Владимир Лёвкин: Лучшей помощью от артистов на передовой будут их песни
Уехавшим артистам слишком много внимания
М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья! В гостях у нас сегодня певец, артист, бывший участник легендарной группы «На-На» Владимир Лёвкин. Владимир, здравствуйте.
В. Лёвкин:
- Здравствуйте.
М. Баченина:
- Что я смешного сказала?
В. Лёвкин:
- Да меня всегда немножко вот это все – легендарная группа, бывший участник… Певец, музыкант, композитор. Живем, как можем.
М. Баченина:
- Хорошо. Чем вы сейчас занимаетесь, расскажите нам, пожалуйста.
В. Лёвкин:
- Все тем же. Песни пою, радую людей, выхожу на сцену и показываю то, что у меня есть. А сейчас у меня в наличии есть семейное трио, единственное, по-моему, в стране, как мне кажется, потому что наша программа семейная именно пользуется большим успехом и заказов в последнее время стало больше именно на семейную программу, потому что Ника поет еще детские песни, ей 11, в этом году она уже кое-что написала и, думаю, что придется уже немножко менять ей репертуар. А Маруся – у нее и диски есть, и у нас есть совместные дуэтные песни, у нас есть трио разнообразные о детях, о мамах, о папах, о бабушках, о дедушках…
М. Баченина:
- Получается, что вот этот вопрос из зала, так сказать, от каждого второго – когда ждать реюньон золотого состава «На-На» - можно уже ответ даже озвучивать – никогда?
В. Лёвкин:
- Ну, сейчас четвертого родим… ну, еще одного родим… и будет на сцене «На-На».
М. Баченина:
- А если о серьезном говорить, что вы думаете, что вы скажете о российской культуре 2023 года?
В. Лёвкин:
- Я с нетерпением жду 2014-й. Потому что год объявлен Годом семьи….
М. Баченина:
-2024-й. Вы сказали 14-й…
В. Лёвкин:
- Да, давайте я переговорю. Все-таки я с нетерпением жду 2024 года, потому что у нас в России будет Год семьи и, я надеюсь, все-таки на нашу семью обратят внимание, на именно тот материал, который несем мы вместе с семьей, и эти 10 лет, которые я посвятил именно продвижению семейного тренда, не уйдут в небытие.
М. Баченина:
- Нет, вы уже начали с того, что они уже в небытие не ушли, а вообще, в принципе, вот вы сказали о своем, но, если посмотреть на то, что сейчас происходит на эстраде, вот знакомы ли вам такие имена – Миа Бойко, Ваня Дмитриенко, Валя Карнавал, Нилетто, Мари Краймбрери? Что вы думаете о культуре России в 2023 году?
В. Лёвкин:
- Ваня Дмитриенко очень неплох и я надеюсь, что через какое-то время он вырастет в совершенно нормального артиста. Тут не очень важно, как ты начинаешь. Да, он начал с очень хорошей песни… Но я вот одного не понимаю – они треком все это называют, а на самом деле это песня. Неплохая, хорошая такая, танцевальная, за душу берущая песня. У всех, кого вы назвали, я в силу того, что у меня младшей дочери 11 лет, всех знаю.
М. Баченина:
- Это успех.
В. Лёвкин:
- Да, да. И всегда, как говорят, нам мало одного клипа, мало одной песни, мало одной ротации этой песни – все-таки надо удержаться. Посмотрим, что будет дальше. Но если люди перестанут прогрессировать, учиться и если это останется на одном и том же уровне, конечно, будет очень жалко. По крайней мере, мне, потому что моя дочь за ними следит.
М. Баченина:
- Кстати, не хотели бы вы, допустим, спеть дуэтом с певцом Шаманом?
В. Лёвкин:
- Да вообще без проблем. Мы недавно записали очень хорошую песню, называется «Солдаты России», Иван Кононов ее написал, и музыку, и слова, он человек известный в наших кругах. И, как мне кажется, патриотическая тема, которая у меня идет такой красной линией по всему моему творчеству, это абсолютно нормально. И с Ярославом – почему нет? Я нормально отношусь к различным коллаборациям и к тому, что происходит. Тем более, условно, когда в песне солирует жена или дочь, в любом случае, мне приходится немножко подстраиваться. И здесь очень важно, когда существует дуэтное пение, и ты этим умеешь заниматься, потому что, извините, у нас квартет был, мы постоянно друг под друга подстраивались, и это определенная тренировка для связок, так скажем.
М. Баченина:
- А, может быть, есть у вас какая-то своя такая идея, с кем вы точно хотели бы спеть? И давайте еще с другой стороны – а с кем бы вы никогда не стали писать дуэт, даже если бы предложили?
