Павел Астахов: Задача противника оставить как можно меньше русских на планете

телеведущий, писатель и адвокат Павел Астахов
В эфире Радио «Комсомольская правда» телеведущий, писатель и адвокат - о разнице между Донбассом и Москвой, патриотизме и украинском народе

И. Измайлов:

- Здравствуйте. Сегодня с нами Павел Астахов, телеведущий, адвокат, писатель.

П. Астахов:

- Здравствуйте.

И. Измайлов:

- Вы часто ездите в Донбасс, слава богу, что туда-обратно получается. Я увидел вашу цитату – «Мне на Донбассе сказали – нам легко. Мы-то знаем, за что мы воюем, а вам, в Москве, тяжело, в вас одни бесы».

П. Астахов:

- Вокруг. Пожилой раненый боец батальона «Спарта»… это было сказано в апреле 2022 года. Уже достаточно давно – почти 2 года назад – когда началась специальная военная операция. Мы с телеканалом «Спас» поехали в Мариуполь и как раз мы попали на следующий день, после того, как выводили пленных азовцев. Нас сопровождали ребята из Главного разведывательного управления, которые как раз их выводили, беседовали с ними – очень много интересного рассказывали. А потом, когда мы вернулись уже из Мариуполя, у нас в Макеевке была встреча с ребятами из нескольких батальонов, мы встретились с Джанго Алексеем, замечательным человеком – это человек, который просто не вылезает оттуда. Все всегда его очень рады видеть, слышать. Был небольшой концерт, потом было общение, потом туда же привезли совершенно сказочным образом икону образа Донецкой божьей матери, мироточивую. Это было отдельное чудо, невероятное просто, когда с нее течет мира, и бойцы все приложились, и мы. Ну, надо было какие-то слова сказать. Книжки я привозил тоже свои, бойцам дарил – о чуде, о простых чудесах, которые происходят. И они рассказывали об этих простых чудесах, и сейчас мы их собрали и делаем фильм, который выходит «Чудо на войне» - про все эти удивительные истории спасения, прежде всего, бойцов по молитвам. И когда мы беседовали и говорить им – ребята, вам мужества, крепости духа, божьей помощи, они все это выслушали и пожилой боец, такой седой, усатый, раненая рука на перевязи у него, он говорит – да вы себе пожелайте, у нас-то все нормально, мы понимаем за что мы воюем.

Надо сказать, что я первый раз на Донбассе был в 2014 году – я приезжал к Захарченко, потому что тогда возник вопрос с вывозом детей. Раненые дети были, правда, не так много, но очень много было детей, которые лишены были высококвалифицированной медицинской помощи.

И. Измайлов:

- Уже тогда, с 2014 года, Киев бомбил, и бомбил по гражданским лицам… и были погибшие, раненые.

П. Астахов:

- Бомбил страшно тогда. В Донецке три мемориала есть таких проникновенных. Это погибшим жителям Куйбышевского района, где 468 имен, по-моему. Мы снимали на этом Куйбышевском мемориале летом 2022 года, и пока мы ждали выхода в эфир, с телеканалом «Спас» у нас была прямая связь, я начал считать – над нами пролетело 71 или 73 снаряда. Ты слышишь, как они летят. А мы стояли прямо возле этого мемориала – такая гранитная стена, на которой выбиты имена всех погибших. Есть мемориал детям Донбасса – в центре Донбасса, потом другой еще в парке напротив «Донбасс Арены». Без слез там невозможно находиться, когда все это видишь, читаешь – горы игрушек, цветов, которые люди несут. И ты стоишь и понимаешь, что вот это продолжается с 2014 года, уже прошло на тот момент 8 лет, а сегодня почти 10 лет, и продолжают над тобой свистеть снаряды. Как это может быть? И этого никто не замечает в мире, кроме нас. И не замечал.

И. Измайлов:

- И вот интересно, что 10 лет в этом люди живут, и к этому, наверное, невозможно привыкнуть….

П. Астахов:

- Ты говоришь – невозможно привыкнуть. А мне кажется, самое ужасное и самое тяжелое то, что дети выросли – те, которые к этому привыкли. Девятилетние дети – это те, которые родились уже в период, когда их бомбили, стреляли, расстреливали, уничтожали. И они привыкли к этому свисту. Мы пригибаемся, когда свистит и прилет происходит, а они уже привыкли к этому. И вот это страшно. Они ничего другого не видели. Они всю свою детскую жизнь, маленькую, короткую, живут на войне. И их продолжают уничтожать целенаправленно. Поэтому я молюсь каждый день за то, чтобы скорее уже отодвинули от Авдеевки, от Марьинки… мы были в этих местах много-много раз, на передовые позиции выходили. Видели, как дуэли идут артиллерийские, в частности, в Авдеевке. Скорее их уже надо отодвинуть, этих врагов рода человеческого, которые уничтожают все 10 лет детей и мирных жителей.

