Маркировка. Главное – гармонизировать задачи государства и бизнеса
Активным участникам и наблюдателям эксперимента по маркировке уже понятно, что оборот контрафактной продукции - далеко не единственная причина внедрения государственной маркировки. Контрафакт действительно наносит серьезный урон и добросовестным производителям, и бюджету. Но объективно не во всех товарных группах эта проблема является ключевой. Как тогда принимается решение о выборе отраслей, которые первыми входят в маркировку?
Цифровизацию называют одним из преимуществ правильного внедрения маркировки, но многие производители не готовы жертвовать настоящим ради будущего. Как гармонизировать интересы власти, бизнеса и потребителя, чтобы маркировка действительно принесла пользу всем сторонам?
Как внедрение маркировки адаптируются к новым отраслям?
Как обстоят дела с аттестаций и допуском сотрудников к работе на Программно-аппаратном комплексе маркировки и прослеживания товаров на предприятии?
Эти и многие другие важные вопросы обсудили приглашенные эксперты.
В мероприятииприняли участие:
- Олег Тухватуллин, заместитель Директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России;
- Максим Курганский, директор по защите легального оборота продукции ЦРПТ;
- Александр Петров, член комитета Государственной Думы по охране здоровья, глава подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств, развития фармацевтической и медицинской промышленности;
- Дмитрий Курочкин, Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
- Равиль Гимадиев, Генеральный директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group;
- Владимир Плохих, Генеральный Директор учебного центра Лаборатория Маркировки;
- Яна Низамиди, руководитель проекта Маркировка товаров розничной сети Магнит;
- Александр Волынец, заместитель директора по инновационным проектам Кировской Фармацевтической фабрики;
- Виктория Самсонова, Руководитель практики «Фармацевтика и здравоохранение», КПМГ в России и СНГ;
- Ильхом Байбулатов, руководитель проекта маркировки в компании Татхимфармпрепараты;
- Георгий Житмарёв, заместитель Генерального директора молочного завода «Пискаревский»;
- Давид Хаутов, директор юридического департамента компании Холдинг Аква.
- Андрей Генералов, начальник группы исходящей логистики агрохимической компании Август;
- Владимир Цецхладзе, руководитель проектов Полимер Пулинг Групп (дочерняя компания производителя полимеров iPlast)
Олег Тухватуллин пояснил, что системамаркировки товаров вводится в целях реализаций решения Президента и Правительства РФ в области противодействия незаконного оборота промышленной продукции. Как стало понятно, по идее это эффективный инструмент. Ведь маркировка еще и механизм, повышающий прозрачность рынка и взаимодействия его участников друг с другом. Первыми в эксперимент входят товарные категория\и, наиболее чувствительные к обороту контрафактной продукции. И речь не только о проценте этой продукции в обороте, но и критичность подделок. В фокусе социально-значимые товары, товары широкого потребительского спроса.
«Сейчас мы проводим крупнейшие разъяснительные информационные кампании для крупнейших участников рынка, для региональных органов власти, для всех звеньев товаропроводящей цепи, - поделился эксперт ситуацией на сегодняшний день. - Это положительно сказалось на бесперебойном движении лекарств по направлению к потребителю. За счет цифровизации процессов и электронного документооборота маркировка в будущем обещает снизить расходы на логистику, оптимизировать инвентаризацию продукции.»
Максим Курганский отметил, что тренд на маркировку товаров - общемировой. Тем не менее то, что сейчас происходит на территории Российской Федерации, по мнению спикера, – уникально, так как с помощью цифровизации явление охватывает глобальные процессы, используется стандартный код, стандартные механизмы сразу для многих отраслей, а не выборочно для отдельных, как это делается на Западе. «Мы создаем цифровой паспорт (код) на каждую продукцию и таким образом знаем о ней все – где, кем, из чего и как произведена, где она ехала, как провозилась и т.д.. Это исчерпывающая и всеобъемлющая информация, содержащаяся в одном цифровом коде», - прокомментировал Максим Курганский.