В. Лёвкин:
- Я боюсь, что творчество – это всегда такой укол иголкой…
М. Баченина:
- Что вы имеете в виду?
В. Лёвкин:
- Понимаете, невозможно сказать, с кем бы я точно не стал петь, потому что вот если оно приходит, то оно приходит вот так – раз, как будто укололи – и оно случается. И тогда происходит забор крови из тебя и ты полностью отдаешься этому творчеству. В одном из проектов телевизионных мы сделали песню с Вячеславом Малежиком, очень жаль, что он из этого проекта вылетел и мы не спели ее. Было бы очень интересно, правда. Можно было бы, конечно, спеть с Фрэнком Синатра…
М. Баченина:
- Ой, а можно куда-нибудь в нашу сторону?
В. Лёвкин:
- Ну, поймите, я пою с женой… я понимаю, что вы не в курсе и не слышали наш последний альбом, который называется «Семейный», мы поем с женой, мы поем с дочерью, мы поем все вместе. С нами вместе поют воспитанники продюсерского центра «Голосок», где я являюсь сопродюсером. И у нас там есть и новогодние песни, и различные каждый год новые песни. Вот недавно написали песню «Моя Москва». Мы втроем и ребята вместе с нами в припеве. Это очень душевная, хотя довольно-таки танцевальная песня. И человек, который очень бережно относиться к российской, к советской эстраде еще, я продолжаю все те традиции и для меня очень важно, чтобы человек был профессионал. Вот должен быть профессионал. По-моему, вот одна из мобильных сетей, у них есть реклама «можно не учиться, а потом собирать стадионы»…
М. Баченина:
- Да, да, зелененькая…
В. Лёвкин:
- Да, и одна исполнительница говорит – можно. Правда, ее не показывают, но она говорит своим голосом. Поверьте, если ты выбираешь эту профессию, ей реально нужно учиться. С музыкальной школы. Я в 5 лет в музыкальную школу пошел, но, доучившись на баяне до определенного уровня, ну, так скажем, тогда страна менялась и в основном была популярна гитара, поэтому я пошел в музыкальную школу по классу гитары. Поверьте, каждый раз, когда ты готовишь новый альбом, ты приходишь преподавателем по вокалу, обязательно нужно, высказав свои определенные пожелания и показав, что ты примерно хочешь, ты уже начинаешь работать дальше. Потому что, если ты записал определенную песню, тебе ее в концерте работать. В концерте у тебя должно быть правильное дыхание, чтобы артист…
М. Баченина:
- То есть, он должен вести себя, как профессионал.
В. Лёвкин:
- Артист должен работать с залом. Артист эстрады я имею в виду. Я не говорю про других артистов, но вот артист эстрады должен работать с залом. Постоянно. И чтобы его не напрягали вот эти полутона, обертона, которые вдруг могут попасть, то есть, ты должен быть профессионал, у тебя постоянно твои связки должны находиться не в напряжении, а постоянно репетиции, репетиции, репетиции. Почему говорят репетиция? Да потому, что, когда у тебя отлетает все от зубов, когда у тебя связки в том положении, в котором уже стоят, не надо напрягаться и с голосом ничего не надо делать.
М. Баченина:
- Все автоматически.
В. Лёвкин:
- Конечно.
М. Баченина:
- Продолжаем линию культурного окружения. Тут невозможно не интересоваться такими вещами, потому что мы существуем в неких предлагаемых обстоятельствах, ваша точка зрения о тех людях, которые уехали, но остаются до сих пор артистами нашими, но – уехавшие звезды?
В. Лёвкин:
- Мне кажется, слишком много внимания, вот даже сейчас в СМИ очень много внимания им уделяется. Уехали – это их решение. Давайте на паузу.
М. Баченина:
- Их поставим на паузу?
В. Лёвкин:
- Их на паузу. Не надо о них говорить. Не надо ничего. Это их решение. Одумаются? Ну, тогда, может быть, поговорим. Не одумаются? Ну, опять-таки… у меня отец военный, царствие ему небесное, и он всегда говорил – Володь, родину не выбирают, она просто дается свыше. И если ты эту родину предал, то ты просто предатель. Ты можешь прийти, поплакаться, раскаяться, но все равно ты останешься предателем.
М. Баченина:
- Клеймо?
В. Лёвкин:
- Конечно.
М. Баченина:
- Владимир, сейчас идет некая такая заместительная история, которую можно назвать Z-культурой. Мне интересна ваша точка зрения об этом. Как вы относитесь к Z-культуре? Вот к стихам, к лирике, к музыке, к песням?
