«Вуз быстрого взлета карьеры»: уникальное явление - 98% выпускников норильского вуза трудоустраиваются

Евгений Голубев, исполняющий обязанности ректора Заполярного государственного университета имени Н.М. Федоровского.
Рассказываем, чему стоит учиться в Норильске и чем еще привлекает молодежь Заполярный государственный университет

Система высшего образования в России активно меняется. Сейчас университет – это не только возможность получить передовые знания, но и навыки на реальном производстве, а также перспектива менять жизнь целых городов. Об опыте своего вуза в эфире программы «Бизнес-ланч» на «Радио «Комсомольская правда»» члену Общественной палаты России Вадиму Ковалеву рассказал исполняющий обязанности ректора Заполярного государственного университета имени Н.М. Федоровского (Норильск) Евгений Голубев.

ИСКОННАЯ ТЕРРИТОРИЯ ДЛЯ РОССИИ

В. Ковалев: - Евгений, не могу не спросить, почему такое внимание и государства, и бизнеса в последние годы обращено к Арктике? Что изменилось в восприятии этого региона за последнее время?

Е. Голубев: - Мне кажется, тут достаточно просто с одной стороны, и непросто – с другой. Дело в том, что если внимания больше, значит, растет конкуренция и в бизнесе, и среди государств. Значит, регион привлекателен. Мы знаем конкретику, например, по обеспечению транспортной доступности Юго-Восточной Азии из европейской части мира, о том, какие запасы ресурсов здесь сосредоточены. Все это требует технологий и людей. Для России это во многом исконная территория. Неспроста мы живем в самой холодной части мира (может быть, менее климатически привлекательной), значит, у нас есть в некоторой степени приоритетное право. В то же время от нас требуется быть лидерами в образовании и технологиях в этой сфере.

В. Ковалев: - Норильск имеет абсолютно уникальный климат. Когда нам здесь, в средней полосе России, вдруг начинает казаться, что холодно, я друзьям и коллегам говорю: «Посмотрите, какая температура в Норильске». И сразу становится у нас как-то немного теплее… Как в таких условиях вуз работает?

Е. Голубев: - Скажу по-бытовому: без ветра минус 20 в Москве и минус 40 в Норильске – это даже теплее, легче переносится. В Норильске суше, климат более дружелюбный для человека. Другое дело, когда сильный ветер, понятно, низкая температура дает о себе знать. Если говорить о городе, Норильск правда уникален. Он такой далекий, но это особенное место. Настоящий город в Арктике. Что такое город? Это ведь не просто большие дома, улицы, а это всевозможные городские практики, особая городская культура. Она не всегда фиксируется цифрами, сухими фактами. А я, переехав в Норильск, ее чувствую. Потому что есть очень много городов на территории Арктики, где-то за Полярным кругом, но это не города, это такая заселённая территория, где можно комфортно жить. Там создаются современные культурные объекты, строят торговые центры, но никакого отношения к городу это не имеет.

А Норильск – это настоящий город с историческим бэкграундом. Достаточно побывать, например, на открытии театрального сезона осенью. Это важное для всего города мероприятие! Интенсивность жизни запредельная. Например, для моих первокурсников IT-направления Евгений Касперский дает напутствие. Или они встречаются на открытии нового объекта с Владимиром Потаниным, могут у него что-то напрямую спросить. Например, Александр Валентинович Новак (заместитель председателя федерального правительства – «Радио «КП») - наш выпускник. В феврале мы будем в очередной раз проводить встречу выпускников.

Наши студенты способны участвовать в практических проектах, в создании технологий. Эта близость к производству, близость к городу, она действительно здесь запредельная. Для примера могу привести факт для меня удивительный. На прошлой неделе подвели итоги проекта «Основы междисциплинарного проектирования», в котором первокурсники развивали собственные проекты. Студенты полностью спроектировали новое здание, причем, мы получили готовый концепт. Потому что город для студентов по факту как лаборатория, также и крупные производства при поддержке компании «Норникель».

КАДРОВОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

В. Ковалев: - Здорово, что развивается связь с бизнесом. Не мне вам рассказывать, что во многих вузах эта связь весьма формальна. Ну, устраивается День карьеры, приходит работодатель, оформляет красивый стенд с шариками, раздает блокноты и ручки с логотипом, берет данные студентов для каких-то последующих приглашений на работу. У вас, помимо таких практических моментов, как еще выстраивается взаимодействие с крупнейшими работодателями региона?

Е. Голубев: - О, это большая тема. Так, я сейчас пришел со встречи с одной из кафедр, где занимаются разработкой месторождений. Горняки, по-простому говоря. Вот у них практически половина состава кафедры – это практикующие инженеры с производства. Многие из них имеют ученые степени, публикации, занимаются исследованиями. Это люди, которые, без сомнения, дают актуальные знания студентам, готовы быть их наставниками. Благодаря чему у нас очень высокий уровень трудоустройства - практически 98 процентов.