Далее он подчеркнул, что для России сейчас самое важное – гармонизировать требования государства и возможности бизнеса, нужно, чтобы взаимодействие происходило между всеми заинтересованными сторонами.
Владимир Плохих сообщил, что Учебный центр, который он представляет, с 2019 года активно реализует учебные программы для многих участников оборота, в частности, для фармацевтических предприятий, дистрибьютеров, импортеров, для аптечных учреждений, медицинских организаций. Всего обучено более 637 предприятий (вместе с категорией «молочные продукты» и «упакованная вода»). 30% из этих предприятий провели глубокую работу по обучению сотрудников работе с новым поколением ПО, информационными системами и оборудованием. Систем допусков к работе на ПО и оборудованию нет практически ни у кого. Как уточнил Владимир Плохих, невозможно, не освоив новые знания, эффективно и правильно работать где-либо – будь то эксперимент или боевой контур.
Дмитрий Курочкин рассказал, как осуществляется маркировка на практике. По его словам, внедрение системы маркировки является трудоемким и сложным процессом, который уже сталкивается с первыми проблемами в практической реализации. Чтобы сделать маркировку эффективным инструментом учета и контроля оборота товаров, необходимо провести корректировку нормативной правовой базы, предотвратить банкротство мелких производителей и рост цен, осуществить интеграцию информационных систем контролирующих органов, усовершенствовать мобильные приложения для самостоятельной проверки товаров потребителями. Предстоит очень и очень много работы.
В частности, требуется разработать критерии определения целесообразности внедрения цифровой маркировки в новых группах товаров по результатам экспериментов, исходя из уровня готовности бизнеса и системы оператора, а также объемов затрат участников рынка. В ходе экспериментов отрабатывать синхронность работы во всех звеньях товаропроводящей сети, особенно для малого предпринимательства. Детально проработать необходимость для специфических групп товаров дополнительных критериев: качественных, количественных, наличия товаров низкой стоимости, малых размеров, а также организовать дифференцированный подход к определению стоимости кодов маркировки в случае социально значимой продукции. Нужна и финансовая поддержка, как отдельным категориям участников внедрения цифровой маркировки, так и оператору с целью повышение уровня работы его системы поддержки (организационное, технологическое, коммерческое). Оператор, конечно, обязан нести ответственность за сбои в работе системы, приводящие к простою, срывам поставок, убыткам участников оборота товаров.
Очень важно, чтобы система была синхронизирована и работала слаженно на всей территории Евразийского экономического союза.
«В связи со сложной экономической ситуацией, связанной с ограничительными мерами, введенными из-за пандемии коронавируса, ТПП РФ предлагает перенести сроки введения маркировки в новых товарных группах на 2022 год», - заключил Дмитрий Курочкин.
Равиль Гимадиев, Original Group прокомментировал ситуацию так: «Маркировка это не про защиту от подделок, это про трансформацию государственных сервисов. Мы настолько верим в технологию маркировки, что занимаемся ей с 2006 года, задолго до государственных инициатив. Так как мы внедряем маркировку в нескольких отраслях, могу уверенно сказать о том, что технологические вызовы, которые стояли, например, перед фармой несравнимы с тем, с чем сталкиваются сейчас производители молока и безалкогольных напитков. В фарме большая часть проблем была на стыке оборудования, программного обеспечения, обучения персонала и изменяющейся среды. Что касается молока и воды, то речь идет не только о высокой скорости производственных линий и больших объемах выпуска, но и о работе с крупными, тяжелыми упаковками с большой инерцией. Решения, которое было бы на стыке “быстро, качественно, не дорого” для этих отраслей сегодня не существует. А стикерование определенно не закрывает всех потребностей рынка. Поэтому уже 1,5 года мы инвестируем в разработку на территории России высокоскоростных систем печати и систем машинного зрения, которые могут распознавать огромный массив кодов на высоких скоростях. В 2021 году эти разработки завершаться выводом столь ожидаемого решения.