В. Лёвкин:
- А что значит Z-культура?
М. Баченина:
- Это когда все, кто пишет о специальной военной операции, допустим, песни – это хорошо. Вот хорошо ли они спели, плохо ли они спели, ну… Вот это Z-культура. Когда война начинает тебя пропитывать культурой, в том числе.
В. Лёвкин:
- В любом случае, то, что происходит в нашей стране, правильно, что имеет так скажем отзвуки в музыке, в поэзии, в фильмах. Мне кажется, что об этом очень мало фильмов. Потому что когда ты постоянно там бываешь и видишь глаза этих ребят, и понимаешь, что в любом случае… вот я приезжаю туда и со мной разговаривают как практически со всей российской эстрадой, понимаете?
М. Баченина:
- Нет, не совсем. Уточните. Что значит как со всей советской эстрадой? Просто они видят человека с эстрады и понимают, что вы для них сейчас символизируете всю эстраду?
В. Лёвкин:
- Да. И начинаются вопросы – правда ли, что Бари Каримович с Лидией Николаевной развелся? А правда ли, что Филипп Киркоров… а правда ли то, а правда ли это… То есть, ты приезжаешь в окопы практически или рядом, и отвечаешь за всю российскую эстраду.
М. Баченина:
- А реально, когда вы туда приезжаете, где вы живете? Куда вы приезжаете?
В. Лёвкин:
- Мы приезжаем либо в Луганск, либо в Донецк и выезжаем на передовые позиции. Вот последняя наша поездка была вместе с Серегой Крымским и военным ансамблем Центрального округа. Ребята выгружают аппаратуру прямо в лесу, мы выходим и поем.
М. Баченина:
- Вот, теперь я представила это, мне хотелось это представить. И дальше пошел такой творческий разговор, да?
В. Лёвкин:
- Вы знаете, по всякому бывает. Иногда ребятам хочется больше песен. Иногда хочется просто поговорить. Иногда ты понимаешь, что именно сейчас и именно здесь нужно веселое, а здесь можно посерьезнее. Все идет от них.
М. Баченина:
- А есть такие вопросы, что, мол, вот вы приехали, вы молодец, а там вот черти зажрались? На ваш взгляд, какая помощь от артистов нужна? И сейчас, конечно же, вот вторую неделя идет эта история про эту голую вечеринку, вы комментировали нам тоже свою точку зрения, и тут, соответственно, не будет ли вот то, что сейчас все попросили прощения, и будут отправлять деньги, не будет ли это дискредитировать благотворительную помощь и вообще благотворительность?
В. Лёвкин:
- Поймите, в первую очередь, это чисто человеческий выбор. Если у тебя есть этот выбор и если ты вместе со страной, то ты там в любом случае побываешь. Без проблем. Один звонок. У меня есть неделя. Мы же все понимаем прекрасно, что, условно, я такой же артист, я зарабатываю тем, что я пою.
М. Баченина:
- Да, это ваша работа.
В. Лёвкин:
- Мне нужно кормить семью, да и не только семью – у меня родственников много… То есть, я заработал определенную сумму и я понимаю, что я вот могу что-то потратить сейчас, поехать туда, причем, поверьте, там ничего не платят… Раз в два месяца, иногда раз в месяц получается. Ты звонишь по телефону и говоришь – я готов. И там уже все делают, чтобы тебя туда доставить, покормить, обогреть, чтобы ты не замерз в конце концов…
М. Баченина:
- Вернусь в историю группы «На-На»… Сегодняшняя голая вечеринка Анастасии Ивлеевой покажется детским утренником, по сравнению с тем, какие зажиги были у «На-На». Может быть, зря накинулись они, может, они не заслужили общественной порки? Или заслужили?
В. Лёвкин:
- В истории группы «На-На» было очень много всего. Но вы не забывайте, что в истории группы «На-На» была Чечня. Прямо Чечня под обстрелами. Четыре КАМАЗа с откинутыми бортами и перед нашими ребятами выступления… Вообще сложный, конечно, вопрос. Вроде бы ничего не нарушили. Ну, слил кто-то какую-то информацию, да. С другой стороны, иногда нужно думать чуть вперед – а что будет, если… Вот безотносительно к специальной военной операции, да. Ну, проканало бы, где-то там похихикали, похахакали, кто-то там написал, что у него там ноги кривые или что-то еще… Поймите, 24 февраля – это был определенный рубикон. Вы спрашиваете – что нужно от артистов там, на передовой? Песни. Нужны песни. Которые поют артисты. Причем, в том жанре, в котором они работают. Не обязательно петь патриотические песни. Абсолютно не обязательно. Ребята, которые работают с фронтовыми бригадами, они точно знают, есть и патриотический певец, и развлекалово, и эстрада, и молодежь. Пожалуйста. Именно таким образом строится. Там сольные концерты только, по-моему, у Скопцова бывают… ну, очень мало у кого бывают сольные концерты, практически все ездят в бригадах.
