Цирк - искусство без фонограммы
- Добрый день, уважаемые радиослушатели. В эфире программа «Бизнес-ланч», программа про российскую экономику, про то, как она развивается, несмотря ни на что. Меня зовут Вадим Ковалев, а в гостях у нас сегодня Сергей Беляков, генеральный директор Росгосцирка. Добрый день.
- Добрый день.
- Очень рады вас видеть и слышать. Тема у нас сегодня позитивная, яркая и интересная. Цирк всегда ассоциируется у нас с чем-то хорошим, с детством, с положительными эмоциями, которых сейчас очень не хватает. И, конечно, за тем, что мы называем цирк, стоит огромная работа большого количества людей. Вот что такое Росгосцирк сегодня?
- Так как цирк на самом деле вызывает только позитивные эмоции – для кого-то это радость, для кого-то это праздник, для кого-то это детский праздник – в цирк в основном приходят родители со своими детишками, конечно же, мы всегда открыты любой публике и любой аудитории. Я расскажу вас про компанию Росгосцирк в целом.
Российская государственная цирковая компания – это 35 стационарных цирков по всей нашей стране от Владивостока до Санкт-Петербурга, от Санкт-Петербурга на севере до Сочи на юге, насчитывает на сегодняшний день 5000 сотрудников, одновременно в наших манежах работает около 3000 артистов и работников, которые обслуживают именно цирковые представления со стороны участников шоу, как то – служащие по уходу за животными, светорежиссеры, звукорежиссеры… Кроме того, что у нас работает очень много людей, у нас еще работает порядка полутора тысяч животных абсолютно разных видов. И мы этому очень рады и этим гордимся.
- Получается, самая большая цирковая компания в Европе?
- Нет. Это самая большая цирковая компания в мире! Нет ни одной подобной цирковой компании, которая насчитывает такое количество стационарных цирков и такое количество сотрудников.
- Совсем недавно, перед новым годом, был в гостях у своего коллеги по Общественной палате Москвы Михаила Ефимовича Швыдкого, в Московском театре мюзикла, где есть потрясающий мюзикл «Принцесса цирка», и Михаил Ефимович говорит, что здорово, когда работает экономика – тогда люди приходят в театр. В 2023 году, как вы считаете, люди ходили в цирк?
- Я в первую очередь хотел бы поблагодарить Михаила Ефимовича Швыдкого за то, что он на самом деле искренне любит цирк, будучи министром культуры, всегда его поддерживал, и постановка «Принцесса цирка», наверное, все-таки в его жизни цирк тоже играет не последнюю роль, поэтому, конечно, сделал такую прекрасную постановку, которая не один год работает в театре и вызывает восторг у зрителя и интерес.
Что касаемо результатов компании Росгосцирк, мы гордимся теми результатами, которые есть на сегодняшний день и боимся, что переступить черту этих результатов, которых мы уже достигли, очень сложно. Хочу сказать, что буквально 7 лет назад средний показатель посещаемости цирков был 37%. И когда мы в 2022 году достигли результата в 59% средней посещаемости наших цирков, мы думали, что больше достигнуть нет возможности, то есть, бОльшей посещаемости не будет. Может быть, там плюс-минус, совсем чуть-чуть, 60% - это наш верхний уровень. На сегодняшний день мы отработали 71% по всем циркам нашей компании.
- Ничего себе! Серьезная цифра.
- Серьезная цифра. Есть активные периоды, когда цирк посещается больше всего, то есть, это новогодняя программа и каникулярные периоды – достать билет в цирк просто невозможно. Я хочу сказать, что у нас есть еще партнер, который не входит в систему компании «Росгосцирк», но практически все, что мы делаем, мы делаем вместе – это тоже государственная компания – Большой московский государственный цирк. Так вот, у нас в Москве нет филиала циркового, который работает круглогодично, есть летний цирк, но круглогодичного нет. И люди разных категорий звонят всегда и просят пригласи тельный билет, потому что купить билет в Большой московский цирк невозможно. Ровно такая же картинка была по всем циркам нашей страны в новогоднюю программу.
