Здравствуйте! Наш субъект хотелось бы, чтобы был типичным для всей страны, поскольку вопросами питания в Ставрополе занимаются очень давно. Еще в 2008 году наш город стал победителем в проекте «Здоровое питание». И было установлено новое оборудование, сделаны качественные ремонты во всех пищеблоках. И в каждом образовательном учреждении у нас горячее питание. Полный цикл производства. От приема ночного продукта с соответствующими сертификатами до полного приготовления.
Д. Завгородняя:
- У вас в школах готовят еду?
- Готовят полностью. Привозят продукты ежедневно. Есть утвержденное цикличное десятидневное меню сбалансированное, которое утверждается при обязательном надзоре Роспотребнадзора. И мы обязаны все отследить и обеспечить. У нас есть комиссии из родительской общественности. Мы плотно работаем с Народном фронтом. Сегодня эта тенденция отслеживается и более десяти лет у нас начальная школа точно охвачена горячим организованным питанием порядка 98-99%.
Д. Завгородняя:
- В Москве только льготные категории питаются в школе. Обычно родители не очень хотят платить. У вас родители платят за питание ребенка?
- У нас есть льготные категории учащихся, которые питаются за счет средств бюджета. И это в среднем 20%. Завтрак стоит 32 рубля, обед 37 рублей, остальное составляет родительская плата.
Д. Завгородняя:
- Спасибо! Образцовая школа в Ставрополе!
В. Чернигов:
- Здравствуйте! Рад вас слышать!
Д. Завгородняя:
- Насколько типична ситуация?
В. Алексеев:
- Вызывает сомнение. Боюсь, что речь идет о продуктовом наборе. Ставрополь у нас край плодородный, если правильно закупают из первых рук местные продукты, то, наверное, на сырьевой набор того, что идет на завтрак, этих денег может хватать. Надо смотреть пристально и ответственно. Если включать все, включая амортизацию оборудования, оно же изнашивается, его периодически придется менять и так далее.
Д. Завгородняя:
- Все питание в московских школах на аутсорсинге. Бортовое питание. Мало столовых, где готовят. Зина, расскажи, как питаются твои дети? Они у тебя льготные, по потере кормильца.
З. Лобанова:
- Они едят в школе бесплатно не потому, что я не могу это обеспечить, а потому что им нравится. Они не все едят. Я сделала меню, что они едят. И у нас в школе готовят повара, как и у директора из Ставрополя. И каждый год у нас за этих поваров бьются, вероятно, есть какой-то рейтинг. И за этих поваров каждый август идет битва, что они у нас работали.
Д. Завгородняя:
- А что едят?
З. Лобанова:
- Пюре с куриной котлетой, сказали, что это хорошо. Курицу в обжарке. Овощное рагу. И вызвал вопрос овощной суп с гренками. При этом хочу сказать, что дочки профессиональные спортсменки, они в художественной гимнастике. И вопрос веса стоит у нас остро. Помню, когда было бортовое питание, это было ужасно. Это было все жирное, слипшееся, не успевали разогреть. И был период, когда они носили судочки в школу. Кстати, я столкнулась с тем, что по-разному относятся, это какая-то мода у подростков, чуть ли не мода школы. В нашем случае было модно носить с собой еду, ты за ЗОЖ, у тебя все с собой. Знаю, что такое есть в других школах.
Д. Завгородняя:
- У нас звонок от Алексея из Воронежа.
- Здравствуйте! У меня старший сын закончил школу, учится средний в седьмом классе. К сожалению, все вопросы технологии, ремонты, это не самое главное. Самое главное – меню. К сожалению, оно сформировано из пшеницы, из вареных овощей, в которых не осталось витаминов. Небольшая ремарка, посмотреть, как школьное питание организовано во Франции. Там семь видов овощей включено в недельное меню. И фруктов.
Д. Завгородняя:
- Ну, во Франции до недавних пор пивом поили детей в школе.
- Не выдумывайте! Не говорите то, что не видели сами. Я детский тренер по футболу. Я был во Франции, в Испании, в Греции. Там дают твердые сыры.
Д. Завгородняя:
- А у нас в Воронеже-то мясо дают?
- По поводу мяса. Какое мясо должны давать детям? Надо полностью исключить свинину.
Д. Завгородняя:
- А что дают-то?
- Вы же понимаете, привозят куриную котлету. Из чего она смолота? Берется курица, кожа, все перемалывается, добавляется немного свинины и получается полуфабрикат.