М. Баченина:
- Солянка, как мы это называем. Агитбригада…
В. Лёвкин:
- Да, именно агитбригада.
М. Баченина:
- У нас не появится сейчас такого словосочетания, как индульгенция на грехи?
В. Лёвкин:
- Я об этом думал. Дело в том, что в православии индульгенции нет.
М. Баченина:
- Нет, это католицизм, да.
В. Лёвкин:
- А в православии что? Отмолить грехи. А это не бабло давать.
М. Баченина:
- А что же давать-то?
В. Лёвкин:
- Себя. Свою душу.
М. Баченина:
- Сейчас где-то демонический смех. Вы слышите его?
В. Лёвкин:
- Да, конечно. А он всегда присутствует. Мы всегда боремся с демоническим смехом. Мы всегда где-то в середине. И мы всегда ищем свой путь. Поверьте.
М. Баченина:
- Сейчас не будет ли такая история, что все начнут бояться? Бояться вечеринок, бояться эпатировать. Потому что люди стали в наше время стесняться эпатажа. Хорошо ли это? Или во время СВО все должны стоять по стойке смирно? Золотая середина практически нереальна.
В. Лёвкин:
- Ну, я еще раз скажу. Вряд ли кто-то что-то будет бояться. Уже выросло поколение, которое не боится ничего. И они делают то, что они хотят делать. К большому сожалению. И тут родительское воспитание и воспитание школы, которое было в 90-х, там в школу заходишь, там не то что учителей гоняли тряпками, там вообще был беспредел полный.
М. Баченина:
- Ну, с оружием могли прийти.
В. Лёвкин:
- Да, могло быть все, что угодно. Поэтому совершенно другое поколение и совершенно другое понимание… Вот если раньше в филармониях у каждого молодого артиста или коллектива был наставник, который прививал какие-то вещи… ну, масса музыкантов – это хулиганье, в хорошем смысле этого слова, да. И то, что не привила, допустим, семья и школа, в филармониях были наставники, которые все-таки наставляли.
М. Баченина:
- Это называется значимый взрослый в психологии, это очень важная единица в жизни каждого, если кому-то повезет. А сейчас их нет.
В. Лёвкин:
- Нету.
М. Баченина:
- Вы смотрели «Слово пацана»?
В. Лёвкин:
- Нет. Я там жил.
М. Баченина:
- Да, мы там жили. Мы с вами понимаем, что это вот так за голову схватишься и думаешь – нет, чтобы это никогда не повторилось. Потому что это просто страшно. А тут вот это наставление для ваших детей, для моих детей? Или это получается некая романтизация того, о чем они вообще не понимают?
В. Лёвкин:
- Романтизации здесь нет. Если смотреть с ребенком трезвым взглядом, просто показать, как он сейчас живет и как тогда жили, и чем они кончили, как они закончили... Понимаете, романтизация 90-х… Меня однажды спросили, что было в 90-х правильного? Я говорю – было слово. То есть, не было договоров, просто можно было ударить и сказать – если ты не сделал, то ты за это ответишь.
М. Баченина:
- Ну да, то самое слово пацана имеется в виду.
В. Лёвкин:
- Да. И меня спрашивают – ты хочешь туда? Я говорю – нет. Но я хочу оттуда вот «слово».
М. Баченина:
- Это называется честь.
В. Лёвкин:
- Да. Честь и достоинство. И эти честь и достоинство нужно вытаскивать еще с российского офицерства, оттуда. И когда сейчас офицеры, когда ты смотришь на этих молодых ребят, которые уже полковники там, генералы – они молодые совсем. И они нормально понимают, и они там, на передовой, ну, это дорогого стоит. Я честно говорю, для меня вообще открытие – что вот эти молодые ребята, приходя туда, вот там наставники есть. Они туда приходят и они понимают, ради чего они это делают.
М. Баченина:
- Ну, это армия.
В. Лёвкин:
- Да. Но это может быть и в музыке, и где угодно. Но в свое время лишили филармонии – их просто закрыли.