- Сейчас, наверное, с каждым годом все сложнее такие показатели достигать, потому что конкуренция сумасшедшая за внимание и это, прежде всего, наверное, интернет, гаджеты и родителям, наверное, сложно оторвать ребенка от компьютерных игр и показать ему настоящее чудо, настоящее представление. В чем секрет успеха?
- Секрет успеха цирка в натуральности. Цирк единственное искусство без фонограммы. Артист, выходящий в манеж, демонстрирует свои достижения, к которым он шел десятилетия, будь то акробатика, эквилибристика, дрессура или жонгляж. Жонгляж вообще такой сложный жанр, когда ты выходишь и тебе нужно бросать каждый день по семь предметов и держать это на высоком уровне и не ошибаться. То есть, цирк – искусство без фонограммы. Попробовать перепеть невозможно. Поэтому мы максимально стараемся, чтобы в эту всю творческую составляющую входил еще и сценарий, и постановка, и оформление, как то костюмами, так и техническим оборудованием, свет, звук и, конечно, мы на сегодняшний день завоевали интерес у публики и интерес такой, что купить билет в горячий период времени практически невозможно.
- Вот если мы говорим про современные представления, про индустрию событий, то это, конечно, не только контент, это не только то, что происходит на сцене, это еще антураж, это еще то, что происходит в фойе, это продукты, напитки и т.д. Вы этому внимание уделяете особое?
- Да, мы уделяем этому особое внимание, мы стремимся к тому, чтобы у нас по всем циркам было единое оформление, единое качество продукции, очень высокое, поскольку нас посещают дети. Мы не можем здесь ошибиться. Качество продукта должно быть самого высокого.
- Если говорить про взаимоотношения с окружающим миром, не побоюсь этого слова, вот цирк известен своей интернациональностью, много артистов самых разных национальностей выступают на самых разных мировых аренах, вот сейчас сохраняются международные контакты и сотрудничество, и находятся ли какие-то новые варианты партнерств?
- Всегда российский спорт и российский цирк были победителями самых престижных спортивных мероприятий или цирковых фестивалей. Получилось так, что с началом проведения СВО самый большой и престижный фестиваль циркового искусства в Европе, фестиваль в Монако отказал в участии нашим артистам. Я туда был приглашен, как член жюри, мне тоже отказали, и наш ведущий режиссер должен был быть постановщиком этого фестиваля, нам всем отказали. После чего министр культуры Российской Федерации Ольга Борисовна Любимова приняла решение проводить крупнейший в мире цирковой фестиваль на площадке Санкт-Петербургского цирк на Фонтанке, лично она придумала название «Без границ», поскольку на самом деле цирк не имеет границ, и на сегодняшний день мы гордимся тем, что провели там два крупнейших цирковых фестиваля. Участниками этих фестивалей были около 20 стран мира. Я просто знаю, какой интерес вызывает проведение наших фестивалей за той же границей и знаю, как они хотят, чтобы мы вернулись к ним обратно.
- Локти кусают?
- Сегодня – да. И пытаются находить даже разные формы. Вот если можно, приезжайте, наденьте другие флаги… Нет, мы не готовы. Мы – российская государственная цирковая компания, наш партнер Большой московский государственный цирк, мы не готовы переодеваться и переобуваться, в том числе. Мы идем или с российским флагом, или никак. Хотя я смотрю, что есть некоторые совсем уж желающие повыступать на этих фестивалях русские артисты – под грузинским флагом выступают… Но мы к этому не готовы.
- Если говорить про то, какие будут планы на этот год, будет что-то необычное?
- Мы очень успешно провели четыре фестиваля в этом году. Два детско-юношеских фестиваля, один фестиваль «Обыкновенное чудо необыкновенных детей» в Сочи, где ребята с ограниченными возможностями выступали у нас.
- Такое сравнение с паралимпийском спортом можно провести.