В. Ковалев: - Практически нереальный показатель!

Е. Голубев: - Приглашаем, поступайте. Мы даем студентам самые актуальные знания. В последнее время активно развиваем проектное обучение. Не так давно у нас закончился акселератор студенческих проектов. Для примера, авторы проектов, которые дошли до финала, буквально через неделю представили их на бизнес-форуме, на котором собирались бизнесмены со всей страны. А еще через пару недель лучшие проекты представили старшему вице-президенту компании («Норникель» – «Радио «КП»), который отметил: «Я считаю, что практически 85% проектов бери и делай, прошу дать мне их перечень со всеми параметрами, я отдам службам по направлениям, чтобы они уже могли заниматься их внедрением».

Это очень важно. Не все студенты, может быть, видят свою корпоративную карьеру, а хотят пробовать себя и в творчестве, и в предпринимательстве. Возможно, когда-нибудь создадут свои компании, станут поставщиками каких-то продуктов и услуг.

В. Ковалев: - Евгений, а удается привлекать не только на открытие нового образовательного сезона, но и на постоянную работу представителей бизнеса, преподавателей из других регионов?

Е. Голубев: - Да, мы много работаем над кадровым совершенствованием. Фактически у нас сложилась сборная представителей лучших университетов страны и в управленческой команде (это разные практики), и в профессорско-преподавательском составе. Повторюсь, мы сильны тем, что тесно связаны с производством, у нас много практиков. И лучший академический опыт мы привлекаем, при этом используем гибкие форматы. Кажется, что мы тут живем как на острове, поэтому многим хочется выбраться, побывать на мероприятии, на конференции, пообщаться с другими студентами. Мы стараемся максимально давать такую возможность, считаем, что хорошо получать опыт в других лабораториях и научных центрах.

АККУМУЛЯТОР ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

В. Ковалев: - Один мой начальник говорил, что университет, прости господи, как церковь, должен быть намоленный. Это не только образовательные программы, не только лекции, семинары, но и особая среда - такая креативная, драйвовая, студенческая. Как за Полярным кругом с этим дело?

Е. Голубев: - Мне кажется, мы очень важный центр для нашего города, аккумулятор для молодежи. Генерируем много различных практик. Во время перерыва вы упомянули, что бывали на представлении проектов в ходе Норильского бизнес-форума. Наши ребята там шикарно выступили. А это дает примеры для молодежи: если так можно самореализоваться в Норильске, это же классно! И вообще, город находится в большой инвестпрограмме, практически 200 миллиардов рублей. И мне, например, отрадно, что те, кто реализует программу, понимают важность университета не просто как источника кадров и технологий, но и считают университет институтом развития города. Поверьте, далеко не везде так. Мы знаем города, где проекты реализуются, а потом возникают вопросы, а почему не получилось, почему люди не пользуются, почему молодежи неинтересно.

В Норильске мы находимся в синергии, создаем город вместе. Мы делаем все для того, чтобы наши студенты участвовали в обсуждении различных проектов, мы стараемся стать источником понимания данных для инфраструктурных проектов, начиная со строительства, заканчивая какими-то социально-культурными объектами. Ведь если интересно пользователям, интересно будет и бизнесу. Мы помогаем упаковывать (извиняюсь за такое сленговое слово) арктические проекты. У нас есть целая лаборатория, которая занимается аналитикой в этой области. Показывает, как программы влияют на городское развитие. И если возникает потребность, то готовы помочь конкретным проектам оформить и получить арктическое резидентство. Это направление для нас тоже очень важно, мы – такой городской сервис, экспертиза.

В. Ковалев: - Евгений, многие, кто нас сейчас слушает, уже наверняка зашли в интернет, посмотрели ваш сайт за время нашей программы, ну, и задумались о том, а могут ли их дети поступить в ваш университет, что называется, с «материка» или это только пока для жителей Норильска, Дудинки или Талнаха?

Е. Голубев: - Молодежь может поступать и из других регионов. Мы это поддерживаем. У нас созданы повышенные меры финансовой поддержки, для того чтобы они могли здесь жить. Увеличенные стипендии мы сами даем, компания «Норильский никель» заинтересована в кадрах, которые переезжают в регион. Помните, что практически все трудоустраиваются! Например, вы закончили первые семестры обучения, и летом по программе «Профессиональный старт» студент может работать уже по специальности, получать практический опыт и достаточно неплохую зарплату, особенно по сравнению с «материком». Это не просто деньги, на которые можно жить, это деньги, на которые можно помогать родителям. Совсем скоро мы откроем совершенно новый сайт, где можно будет подробнее почитать про наши образовательные программы. Их хоть и немного, но помните, что инженерное образование ценится во всем мире, особенно практикоориентированное.

ПОСЛЕ НОРИЛЬСКА ЗАДАЧИ НА «МАТЕРИКЕ» - СЕМЕЧКИ

В. Ковалев: - Знаю, что в Норильске, конечно, очень сложная логистика. Надо напомнить нашим радиослушателям, что буквально все завозится морем, и здесь очень важно планирование наперед. Какие ваши планы, как будет развиваться университет в 2023 году?

Е. Голубев: - Везде свои ограничения, просто их нужно уметь учитывать. И если мы научим молодого человека реализовывать проекты в Арктике, попробовать себя, преодолевать трудности, учитывать очень сложную логистику, согласитесь, на «материке» многие задачи покажутся семечками.

Наши планы? Новые программы по интересным направлениям. Например, компания «Норникель» - однозначно лидер по цифровизации в горной выработке. У нас многие программ собраны под компетенции работодателя. То есть это огромный перечень компетенций. Чтобы вы понимали, там системы по 500-600 компетенций, и все они учитываются. Наши программы актуальны в образовательном процессе.

В области новых технологий мы готовим программу по новым производственным технологиям. Наши коллеги, индустриальные партнеры, используют аддитивные технологии, новые цифровые технологии, проектирование, для того чтобы осуществлять импортозамещение. И мы здесь наравне с лидерами, пользуясь этой практической базой, новую программу будем создавать.

Активно будем приглашать студентов из регионов, показывать возможности для образования и построения карьеры в Норильске. Мы, кажется, такую правильную интенцию даем: мы говорим, что это образование, которое работает, это вуз быстрого взлета карьеры. Ну, достаточно зайти в Википедию, почитать про наших выпускников.

В. Ковалев: - Да, выпускники очень достойные. Какая с ними работа ведется, как-то вовлекаются они в образовательный процесс?

Е. Голубев: - Вовлекаем, это наши совместители. Но мы не смотрим - наш выпускник, не наш - мы выбираем тех, кто как инженеры по компетентностному профилю и по заинтересованности могут работать со студентами. Например, у нас студенты поступили, и 1 сентября они по своим направлениям встречаются с руководителями предприятий своей отрасли: металлурги – с руководителем металлургического предприятия, нашим выпускником, горняки – с руководителем рудника… У них достаточно высокие позиции, и они с большим удовольствием проводят экскурсии, дают свои напутствия, рассказывают истории из жизни, о том, как они учились, говорят правду: ребята, обратите внимание на это, вот это нужно учить, вот здесь нужно практиковаться, вот эти возможности используйте, вот на это не обращайте внимания. Здесь же они рядом друг к другу, и это создает такую открытость и такую передачу традиций.

ДРАЙВЕР ИЗМЕНЕНИЙ

В. Ковалев: - Здорово. Ведь очень важно сразу ориентироваться на требования работодателя. Вот чем грешат многие образовательные программы в нашей стране и за что критикуются работодателем, - что они далеки от практики. А тут, получается, совсем близко, и можно непосредственно в образовательные программы вложить реальные требования работодателей.

Е. Голубев: - Да, так и есть, мы много работаем над этим. Причем, мы понимаем, что работодатель тоже может быть не идеален, иногда и университет должен выступать драйвером изменений. Мы работаем над реализацией технологических и научных проектов для компаний, работаем с ведущими научными центрами. Для них мы, опять же, интересны тем, что знаем актуальную повестку, наши сотрудники бывают на предприятиях, умеют выявлять проблемы. При этом берут с собой студентов, общаются в объединенных командах с представителями других университетов. Это целая система, называется «Технологический аудит», «Технологический скаутинг», когда начинают ходить по технологическим участкам, узнавать на производстве, что требует улучшения, какие проблемы. И потом из этого вырастают большие совместные научные проекты.

В. Ковалев: - Вы упоминали, что вы активно поддерживаете участие ваших студентов в различных всероссийских инициативах, конкурсах, которые проходят в других регионах…

Е. Голубев: - Да, действительно. Мы поддерживаем желание повидать страну, пообщаться с другими студентами, показать себя. И вот еще чем, мне кажется, мы особенные. Я сразу обратил на это внимание и это, правда, мало где есть: у нас студенты и профессорско-преподавательский состав – это такая единая общность, команда, где студента можно подключить к проекту так, как нельзя где-то еще.

В. Ковалев: - Здорово, что такой центр развития создан в нашей Арктике, которая является предметом внимания не только государства, но и бизнеса. Конечно, почти 100% трудоустраиваемых – это серьезный, мне кажется, сигнал для всех наших радиослушателей зайти в интернет, узнать, что же такое Заполярный государственный университет и как их дети могут там получить образование.

В эфире «Бизнес-ланча» был Евгений Голубев, исполняющий обязанности ректора Заполярного госуниверситета имени Федоровского. Спасибо за эфир.

Е. Голубев: - Большое спасибо. Всего хорошего.