М. Баченина:
- Есть ли у нас сейчас второй шанс, когда мы убрали очень много западного в музыке, в кино, вообще в принципе, есть ли у нас сейчас второй шанс на свою индустрию, на свою честь и совесть куда ни ткни пальцем. Культура, производство, армия и т.д.
В. Лёвкин:
- Не то что есть, а он уже идет, этот шанс практически для всей страны. Потому что когда уходит вот это все… понимаете, вот сколько кричали – Твиттер закрыли, что вы делаете? А сейчас вспоминает ли кто от Твиттере? Нет. У нас есть шанс. Раньше в филармонии были так называемые покупатели, которые ездили по стране и смотрели, как молодые ребята работают. Откуда рок-движение возникло-то? Один из покупателей нашел определенных исполнителей и начал их по чуть-чуть продвигать в различные филармонии. Кто-то в Саратовской филармонии, кто-то в Свердловской, кто-то в Ленинградской… Сейчас то же самое, по-моему. Единственное, что… я не так давно вручал одну детскую премию блогерам и говорю – у нас семейный коллектив, давайте мы споем. Нет, нет, у нас поют только блогеры. А блогеры поют?
М. Баченина:
- Ну, все мы поем.
В. Лёвкин:
- Вы поймите, когда у тебя там миллионы подписчиков и ты вдруг начинаешь петь! Ну, что ж…
М. Баченина:
- Сейчас была глубина, да, поняла. Вот три главных события 2023 года. И пусть это будут личные или общественные ожидания, любого толка ожидания, 2024-го?
В. Лёвкин:
- Для меня, как для человека идущего, а я человек идущий, я иду по жизни… и я должен дойти до определенной цели. Я никогда не подвожу итоги года. У меня есть главное событие, условно, рождение старшей дочери (в моей жизни, да), рождение младшей дочери и ожидание еще одного ребенка. Понимаете, у меня события немножко другие и они мои. У меня есть награды, у меня есть грамоты… ну, что-то такое приятное, профессиональное. Вот у меня есть выступление в хард-рок кафе в Нью-Йорке – не каждый российский музыкант этим может похвастаться, да. Вот у меня есть выступление на 70-тысячную аудиторию. Ну, много чего есть. Кремлевский Дворец собранный – 6,5 тысяч. Один. Уже один. В том году мы выпустили наш семейный альбом – это определенная ступенька. И вот когда мы идем по этим ступенькам… Понимаете, я никогда не надену вот эти планочки и не буду сидеть и говорить вам, что я девятикратный лауреат премии «Овация», я академик Национальной музыкальной премии «Виктория»… У меня этого нет. Я иду. Я работаю сейчас, в данную секунду. Потому что в данную секунду, в данный маленький промежуток времени мне приятно общаться с вами, мне приятно, что меня сюда пригласили и я понимаю, что мне, как исполнителю, продюсеру, поэту, музыканту есть что сказать. И это мое личное мнение.
М. Баченина:
- Принято, как говорится. Давайте тогда, когда намечается следующая поездка в Донбасс, если у вас это уже есть в планах…
В. Лёвкин:
- После отпуска. После новогодних каникул есть на это определенные планы, просто это все согласовать надо. В том году у нас было несколько выступлений в госпитале Бурденко, в следующем 2024-м, после новогодних праздников мы должны по плану там выступить и тоже туда планируется. Но вы сами понимаете, что «хочешь насмешить Господа – расскажи ему о своих планах».
М. Баченина:
- А я хотела сказать не про планы. Не страшно? Или уже привыкли?
В. Лёвкин:
- Дело не в том, что страшно или не страшно.
М. Баченина:
- Да как раз дело в этом. Страшно.
В. Лёвкин:
- Нет. Не страшно. Потому что я еду е тем, кто ждет. Вы знаете, что мы в Сирию два раза летали вместе с Марусей, оставляли одну Нику дома? Там вообще была интересная ситуация. Я счастлив, что у меня такая жена. Мы ездили вместе с кинодесантом практически по всем базам, которые существуют, российским, за границей. И потом, когда я сказал, что в Сирию я поеду один, вы Марусе не говорите, потом ,когда два дня оставалось, я сказал – Маруся, я улетаю в Сирию. Она сказала – только со мной. Я позвонил и мне сказали – да я знаю, два места на вас уже забито давным-давно.
М. Баченина:
- Спасибо вам большое, Владимир. С новым годом. Здоровья. Счастья.
В. Лёвкин:
- С новым годом. Я не знаю как насчет этого старика с бородой, но вот у меня есть такая штука. Это тот винил, который правильный, он весит столько, сколько надо. Обложка там такая же, как надо. Это вам.
М. Баченина:
- Спасибо большое.
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью!