Лидеры отрасли торговых центров встретились offline в Москве

Семь спикеров из разных регионов поделились опытом применения практик, влияющих на работу управляющего, уделяя особое внимание выходу из локдауна, предлагая видение успешного ТЦ будущего

В Отеле Гранд Марриотт 23 апреля завершил активную работу «Конгресс управляющих. Будущее торговых центров». Организатором значимого отраслевого события выступил Российский Совет Торговых Центров.

В продолжении развития партнерства с РСТЦ ПАО Сбербанк стал стратегическим партнером мероприятия.

Информационную поддержку оказали РБК Конференции, Ассоциация профессионалов рынка недвижимости Repa, Медиахолдинг Комсомольская Правда, Retail.ru, международная выставка и форум по торговой недвижимости и ритейлу MAPIC Russia, а также портал о торговой недвижимости и ритейле ShopAndMall.ru.

В течение двух дней представители власти, владельцы и управляющие торговых центров обсуждали возможные меры поддержки отрасли, проблемы и перспективы в условиях экономической нестабильности, возможность применения новых технологий и интеграцию e-comm в физические торговые центры.

Как отмечают организаторы, которые ежегодно собирают экспертов и лидеров отрасли не только на Конгрессе управляющих, но и на региональных площадках, ключевым условием успешного прохождения отраслью испытания экономическим кризисом является объединение участников рынка. Формат мероприятия соответствует заявленной цели: в программе пленарное заседание, живые дискуссии, открытые микрофоны.

Деловую программу «Конгресса управляющих. Будущее торговых центров» 22 апреля открыла пленарная дискуссия по актуальному сегодня вопросам - проблемам и перспективам отрасли, модератором которой был Игнат Бушухин, Real estate journalist. В сессии приняли участие: Юрий Литвинов - Начальник Управления развития инфраструктуры розничной торговли и услуг Департамента торговли и услуг города Москвы, Джеймс Корриган - Управляющий директор, лидер отраслевой проектной команды «Коммерческая недвижимость», Департамент инвестиционной деятельности Сбербанка, Максим Комаров - Заместитель начальника Главного управления - начальник Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве, Дмитрий Москаленко - Президент Российского Совета Торговых Центров, Первый заместитель генерального директора A.Н.Д., Войцеховский Олег Викторович - Управляющий директор Российского Совета Торговых Центров.

Приветственным словом открыл сессию Дмитрий Москаленко, обозначив важность форума как площадки для обсуждения, обмена опытом и объединения в сложное «постпандемийное время». По мнению участников очень важное значение имело выступление Максима Комарова, в рамках которого он обозначил новые механизмы деятельности работников МЧС, а также предложил свою поддержку участникам форума, в том числе для решения вопросов в регионах. В свою очередь, Олег Войцеховский рассказал о неоднозначности взаимодействия власти и торговых центров. В своем последующем выступлении Джеймс Корриган сказал, что для Сбера сектор коммерческой недвижимости является одним из ключевых, так как ее доля составляет приблизительно триллион рублей. Юрий Литвинов отметил важность развития РСТЦ для формирования глобальных трендов в отрасли. Он также подчеркнул, что Управление развития инфраструктуры готово оказывать всяческую поддержку для эффективного развития ТРЦ.

Сессию «Урбанистическое развитие и распределение торговых площадей разных форматов в городах с обновляющейся инфраструктурой» открыли модератор Ольга Гусева, эксперт Института строительной отрасли и Олег Войцеховский, управляющий директор Российского Совета Торговых Центров, который рассказал о необходимости постоянной адаптации городов под потребности современных людей и о сложностях, возникших в потребительских центрах городов Европы во время локдауна. Обратил внимание на отсутствие привлекательных предложений от городских администраций и привел в пример Екатеринбург с успешной на его взгляд программой «Торговые узлы».

Елизавета Лихачева, директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева познакомила с историей возникновения торговых центров и выразила несогласие с Олегом Войцеховским в части того, что исторические центры городов тоже должны перестраиваться, с огорчением отметила, что позиция бизнеса по отношению к архитектуре отвратительна и требует пересмотра. «Как потребитель и историк, могу сказать, что потребности людей не меняются. Процесс общения и выбора - то, от чего человек не откажется никогда», сказала Елизавета Лихачева.

Евгения Муринец, член экспертного совета Минстроя России по формированию комфортной городской среды поддержала Елизавету Лихачеву и добавила, что ТЦ должны возводиться с учетом пожеланий жителей и строительство должно согласовываться с архитектурным советом города.

Сергей Вадяев, управляющий директор торговых центров MMG включился в дискуссию и подтвердил позицию Олега Войцеховского, сказав, что концепции торговых центров – универмагов изжили себя и должны меняться вместе с городской средой.

Модератором сессии «Аналитика рынка коммерческой торговой недвижимости: отчеты, исследования и прогнозы» выступала Светлана Ярова, директор департамента брокериджа коммерческой недвижимости RRG. Выступление Сукру Альсанйурэка с прямым включением из Турции было посвящено аналитике и использованию данных для работы современных торговых центров. После, Ольга Ясько рассказала о том, как меняется отношение к торговому пространству и о том какие решения стоит применять уже сейчас чтобы усилить позиции торгового центра. Об изменении структуры арендаторов в ТРЦ, реконцепциях существующих торговых объектов и смещении фокуса девелопмента от классических ТРЦ к ритейлу в составе МФК, рассказал Иван Артемов, руководитель отдела разработки концепций торговых центров CBRE.

Вячеслав Забродин, учредитель и Управляющий партнер компании Capital Legal Services, один из ведущих юристов России после яркого выступления Вадима Васильева, основателя и креативного директора рекламного агентства VASILYEV, который задал тон сессии «Эффективные практики управления» выступлением об экосистемах и личном бренде как о необходимых опциях успешного управляющего ТЦ, продолжил модерировать самую насыщенную сессию первого дня.

Семь спикеров из разных регионов поделились опытом применения практик, влияющих на работу управляющего, уделяя особое внимание выходу из локдауна, предлагая видение успешного ТЦ будущего.

«Новые подходы к инвестированию» обсудили с модератором Валерией Мозгановой, руководителем отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM Джеймс Корриган, управляющий директор, лидер отраслевой проектной команды «Коммерческая недвижимость», Департамент инвестиционной деятельности Сбербанка, который доступно рассказал собравшимся о том как поступать, если стандартного банковского финансирования не достаточно и какие инвестиционные продукты лучше использовать и Артем Цогоев, специалист по инвестициям в недвижимость Инвестиционной группы ТРИНФИКО о том, как розничные инвесторы могут стать совладельцами ТЦ.

Сессия, посвященная трансформации потребительских привычек и потребностей людей будущего вызвала больше всего живых обсуждений. Впервые модератором на площадке РСТЦ выступила Юлия Бошаева, редактор российской версии журнала FashionNetwork.com с необычным набором спикеров, среди которых Николай Коренский, психиатр и психотерапевт с докладом о постковидном синдроме, Мария Успенская, психолог с выступлением на тему «Как работать с аудиторией в эпоху постковида», Ольга Дымарская, кандидат социологических наук рассуждавшая о новых практиках потребления. Единственным представителем торговых центров на сессии был Сергей Гусев, руководитель управляющей компании MALLTEAM, который рассказал о новых подходах к управлению, интеграции онлайн в оффлайн и о том, что успешные ТЦ берут на себя функции социальных пространств.

Насыщенный деловой активностью день завершился Торжественной церемонией вручения премии «Управляющий года 2020-2021», партнером которой выступил ГК SDG, журнал BONJOUR и концертом, в ходе которого был объявлен победитель. Им стала Ирина Гурова, управляющая ТЦ Акварель, г. Тольятти. Приглашенные артисты, среди которых Хедлайнер – Диана Арбенина и группа «Ночные снайперы», S-BROTHER-S DJ PROJECT, Доминик Джокер и Катя Кокорина, MESEDA, Владимир Крижановский (саксофон), Виктория Пьер-Мари - российская королева блюза создали незабываемую атмосферу торжественного вечера.

Второй день начался сессией «Где точка баланса: как найти баланс между онлайн и оффлайн». Генеральный директор «Магазин магазинов» Дмитрий Бурлов с легкостью, присущей только ему, настроил аудиторию на рабочий лад. Самыми яркими спикерами сессии были Анна Теландер, руководитель по коммуникациям и маркетингу компании AMF Fastigher, Швеция с темой интеграции e-comm в физический ритейл, Михаил Гончаров, основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок», Сергей Саркисов, вице-президент ГК «Новард» Эконика и Рубен Арутюнян, основатель и CEO модного дома HENDERSON. Обсуждали, спорили, каждый высказывал свои предположения о том, какое соотношение идеально и насколько вырастет e-comm в перспективе.

Эксперт по стратегическому маркетингу, продажам и клиентскому сервису, преподаватель НИУ ВШЭ, Луиза Улановская приняла эстафету у Дмитрия Бурлова и рассказала о том, как преобразились торговые центры за 66 лет существования.

Светлана Ярова, директор департамента брокериджа коммерческой недвижимости RRG предложила смотреть на торговые центры с позиции брокера, оценивая финансовую привлекательность объекта.

Алена Юренко рассказала о своем телеграм канале и о том насколько современные торговые центры комфортны для посетителей и какие очевидные ошибки на сегодняшний момент существуют. После чего Дмитрий Голубятников, управляющий партнер ИФГ Agaston рассказал о развитии инвестиционных направлений и о возможности создания максимальной добавленной стоимости объектам. Айше Агекян завершила сессию презентацией «новой МЕГИ» и поделилась своим опытом трансформации ТРЦ.

Представитель компании HyperIn прямым включением из Финляндии поделился опытом как в его стране происходит интеграция диджитал в физический ритейл и какие современные технологии используются в торговых центрах Финляндии.

Организаторы уверены, что новый формат мероприятия с привлечением спикеров из разных отраслей и обмен опытом с участниками рынка других стран повысит привлекательность мероприятий Российского Совета Торговых Центров и задаст правильное направление эволюции торговых центров.