На заводе «Москвич» раскрыли, как удалось снизить стоимость машин
Ю. Кораблёв:
- Здравствуйте, друзья. Вы слушаете радио «Комсомольская правда». У микрофона Юрий Кораблев, и это программа «Автоэксперты». Сегодня мы будем подводить итоги. У меня в гостях Тимур Рахманкулов, директор по продажам автозавода «Москвич».
Тимур, здравствуйте.
Т. Рахманкулов:
- Доброе утро, Юрий.
Ю. Кораблёв:
- Сегодня мы подводим итоги года. Каким был 2024 год для автомобильного завода «Москвич»?
Т. Рахманкулов:
- Год был достаточно насыщенным. Одним из знаменательных событий было то, что в мае месяце мы запустили производство автомобилей по циклу CKD. 13 мая мэр Москвы Сергей Собянин и директор КАМАЗа Сергей Когогин запустили собственно конвейер по циклу CKD, и автомобили начали окрашиваться и вариться непосредственно на заводе. Но для понимания, для этого была запущена абсолютно новая линия сварки, которая построена была принципиально для бренда «Москвич» и конкретно для модели 3. Что, в свою очередь, позволяет провести разукрупнение машкомплектов, и таким образом мы получаем возможность локализовывать те или иные продукты, которые используются при сборке автомобиля.
Ю. Кораблёв:
- В связи с повышением утилизационного сбора, мы видели, что весь рынок, весь год на рынке росли цены на машины. А что у вас? И главное - что будет в следующем году?
Т. Рахманкулов:
- Что у нас? Ну, благодаря вот этому запуску CKD по производству автомобилей, мы смогли стабилизировать цены на нашу продукцию. Даже немного загодя сделали репозиционирование в марте месяце. Те, кто следит за автомобильным рынком, могли наблюдать это воочию. В свою очередь, это вызвало достаточно большой всплеск продаж автомобиля нашего бренда.
Ю. Кораблёв:
- Расшифруйте, что это такое, если простым языком.
Т. Рахманкулов:
- Если простым языком, разукрупнение и перевод автомобиля на CKD -сборку позволяет выполнять требования по СПИКу, по уровню локализации, что, в свою очередь, позволяет снижать себестоимость продукции, что, в свою очередь, позволяет предлагать конечному потребителю, нашим клиентам, цену, которая является достаточно привлекательной на рынке. Это первый момент. И второй момент, вместе с вот этим уже сказанным репозиционированием, мы пошли по пути так называемой честной цены, когда стоимость автомобиля зафиксирована и она не зависит от каких-либо дополнительных условий, которые, ну, как правило, предлагают потребителям на рынке при покупке автомобиля. Сдай свой автомобиль в трейд-ин, получишь такую выгоду, возьми в кредит, получишь такую выгоду. Нет. У нас конкретная цена, она честная, она указана на сайте. Именно за эту стоимость клиенты могут приобрести автомобиль.
Ю. Кораблёв:
- Некоторые автопроизводители уже заявляли, что мы будем индексировать цены на какую-то величину. Автодилеры об этом говорят. А что у вас будет с ценами в следующем году? Или сейчас говорить об этом рано?
Т. Рахманкулов:
- Да, Юрий, сейчас об этом говорить рано. Как я уже сказал, благодаря запуску CKD, благодаря репозиционированию мы получили приемлемую для рынка стоимость автомобилей. Это, собственно, подтверждено продажами. Потому что, если мы посмотрим на результаты 2024 года, а у нас осталось тут порядка трех недель, то прирост в объеме продаж у нас по отношению к 2023-му составил порядка 60%. Это достаточно весомая величина. А что касается следующего года, ну да, здесь надо признать, что мы заходим в 2025 год в достаточно непростые условия. Как, наверное, все уже знают, с января 2025-го будет очередное повышение, так называемая индексация утилизационного сбора, порядка 20 процентов.
Ю. Кораблёв:
- И каждый год это будет происходить.
Т. Рахманкулов:
- И каждый год это будет происходить, совершенно верно. И в абсолютных цифрах скажу, если вдруг кто не в деталях, то с учетом НДС, который начисляется на этот же самый утильсбор, например, на самые ходовые автомобили с двигателем от 1,5 до 2 литров, утильсбор будет составлять порядка 800 тысяч рублей. Свою лепту вносит ключевая ставка, разумеется. Мы коммерческое предприятие, мы точно так же кредитуемся на внешних рынках. Свою лепту вносит и волатильность рубля, поскольку на курс мы не можем не обращать внимание. Но при этом хотелось бы отметить, что, опять же, благодаря тому, что у нас есть CKD-сборка, это позволяет нам достаточно плавно, и очень осторожно, и очень разумно подходить к ценообразованию. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, конечно же, в 2025 году будет некоторая индексация цен. Какая именно, я вам сказать сейчас не могу, поскольку мы рассматриваем несколько сценариев. Но то, что это будет в пределах разумного, это можно сказать точно.
Ю. Кораблёв:
- Согласно прогнозам аналитического агентства «Автостат», продажи автомобилей в следующем году пойдут на спад примерно на 10%. Это такой какой-то, видимо, средний сценарий, там есть негативный - со снижением продаж на 20%. Какие у вас прогнозы?
Т. Рахманкулов:
- Да, у нас на этой неделе была встреча с коллегами из «Автостата», там присутствовали практически все дистрибьюторы, производители, которые представлены на российском рынке. Мы обсуждали тренды, мы обсуждали прогнозы. Разумеется, то, о чем я сказал ранее с точки зрения повышения утилизационного сбора, повышения ключевой ставки, мы 20 декабря с вами ждем очередное заседание ЦБ, и пока никто не знает, какая там будет ставка, разумеется, волатильность рубля, они все скажут свое… окажут свое влияние на рынок, поскольку в конечном счете это оказывает влияние на способности потребителя приобретать автомобиль. А каким будет рынок, опять же, сейчас сложно предсказать. Поскольку 2024 год был достаточно непредсказуем. Мы видели и большие взлеты, и большие падения. Однозначно корректировка будет рынка. Если по этому году он ожидается на точке в миллион шестьсот, то те условия, в которые мы входили в начале 2024 года, и те условия, которые мы имеем, входя в 2025 год, они разные и они существенно хуже. Поэтому по прогнозу 2025 года, наверное, корректировка будет. На какой уровень - пока предсказать невозможно.
Ю. Кораблёв:
- Хотя, мне кажется, «Москвич» от всех этих условий отчасти выигрывает, потому что вы же местное производство, своё. Поэтому у вас есть конкурентные преимущества. Давайте, кстати, об этом и поговорим. О локализации. Вы уже в самом начале сказали, что всё-таки этот процесс идёт. А что будет дальше? Вот какой процент запчастей, произведенных в России, и будет ли он расти?
Т. Рахманкулов:
- Он будет расти, поскольку у нас подписан СПИК - специнвестконтракт. И в соответствии с ним, в его исполнение мы обязаны локализовывать компоненты, как я уже говорил, которые используются при производстве автомобиля. Но нужно понимать, что локализация она не находится на только лишь стороне производителя. Мы должны привлекать партнеров, которые находятся на территории РФ, которые работают на территории РФ и которые, в свою очередь, должны поставлять те компоненты, которые будут производиться на территории РФ.
Ю. Кораблёв:
- Ну, потому что ты сам все произвести не сможешь.
Т. Рахманкулов:
- Совершенно верно. Ну, для понимания, мы уже прошли в 2024 году определенный уровень локализации. Мы используем аккумуляторные батареи, которые изготавливаются на территории России. Мы используем резину, колеса, сами покрышки, которые также используются, которые также изготавливаются на тех завода, на тех шинных заводах, которые находятся на территории России. Колесные диски, эти вот легкосплавные, также поставляются поставщиками, которые изготавливают их из материалов, которые они получают от своих, в свою очередь, поставщиков на территории России. У нас есть контракт с Борским стекольным заводом. Соответственно, стекла будут местного производства. В дальнейшем будет идти наполнение оснастки, например, топливный бак тоже будет изготавливаться на территории России. Например, такая вот мелочь, на нее, как правило, не обращают внимания, но пена, пена полиуретановая, которая используется для наполнения сидений, она тоже будет производиться на территории России. И вот эти вот мелочи, из которых, собственно, и складывается автомобиль, порой обыватель на них не обращает внимание, поскольку, ну, вот вы садитесь на сиденье, вы смотрите на обивку сиденья, вы смотрите, условно, на панель торпеды, из чего она сделана, на оплетку руля, но вот то, что внутри находится, это тоже надо изготовить. И это тоже относится именно к уровню локализации.
Ю. Кораблёв:
- Я согласен, шаг за шагом, что-то мы производим. Потому что много хейтеров, которые говорят, а вот это вы не умеете, а вот это вы не умеете. Но если мы зададим им вопрос, а что вы умеете, вряд ли мы получим какие-то ответы. Тимур, давайте поговорим о новинках. О них всегда приятно говорить. Какие модели вы планируете выпустить в следующем, в 2025 году? Что-то запланировано? И главное, когда потребитель сможет их увидеть и приобрести?
Т. Рахманкулов:
- Ну, наверное, одна из самых ожидаемых новинок, поскольку она уже была представлена и растиражирована, это модель «Москвич-8». Старт продаж по дилерской сети по стране, это будет, скорее всего, вторая половина февраля. По поводу других моделей в 2025 году, ну, не скажу вам, какие именно, скажу, что машины есть, и они сейчас проходят испытания. Но здесь мы возвращаемся к тому, о чем говорили ранее. Пока нет понимания, каким будет рынок 2025 года. Выводить те или иные модели, и тем более учитывая, что мы их не импортируем, а производим, ну, это достаточно ресурсоемкое, достаточно дорогое удовольствие. И непонимание, каким образом будет развиваться ситуация на рынке, она может поставить под угрозу целесообразность вывода той или иной модели. Разумеется, если будут предпосылки, которые будут показывать на возможность реализации, мы будем запускать эти автомобили. Среди прочего это может быть и электроавтомобили, это могут быть и гибридные машины, это могут быть какие-то другие модели.
Ю. Кораблёв:
- Спасибо вам за ваши ответы. Приходите и в следующем году, да, будем делиться новостями о том, что происходит на авторынке. Для всех наших слушателей я напомню, что у нас в гостях был Тимур Рахманкулов, директор по продажам автозавода «Москвич». Мы подводили итоги 2024 года.
Т. Рахманкулов:
- Спасибо, Юрий.
Реклама АО МАЗ "Москвич" ИНН 7709259743 erid: LjN8Jy5RF