Второй вызов для участников цепи товародвижения заключается в том, чтобы развивать не только информационные системы, но и реальные внутренние процессы. Для того, чтобы маркировка давала бизнесу преимущества и подняла качество бизнес-процессов, нужно не только быстро реагировать на постоянные изменения внешней среды, но и с первых дней начать менять привычки людей.
Что дает новая маркировка? Во-первых, идентифицируется не номенклатура продукта , а каждый экземпляр продукта. При этом этот экземпляр оснащен 2-мя полями SGTIN, случайный код, и крипто-хвостом, который не позволяет код предугадать и нанести его заранее контрафактным способом. Во-вторых, появились новые возможности построения систем точной доставки. Это наиболее удобно ритейлу, поскольку является фактически способом управления качеством продукта, создания цепочки бизнес-ценности товара. Невозможными становятся не только подделка продукта, но и некоторые искажения в производственном процессе. Фиксируются даже обязательные бизнес-операции для гарантии качества продукта.
Александр Петров признался, что очень рад Первому Форуму по маркировке, и выразил надежду на дальнейшее развитие системы маркировки с учетом прежних ошибок, которые были допущены в фармотрасли.
«Маркировка в России – впереди планеты всей, больше ни в одной стране мира нет криптохвостов для достижения прозрачности движения лекарственных препаратов и надлежащего учета медпрепаратов, а также для усиление надзора в сфере оборота фармацевтической продукции, не допускающего хождения фальсификата», - не без гордости заметил выступающий.
Александр Волынец выразил сожаление о том, что пандемия и маркировка сильно ударили по фармацевтической отрасли. «Таких проблем, как сейчас, я никогда не видел, - посетовал спикер. - Только совместная работа всех участников цепочки позволит обеспечить бесперебойную поставку лекарств потребителям. Люди, сотрудники предприятий - самый главный наш актив.»
На взгляд эксперта, маркировка лекарств только усугубила социальные проблемы, повсеместно ухудшила доставку лекарств. «Неотлаженная система дала сбой, и персонал вручную набивал коды, чтобы лекарства в аптеках все же появились, - подробно излагал суть проблемы гость радиостанции «КП». - Никто не был готов к такому резкому отключению важных опций и регулирующих функций. Люди на предприятиях спасали ситуацию, как могли, работая сутками и без выходных. То есть Правительство и регуляторы разрешают нам двигать товар, но учетная система не готова. Кроме того, специалисты на рынке разного уровня. На крупных предприятиях работают сотрудники более высокого класса, потому что у таких предприятий есть возможность заранее готовиться к маркировке и обучать своих людей. Остальные испытывают большие сложности. Нет никакого смысла в том, что большой производитель передает мелкому дистрибьютеру готовый товар, а он залеживается у него на складе, потому что тот не знает, как его дальше по маркировке провести, как использовать уведомительный режим. Поэтому необходимо делиться опытом.»
Ильхом Байбулатов разбавил теоретическую дискуссию практическими кейсами, потому что предприятие, которое он представляет, старейшее в России и уже вовсю участвует в эксплуатации маркировки продукции. Единовременно в месяц может выпускаться 70-80 различных наименований, а всего – до 120. Подход к техническим решениям однако до сих пор не ко всем найден. Нанесение маркировки на блистер тем не менее осуществили, что было непросто. «И мы одни из первых провели товаропроводящую цепочку (еще до введения криптохвоста). У нас в стране есть одна проблема – технологическое оборудование не производится, и это сильно затрудняет ход вещей. Приходится закупаться в Европе или Китае. Пандемия еще усложнила это взаимодействие. Даже закупленное оборудование, а также иностранные специалисты для его настройки и наладки пока не могут въехать в страну», - таково мнение эксперта.
