Россия к посевной готова

«Комсомольская правда» провела первый агрофорум, где собрала тех, кто обеспечивает Россию продуктами

Сначала - экономика, потом - политика. Если стратегию развития аграрного сектора руководство страны выстроит именно в такой последовательности, то России беспокоиться не о чем. А еще нам требуется прагматизм, креатив и ориентация не только на внутреннего потребителя, но и на развитие экспорта... Как не «выстрелить самим себе в ногу»? Обсудили участники сессии «Западные санкции. Крах российского рынка продовольствия или точка роста?» первого агрофорума «Комсомольской правды».

К ПОСЕВНОЙ ГОТОВЫ

В последние три года Россия стабильно производит более 120 млн. тонн зерна, из них потребляем внутри страны порядка 80 млн. тонн. Соответственно, все остальное – это наши дополнительные резервы и потенциал для экспорта. В этом году эксперты прогнозируют, что урожай составит от 123 млн тонн до 130 млн тонн.

В 2022 году все необходимые приготовления к посевной завершены. Аграрии закупили семена еще в конце 2021 года и в начале нынешнего, обеспечили себя удобрениями и запасными частями на сельскохозяйственную технику. Да, не все проходит гладко (те же запчасти в последнее время резко подорожали), но они решаемы.

Директор департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России Роман Некрасов вышел на связь с участниками агрофорума «КП» из Хасавьюртовского района республики Дагестан, где сейчас идет посадка картофеля и других овощей. Днем ранее он изучал ход посевных работ на Ставрополье.

«Главный вывод – аграрии страны к посевной готовы. Хороший задел был сделан еще в прошлом году, когда посеяли достаточно серьезный озимый клин - более 19 млн гектаров (обычно - пшеница – «КП»). Уже смело можно говорить, что 97% озимых находится в хорошем и удовлетворительном состоянии. Это существенно лучше, чем в прошлом году. Если погода будет благоприятная, то все необходимые объемы производства для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и формирования нашего экспортного потенциала мы выполним. Не смотря на все санкции, Россия остается надежным игроком на мировом рынке продовольствия», - отметил представитель Минсельхоза.

Если говорить о дальнейших перспективах, то особого внимания требует вопрос с семенами. В данное время, по словам Романа Некрасова, ни один зарубежный поставщик семян и средств защиты растений не объявлял о сворачивании своей деятельности в России. Больше того, заверяют, что не хотят терять наш рынок. Но мы уже видели ситуации в других отраслях экономики, когда бизнес уходить быть может и не хочет, но вынужден подчиняться диктату своих стран.

На этот случай России необходимо активно развивать отечественную селекцию семян и племенное животноводство. В этом году семеноводческие компании завезли «родительские линии», Минсельхоз поставил задачу заложить максимальное количество участков для выращивания семян.

НУЖНЫ НЕ СТАТЬИ, А ЗАСЕЯННЫЕ ГЕКТАРЫ

Но это те механизмы, которые нельзя импортозаместить по щелчку пальцев. Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам. Надежда Школкина отметила, что государство почти 30 лет не уделяло должного внимания селекции и семеноводству. В 2017 году заработала федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства. Сейчас в стране созданы 41 селекционный центр, 32 семеноводческих хозяйства. Но проблема не только в их количестве…

«Недавно проходило совещание непосредственно в семеноводческом хозяйстве. Знаете, на что обратила внимание? Это касается не только семеноводства. Бизнес на первое место выносит вопросы, связанные с бюрократией и административными барьерами. Мне кажется, нужно провести ревизию нормативно-правовых актов и платных услуг, которые в принципе оказывают влияние на бизнес, - отмечает Надежда Школкина. – А селекционеры гордятся своими разработками (для этого есть основания), но при этом не имеют спроса на свою продукцию со стороны бизнеса».

Парламентарий убеждена, что наука и реальный сектор должны работать в более тесном симбиозе. Фундаментальные исследования, как и сейчас, необходимо финансировать за счет государства. А прикладные разработки, включая выведение новых сортов и гибридов, производить на основе государственно-частного партнерства. В этом случае техзадание на разработки будет давать бизнес, он же будет закупать готовый продукт. В этом случае мотивация научных учреждений будет не в том, чтобы зарегистрировать очередной сорт в Госреестре или количество статей в научном журнале (сейчас эффективность их работа оценивается именно так), а в практической деятельности.

«Наука наконец должна понять для кого она работает», - заявила Надежда Школкина.