И. Измайлов:

- Про мировоззрение интересно. Вот отталкиваясь от слов бойца, в чем разница глубинной идеологии Москвы и Донбасса? Донбасс – это крупный, промышленный регион, связанный с металлургией, с промышленностью, а сегодня Донбасс уже не про это, очевидно, да.

П. Астахов:

- Почему? Когда ты выезжаешь в Енакиево, ты видишь, что стоят огромные трубы, домна там… но люди живут другим, конечно. Я могу сравнить 2014-2015 год и сейчас. Сегодня у людей надежды больше, они радостнее встретили то, что их приняли в Россию. Туда они вернулись, откуда они и вышли в свое время. Точнее, их выпихнули. Каким-то странным образом земли, которые исконно были русскими, Новороссия – семь регионов, которые создала Екатерина Вторая, и каждая область, каждая губерния… семь. Тот же Артемовск по своей площади был больше, чем даже Луганская область. И все это была Новороссия. Это русские крепости, русский дух, русские люди. И они сохранили и язык свой, и культуру, все. И вдруг в 2014 году им сказали – нет, теперь вы будете говорить только на этом языке, для вас неродном, вы не будете учиться на вашем родном языке, из школ мы изгоним его, и вообще вы все ватники, недолюди, как называл их Яценюк, известный… и т.д. Конечно, люди возмутились. Поэтому когда они говорят о том, что, ну, мы-то понятно за что воюем – они воюют за свои семьи, они воюют за своих близких. Для них не страшно умереть. Страшно умереть предателем, страшно умереть негодяем, подонком, мерзавцем. Поэтому они понимают, что такое обратиться к Богу, что такое помолиться перед боем. Мы бывали на передовых, перед атакой, где сами участвовали в этих службах, когда батюшка служит и говорит – давайте, кто хочет причаститься, исповедаться, благословение всем. Даже чеченцы подходят за благословением.

И. Измайлов:

- Батюшка там же, на передовой с ними?

П. Астахов:

- Да, батюшки сейчас в основном приезжают, потому что сейчас уже работа наладилась. Вначале было тяжело. Там были только батюшки, которые самоотверженно оставили свой приход, туда приезжали и там явочным порядком фактически служили. Но сейчас есть так называемый главный священник СВО отец Димитрий Василенков. Нам повезло, мы с ним записали ночью в батальоне «Архангел Михаил», почти на передовых позициях, в батальонном храме, полковом, при лампадах, записали большое интервью с ним, оно есть в фильме «Чудо на войне». Удивительный человек! Два Ордена Мужества у него. Он прошел огромное количество горячих точек. Вот он организовывает эту работу – батюшек учит, готовит, в том числе, навыкам тактической военной подготовки, потому что, как минимум, курс молодого бойца батюшке надо пройти, чтобы не погибнуть на передовой. За эти два года огромное количество таких замечательных батюшек, с которыми мы поддерживаем отношения. Вот отец Евгений, мы с ним переписывались больше полугода, никак не могли встретиться, и тут две недели назад он пишет – Павел Алексеевич, я наконец добрался, еду под Артемовск… а я ему пишу – я тут под Луганском, недалеко. О, сейчас приеду. 40 минут – он приезжает. Вот мы с ним встретились…

И. Измайлов:

- А здесь, в Москве, как вам кажется, такими же чувствами живут в целом?

П. Астахов:

- Было бы неправильно сказать, что воюют наши ребята, а страна гуляет. Это неправильно. Страна живет в этом же ритме. Страна понимает, основная страна. Есть некоторые люди, которые не переставали посещать клубы, рестораны, но ведь нельзя же сказать – давайте оденемся во все черное и прекратим смотреть телевизор, прекратим ходить в рестораны, музыку слушать не будем. Это неправильно. Потому что музыка и бойцам сегодня нужна, и они с удовольствием слушают концертные бригады, которые приезжают, с удовольствием встречаются, расспрашивают тебя – расскажите, почитайте что-нибудь, на вопросы ответьте. Им нужно это общение. Другой вопрос, когда устраиваются эпатажные какие-то вечеринки, которые противопоставляют себя всему остальному обществу. Когда выходят за рамки уже морали нравственности допустимые. Это другая история.

И. Измайлов:

- Вы упомянули известную вечеринку и вначале вы говорили о тех, кто приезжал на передовую и там поддерживал бойцов. Мне вспомнилась Великая Отечественная война, когда ездили и коллективы, и музыканты, и артисты. Это было нормой. Вот Киркоров тут тоже отправился выступать перед бойцами – насколько это искренне, на ваш взгляд?

