Анна Шафран: ЕГЭ отупляет детей. Необходимость ставить галочки в клеточках полностью атрофирует творческое мышление
Начался учебный год, и, мне кажется, одна из главных новостей минувшей недели – это новость о том, как премьер-министр нашей страны Михаил Мишустин посетил 1 сентября Физико-технический лицей им. Капицы. Зашел на урок математики к одиннадцатиклассникам. И там случился казус. Задал им физтеховскую задачу. Кстати говоря, интересно, что в этот момент ученики были заняты решением задачи, посвященной анализу бизнес-проектов. И, в общем-то, совершенно справедливо наш премьер поинтересовался, зачем в Физтехе заниматься бизнес-проектами в тот момент, когда здесь нужны фундаментальные знания.
Задал лицеистам задачу. На классной доске начертил эту задачу, в которой предложил учащимся провести перпендикуляр от точки окружности к диаметру, не используя измерительные приборы. Дал время на ее решение. Пообещал вернуться. И за выделенное время не смогли, к сожалению, ни ученики, ни учитель, что тоже симптоматично, справиться с поставленной задачей. Вывод премьер сделал правильный. Что он сказал? «Хорошо бы поднабраться фундаменталки нашим нынешним ученикам». И добавил вполне справедливо, что, когда ученики будут обладать математическими знаниями, будут знать химию и физику, то смогут решать любые задачи, включая бизнес-задачи.
А, по-моему, это самый главный вывод, который сделан таким высокопоставленным чиновникам в нашей стране. Мы очень долго ждали, когда же это состоится. Вообще у специалистов, у математиков, у профессионалов когнитивный диссонанс. Они не понимают, как можно было не справиться ученикам и, главное, учителю с такой довольно тривиальной задачей. Это были, напомню, одиннадцатиклассники. В советские времена такого рода задачи решали ученики седьмых и восьмых классов. И решали довольно быстро, в течение нескольких минут.
Что мы наблюдаем сегодня? Абсолютно полную деградацию системы школьного образования. И результаты налицо. Сколько мы говорили об этом и сколько копий было разбито. Но наконец есть и позитивный момент. Если на столь высоком уровне был сделан такой вывод, хочется надеяться, мы сделаем и следующие шаги в этом направлении. Мы должны понимать, что ЕГЭ отупляет детей, что необходимость ставить галочки в клеточках полностью атрофирует творческое мышление. Мы должны понимать, что наши дети разучились и читать тексты. Они читают слова, но не складывают их в предложения и во фразы. Они не понимают смысла прочитанного текста.
Это национальная катастрофа. И мы сегодня должны посмотреть правде в глаза и осознать, что с нами происходит. Давайте обратимся к опыту соседней страны – Китая, где такими широкими темпами ведется цифровая трансформация. Они, к слову сказать, уже прошли свой путь, путь проб и ошибок, и сделали выводы. Давайте не забывать, что накануне в Китае были приняты очень жесткие меры. Между прочим, они ограничили количество часов для школьников, когда они могут играть в компьютерные игры. Теперь это не более трех часов в неделю, по одному часу в пятницу, субботу и воскресенье. Более того, в Китае принято решение о возвращении к классической системе образования.
И сегодня мы должны понимать, образование – это неотъемлемая часть стратегии национальной безопасности. Если мы хотим продолжать оставаться великой державой, нам необходимо большое количество профессионалов и квалифицированных специалистов, которые смогли бы осуществить тот самый технологический переход, которые могли бы потрудиться на ниве научно-технического прогресса, без которого невозможна великая держава сегодня. Нам нужно классическое качественное образование.
И в этой связи хочется вспомнить фразу, которую сказал член президиума Совета по внешней и оборонной политике Александр Лосев в рамках конгресса, посвященного вопросам искусственного интеллекта, на форуме «Армия-2021». Он сказал: «Если мы хотим оставаться великой державой, мы должны немедленно прекратить цифровизацию образования». Друзья, этот SOS. Как совершенно верно выразилась Мария Шукшина тоже на этой неделе, когда ей тот же самый премьер-министр Михаил Владимирович Мишустин вручал орден «За заслуги перед Отечеством». Она говорила про культуру. А сегодня мы говорим про образование.
Давайте вернем эту землю себе. Давайте вернем наше классическое образование советского образца, благодаря которому мы смогли победить в войне, благодаря которому наша страна смогла осуществить такой мощный технологический прорыв. Мне кажется, настало время делать выводы и двигаться дальше, принимать правильные решения. Исправлять сделанные ошибки.