ХОРОШО С ПШЕНИЦЕЙ И ЯЧМЕНЕМ. С ОСТАЛЬНЫМ - ПЛОХО

Представители реального сектора экономики двумя руками поддерживают предложение депутата Госдумы. Представители аграрных предприятий не первый год предлагают увязать KPI семеноводов к площадям посевов или валовому сбору урожая. Возможно, теперь власти прислушаются к мнению экспертного сообщества.

«С семенами пшеницы и ячменя у нас все очень хорошо. Мирового лидерства в экспорте зерна мы достигли, опираясь на собственную селекционную базу. Проблемы в других культурах, которые не менее важны и составляют значительную долю в потребительской корзине россиянина и востребованы на мировых рынках. Здесь нам надо, безусловно, наращивать производство семян. В среднем по всей индустрии самообеспеченность семенами составляет всего 63%», - привел расчеты председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.

Следующая зона риска – сельскохозяйственная техника. В России очень много зарубежных комбайнов, тракторов и другой техники (эксперты считают, что около половины). Это произошло потому, когда-то уровень технологий у российской сельхозтехники был низкий. Федеральные власти пытались решить проблему через привлечение зарубежных компаний. Больше того, финансово стимулировало приход зарубежных производств. Сейчас часть из них объявили об уходе из России. Уже завезенные в страну комплектующие останутся в стране. Этого достаточно для ремонта техники в 2022 году. Но продолжать поставки запасных частей и проводить гарантийное и постгарантийное обслуживания собственной техники зарубежные производители отказываются.

«Это противоречит не только нормам здравого смысла, но и коммерческому праву. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем аграриям и дилерам иностранных производителей: документируйте факты отказов от гарантийного и постгарантийного обслуживания. Будем готовиться к коллективным искам, - сообщил Эдуард Зернин. - Я не говорю ни о какой политике, это исключительно прагматичный подход. Бизнес заключается в том, что если мне продали технику, то я оплатил не просто кусок железа, а в том числе и его гарантийное обслуживание. Я должен иметь возможность получить то, за что уже заплатил».

Обратим внимание: аграрии не пытаются срубить денег, а лишь обязывают зарубежных производителей выполнить свои обязательства. Со временем судебные споры можно поднять на международный уровень. Юридическая практика показывает, что в подобных случаях суд обычно встает на сторону потребителя.

Минпромторг разрешил завозить комплектующие на зарубежную сельхозтехнику в рамках параллельного импорта. Неофициально, через третьи страны. Но эксперты сомневаются, что это спасет ситуацию: Россия – один из крупнейших мировых аграрных рынков, здесь сосредоточено гигантское количество техники. Зарубежные производители легко увидят аномальный всплеск спроса в любой соседней стране, которая согласится перевозить запасные части в Россию.

ЛИЗИНГ ПО ПРОШЛОГОДНИМ СТАВКАМ

«В конце февраля, после увеличения ставки рефинансирования ЦБ, подавляющее большинство банков и лизинговых компаний подняли ставки своим клиентам. В «Росагролизинге», к счастью, сохранили все условия на приобретение техники в лизинг. Поэтому все аграрии, которым требуется техника, покупают ее у нас по старым ставкам – от 3% годовых, - сообщил руководитель Департамента стратегических инициатив и взаимодействия с госструктурами «Росагролизинга» Александр Калмыков. - В связи с ростом спроса на технику среди сельхозтоваропроизводителей, Росагролизинг заключил соглашение с рядом поставщиков на поставку техники со складов, чтобы аграрии смогли обновить свой парк техники в преддверии сельскохозяйственного сезона. В рамках заключенных соглашений, клиентам Росагролизинга доступны более 300 единиц востребованной сельхозтехники, которую можно приобрести без длительного ожидания и по фиксированным ценам».

Кроме того, лизинговая компания еще в прошлом году начала переговоры по поставке сельскохозяйственной техники из дружественных стран.

Молочное животноводство – одно из самых трудоемких и инвестиционноемких отраслей сельского хозяйства. Отдачу от вложений в птицеводство или свиноводство бизнес получает гораздо быстрее. Но и здесь за последнее десятилетие произошли серьезные изменения. Вспомним хотя бы производство сыров: до 2014 года его было чрезвычайно мало, да и качество не блистало, а сейчас кто ощущает недостаток импорта? То-то же…

«Производство и переработка молока растут на 3 – 3,5% в год. За 10 лет объем импорта молочной продукции в Россию сократился почти на треть. Последние два года очень динамично развивается экспорт: в 2020 году среднегодовые темпы роста составили 15%, в прошлом году - порядка 20%, в этом году, наверное, цифры будут сопоставимы», - сообщил генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.