П. Астахов:

- Я придерживаюсь такой позиции: не суди, да не судим будешь и поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Поэтому каждый за свое ответит. Каждый. Если кто-то попирает нормы морали и нравственности, позволяет себе такие выходки, как осквернение святынь, эпатаж, неприятие каких-то норм морали, пусть за это сам и отвечает. Я не готов сегодня здесь выступать судьей, скажу честно. Просто не хочется на это даже время тратить. Ты сказал очень правильно, что Великая Отечественная война когда началась, не только концертные бригады поехали. Ведь туда поехали и композиторы, и писатели, и художники. Откуда вся эта героическая литература и поэзия? Почему сегодня востребована на фронте маленькая такая книжечка в мягком переплете – военные стихи Сергея Владимировича Михалкова, которые были написано с 1941 по 1945 год. Никита Сергеевич Михалков издал эту книжку, она пользуется удивительной популярностью. Я приезжаю, мне говорят – привезите еще, привезите еще. Мы каждую поездку обязательно кладем эти книжки туда. Ребята читают, цитируют, там есть стихи про Донбасс, понимаете, 1942 года, когда случилась история «Молодой гвардии» и вообще Донбасс был оккупирован. Только в этих Ровеньках, поселок городского типа, можно сказать, 2 тысячи человек в Гремячем лесу закопали немцы в трех могилах. 2000 человек уничтожили! Репрессивная немецкая машина работала без остановок, день и ночь. И это же унаследовали вот эти нынешние неофашисты, нацисты, которые… каким образом они там сохранились, откуда они там этого напитались, из каких корней они выросли?! Но выросли. Это факт. И мы видели все эти эмблемы. Когда после освобождения Мариуполя мы заходили в здание СБУ, туда боятся даже местные жители подходить близко. Оно уже выгорело изнутри все практически, но там до сих пор вся эта литература есть. Мы видели эту нацистскую литературу на стадионе «Авангард», по-моему, в Луганске, где миллионами книг свозили. Мы сняли отдельно про это фильм с командой Володи Соловьева «С чего начинается родина», про вот эту разрушительную литературу, которой 30 лет загружали всех граждан Украины…

И. Измайлов:

- Павел Алексеевич, почему, на ваш взгляд, сейчас, после СВО, не появляются фильмы, книги? И вот этот вопрос – с чего начинается родина? – если мы зададим его сами себе, с чего она начинается?

П. Астахов:

- Родина – это такое понятие – оно не начинается и не кончается нигде. Оно в тебе. Вот ты родился и все, вот твоя родина. Это твоя мама. Вот как можно сказать, с чем начинается мама и чем она заканчивается? Мама – это такое всеобъемлющее понятие, как и родина, они очень сходны. Недаром мы олицетворяем – родина-мать. Монументы мы ставим, и вот листовки известные Великой Отечественной войны… Это то, без чего жить нельзя. Не может жить нормальный человек без родины. Не может нормальный человек появиться на свет без мамы. Так и без родины невозможно появиться. Каждый человек это понятие в себе, внутри, должен, прежде всего, сформировать и чувствовать его. Меня пугают молодые люди, вот я иногда спрашиваю, ну, понятно, от хорошей жизни, кого родители приучили, что можно съездить за границу – там пожить, там поучиться и т.д. И когда с ними разговариваешь – ты кто? Русский, да. Хорошо, а родина твоя где? И вдруг они задумываются. И это, на мой взгляд, страшно.

И. Измайлов:

- Это какой возраст?

П. Астахов:

- 20+. Это как раз из той категории, кто уже пожил, поучился, может быть, даже где-то поработал за границей, кто имеет возможность перемещаться.

И. Измайлов:

- То есть, мы сами здесь «хорошо» поработали в предыдущие годы?

П. Астахов:

- Безусловно. Ну, как с нами поработал и запад. Вы же помните, сколько программ было, ты помнишь, была история, когда мы начали закрывать программы американские и вдруг выяснилось, что 28 программ существует по вывозу наших школьников в Америку под разными соусами. Всяких разных. Госдеп финансирует, фонды… почти все признаны сегодня у нас экстремистскими, враждебными и т.д. И мы дошли до этого только когда? Когда уже открытое вооруженное противостояние началось. Игорь, мы с тобой встречались 10-12 лет назад, о чем я говорил всегда? Обратите внимание, кто сидит у нас в этих группах рабочих, кто у нас сидит в этих общественных советах? И во что это выливалось? А, Астахов критикует – он плохой. Ну, хорошо. А сейчас мы что говорим? Я сейчас удовольствие получаю, когда я читаю – о, смотрите, интересно, все, кто протестовали против закона Димы Яковлева, оказывается, оказались иностранными агентами или просто сбежали и просто врагами. А тогда это было непонятно? А тогда зачем эта дискуссия вообще нужна была? Почему позволили им выходить и позорить людей, который этот патриотичный, правильный закон продвигали и принимали? И как бы мы сейчас выглядели, если бы мы этот закон не приняли, тогда, в декабре 2012 года?