- Можно провести, да. И я был уверен, что мы не сможем даже участников набрать на проведение этого фестиваля, но у нас такое количество заявок, у нас небывалый резонанс позитивный вызвало проведение этого мероприятия, мы при Сочинском цирке открыли школу цирковую, где у нас занимаются необыкновенные дети. Ну, сказать, что это восторг – даже не передашь словами. Мы решили, что этот фестиваль тоже будет проводиться на постоянной основе. Второй детский фестиваль проводился в Туле, на языке мира. Такого фестиваля не было никогда и, когда нас попросили перенести его в другой регион, мы отказали. Он будет в Туле.
- Не могу не спросить вас, Сергей, в течение ближайших двух лет у нас будут перекрестные годы культуры России и Китая. Увидят ли зрители российских цирков артистов Китая и насколько вообще культура Китая может российскому зрителю понравиться?
- Касаясь этой темы участия наших артистов китайских мероприятиях и китайских артистов наших фестивалях, хочу сказать, что во всех международных фестивалях, где бы они ни проходили – в Европе, в Азии, в Америке – пальму первенства всегда делили российские артисты и китайские. Кто-то из них брал первую премию, а кто-то – вторую. Так вот, так остается и на сегодняшний день. В 2023 году наши партнеры и друзья, артисты Большого московского цирка, акробаты на подкидных досках под руководством Анатолия Рубана, в Китае взяли самую престижную награду, золотой приз. На каждом нашем фестивале, конечно же, мы очень внимательно следим за отбором – приезжают самые лучшие избранные номера китайского цирка. В Китае очень сильная акробатическая школа и мы гордимся, что приезжают лучшие воспитанники этих акробатических школ. И 2024 год не будет этому исключением, и на каждом нашем фестивале, конечно же, будут выступать китайские артисты.
- Здорово. Если говорить про направления развития больших компаний, а Росгосцирк, как мы выяснили, большая компания, не могу обойти вниманием такую тему, как корпоративная социальная ответственность. У вас такое направление существует?
- Не то что существует, а Росгосцирк – это социально ориентированная компания. Мы проводим колоссальное количество социальных акций. У нас в 2023 году по социальным акциям посетило более чем 240 тысяч человек. Поэтому, конечно же, мы максимально открыты и стараемся, чтобы все социально незащищенные слои населения на бесплатной основе посещали все наши мероприятия. По всей стране.
- Здорово. Мы выяснили, что 35 цирков существует в вашей экосистеме, как сейчас принято говорить, и вот каждый сезон в этих городах появляются афиши программ. Они формируются по единым стандартам вашим или каждый цирк волен импровизировать и создавать свою программу?
- Сегодня есть концепция развития циркового дела, которая была прописана до 2020 года и подписана еще тогда председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным, но другого документа, по которому живет цирк, более не выходило, и там четко прописано, что доступ к цирковому искусству должны иметь все организационно-правовые формы – и частные, и государственные, поэтому мы, компания Росгосцирк, которая имеет самое большое количество цирков и является самой крупной цирковой компанией в мире, привлекаем на постоянной основе всех артистов – и цирка на сцене, и цирков частных, и цирков, которые являются всех форм организационно-правовых, к участию в гастролях наших программ. По одной простой причине. Когда приходит зритель, он смотрит на качество исполнителя. Откуда он? Из Большого московского цирка, с частного рынка или из компании Росгосцирк – меньше всего его интересует. Поэтому мы стараемся показывать качество, а результаты, которые мы на сегодняшний день даем, свидетельствует о том, что качество у нас на самом высоком уровне.
- Если так растет количество людей, которые приходят в цирк, люди голосуют ногами, поэтому здесь результат очевиден и здорово, что получается.
- Здорово, что получается, все мы субъективно по-разному оцениваем. Я оцениваю по своим детям, которые у меня разновозрастные – 16, 12 и 4 года – так вот, каждый спектакль, куда бы мы ни шли, они уже со своей оценкой. Как так, как не так, что больше нравится? Поэтому ты слушаешь детей и делаешь так, чтобы было интересно в первую очередь детям. А если ребенок счастлив, то мы, как родители, тоже счастливы. Поэтому мы и стремимся учитывать интерес любой аудитории.
- У вас такая уже фокус-группа получается самостоятельная, да. А если говорить про детские программы, сейчас эпоха партнерств, или как их называют… нет никаких планов с блогерами сотрудничать, с какими-то исполнителями известными молодежными детскими?
- Мы на постоянной основе сотрудничаем с исполнителями. Сейчас Большой московский цирк готовит программу с участием братьев Софроновых – сейчас будет новая программа «Легенда» в Большом московском цирке. Я почему про него говорю? Потому что в Москве это самый большой цирк, он строился в Советском Союзе как главенствующее предприятие цирковой индустрии, поэтому, конечно же, мы тоже на него всегда обращаем внимание и со своей стороны двигаемся вперед, привлекая тех или иных исполнителей. В бОльшей степени с блогерами мы сотрудничаем в качестве продвижения нашего цирковому продукта, а я вот только что вернулся с Тулы, где мы с большим успехом начали гастроли программы «Балаган», которая из Санкт-Петербурга поехала сразу в Тулу и вот на эти выходные начала там работать. Конечно же, полные залы и, когда восхищен блогер, он передает эту информацию, естественно, в массы, а массы привлекают нашего зрителя. Поэтому, конечно же, мы привлекаем максимальное количество людей, которые могут принести информацию. Но это в плане продвижения продукта. А в плане творчества, конечно, интересно, но это не двухчасовой или даже двухдневный разговор, это разговор создания, а создание требует лет жизни, особенно в цирке.
- Здорово, что такие планы есть. Не так давно на церемонии вручения премии правительства России за 2023 год Росгосцирк получил признание и награду за проект «Цирк детям села». Сколько юных зрителей сельских территорий увидели цирковые представления? И вообще откуда эта тема взялась в повестке Росгосцирка?
- На постоянной основе мы стараемся максимально привлекать людей из удаленных регионов. На постоянной основе стремимся к тому, чтобы мы привозили к нам в цирки детишек, взрослых, те же социально незащищенные слои населения. Но в конечном итоге поняли, что мы не полный охват даем, наши возможности не охватывают тех зрителей, которые есть в очень удаленных регионах. И наши артисты пришли ко мне и сказали, что мы хотели бы выезжать. Вначале вроде бы оказалась идея не совсем осуществимая, потому что там нет стационарных цирков в поселках и в селах, где-то даже нет домов культуры. Тем не менее, необходимое количество реквизита дает возможность выступать даже на улице. И на улице, и в ДК, и на стадионах. Более 50 тысяч человек нас посмотрели в удаленных регионах и более 300 населенных пунктов за этот период времени, начиная с 2023 года, мы охватили. Несколько десятилетий назад я, как артист цирка на сцене, ездил в город Горноправдинск – а туда можно добраться только на вертолете летом или зимой по зимнику – вот я думаю, что мы обязательно вернемся к этой практике… Я летел туда на вертолете и мне почему-то показалось, что это большой поселок, потому что там прекрасный был дом культуры, а сегодня посмотрел по интернету – там всего 3400 человек живет…
- Я представляю, какое это событие, какой это праздник для людей, когда приезжают с Большой земли, дают представление… невероятное, конечно, чувство, событие и поддержка для людей.
- Абсолютно верно. Поэтому эта инициатива будет продолжена и даже я надеюсь, что мы еще бОльшее количество регионов сможем посетить в 2024-м и далее годах.
- Если говорить про будущее цирка, каково оно? То, что будущее у российского цирка есть, я точно убедился. А каким будет цирк, насколько там будет велика доля цифровых технологий, как меняются потребности зрителей?
- Цирк – это искусство шоу-индустрии, поэтому продвигается вперед лампочка, а она применяется в цирке… Вот у нас цирк-балаган, то есть, мы показываем, как начинался цирк- с опилок, с софитов. И насколько он сегодня в тех современных технологиях живет. И сейчас на новый год запустили в городе Рязани абсолютно новую программу, которая называется «Вау!». Она работает на абсолютно плоском экране, вместо манежа, то есть, там уже нет опилок, и там выступают роботы, которые с искусственным интеллектом показывают нам направление дальнейшей деятельности цирка.
Подписывайтесь на наш подкаст на любой удобной площадке, чтобы не пропустить новые выпуски о российском бизнесе!