Ближайшие вызовы отрасли – сохранение инвестиционной активности и дофинансирование тех проектов, что еще не завершили этап строительства. Государство помогает решить задачу. Но при этом в молочном животноводстве есть проблемы, общие для перерабатывающих отраслей. Например, из всего объема импорта средств производства – техники, оборудования и запчастей – примерно 60% приходится на недружественные страны. Пришло время строить собственные линии по переработке молока. Дело это небыстрое, муторное, но реальное…

Помним мы и о проблемах с упаковкой. Тетрапак – самый известный представитель отрасли – объявил о сокращении ассортимента из-за нехватки комплектующих. Что вызвало ажиотаж у потребителя. Но кто в последние месяцы видел, чтобы продавцы разливали молоко по бидонам? Тетрапак, хотя и является одним из ведущих игроков на этом рынке, занимал на нем не больше 10 – 12%. В отрасли еще 5 – 7 компаний, которые производят похожую упаковку. Проблема заключается в том, что российские производители вписаны в глобальные цепочки поставок.

«У производителей, и у поставщиков упаковок сейчас запасов достаточно, - говорит эксперт. - Хотя есть определенные компоненты, по которым мы сейчас ищем альтернативных поставщиков либо внутри России, либо за рубежом. Это касается ряда полимеров, картона и т.д. Но эти вызовы не носят не решаемый характер. Я думаю, что этот вопрос будет решен достаточно оперативно».

Похожая ситуация и в птицеводстве.

«В конце прошлого года у нас было снижение производства по мясу птицы на 6,4%. Так вот, в январе-феврале этого года мы показали прирост в 9,4% к прошлому году. В марте показываем опять же более 9% в плюс. Это доказательство того, что наши птицеводы собрались, организовались и делают максимум от себя зависящее, чтобы обеспечить население самым доступным видом животного белка», - отметил генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов.

Развивается и экспорт мяса птицы: за первый квартал 2022 года поставки в дальнее зарубежье выросли на 35%, а в страны Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан) – на 88%

ВИНОДЕЛЫ КРЫМА С 14 ГОДА ПОД САНКЦИЯМИ

«15 лет назад словосочетание «российское вино» вызывало скорее кривую усмешку или служило предметом для шуток. 10 лет назад мы осторожно начали брать первые медали международных конкурсов и радовались каждой как полету Юрия Гагарина. 5 лет назад мы в первый раз мы привезли больше 100 медалей в год. Сейчас уже выходим на несколько сотен, но не понятно, как это все будет дальше, - имеет в виду участие российских производителей в зарубежных выставках исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников.

Проблемы виноделов также сопоставимы с другими отраслями сельского хозяйства: саженцы, оборудование, специалисты-консультанты, пробка, средства защиты, некоторая часть бутылок и даже бумага для этикеток – импортные. Но неразрешимой проблемы в этом эксперт не видит. Каждый аспект требует новых решений.

«Я не сталкивался с зарубежными поставщиками, которые отказывались бы работать с клиентами из России по политическим соображениям, - признался Алексей Плотников. – Красноречивый пример: 90% мировой пробки выращивает две страны – Испания и Португалия. Но когда в 2014 году Крым оказался под санкциями, механизмы были найдены, и пробка туда поставляется».

Подводя итог встречи, аграрии и переработчики обратили внимание властей, что в данной ситуации важно не встать в позу и оставаться прагматичными. Не пытаться «выстрелить себе в ногу» - наказывать в ответ другие страны. Запретили нашим транспортным компаниям пересекать границы – не отвечать тем же. Иначе нанесем непоправимый удар по собственному производству. Причем, как по количеству производства, так и по качеству (экспортеры подтягивают качество своего продукта до западных требований).

«В исследованиях Роскачества приняли участие уже более 9 тыс. товаров из более чем 200 товарных категорий. Безусловно, сегодня российский потребительский рынок претерпевает серьезные изменения, наблюдаются изменения паттернов потребительского поведения. При этом большинство россиян позитивно оценивают возможности импортозамещения. Мы убеждены, что все те трудности, с которыми сталкиваются участники рынка сегодня, являются мощным позитивным стимулом к перенастройке процессов и развитию сильного российского потребительского рынка», - резюмировала заместитель руководителя Роскачества Светлана Чурусова.