И. Измайлов:

- А сколько законов принято вот только за последний год!

П. Астахов:

- Как кричали внутри страны, а еще больше кричали в Госдепе США, куда мы приехали в июне 2014 года, по поводу закона о запрете гей-пропаганды. Я возглавлял делегацию, это был июнь 2014 года, и спецпредставитель, помощник госсекретаря, просто с угрозой на нас – вы приняли антидемократичные законы! Я говорю – стоп, стоп, давайте не будем вот насчет антидемократичных законов, я учился в Америке, я знаю, какие у вас есть законы и как вы их используете. Вы, извините, в 1996 году еще сажали этих геев, а у нас уже в 1991 году декриминализировали. И не в этом вопрос. Мы защищаем себя, мы защищаем свое пространство, свою нравственность, свое общественное пространство, мораль нашу. Нам это неприемлемо. Тем более, мы понимаем, к чему это ведет. Ведь все эти задачи, они достигают одной единственной цели – как можно меньше оставить русских на планете. Любым способом. Засылая сюда эмиссаров бездетности – не надо рожать, не рожайте, русских и так много, давайте всю во эту ЛГБТ-тематику, признанную у нас теперь экстремистской организацией, продвинем в Россию. Для чего? А все с тем же – чтобы сократить русских. Давайте бэби-боксы везде поставим…

И. Измайлов:

- Уже подзабыли…

П. Астахов:

- А, подзабыли? А как мы воевали? Сенаторы против нас устраивали круглые столы и говорили – нет, вот Астахов этот предлагает запретить бэби-боксы…

И. Измайлов:

- Мне кажется, некоторые на своих местах продолжают оставаться, из тех, кто прямо противоположное…

П. Астахов:

- Я бы убрал слово «кажется».

И. Измайлов:

- Вот сегодня глаза попалась новость, что США будут карать родителей, запрещающих менять пол детям. Это будет считаться насилием над детьми, если родитель запрещает менять пол детям…. Мы видим, что запад уже потихонечку сходит с ума и навязывает это совершенно разным странам, по всему миру это расползается. Как вам кажется, нам удастся выстоять, стать центром оплота традиционных ценностей или сметут нас? Потому что такое ощущение, что вот бунт на планете и только Россия фактически поднялась и сказала нет.

П. Астахов:

- Игорь, нас смести невозможно. Смести может только Господь Бог все человечество, как он уже делал пару раз в истории, когда залил серой и огнем Содом и Гоморру, где не нашел даже и 10 праведников. Он сказал – 10 праведников найду – оставлю. Не нашел. Как он чуть не смел с лица земли Нинивею, такое было древнее государство, царство… Но они встали и покаялись. Они услышали пророка Иону, встали и покаялись, он их пощадил. Как он смыл всех Великим Потопом 5,5 тысяч лет назад.

И. Измайлов:

- Но эти-то осознанно идут по этому пути.

П. Астахов:

- Конечно. Нас пытаются подтолкнуть к новому катаклизму, когда все человечество должно погибнуть. Враг рода человеческого этого и хочет. Поэтому надо всегда смотреть. Все же очень просто.

И. Измайлов:

- Погибнуть в прямом смысле от бездетности, от расчеловечивания.

П. Астахов:

- Конечно. А от чего мы исходим? Я думаю, что, во-первых, история человечества сделает еще один виток и мы избавимся от этой плесени, которая очень быстро разрастается. Но она все равно остается плесенью. Потому что достаточно под солнышко ее положить, она засохнет, увянет и сдохнет. Поэтому так и здесь произойдет. Все их предложения тупиковые. Дальше что? Ну, 50 раз ты поменяешь пол за свою жизнь – теперь разрешили, по-моему, не чаще чем два раза в год, что ли, менять… Ну, хорошо, дальше что? Ты все равно в конце концов предстанешь перед твоим Творцом и скажешь, что ты в жизни сделал. Давайте вспомним, с чего человечество началось? Я думаю, что среди наших слушателей не так много приверженцев теории, что они произошло от обезьяны. Господь создал мужчину и женщину? Создал. Все. Это начало семьи было. Дальше все эксперименты с семьей начались аж 200 лет назад. Не раньше.

И. Измайлов:

- Павел Алексеевич, вернемся на Украину. Вы больше общаетесь, конечно, с теми, кто по нашу сторону, да. По ту сторону фронта наши люди?