Георгий Житмарёв сообщил хорошую новость: в преддверии Форума Минпромторг предложил упростить маркировку скоропортящейся молочной продукции – требование поэкземплярной прослеживаемости для этой категории продуктов будет отменено. Однако несмотря на это, почти все производители молока выступают против маркировки, потому что считают ее неэффективной, сложной, очень затратной инновацией, которая несет огромные риски как для молочных заводов, так и для производителей молока. Имеющееся оборудование на молочных заводах не предназначено для таких задач. Все крупнейшие производители отрасли считают, что те же цели могут быть достигнуты иными, куда менее затратными способами.
Равиль Гимадиев сообщил, что, по его оценке, работа над решениями для высокоскоростных линий закончится до окончания эксперимента по молоку и воде. Такие разработки ведут сразу несколько российских компаний, в том числе Original Group. Действительно классический сценарий разработки здесь не работает. Работать приходится с колес.
Пока мы не научимся идентифицировать каждый «пакет молока», не появится возможности отследить его перемещение от котрагента к контрагенту, проконтролировать его качество. Если для молочников это в предлагаемом виде невозможно, значит, нужно искать другое приемлемое решение.
За возможностью создания сервисов, которые оптимизируют логистику, управляют качеством товарооборота – будущее. Но обязательным условием для этого является идентификация каждого продукта.»
Давид Хаутов практически вывел формулу успеха реализации маркировки в любой стране, в частности, в России. Буквально он сказал следующее: «Принимая подобные решения, нужно соблюсти гармонию требований государства и возможностей бизнеса.»
По мнению Андрея Генералова, необходимость контроля качества выпускаемой продукции и отслеживания движения продукции ни один добросовестный представитель бизнеса отрицать не станет, так как это приводит к добросовестной конкуренции. Август занимается разработкой, производством и реализацией химических средств защиты растений и действующих веществ. К добровольной маркировке нас привели требования крупных аграрных холдингов, которые отказались закупать продукцию без серийной маркировки. Среди других причин: борьба с контрафактом, необходимость управления складами, реализация систем отслеживания продукции в цепи поставок, автоматизация партионного учета на складах, предоставление потребителям современных сервисов. Вопрос о целесообразности маркировки не стоит. Вопрос в тех сервисах и “плюшечках”, которые Оператор и регуляторы дают производителям за счет этого внедрения. Также важно, что опыт фармы показал, что нужна не разрешительная, а уведомительная система. Именно в этом заключается гармония между интересами бизнеса и власти,- вывод спикера.
Владимир Цецхладзе рассказал о маркировке тары в цепи поставок продуктов питания (фрукты, овощи, интернет ритейл), в частности о пулинге – как о замкнутой логистической системе, позволяющей сдавать в аренду поставщикам и торговой сети необходимые ящики и прочую тару.
Как и маркировка, пулинг - это тренд мировой экономики. В России и маркировка и рынок пулинга находятся в самом начале пути. Так получилось, что одна инновационная технология не работала без участия другой, и пулинг нужно было дополнить маркировкой.
Идея нашего IT партнера Original Group заключалась в том, чтобы присвоить каждому ящику индивидуальный код, который будет считываться участниками пулингового оборота на всём пути следования ящика (у поставщика сети, на РЦ торговой сети, в торговой точке сети). Благодаря Track & Trace системе, мы всегда можем сказать, где находятся ящики, и в каком количестве, а также произвести оперативную сверку/инвентаризацию в торговой точке.
Помимо отслеживания, мы заложили возможность внесения в индивидуальный код ящика информации о товаре внутри него (дата производства, дата упаковки, срок хранения, наименование поставщика, условия хранения и пр.). Кроме того, на усмотрение Торговой сети остаётся возможность установки KPI для торговых точек за возврат ящиков.
В результате внедрения системы Track & Trace нам удалось сократить потери ящиков до 2% (до 15 млн. руб.), что дало положительный экономический эффект по проекту, а также получить прозрачную систему учета для всех участников оборота.
Наша дискуссия транслировалась в режиме онлайн в YouTube, Facebook и Вконтакте, на радио «КП». Любой зритель мог задать присутствующим свои вопросы.