Д. Завгородняя:
- Спасибо! Я поняла. Может, это хорошая куриная котлета!
Итак, мы продолжаем. У нас на связи Наталья Сергеевна Кутищева, директор школы №21 из Перми.
- Добрый день!
Д. Завгородняя:
- Как у вас построено питание в школе? Сколько стоит детский завтра и обед?
- У нас заключен договор аренды с индивидуальном предпринимателем. Предоставлена в аренду столовая с производственным помещением, где идет приготовление самих блюд. Ежедневно идут закупки продуктов. Завтрак у нас стоит 92 рубля, обед 103 рубля.
Д. Завгородняя:
- Многие ли родители платят?
- У нас не льготные категории до 80% питанием обеспечена начальная школа. Родители стараются платить. Если с пятого по одиннадцатый класс, ситуация чуть хуже, но все равно дети питаются – около 77-78%.
Д. Завгородняя:
- Спасибо! Подороже ценник, чем в Ставрополе.
В. Чернигов:
- Логично же. Чем севернее регион, тем дороже. Хотя мы смотрели контракты, в северный регионы поставляются продукты из южных, но мы видим истории, когда в южные регионы поставляются продукты из северных. Дело в том, что выигрывают организации на конкурсах по 44-му закону. И дальше тонкий и очень важный вопрос возникает. Многие директора говорят, что 44-й закон плохой и так далее. Отменить его, чтобы мы могли заключать договоры с кем хотим. Но самый большой вопрос не в организации, которая поставляет. Самый большой вопрос в приемке. Вот как директор школы будет принимать говядину? В Вологде провели интересный эксперимент. Они собрали 80 организаций – школы, больницы и детские сады. И все продукты, которые они покупали, сказали, все хорошо, продолжайте покупать, но поставка будет на склад. Мы отдельно разыграем конкурс и склад будет смотреть за каждой продукцией. Снизилась потребность в продуктах на 15%, они статистику посмотрели. И они начали находить такие вещи. Едет рыба из дальних регионов, приезжает на склад. В процессе она была разморожена. И чуть испортилась, ее обратно заморозили привезли. Вот на централизованном складе это нашли. И завернули продукцию. А как это будет в школе? В школах нет такого оборудования! Посмотреть, качественная ли продукция. Это важное звено. Вопрос качества мы на уровне школы решить практически не можем, кроме как одним непопулярным термином, есть такой – поедаемость.
Д. Завгородняя:
- То есть, нравится детям или не нравится.
В. Чернигов:
- Едят или не едят. Ты приготовил салатик из морковки, ребенок не съел, а маффин из морковки съел. Хотя состав одна и та же морковка. Этот процесс тоже нужно настраивать. И насколько у директора может быть компетенция, чтобы сделать меню, чтобы дети ели.
В. Алексеев:
- Наталья Сергеевна сказала, что помещение столовой передана в аренду индивидуальному предпринимателю. И озвучила свои цифры. Похоже на правду. В этой цене лежи плата за аренду, налоги, которые платит индивидуальный предприниматель в местные, кстати, бюджеты. Видимо, расходы, которые он несет.
И во всем остальном поддерживаю коллегу. Качество поставляемой продукции, школа в этом беспомощна.
Д. Завгородняя:
- Что же делать? А почему школьное питание переведено на аутсорсинг? Почему какой-то индивидуальный предприниматель что-то готовит? Почему не местная школьная повариха?
В. Чернигов:
- Мне кажется, так проще спрашивать и контролировать. А рассказы на тему, что вот это наша родная баба Маня, которая с пылу с жару, послушайте, любимая моя шутка. А что мы в школах типографии не строим? Там же столько печатной продукции! Откуда компетенции у руководителей школы, особенно в современных условиях, когда со школы за что только не спрашивают! Давайте будем понимать, что профессионально должны заниматься те, кто занимается этим профессионально. Это выделенная сфера деятельности.
У нас учебных дней 180. Ровно полгода. А еще полгода кто зарплату этой бабе Мане будет платить? Если повар работает в предприятии, предприятие его переведет на другой участок. Есть такие нюансы.
Д. Завгородняя:
- Почему с бабой Маней такая история? Мне директор школы рассказывал. Пришла аутсорсинговая компания, начала кормить, выгнали нашу повариху, кошмар и ужас, никто есть не может. Мы нашу повариху им посоветовали, они ее наняли. Все стало опять хорошо. И вот так у них прокручивалось с разными компаниями одна, и та же повариха продолжала работать. Такие истории есть.
Раньше повариха к кому относилась? К соответствующему министерству, которое занималось пищевой промышленностью. А сейчас повариха к кому относится? Ни к кому. Поэтому вопрос поварихи подвис. Знаете, почему многие на аутсорсинг перешли? Он позволяет выстраивать в регионах большие модели. Где-то это делали по-честному, а где-то с преступными целями. Мы выявили такие картельные сговоры в 42 регионах. И передали в ФАС. Там возбуждено уже больше 50 дел. Суммы миллиардные!
Вопрос перехода был связан и с экономическими мотивами. Это была попытка перейти к новой модели, чтобы эту бабу Маню вернуть в чувство.
Д. Завгородняя:
- Как-то надо научиться контролировать эту ситуацию. Когда я готовилась к передаче, посмотрела: три миллиарда рублей крутится в сфере питания школьников.
В. Чернигов:
- Умножьте на сто. Это минимум. Смело.
Д. Завгородняя:
- У нас на связи мама первоклассника Ольга из Углича.
- Здравствуйте! Будущего первоклассника. Вопрос: какие права у меня будут как у мамы на контроль питания моего ребенка? Я не водила ребенка в детский сад. Но в школу мы идем. Как я могу влиять на процесс выбора лица, которое кормит моего ребенка, если это делает не школа? На само меню? Что закон мне гарантирует?
В. Алексеев:
- Ольга, вы знаете, помимо того, что вы обладаете всеми правами как родитель, еще по закону прав потребителя правами как потребитель. И являетесь законным представителем своего ребенка. Начиная от того, кому вами будут передаваться деньги, если вы будете оплачивать питание в школе, заканчивая всеми данными, которые вы хотите узнать, вам обязаны эту информацию давать открыть. И отвечать на те вопросы, которые у вас будут. Советую изучить ровно то, что вам будут показывать и предлагать. И задавать вопросы, если вам что-то не ясно. Первая позиция – это неравнодушный родитель.
Д. Завгородняя:
- У нас слушатели демонстрируют высокий градус недоверия, как я смотрю. Слушатель пишет: в школах не готовят еду, а закупают. Неизвестно, кто и где ее готовил. В вузах нормальной столовой нет. Единственный выход – носить кашу в контейнере.
У нас на связи Николай из Балашихи.
- У меня ходит сын в шестой класс в школу 15. Он отказался кушать в школе. Говорит, не нравится, не вкусно. Пытался пройти и посмотреть, как это. Там обставлено так все охраной, что невозможно войти. Все на замке.
Д. Завгородняя:
- Спасибо!
З. Лобанова:
- Как мать, которая периодически проверяет, что ей говорят подростки, на самом деле, должен быть контакт с классным педагогом. И все это решается через классного педагога. В школу, правда, нельзя заходить. Это правильно. Ты пишешь заявку классному педагогу или директору. И тебе согласовывают день, время. И ты приходишь. И любую информацию можешь получить.
В конце концов, можно попросить классного педагога сфотографировать, что на обед, на завтрак. И это все посмотреть. Меня в данном случае беспокоит, что у нас очень мало фруктов и овощей.
Д. Завгородняя:
- Овощей катастрофически мало!
З. Лобанова:
- Это большая проблема. И мое переживание, что когда этот вопрос будет как-то решен сверху, то этих фруктов и овощей будет еще меньше.
В. Чернигов:
- У нас был совершенно дикий пример, когда координатор проекта «За честные закупки» Антон Гетто выезжал в один из субъектов. И приехал в детский сад. Знали, что он приедет. Заходит в группу. Висит расписание еды. Написано: яблоки. Спрашивает: дети, были ли яблоки? Вкусные? Дети: не было! Готовая ситуация.
Для родителей ЦУ. У родителей есть право доступа у столовой, как минимум, подойти и посмотреть. В рамках чего? У родительского комитета есть полномочия по включению родителей в бракеражную комиссию, которая принимает продукты, отраслевую систему питания внутри школы. Есть возможность обратиться у родительского комитета и к уполномоченному, и в ОНФ, и в прокуратуру, и Роспотребнадзор.
В. Алексеев:
- Самое тяжелое по стоимость – белки животного происхождения и фрукты.
Д. Завгородняя:
- Я так поняла, что тема неисчерпаемая. Спасибо, что пришли на наш разговор!