«В России должен появиться потребительский патриотизм»: есть ли шанс на разнообразие отечественных продуктов без западных брендов?
Россия привыкла к лучшему. Техника какая-то потребовалась или продукты? Практически все можно было купить, не выезжая из страны. Были бы деньги… Однако нынешнее санкционное давление коллективного Запада заставило часть зарубежных производителей остановить производство или совсем уйти из России. «Комсомольская правда» провела первый Агрофорум, где одна из сессий была посвящена теме «Импортозамещение 2:0: есть ли шанс на разнообразие отечественных продуктов питания без западных брендов?»
Как оказалось, не так страшен черт, как его малюют…
И ЖЕСТЯНЫХ БАНОК НЕТ?
«Сегодня ситуация немного другая, нежели была до 24 февраля. «Все хорошо, развиваемся», - мы говорим не так уверенно, как раньше. Но, тем не менее, ситуация довольно стабильная, - отметил вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка. – В условиях санкций на развитие агропромышленного комплекса в первую очередь влияет доступность капитала. Конечно, повышение ключевой ставки Центробанком России, изменение условий финансирования было сложным моментом для наших аграриев. Но благодаря правительству эта ситуация нивелирована, и сегодня кубанские аграрии получили значительную часть кредитных средств по льготной ставке».
Руководство главной житницы России характеризует привлечение инвестиций в регион в настоящее время термином «небольшая остановка». И она, скорее всего, не затянется. Стране необходимо оперативно замещать ушедшие из России товары и комплектующие, а Кубань готова к строительству новых производств.
Справедливости ради скажем, что в последние годы объем импорта в экономике региона сократился до приемлемого уровня. С 2014 года Краснодарский край совершил гигантский рывок в импортозамещении. Выросли объемы производства традиционных для региона культур. Виноделие стало новым флагманом производства. Даже саженцы для виноградников начали выращивали в регионе, но какие-то проблемы все-таки возможны. В первую очередь с обслуживанием зарубежного оборудования, а также с поставками импортных пищевых добавок, отдельных видов семян (например, сахарная кукуруза, которая идет в консервирование, полностью, а сахарная свекла на 90% выращивается из импортных семян), заквасок, бактерий и плесени для производства сыров.
Часть логических цепочек уже восстановлены – поставки пойдут через другие страны. Но злоупотреблять этим механизмом власти региона не хотят. Видят будущее страны в импортозамещении. Основания для этого есть. Так, банка для консервированных овощей – зеленого горошка и сладкой кукурузы – покупалась за границей. Неужели в России нет предприятий, которые могли бы производить жестяную тару достойного качества?
НОВАЯ ЖИЗНЬ ЗАБРОШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
«Вместе с правительством на площадке партии «Единая Россия» ежедневно идет работа по выработке мер поддержки для наших аграриев, - сообщила заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина. - Что сделано в первую очередь? Увеличено льготное кредитование, краткосрочные кредиты на посевную. В прошлом году это было чуть более 10 миллиардов рублей. Сейчас выделено уже 25 миллиардов, и на отчете правительства в Госдуме 7 апреля сообщили, что будет выделено еще около 150 миллиардов. Это беспрецедентная сумма, такого не было в истории Российской Федерации!»
С чем это связано? Введение санкций на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, технику и запчасти вызвали рост цен. Чтобы это не вылилось в конечную стоимость продукта государство готово поддержать аграриев. Это разумно! Как отметила депутат Госдумы, средства уже перечислены в регионы. Сейчас необходимо максимально оперативно их довести до аграриев.
«Мы запустили проект «Выбирай свое», который позволит обеспечить продовольственную и технологическую безопасность страны. Сейчас важно в первую очередь рассказать об аналогах внутри нашего российского рынка на технику, на те же семена, средства защиты растений», - отмечает Юлия Оглоблина.
В России 40 млн гектар заброшенных земель сельхозназначения. Возвращая их в оборот, страна увеличит посевные площади, что автоматически отразится на количестве продовольствия в стране, снизит ее стоимость и вовлечет население в предпринимательскую деятельность. Для этого в России разработана государственная программа стоимостью 110 млрд рублей, которая позволит до 2024 года вернуть в оборот более 13 млн. гектар. Сейчас «Единая Россия» вместе с федеральным правительством разрабатывает пакет мер, которые позволят упростить все процедуры в рамках госпрограммы и ускорят ее принятие.
Кроме того, в стране необходимо развивать сельхозкооперативы.
«Малые сельхозпроизводители неконкурентоспособны, им сложно реализовывать свою продукцию в одиночку. Поэтому Мордовия запустила Школу кооперации, чтобы помочь фермерам объединиться и выстроить кооперативные связи, - депутат отметила опыт республики, которую представляет в Госдуме. – К проекту подключились 67 фермеров. Сейчас в Мордовии два кооператива уже зарегистрированы, еще три проходят процедуру регистрируются. Сейчас все понимают, что нужно усиливать конкуренцию и давать возможности для торговли».
В ГЕРМАНИЮ НА… КОМБАЙНЕ
Зарубежный бизнес занимает около половины рынка сельскохозяйственной техники в России. В последнее время часть иностранных производителей заявили об уходе из нашей страны, а также о прекращении гарантийного и постгарантийного ремонта. Это плохая новость. А хорошая заключается в том, что российские компании готовы оперативно их заместить.
«Например, в зерноуборочных комбайнах доля отечественной техники на российском рынке составляет более 75%. А если брать сегмент энергонасыщенных тракторов (это продукция Петербургского тракторного завода и компании «Ростсельмаш», локализовавшей производство канадских Buhler Versatile), то здесь наша доля составляет более 90%, - сообщил член Генерального совета «Партии дела», заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин. - Если же оценивать текущую ситуацию, то за первые 3 месяца 2022 года производство сельхозтехники в России выросло на 12% - с 58 миллиардов в первом квартале 2021 года до 65 миллиардов рублей в первом квартале 2022 года».
Еще несколько наглядных цифр. В 2018-2021 годы производство сельскохозяйственной техники в России выросло на 46% и достигло рекордных 218 млрд. рублей. С 2013 года объемы производства выросли в 7 раз. А успехи отдельных предприятий еще более впечатляющи: например, за девять лет Петербургский тракторный завод увеличил производство в 20 раз! Причем, российские компании успешно торгуют сельскохозяйственной техникой собственного производства не только в странах постсоветского пространства, но и в Европе. Так, в 2020 году «Ростсельмаш» продал в Германию комбайнов на миллиард рублей.
В настоящее время российские производители испытывают определенные проблемы с поставкой комплектующих из-за рубежа. Предприятия оперативно создают и расширяют производство компонентов на собственных площадках, переориентируются на российских производителей комплектующих, а также рассматривают возможности приобретения комплектующих в Китае, Турции и других странах.
Российские заводы уже реализуют более 50 инвестиционных проектов по развитию производства компонентов к специализированной технике (трансмиссии, коробки перемены передач, рабочие органы и др.). В связи с этим производители просят Правительство Российской Федерации рассмотреть возможность предоставления в 2022-2024 годах из федерального бюджета субсидий в виде грантов на развитие производства компонентов к специализированной технике в размере 10 млрд рублей ежегодно.
Также активному развитию отрасли будут способствовать ряд мер, включая приобретение за счет средств госбюджета сельскохозяйственной техники, на которую выдано заключение о подтверждении производства в Российской Федерации по Постановлению № 719 или заключение об отсутствии аналогов по Постановлению № 1135 (Постановление № 1528, Росагролизинг, региональные механизмы поддержки), снижение ставок по кредитам, уменьшение налоговой нагрузки на предприятия, ограничение роста цен на энергоресурсы и металл.
РЫБНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Многие предприятия в регионах раньше предпочитали зарубежных заказчиков и партнеров. Теперь начинают знакомиться заново.
«Мы создали онлайн-платформу, где разместили как возможности, так и свободные мощности и технологии в регионе, - сообщила президент Торгово-промышленной палаты Орловской области Светлана Ковалева. - Ведем работу по четырем направлениям. Первое – онлайн. Второе – офлайн. Вчера провели очередную «биржу контактов». 55 производственных компаний со всего региона приняли участие, плюс приехал «Ростсельмаш», чтобы точечно заказать что ему необходимо. Следующий аспект – межрегиональная кооперация: возим наших предпринимателей в другие регионы. И, конечно же, точечно прорабатываем конкретные проблемы предприятий».
У Северной Осетии – Алании большие планы по развитию рыбоводства. Республика обладает уникальными природными условиями для производства форели, которые заключаются в использовании подземных и проточных вод, обеспечивающих оптимальные условия для выращивания рыбы. К настоящему времени в регионе создано 36 предприятий, в том числе 29 занимаются производством форели.