П. Астахов:

- Мы очень много общались и общаемся с людьми на освобожденных территориях. Когда мы снимали фильм про образование на Украине, как за 30 лет, путем снижения стандартов, навязывания нацистской идеологии сумели фактически сформировать два новых поколения, которые сегодня и воюют. Я даже ездил в следственный изолятор, где содержатся пленные, и беседовал с ними. Я попросил мне дать людей, которые воюют сами, добровольно – не мобилизованные, а по контракту, и не старше 30 лет. То есть, это те, кто родились без Советского Союза, в нэзалежной Украине уже. Там были ребята из западной Украины, из Львова – 19, 20, 21, 23… И я с ними беседовал. Очень интересно. Они не могут сформулировать даже кто они сами.

И. Измайлов:

- А на русском говорили?

П. Астахов:

- Все на русском говорят. Все блестяще говорят на русском, хотя ни у кого в школе русского языка не было. Я говорю – а как так получается? Ну, семья русскоязычная. Я говорю – дедушки, бабушки, прадедушки воевали? Да, в каждой семье воевали. Добровольно пошел, контракт подписал, некоторые из них спортсмены выдающиеся, там футболист был, боксер, легкоатлет. Некоторые ранены, потому что не сдавались. Молодые, духовитые, скажем честно. Я спрашиваю – ты кто по национальности? Украинец. Хорошо. Расскажи мне про свою родину, откуда она появилась? Они даже учебник пересказать не могут тот, который им навязали, придумали, что укры выкопали Черное море, научили всех печь хлеб и посольство Великого Княжества Литовского уехало в шароварах домой… А Гитлер хотел освободить. Они этого пересказать не могут. Кого из героев ты знаешь? Ну, спросите любого мальчишку – герои какие у тебя? Ну, есть герои у каждого человека, правда? Ну, кто-то там супергероев из комиксов любит, кто-то любит настоящих героев. Ничего не могут назвать. Трое назвали Богдана Хмельницкого. Прекрасно, говорю. Действительно, Богдан Хмельницкий – герой. А чем он знаменит? Что такое Переяславская Рада знаешь, 1654 год? Нет. А как же можно Богдана Хмельницкого любить и знать, и не знать Переяславскую Раду? Он шесть лет обращался к русскому царю – возьмите запорожцев под свое крыло. Они выбирали демократично – турецкий хан, польский король, крымский хан или все-таки русский восточный царь, православный? И выбрали единогласно. И что было написано в этой Переяславской Раде? С Россией навек. Ты про это знаешь? Никто про это не знает. Так кто они? Кто по ту сторону сегодня с нами воюет? Хотелось бы увидеть, как-то их идентифицировать, понять… Знаете, почему мы это делаем? Потому что нам с ними дальше работать, нам с ними жить. Как их переформатировать?

И. Измайлов:

- Вот в чем наше слово вообще? Слово России, русское слово тем, кто находится на той территории… по большому счету, несчастные люди, оказавшиеся там после 1991 года…

П. Астахов:

- Обманутые, просто запутанные. Начинаешь распутывать этот клубок вот на примере одного человека и видишь, как он теряется. Когда ты ему рассказываешь вещи, подтвержденные фактами, у него как будто почва из-под ног исчезает, он зависает в воздухе и он даже не знает, куда дальше двигаться. Потому что это все придуманное, нет основы под этим никакой. Ни документальной, ни фактической. Как наш президент говорил с Такером Карлсоном, почему он так разговаривал? Факты, факты, факты. Вот вам папочка, вот архивная справка. Вот, пожалуйста, все можно проверить, посмотреть. Вот у этой украинизации нет этой базы, у них нет этих фактов, у них этих аргументов и доказательств. Вот в чем их проблема. Но они ее вуалируют, они лозунгами пытаются все это заменить. Ура, ура, гони гусей! Наша правда в том, что мы подтверждаем каждое свое слово и спокойно убеждаем, переубеждаем, показываем и доказываем. Проверяйте, ребята, приходите, заходите сами в архивы, проверяйте. Мы не перешли еще на такую форму общения. Поэтому очень важно единые учебники создать. Ну, слушайте, как мы можем перевоспитывать их, когда у нас у самих было 10 учебников математики и 12 учебников истории? И в каждом кто-то пытался свое слово сказать. Кто-то и Курскую битву подвергал сомнению, что это было самое большое танковое сражение в Великой Отечественной войне. И до сих пор англичане же этого придерживаются, они насаживают эту идеологию, они фонды подкармливают, которые такие книги распространяют.

И. Измайлов:

- В том числе, и Власов же с его идеологией…

П. Астахов:

- Да. И Бандера у них герой. А первый памятник Бандере когда поставили? Еще Советский Союз был, в 1990 году. А потом его взорвали и КГБ СССР, уже который доживал последние дни, расследовал взрыв памятника Бандере в селе, где он родился. Понимаете, какой казус? Ну, парадокс просто. Потом охрану выставили и опять его взорвали. Не хотели Бандеру видеть на Украине нормальные люди. Нацисты хотели. Привели и теперь его героизируют.

И. Измайлов:

- Кстати, это отдельный вопрос, в том числе, и чем там КГБ на самом деле занимался тогда, на Украине, а потом переодевшись в СБУ. И здесь, кстати, вот мы говорим, в чем наше слово? Мы сейчас уже должны начинать что-то транслировать или ждать все-таки, когда стихнут бои?

П. Астахов:

- Да мы должны были не прекращать это транслировать. Наша большая беда в том, что мы 30 лет позволяли им вот так развиваться – а это не развитие, это наоборот, полная деградация с точки зрения и человеческой, и исторической, и политической. Это деградация. Стать даже не саттелитом, а каким-то задворьем запада, Европы, видеть счастье в том, чтобы иметь безвиз… Кстати, из этих ребят, с кем я разговаривал, двое по безвизу ездили по 3 месяца – один в Гданьск, на рыбоперерабатывающую фабрику, а другой ездил в Чехию, на завод «Шкоды». Оба в ужасных впечатлениях. Они сказали – нас не считают за людей.

И. Измайлов:

- То же самое и у нас было. Мы мечтали о безвизе, ездить в Европу, и видели, как там солнце встает, почему-то на западе…

П. Астахов:

- А почему такая идеализация? Я не против путешествий. Туризм – замечательное дело. Надо весь мир видеть в разнообразии. Согласен. Но должен быть внутренний стержень. Ты должен понимать. Родина. Вот что бы ни происходило с твоей мамой, ты должен ее беречь, любить и желать ей долгих лет жизни. Ты должен заботиться о ней, потому что она твоя мама. Как можно ее бросить и сказать – мам, ты стала некрасивая, у тебя зубы выпали, давай-ка я поменяю, другую найду. Не поменяешь, не найдешь! Вот это должно прививаться. Это то, что должно быть с младых ногтей, что называется. Это должно быть в школах, это должно быть в детских садах. Родина, мама – вот эти понятия. Это было в Советском Союзе. Но проблема Советского Союза была в том, что мы не видели конечной точки. Коммунизм был настолько абстрактен, что уже даже сами те, кто его пропагандировал, не верили в это. И это чувствовалось. А мы бы заменили эту идею, да, потому что невозможно, заменив заповеди божьи, написать Кодекс строителя коммунизма. Ну да, какое-то время продержится, а потом все равно развалится. Так и здесь. Нельзя было жить без Бога. Если бы мы жили с богом все – каждый по-своему, но с Богом. Как появилось человечество – от Бога и с Богом – и жили бы дальше с Богом, возродили бы это все, и Советский Союз бы прекрасно существовал, и не было бы вражды никакой. Потому что есть базовые понятия, которые сегодня заложены во всех кодексах, во всех законах этого мира. 10 заповедей вы найдете в любом законе любой страны, существующей сегодня на нашем земном шаре.

И. Измайлов:

- А как так получилось, что долгие годы мы радостно обожали и любили так называемых лидеров общественных мнений, артистов всех этих, которые, когда случилась беда, многие выбрали все-таки сторону родины, но немалая часть плюнула и уехала…

П. Астахов:

- Я считаю, что мы немножко увлеклись. Прежде всего, те, кто хотел видеть в этих артистах именно лидеров общественного мнения. Простите меня, это ошибка. Лидеры общественного мнения – это люди труда, те, кто руками своими создает что-то. Да, композитор, написавший гениальное произведение, ставшее хитом, тоже заслуживает уважение. Уважения за свой труд. Молодец, написал, его поблагодарили, он на этом зарабатывает, его наградили соответствующими наградами. Но делать из них наставников, которые начинают нас учить, рассказывать о том, как надо родину любить и вообще как хорошо на западе – а об этом тоже многие рассказывали и показывали, как они путешествуют…

И. Измайлов:

- Да не любить родину, а плевать в родину.

П. Астахов:

- Ну, мы ж договорились, что не все, правда. Кто-то же сумел отстоять все-таки свою позицию… Песни нужны, стихи нужны, музыка нужна патриотическая, никто не спорит. Но не надо из этих людей делать политиков. Не надо из этих людей делать лидеров общественного мнения именно. Это другая категория. Не надо все мешать в кучу. Здесь, я думаю, что, наверное, работа над ошибками будет проделана и я надеюсь, что это будет поправлено.

И. Измайлов:

- Павел Алексеевич, что происходит с украинцами, которые не украинцы? Вот перед нами Сырский, который родился во Владимирской области, учился в Москве, попал по распределению на Украину, там остался и теперь чувствует себя, видимо, тем самым великим древним укром… Мы не знаем, сколько осталось убежденных неонацистов из тех, кто на передовой, а сколько тех ребят, кто просто не смог убежать и которых хватают на улице и запихивают в автобусы и дают в один конец эту повестку… а потом родные не имеют возможности ни опознание провести, ни ДНК-тест… или он пропадает вообще на органы в рефрижераторах. Эти люди откуда берутся? Вот мы видим все эти бесноватые пляски… как так вышло, что какой-то КВНщик, который здесь ездил и юморил, теперь уничтожает просто сотнями тысяч людей…

П. Астахов:

- Вопрос более широкий в этом смысле. Потому что человек, сотворенный по образу и подобию божьему, к сожалению, имеет свободу выбора. Он может выбирать стать отвратительным до самого страшного и ужасного или стать святым. В нашей природе заложено, сколько святых мы видим, сколько мы видим новомучеников святых, которых каждый день, вот у нас на канале «Спас» каждое утро показывают новомучеников – их тысячи. У нас собор в центре Москвы стоит – Новомучеников российских – на Лубянке. Зайдите и посмотрите, там все лики выписаны. Не все даже. Их тысячи. Почему эти люди отдавали свою жизнь за свою веру и за свое Отечество. Почему в период гонений страшных они не перестраивались, они не меняли своих убеждений, они не переходили в другую церковь, они не подстраивались под власть новую? А сейчас мы имеем дело с обратным явлением. Когда люди подстроились. Придуманная история, придуманное государство. Я не против этого государства – да, оно возникло на геополитической карте, оно может существовать, но когда идеологией государства становится нацизм, превосходство одной нации над другой… Мне сейчас скажут – да откуда вы взяли? Откройте книжечку, которую написал Леонид Данилович Кучма, который абсолютно советский человек в общем-то. Она называется «Украина не Россия». И там вы все увидите. Он тогда написал. А мы смеялись в начале 2000 годов… А писали книжку умные идеологи, и там уже было сказано, что украинцы, в отличие от русских, трудолюбивые, а русские ленивые, они любят выпить, погулять, похалявничать и т.д. Это все там написано. Вот вам была программа действий, тогда надо было уже бить в колокол и обращать внимание. И такие, как Сырский выросли. Ну, что, мы предателей не знаем? Извините, гетман Мазепа, чьим орденом, кстати, был награжден этот лже-патриарх украинский, он один из первых получил этот орден – прямо вот, знаете, по Сеньке шапка. Так вот, гетман Мазепа, когда переметнулся к Карлу, он же тоже агитировал уйти за собой и кого-то увел. Кстати, очень интересный факт, я все думал, откуда появилось знамя это жовто-блакитное? Почему оно так похоже на шведский флаг? Оказывается, в этом и был смысл. Карл Двенадцатый сказал – чтобы я вас в бою отличил, на пики (у казаков были пики, на которых флажки висели) повесьте голубой и желтый флажок треугольный. И вот это первое войско Мазепы, предателей, под этим желто-голубым флагом воевали против войска Петра, которое разбило их на голову всех, а гетман этот сбежал. А как называл его ближайший помощник Орлик, чья Конституция, написанная тогда, в 18 веке, легла в основу современной украинской Конституции? Они говорят, что у нас в основе Конституция Орлика. А Орлик, помощник Мазепы, оду написал про великого воина Мазепу, где писал «великий российский воин». Он на русском языке написал и русским его называл. Хотя он был предателем. Так что такие мазепы и орлики, к сожалению, и сегодня появляются. Это есть. Но всем держать ответ перед своей совестью, перед Богом, перед своей родиной, перед близкими. Как он маме в глаза посмотрит?

И. Измайлов:

- Он по маме снаряд, видимо, готов отправить.

П. Астахов:

- Я видел историю – в июне 2022 года подошел к нам пожилой боец и сказал – можно я вам расскажу свою историю. И рассказал. Я воюю с 2014 года на Донбассе, а у меня сын – старший лейтенант ВСУ. Он уехал в Киев, учился там, и вот он мне звонит и говорит – пап, ты где, ты скажи мне свои координаты ( он артиллерист), я сейчас бью по Донецку, хочу, чтобы тебя накрыло. Вот история, вот разделение, представляете?! Сын и отец. Отец защищает город свой родной, где он жил, где родился его сын, а сын на той стороне. Что с людьми не так? Что с ними случилось, какая чума их одолела, что они даже на родного отца понимают руку? Что за вами стоит, ребята, какая идеология? Вы что творите? Одумайтесь! Вы церкви рушите, вы мощи собираетесь продавать святые! У вас ничего святого нет. Вы на что опираетесь-то? Вы зависли в воздухе, в придуманной совершенно субстанции. Язык, государственность, национальная идея – все перемешано, компот полный. Остановитесь, пока не поздно! Если бы сегодня они остановились, если бы они одумались… никто не просит покаяния, но хотя бы одуматься, остановиться, они бы пинками выгнали этого Зеленского, непонятного, без роду, без племени… Зеля, не помнящий родства, который попирает своего деда-ветераа Великий Отечественной войны, память еврейского народа, который подвергался гонениям, в том числе, и уничтожению этими же самыми бандеровцами, нацистами. Пинками бы выгнали его. Одумались бы и разобрались бы в своей истории, дали бы им на это время, а потом бы объединились с нами опять в единый народ, как это и было всегда.

И. Измайлов:

- Мне кажется, здесь мы мало времени уделяем в целом вопросу о том, как все это произошло? Вот был затронут в интервью Карлсону вопрос о том, что произошло в 1991 году…

П. Астахов:

- Помните, главный вопрос в фильме и в произведении Бунина, и в кинофильме Никиты Сергеевича Михалкова «Солнечный удар»? Как это все произошло, говорит белогвардейский офицер, стоя на этой барже, которая через минуту потонет? Как все это случилось? Разве мы не знали, разве мы не видели? Видели, знали, и своими руками это все сделали. Почему история через 100 лет повторяется и мы своими руками… Я на фронт всегда вожу фотографию моего деда. Мой дед воевал в 12-м гренадерском Астраханском полку и в первую мировую войну ушел добровольцем. И попал в этот полк. И есть фотография – Бахмут, 1916 год. Я когда увидел эту надпись на той стороне… а всегда фотография была дома. Я увидел надпись. Я вожу ее с собой и говорю – ребята, 100 лет назад мой дед здесь воевал, освобождал от немцев, которые все время хотели захватить эту территорию. А сейчас этот немец – это такой коллективный запад. Вот точно такой же немец, в каске с рожками, пришел туда и пытается захватить уже другим способом, натравив нас друг на друга. И опять мы идем туда, и опять пытаемся освободить…

И. Измайлов:

- Я говорю, что какие-то выводы было бы неплохо делать, конечно. Павел Алексеевич, мы говорим о традиционных ценностях, но при этом такое ощущение, что по каким-то вопросам мы впереди планеты всей – цифровизация…

П. Астахов:

- Ну, про аборты давайте сделаем вообще отдельную программу и поговорим. Потому что я считаю, что мы не должны замалчивать этот вопрос. Не может вопрос упираться в то, что правы или неправы женщины. А право на жизнь у того, кто появился, тому, кому Господь послал эту жизнь? Мы далеко сейчас уйдем, если мы сейчас эту дискуссию уведем в плоскость, что мое тело – мое дело. Нет. Советский Союз был страной, которая впервые в 1955 году приняла закон, легализующий убийство детей в виде аборта. Ни одна страна мира в 1955 году 20 века такого закона не имела. Вот задумайтесь, почему 7000 лет человечество как минимум жило без абортов, а потом вдруг теперь без них мы не можем жить.

И. Измайлов:

- А почему ввели, какая аргументация была?

П. Астахов:

- Что это право женщины. А право мужчины, извините, тогда? Я не слышу достаточной аргументации по поводу того, что, например, надо вывести из коммерческих клиник, надо вывести из системы ОМС, почему мы должны платить за детоубийство?

И. Измайлов:

- Вот на днях много говорилось о многодетности, мы все хотим вернуться, но при этом что делается для того, чтобы вернуться к многодетной семье?

П. Астахов:

- Много чего делается. Но первое, что нужно сделать - обеспечить всех многодетных жильем. Это, конечно, безобразие, когда у нас несколько недель назад семья с пятью детьми оказалась в подъезде дома московского и жила там целую неделю. Это безобразие.

И. Измайлов:

- И сразу придут органы опеки…

П. Астахов:

- Да, они там сдали свою квартиру, а их выгнали из другой съемной… а для чего они это сделали? От безденежья. Детей без денег не вырастить! Конечно, не в деньгах счастье, но они нужны для того, чтобы вырастить ребенка. Почему шведская мама, родив троих детей, не работает и получает зарплату на уровне министра? Потому что их мало, шведов, так у них и страна маленькая. А почему наша мама, родив 9 детей, не может себе позволить получать министерскую зарплату, жить в отдельной квартире, а лучше доме с участком приусадебным и воспитывать этих детей, которые потом будут будущим народом России? Сегодня дети, как говорил Сергей Владимирович Михалков, а завтра – народ. И этот народ пойдет голосовать, и этот народ потом возьмет в руки оружие, если надо будет защищать свою родину, и вот с каким они вырастут чувством, когда они жили в безденежье, без угла и без квартиры?

И. Измайлов:

- Спасибо, Павел Алексеевич. С нами был Павел Астахов, адвокат, писатель, телеведущий.

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью