В помощь фандоматам в России могут появиться «умные» мусорные корзины

О развитии фандоматов в России
Роботизированные аппараты по сбору пластиковой тары и алюминиевых банок из-под напитков набирают популярность среди населения

Аппараты по приему пластиковых бутылок и алюминиевых банок из-под напитков – фандоматы - набирают популярность среди населения Москвы и Подмосковья. Появились они совсем недавно – всего 2 года назад в качестве эксперимента, который признали удачным и стали внедрять фандоматы уже повсеместно. В обозримом будущем на помощь этим аппаратам придут и «умные» мусорные корзины. Об этом ведущему программы «Чистая страна» Михаилу Антонову в эфире радио «Комсомольская правда» рассказал генеральный директор РТ-Инвест Андрей Шипелов.

- Друзья, радио «Комсомольская правда» и снова мы собрались, чтобы поговорить о чистой стране. Андрей, здравствуйте и начнем с главного - расскажите о развитии фандоматов в России.

- Компания РТ-Инвест сделала первую сеть фандоматов в России. Начали мы в 2020 году с эксперимента в школах города Казани. Мы поставили 20 таких аппаратов, которые принимали алюминиевые банки из-под напитков и пластиковые бутылки различных форматов. И были удивлены, что наши самые смелые прогнозы превзошли все ожидания. За два месяца школьники собрали 200 тысяч банок и бутылок. Это очень большой объем. Даже выше мирового среднестатистического показателя. И мы решили расширять эту программу. Сегодня у нас уже целая сеть в Подмосковье – почти 600 фандоматов установлены.

- Андрей, а как это работает? Например, я покупаю бутылку с напитком, выпиваю, опускаю в фандомат бутылку и… Взамен что-то получаю?

- Да. Как раз вот в этом и заключается основная задача. Мы запустили свою собственную программу лояльности - за каждую сданную банку и бутылку вы получаете балл. Их вы можете применить их в различных скидочных системах, либо оплатить ими, например, продукты питания или получить на них скидку. Мы сотрудничаем с крупными компаниями и торговыми сетями, например, со «ВкусВилл». Так же вы можете на эти баллы получить скидку в салонах красоты, оплатить проезд, оплатить каршеринг и т.д. Мы постоянно расширяем сеть партнерских компаний.

- Какова дальнейшая судьба банок и бутылок в фандомате?

- Фандоматы или экопункты – кому как удобнее их называть - позволяют собрать фактически чистое вторсырье. Если обычным способом через раздельный бак все равно идет загрязнение и необходимо мыть собранные банки и бутылки, то фандомат собирает чистую тару, которая едет сразу же переработчику. Это очень важно! Потому что чистота собранного вторичного сырья определяет качество вторичного продукта. Чем чище сырье, тем чище и качественнее будет продукт.

- А человека можно каким-то образом мотивировать? Ну, хорошо, баллы. Но ребенок тот же скажет – а, баллы, мне бы если бы 10 рублей бы упало – вот это было бы здорово. А вот эти баллы… и допьет он эту банку и выбросит ее в мусорку, в кусты, куда-нибудь. Каким образом убедить человека выкинуть именно в фандомат?

- Мы занимаемся этим более двух лет и видим, что основная мотивация людей – это их собственные убеждения. То есть, это становится модным, это становится эффективным, особенно среди молодежи – я по своему ребенку вижу. У меня дочка 11-ти лет с удовольствием занимается экологией, так как это модно. Она просит купить ей одежду из вторичных ресурсов – это тоже модно. Кстати, вот из тех самых банок и пластиковых бутылок делается отличная одежда. Мы видим, что поколение 30-40 лет тоже активно пользуется системой. У нас сегодня каждый человек, который сдал вторсырье, попадает в базу данных, и мы видим его активность. А уж если человек этим начал заниматься, фактически этим начинает заниматься вся его семья. Уже более 2,5 млн человек в Московской области сдают вторсырье.

- А фандоматы это отечественная разработка? И как вы продолжаете совершенствовать?

- Да, это полностью отечественная разработка. Мы сделали производство в городе Климовск Московской области. Это вот еще один большой плюс, так как сегодня уже наш фандомат позволяет при выходе на внешний рынок конкурировать с очень именитыми производителями таких фандоматов, которые работают и производят подобную технику более 10 лет. Наш фандомат — это уже и так совершенное устройство, в котором есть и интеллект, и программный продукт, и роботизированная система внутри. И технологически мы его постоянно совершенствуем. Сейчас работаем над нейронной сетью обучения и системой оптического распознавания. В будущем он сможет принимать большее количество фракций и делать это более качественно.

- А был риск, что система не заработает или что-то не получится?

- Ну, любой технологический стартап имеет риски. Но мы переживали не за риски, связанные с менталитетом - мы уже видели модель, как люди сортируют мусор по двум бакам. И мы понимали, что фандомат, представляя из себя самую совершенную систему раздельного сбора тары из-под напитков, он зайдет. Мы больше, наверное, управляли рисками технологического свойства, с учетом того, что с самого начала приняли решение делать продукт на отечественных технологиях. Это с виду хоть и простая штука, но на самом деле представляет из себя значительное сочетание различных технологий. И оптических, и компьютерных, и программных. Поэтому мы над этим серьезно работали с российскими компаниями и с собственными разработчиками. В итоге продукт получился, мы быстро вышли на его серийное производство. Вот в этом был наш самый большой риск. Но мы справились.

- А где еще можно применять фандоматы? Торговые центры, аэропорты и вокзалы, автозаправки, школы – это понятно. Но ведь иногда человек с этой бутылочкой пластиковой идет просто по улице. Не должны ли эти фандоматы стоять на улице рядом с урнами? Насколько это реально?

- Есть креативные идеи по поводу того, как дальше развивать эти сети. Например, есть такая идея, как смартбин - «умная корзина». Ну, представьте, что вот есть центральный вход в парк, там на входе стоит фандомат. Всем удобно, все его видят, все им пользуются. А дальше по парку расставляются вот эти умные корзины, которые по радиоканалу взаимодействуют с этим фандоматом. Вы бросаете пластиковую бутылку в нее, она понимает, что это кинул такой-то человек и начисляет ему балл. При этом корзина сообщает уровень заполненности. При заполненности подходит специально обученный человек и собирает из нее сырье.

- Есть какая-то статистика, кто больше пользуется фандоматами?

- Есть. Молодежь, безусловно, больше. Здесь, наверное, играет фактор, что мы поставили это в школах, прежде всего. Была программа с правительством Московской области, где мы обеспечили основные школы такими устройствами. Это была не просто система для сдачи тары, это была, прежде всего, воспитательная система. То есть, когда ребенок привык пользоваться фандоматом, мы запускали всякие конкурсы типа «собери больше – получи отличные призы», что очень им нравилось. Вот сейчас наши ребята, кто занимается системой лояльности, придумали, что даже можно будет посетить космодром «Байконур».

- Как вы привлекаете партнеров к проекту – компании, которые готовы виртуальные баллы обменивать на свой товар, предоставлять скидки и т.д.?

- Вначале приходилось много показывать и рассказывать потенциальным партнерам о преимуществах, которые дает взаимодействие наших организаций. И сейчас мы видим серьезный отклик, когда на встречу к нам идут с большим удовольствием и даже по собственной инициативе крупные игроки рынка. Это развивается уже по взаимному, скажем так, интересу друг к другу. Партнеры, крупные компании уже за собственный счет начинают покупать такие фандоматы и просто ставить у себя в офисах, чтобы сотрудники развивали культуру раздельного сбора и сдачи вторсырья.

- С авиаперевозчиками договаривайтесь, например, баллы на мили менять - шикарная была бы история. А интерес регионов есть? Других регионов?

- Есть большой интерес, мы уже активно работаем с рядом крупных регионов для того, чтобы расширять эти сети уже дальше. Но как раз вот здесь работает, скажем так, статистика. Потому что накопленная статистика – это бесценный опыт. Мы выходим с цифрами что было и как стало. И регионам это интересно, особенно молодежным движениям. Это интересно крупным городам, потому что с такой системой город становится более цивилизованным, жители становятся самоорганизованными в этом вопросе, это сплачивает население, тех, кто любит природу и стремится к тому, чтобы наша жизнь стала лучше, дает им возможность реализовать свои потребности. Сейчас в среде успешных людей становится модно быть экологически современным. То есть, заботиться о природе, начиная со своей головы, семьи, дома. Вот этот тренд набирает обороты и все больше проникает в нашу жизнь. Мы видим, что и бизнесмены, и политики, и звезды фэшн индустрии и шоу-бизнеса - все стараются к экологии относиться бережливо.

- Ну что, тогда посмотрим, как все это будет развиваться, какие фандоматы еще появятся в стране. Например, по сбору использованных батареек. А увидите фандомат, вспомните, куда вы в последний раз выбросили пластиковую бутылку, запомните, где стоит этот аппарат и уже бутылочку донесите до него.