«Если в 2017 году мы производили всего 340 тонн рыбы, то по итогам 2021-го - 6 тысяч тонн, то есть рост в 17 раз. Причем, мы не собираемся останавливаться. Специалисты Росрыболовства оценивают потенциал наших водных источников в 30 тысяч тонн рыбы в год», - отметил первый заместитель министра сельского хозяйства Северной Осетии – Алании Алан Кусраев.
«Узкое место» в развитии аквакультуры – рыбопосадочный материал. Проще говоря, отечественные центры репродукции не могут обеспечить рыбоводческие хозяйства страны мальком. Именно поэтому Росрыболовство и правительство Северной Осетии – Алании прорабатывают вопрос строительства на территории республики за счет средств федерального бюджета селекционно-племенного центра в области индустриальной аквакультуры.
«Агропромышленный комплекс в нашей области работает в штатном режиме, - отметил начальник аналитического отдела Департамента АПК Курганской области Александр Бузмаков. - В текущем году яровой сев планируется провести на площади на 8 тысяч гектаров больше по сравнению с прошлым годом. Так же в этом году планируем ввести в оборот 35 тысяч гектаров заброшенной пашни. Хозяйства в полном объеме обеспечены семенами, в том числе, овощами, которые в основном импортные, но хозяйства успели их закупить заранее. В полном объеме обеспечены горюче-смазочными материалами, трудовыми ресурсами, а готовность машин тракторного парка составляет в среднем 95%. В пищевой и перерабатывающей промышленности увеличивается производство продуктов».
«У нас большое количество солнечных дней в Уральском Федеральном округе, - добавил президент Торгово-промышленной палаты Кургана Илья Назаренко. - В Курганской области выращиваются в том числе рапс, лен, которые долгие годы наши предприниматели экспортировали. У нас развиваются свиноводческие фермы, пшеницы достаточное количество. Да, есть проблемы с техникой, но я думаю, что мы наверстаем. Благодаря системе ТПП мы найдем комплектующие и технику в дружественных нам странах».
«ДАЖЕ ПОЖАЛОВАТЬСЯ НЕ НА ЧТО»
«У меня все хорошо, - признался сыровар из Подмосковья Олег Сирота. - Цены на молоко не выросли, есть небольшие проблемы с импортным оборудованием, которое нас угораздило купить, но его, слава богу, не много. У нас весь автопарк российский – ГАЗели, АвтоВАЗы, КАМАЗы-молоковозы, прицепы из Чувашии, в поля мы выедем на «Белорусах» и «Кировцах», а урожай, даст бог, будем убирать на технике «Ростсельмаша». Были проблемы с кредитами на посевную кампанию. Я тот человек, который взял под 27% изначально, но сейчас мне ставку перевернули: государство снова выдает кредиты на посевные работы под 5%. А с мая обещают, что возобновится кредитование инвестиционных затрат. То есть, если я захочу купить еще коров или трактор, то смогу это сделать под те же 5% годовых. Даже пожаловаться не на что пока».
Директор Ассоциации фермеров Московской области Максим Захаров в целом разделяет оптимизм Олега Сироты, но отмечает необходимость повышения прозрачности отрасли.
«Нам было бы интересно получить список продукции, в том числе пищевой, которая ушла из России, - признался Максим Захаров. - Например, фермеры-зерновики с удовольствием хотели бы знать, что им выращивать в этом году. Мало в этом году планируется сеять рапса? Это может привести к дефициту рапса на маслозаводах. К сожалению, сейчас такой информации не хватает. Часто фермеры высаживают те или иные культуры на свой страх и риск, а потом не знают, что с этим делать».
Президент Торгово-промышленной палаты Московской области Денис Французов отмечает, что многие нынешние проблемы России от того, что страна расслабилась. Зачем долго и мучительно развивать собственное производство, если проще и быстрее купить чужое? Теперь психология меняется и у бизнеса, и у потребителя.
«Сейчас основные проблемы со средствами производства: приборо- и станкостроением. Эти отрасли являются стратегическими. Именно они обеспечат так называемое импортозамещение, - резюмирует Денис Французов. – Но для этого в стране должен появиться потребительский патриотизм. С 90-х годов многое изменилось. У нас с вами, по сути дела, современная экономика. Многие вещи выстраивали, совершенствуя год от года. Становились лучше, эффективнее, с более высокой производительностью. Но когда мы не покупаем наше, то не даем развиваться отечественному производству».