Букмекерские компании сегодня — это социально ответственный бизнес
Российская индустрия ставок прошла большой путь развития от стихийного предпринимательства до уровня социально ответственного бизнеса, как индустрия ставок продолжает свое развитие и поддерживает российский спорт. В гостях у нас сегодня Николай Оганезов, председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты России по деятельности букмекерских контор и тотализаторов комитета ТПП по предпринимательству в сфере спорта.
- Николай, мы с вами буквально неделю назад виделись на одной большой спортивной премии, где награждали самых активных в развитии индустрии спорта. Букмекерские компании уже часть этой индустрии.
- Бесспорно. На этой премии, на которой мы вместе были, как раз и проявилось вот это настоящее партнерство спорта и букмекерского бизнеса. Потому что, как вы видели, номинаций было очень много именно букмекерских, и все эти букмекерские номинации были напрямую связаны со спонсорством именно в российском спорте – или в Лиги, в федерации, или непосредственно уже в клубы.
- Российская индустрия точно прошла большой путь развития от такого стихийного предпринимательства до социально ответственного бизнеса. И сейчас индустрия ставок свое развитие продолжает, поддерживает российский спорт. В каких форматах это происходит? Это такое традиционное спонсорство или есть какие-то более интересные форматы?
- Ну, надо, конечно, начинать с самого главного способа поддержки российского спорта. Это целевые отчисления. Как вам известно, с каждой ставки, которая поступает в букмекерскую контору, 2% сразу перечисляются на целевые отчисления в поддержку российского спорта. Если говорить о 23-м годе, то эта сумма составила более 19 млрд. рублей, в 22-м – более 14. И вот примерно с такой динамикой целевые отчисления на поддержку спорта растут ежегодно. Все эти деньги переводятся единым регулятором азартных игр как раз в спортивные федерации и в Лиги, на виды спорта которых игроки ставят на события, в которых игроки ставят свои ставки.
Второй очень важный способ – это, конечно, спонсорство. Не секрет, и это заметно, на майках, скажем, многих и футбольных команд, баскетбольных, волейбольных и остальных сразу заметен бренд какого-либо букмекера.
- Да что там говорить, уже в названии некоторых команд.
- Да, есть такая – «Пари НН». «Пари Нижний Новгород», если полностью, правильно. Сумма такой спонсорской поддержки, она сопоставима с суммой целевых отчислений. То есть также можно говорить, что это примерно около 20 миллиардов рублей в 2023 году. Ну, помимо этого есть, конечно, и рекламные контракты, есть и благотворительная помощь, которую оказывают букмекеры. То есть это на самом деле очень большая индустрия, и, как вы отметили совершенно правильно, социально ответственная.
- Я тут обратил внимание. У меня товарищ, Стас Дружинин, занимается развитием индустрии прыжков в воду, и они подписали контракт с одной из компаний, которая занимается ставками на прыжки в воду. Ну, я понимаю, футбол, любой игровой вид спорта. Но даже и индивидуальные такие виды спорта могут быть интересны потенциально букмекерам?
- Ну, здесь больше можно говорить как раз непосредственно о поддержке через институт спонсорства. Да, скажем, количество ставок на прыжки в воду и количество событий, именно соревнований, которые проводятся, не такое уж большое. Здесь именно проявляется социальная ответственность букмекерской компании, которая принимает решение, скажем, поддерживать непопулярный вид спорта и в некотором роде даже, наоборот, заниматься его популяризацией.
- Роль государства сейчас какова здесь, помимо того, что вы назвали некий орган, который существует и, видимо, как-то надзирает? Как он правильно называется, в чем его функции?
- Так рассказать про орган или про роль государства?
- Это различные истории?
- Конечно, это совершенно различные истории. Если мы говорим о едином регуляторе азартных игр, то понятно, что это контролирующий орган, это регулятор. Уже в самом наименовании понятна роль. То есть он определяет и правила и стандарты букмекерской деятельности, этот орган занимается контролем за правильностью и полнотой уплаты целевых отчислений, и непосредственно сам производит эти перечисления именно в федерации.
Если говорить о роли государства, то роль государства по-прежнему остается ключевой. И ключевой она остается, потому что проходит популяризация спорта, именно это государственная специализированная программа. И не секрет, где есть популяризация спорта, там и появление новых болельщиков. Если появляются новые болельщики, растет, в том числе, и аудитория желающих поставить на свою любимую команду или на своего любимого спортсмена. То есть это всё очень взаимосвязано. Кроме того, конечно, государство вкладывает особо большие деньги в строительство стадионов, спортивных сооружений. А букмекеры, они, конечно, делают очень большой вклад, они поддерживают непосредственно федерации и лиги, то есть сам спорт. Это те деньги, которые, скажем, просто так не заработаешь и не найдешь. А здесь в федерации поступают весьма значительные денежные средства.
- Это в основном большие клубы, большие организации, большие города или на региональном уровне тоже есть примеры такого сотрудничества?
- Если мы говорим о целевых отчислениях, то целевые отчисления касаются исключительно только федераций и лиг. То есть клубы напрямую к целевым отчислениям отношения не имеют. Это уже сама федерация распределяет и рассчитывает, куда более необходимо тратить им эти деньги. А спонсорская помощь – это уже взаимоотношения непосредственно клуба и букмекерской компании.
- Если сравнивать с другими странами мира, на каком уровне сейчас находится наша букмекерская отрасль? Она уже сформирована? Потому что мы вот вспоминали здесь в кулуарах, есть большая отраслевая премия, есть какие-то другие атрибуты состоявшейся индустрии. Так ли это?
- Конечно, это уже так. Если смотреть и по деньгам, и по экспертизе, и по вниманию государства к этой отрасли, то можно сказать, что да, уже отрасль ставок на спорт полностью сложилась, и эта отрасль существенно отличается от других видов азартных игр, если говорить о казино, например, об игровых зонах. Как бы пафосно не звучало, но далеко ни у каждой отрасли экономики России, есть такое тесное взаимодействие как у спорта и букмекерского предпринимательства.
- То есть здесь у нас все понятно, все регулируется, и все это направлено помимо прочего на развитие спорта.
- Что касается направления на поддержку спорта, то да, бесспорно, все уже отрегулировано и понятно. Но, как и любая отрасль экономики, всегда есть вопросы, всегда есть, скажем, какие-то изменения бизнес-процессов, когда, например, законодатель не успевает за этими изменениями. Как и в других отраслях экономики, все очень стремительно меняется, появляются новые инструменты в IT и «цифре», которые необходимы.
- Про IT-сферу как раз и хотел спросить. Сейчас вся наша жизнь умещается в одном смартфоне. В том числе, мне кажется, бизнес букмекеров перешел из ППС в цифру, в телефон. Как наша индустрия здесь реагирует, насколько у нас удобные приложения и т.д.?
- На самом деле очень интересный вопрос. Потому что с позиции, скажем, новых трендов рыночных, бесспорно, это позволило и более плодотворно, более обширно работать с аудиторией. Вся IT-индустрия работает, в том числе, и на онлайн-ставки, которые у нас также связаны с единым регулятором и с так называемым ЦУПИСом. Все это выливается, скажем так, в ускорение процессов, чтобы раньше остальных получить информацию и сделать ставку, а также быстрее получить выигрыш. Раньше такой процесс занимал гораздо больше времени.
Но здесь есть, как говорится, и палка о двух концах. Тот гаджет, который вы держите в руках, где вы можете зайти и сделать ставку легальному букмекеру, возникает проблема и доступа к нелегальному сектору. То есть у нас интернет перенасыщен, например, какими-то иностранными и откровенно криминальными онлайн-казино.
- Вы нам рассказали про то, что есть нелегальные букмекеры. Или они не букмекеры по вашей терминологии? Как их правильно называть? Это компании, которые в интернете каждый из нас видит, особенно когда «сериальчик» какой-нибудь включает, находит в поиске. Как определить, это легальный букмекер, нелегальный, и какие риски есть?
- Онлайн сегмент сейчас, конечно, перенасыщен именно нелегальными игорными заведениями. Если говорить, букмекеры это или не букмекеры, там на любой вкус, есть и букмекеры в чистом виде, и казино, и тотализатор, и игровые автоматы, то есть весь комплекс. Как отличить? На самом деле легальный сегмент отличается от нелегального именно по наличию лицензии. Есть перечень легальных игорных заведений, он размещен на сайте ФНС России. Легальный букмекер имеет в зоне RU свой сайт (не в COM, не в каком-нибудь другом), где есть ссылка на регистрацию, на лицензию. То есть получить всю полноту информации возможно. Нелегальный же сегмент, никогда не занимается административными регламентами и не размещает какую-то информацию о себе, о лицензии и т.п.
- Ну, и спорт он точно не поддерживает…
- Конечно. Он и налоги не платит. Если бы еще налоги платил, а то и этого нет. Может и выигрыши игрокам не выплачивать. И не проводит идентификацию игроков. Игрок, обращаясь к тому же телефону, о котором мы говорили, имеет возможность выбора. Он идет или в легальный сектор, где он должен себя обозначить, то есть предъявить какие-то документы, и букмекер должен понимать, с кем он имеет дело, он платит налог НДФЛ с выигрыша. А нелегал, ему ничего от вас не надо, только переведите деньги. И как раз вот этот момент перевода денежных средств сейчас является наиболее острой, одной из проблем, но в то же время и возможностью, чтобы сократить нелегальный сектор.
- Знаете, у строителей есть саморегулируемые организации, которые борются за чистоту рынка. У российских букмекеров есть такая позиция, какие-то совместные черные списки, что-то подобное? Как людям объяснить, что это нелегальные букмекеры? Потому что я лично убежден, что подавляющее большинство людей видят интересное предложение, сделанное в какой-то игровой форме, акцию, и люди участвуют в ней, не заморачиваясь, законно это, незаконно. Не понимают просто.
- Здесь, как я и говорил, в первую очередь, нужно все-таки смотреть, в какой зоне находится непосредственно адрес, это зона RU или COM. В зоне RU может размещаться только легальный сегмент. Опять же, нужно обращать внимание на информацию, которую размещает о себе сам букмекер. У нелегалов всего этого нет. Здесь нужно быть очень внимательным. И вы сразу поймете, что с нелегалом имеете дело, как только вам начнут предлагать перевести деньги каким-то витиеватым образом. То есть или это на карточку какого-то другого физического лица, или воспользоваться сервисом системы чаевых. То есть это всё обходные способы нелегалов, чтобы получить от вас деньги. Что касается легального, то вы всегда переведете деньги, как я уже говорил в ЦУПИС, он один-единственный, и только через него можно произвести ставку.
- Саморегулируемые организации, которые мы упомянули здесь, сейчас активно участвуют в рассмотрении буквально всех законодательных инициатив. Какие из этих инициатив сейчас находятся в работе?
- Смотрите, есть саморегулируемые организации. Раньше саморегулируемые организации у букмекеров были обязательные. С момента появления в 21-м году единого регулятора азартных игр членство в саморегулируемой организации стало добровольным. Большинство букмекеров так и остались членами саморегулируемой организации, потому что это наиболее квалифицированная база экспертизы для рынка. И действительно, скажем, взаимодействие вот с вами, со средствами массовой информации, наиболее удобно как раз осуществлять через такие некоммерческие организации. Что касается законопроектов. Вы знаете, законопроектов на самом деле очень много, и, к сожалению, они политизированы. То есть некоторые депутаты пытаются за счет этого показать свой пиар, при этом предлагая какие-то инструменты, которые мягко говоря, маловероятно, что когда-то это будет принято. Например, самая последняя законодательная инициатива о том, что те граждане, которые имеют какую-либо малейшую задолженность в службе судебных приставов, не будут иметь права делать ставки. А если еще с учетом того, что только по банковским кредитам в 23-м году имелось 21 млн. задолженностей, это постоянно меняющаяся цифра, то в принципе можно тогда букмекерский бизнес закрыть. Кроме того, действующего оперативного механизма как получить информацию, является человек должником, не является, закрыл он, не закрыл, нет. Поэтому в принципе такая инициатива является неисполнимой.
У нас есть и свои инициативы. Они касаются, например, облегчения ограничений по рекламе спортсменов. Сейчас в рекламе нельзя использовать образ человека. Мы предлагаем разрешить образ российского спортсмена, чтобы иметь возможность заключать рекламный контракт с самим спортсменом.
- Персонально.
- Да. Наши спортсмены сейчас оказались в тяжелом положении, их не приглашают на международные соревнования. Тяжело сейчас. И именно вот этот инструмент индивидуальных контрактов позволил бы им…
- Мог бы многих поддержать.
- Да, существенно поддержать.
- Если говорить про режим самоограничений, профилактика через такой режим – это эффективный способ борьбы с игроманией или нет, как вы считаете?
- В любом случае есть, как всегда, плюсы и минусы. Этот инструмент использовать надо. Человек, который хочет сам себя ограничить, он должен иметь такую возможность. И у нас есть сейчас, скажем, законопроект, который будет скоро принят, скорее всего, даже в весеннюю сессию, и действительно, человек, подав заявление в любую букмекерскую контору, откажется от ставок во всех. То есть уже другие букмекеры не смогут от него принимать эти ставки. Он может через 4 месяца отказаться от этого, а может и не отказываться. Но здесь появляется вопрос о защите персональных данных. Если такие данные попадут тем же кредитным организациям, то такой человек, который находится в списке ограниченных от ставок, то есть имеющих какую-то проблему, может попасть в стоплист по потребительским кредитам.
- А в целом, какие сейчас тренды в букмекерском бизнесе в этом году?
- В этом году тренды появления новых видов спорта. Скажем, существенно повлияли «Игры Будущего», где были представлены эти новые виды, на которые можно принимать ставки.
- То есть букмекеры так нос по ветру держат, следят за новостями?
- Конечно.
- Мы уже упоминали, что сегодня букмекерские компании – это социально ответственный бизнес. Благотворительная и социальная миссия бизнеса помимо спонсорства команд и поддержки лиг, в чем она заключается, на ваш взгляд?
- В человечности. И последний пример вот этой человечности и благотворительной помощи – это компания Фонбет, которая перевела 30 миллионов рублей в помощь пострадавшим в «Крокусе», а так же перевели деньги пострадавшим от…
- …наводнения.
- Оренбургское наводнение, да. И такие компания сейчас задаёт определенное лидерство именно в этом благотворительном векторе помощи. И остальные уже, скажем, следуют ему. И действительно, есть очень много благотворительных проектов. Это и «ЛизаАлерт», когда футболисты надевают форму с фотографиями и по всему стадиону развешиваются снимки пропавших людей. Уже 7 человек нашли. Мы видим положительный определенный конечный эффект.
- Пусть таких хороших эффектов будет больше.