Сержант Алексей Романов: Профессия сапёра - одна из самых сложных с психологической точки зрения

В эфире Радио «Комсомольская правда» командир отделения МПЦ ВС РФ, сержант Алексей Романов
В эфире Радио «Комсомольская правда» командир отделения МПЦ ВС РФ, сержант Алексей Романов

И. Измайлов:

- В студии Игорь Измайлов. Сегодня с нами командир отделения Международного противоминного центра Вооруженных сил России сержант Алексей Романов.

А. Романов:

- Здравия желаю.

И. Измайлов:

- А почему Алексей Сергеевич сегодня с нами? Потому что мы продолжаем рассказывать о главных людях нашей страны - о героях, участниках специальной военной операции. И вновь люди в военной форме вызывают наше большое уважение и признание. Мы здесь не только помним - каждый день видим и следим за вашими действиями, за вашим подвигом, и просто благодарим вас за наше мирное небо. В двух словах, начнем просто про вашу специфику. Международный противоминный центр - что это?

А. Романов:

- Это организация, воинская часть, организованная для гуманитарного разминирования. Основной задачей является организация гуманитарного разминирования как в нашей стране, так и за ее пределами.

И. Измайлов:

- А международная - потому что филиалы есть?

А. Романов:

- Да, филиалы, и они при командировках организуются.

И. Измайлов:

- Из того, что на слуху, в Сирии есть филиал центра, который тоже поддерживает и помогает нашим сирийским товарищам.

А. Романов:

- В Лаосской Народной Демократической Республике также имеются филиалы нашего центра по выполнению задач, обеспечению задач гуманитарного разминирования.

И. Измайлов:

- А почему разминирование гуманитарное?

А. Романов:

- Гуманитарным называется потому, что разминированию подлежат объекты гражданской инфраструктуры, такие как поля, подлежащие застройке в будущем. Это поля и территории, и даже акватории, которые планируются для обработки в сельском хозяйстве. На этой территории были боевые действия. Через время возникает необходимость в новых территориях для сельского хозяйства. Возвращение в сельхозоборот. И эти территории необходимо обследовать для того, чтобы местные жители могли спокойно осуществлять сельскохозяйственную деятельность.

И. Измайлов:

- В нашем представлении, конечно, сапер ошибается один раз. Но в XXI веке это по-прежнему сложная и опасная процедура? Или это уже такая штатная, отработанная, есть технологии, технический прогресс, помощь какая-то, такая рутинная, тяжелая, но рутинная процедура? Противник здесь, в зоне специальной военной операции, минировал каким-то сумасшедшим образом все, и не один год. Может быть, даже не десятилетие понадобится на то, чтобы вернуть и очистить, обезопасить земли.

А. Романов:

- Специфику данной работы можно назвать какой угодно, но не рутинной, на мой взгляд, поскольку какое направление ни возьми, будь то гуманитарное разминирование или же разминирование в рамках СВО, постоянно это какие-то нововведения, постоянно ты сталкиваешься с чем-то новым, постоянно приходится держать себя в тонусе, изучать и боеприпасы, и средства поиска, и средства защиты, и методы поиска. На самом деле очень много нюансов. Интересно. Всем рекомендую.

И. Измайлов:

- Напряженная работа, и враг не дремлет, подкидывает какие-то все время новые задачи, новые проблемы. И в этом проблема?

А. Романов:

- Да, поскольку технический прогресс идет в ногу с любым направлением деятельности, и в нашем направлении также постоянно что-то новое изобретается, поставляется. Нас удивляет порой противник. Но поскольку в подразделении все люди мотивированные, обученные, все получается с минимальными потерями, с минимальным ущербом. Все хорошо.

И. Измайлов:

- Алексей Сергеевич, у вас есть государственной награды?

А. Романов:

- Да.

И. Измайлов:

- Расскажите.

А. Романов:

- Государственная награда первая была – это медаль Жукова. Если не ошибаюсь, это был в 2018 год. Еще до специальной операции. За одну из командировок за пределы Российской Федерации. Награждение было, очень приятно, почетно, я доволен.

И. Измайлов:

- А еще были?

А. Романов:

- Да, затем была вторая госнаграда, это медаль Суворова. Это уже в 2022 году, в период участия в специальной военной операции.

И. Измайлов:

- Множество людей задействовано в специальной военной операции. Каждое действие не остается без внимания. Вы говорите - не рутинно. Служба идет несколько лет, и каждый на своем месте выполняет свой долг. Отличился, что-то сделал. Командование подает список, государство награду дает. Не проходит мимо эта история.

А. Романов:

- Да, все примерно так, как вы говорите. Есть определенные задачи, которые ставятся, которые нами выполняются. Не ради награды, никто об этом не думает. Все думают далеко не об этом. Да, какие-то разговоры есть, но это как бы больше спортивный интерес, я бы не сказал, что кто-то сильно гонится за наградами. Людям ставятся задачи, задачи выполняются, выполняются успешно. И командование отмечает усердие, стремление людей выполнить свою задачу, передать опыт личному составу. Я так это вижу.

И. Измайлов:

-Вы были в зоне специальной военной операции, сейчас мы с вами говорим в Москве. Это командировки? В зоне СВО не нужно постоянное присутствие? Именно ваш профиль?

А. Романов:

- Наш профиль там необходим постоянно. Наши командировки связаны с внутренней спецификой нашей службы. Есть определенные задачи, командование отправляет, мы туда отправляемся. Подробнее рассказывать не могу.

И. Измайлов:

- А здесь, когда возвращаетесь на какое-то время, вы понимаете, что до следующей командировки?

А. Романов:

- Конечно, да. Это время для подготовки, для какого-то отдыха небольшого, с семьей увидеться. Если приходят в подразделение новые люди, надо передать опыт, чему-то научить, что-то рассказать. Поскольку приходят, бывает, люди из других родов войск, если приходят переводом. Бывает, приходят именно с гражданки зачастую. И таких людей необходимо обучать. Добровольцев много. Нужно обучать, нужно показывать, рассказывать. Многие люди долго втягиваются. Это все зависит от психологии человека. Насколько он серьезно отнесся к своему выбору - стать именно сапером. Появляются новые люди, появляются задачи по их обучению каким-то тонкостям, нюансам нашей профессии.

И. Измайлов:

- Вы о семье упомянули. Как семья на это смотрит? Вы молоды, но у вас уже несколько детей.

А. Романов:

- Да, у меня двое детей, супруга находится в декретном отпуске сейчас, смотрит за хозяйством, за детками ухаживает. Относится положительно. Государство не забывает. Если какой-то праздник большой, как Новый год, какие-то события случаются, всегда это билеты на мероприятия, на Новый год - подарки, всегда начальство, командиры держат руку на пульсе и стараются чем-то помочь, если возникает такая необходимость. Все находятся всегда на связи между собой, мы с сослуживцами, жены с женами общаются. Сарафанное радио быстро расходится. Если где-то возникает какая-то проблема, до начальства это доходит, и начальство всесторонне оказывает помощь и содействие. Продолжение через несколько минут.

И. Измайлов:

- Начальство всегда старается в контакте быть, в том числе помогать.

А. Романов:

- Конечно, все же люди, все стараются помочь. Если человек спокойно выполняет свои задачи, у него дома все хорошо, у него и задачи будут хорошо выполняться, и все в большом плюсе. Все спокойны, всем хорошо, спокойно работать.

И. Измайлов:

- Когда вы заключили первый контракт?

А. Романов:

- Первый контракт я заключил в 2016 году. Еще до специальной операции. Мне было тогда 24 года.

И. Измайлов:

- А почему решили пойти именно в Вооруженные силы? Тогда уже было воссоединение с Крымом, тогда уже Киев лупил по Донбассу, мы все это видели. Вроде как еще спокойная такая жизнь была, но все-таки, у вас отец, дедушка, может быть, кто-то тоже был военным?

А. Романов:

- Потомственно - нет. Отец служил в срочную службу в советской армии, как и большинство советских мужчин. Смотрите, какая история. Я закончил вуз, потом пошел в армию, проникся армейской тематикой. Мне всегда были интересны и история, и какие-то военные действия, книги по военной истории. В армии я с этим всем столкнулся, посмотрел, после того, как закончил срочную службу, подписал контракт. Интересно стало. Это пластичная, динамичная история, она постоянно меняется, и нужно следить за тем, что происходит, чтобы быть в курсе, чтобы тебе было интересно.

И. Измайлов:

- А не страшно все-таки? Специфика работы связана с разминированием, нельзя, наверное до конца всегда быть уверенным, это сфера, где о гарантии уж точно не приходится говорить.

А. Романов:

- Если делать все так, как написано в наставлениях, в книгах, то шансы, того, что может что-то пойти не так, сильно уменьшаются. Страх, естественно, присутствует, он помогает не терять бдительности при работе. Потому что, когда ты теряешь бдительность, ты уже, можно сказать, приближаешь наступление несчастного случая. Потерял бдительность - все.

И. Измайлов:

- Вы говорили, что спокойны на службе, потому что дома все хорошо. Вы знаете, что государство поможет, руководство, начальство, командиры помогут.

А. Романов:

- Я лично по себе могу сказать, я думаю только о том, что я делаю сейчас, потому что все остальное на данный момент имеет меньшее значение, поскольку ты выполняешь задачу здесь и сейчас. Задача опасная, задача сложная, не от чего ты не застрахован, и ты не можешь точно до конца знать, что сейчас будет перед тобой в земле, под землей, где-то за деревом или в том боеприпасе, который ты можешь разобрать, грубо говоря, если он учебный, с закрытыми глазами. Всегда нужно быть настороже и думать только о том, что ты делаешь сейчас. Все остальное - потом. Для этого есть период отдыха, никто не работает сутками, все прекрасно понимают, что это психологически очень тяжело и физически тяжело, и командование всегда идет на встречу. Как только появляется свободное время, от задач всем дают отдохнуть, выдохнуть, какие-то свои бытовые просто решить. В этом плане профессию сапера можно назвать, как мне кажется, одной из сложных с психологической точки зрения.

И. Измайлов:

- Контракт вы уже несколько раз перезаключали. И один из последних, наверное, или до начала или во время специальной операции?

А. Романов:

- Крайний контракт был в 2021 году мной подписан, а затем не возникала необходимость переподписывать. Но я все равно документально это все оформил, контракт был подписан в 2021 году, затем в 2022 году, в 2023, каждый год это все необходимо. Я такой человек, чтобы бумажка лежала передо мной. Порядок должен быть.

И. Измайлов:

- Но с началом специальной военной операции, особенно с ее развитием произошло много изменений, связанных именно с поддержкой военных. Вы должны быть уверены, что дома все спокойно. Какие добавились моменты, с этим связанные, исходя из поддержки государства? Мы знаем, что детям всяческая помощь, без очередей в сады, в вузы, все, что надо. На месте это глава или губернатор, глава города должен чуть ли не персонально историю курировать, быть на связи с семьей, чтобы вы точно не отвлекались во время службы на то, что какие-то житейские вопросы могут быть.

А. Романов:

- В тех регионах, откуда ребята приходят, им, в том числе и материально очень сильно помогают. Это и региональные выплаты, и федеральные выплаты. С этим заминок не бывает у них. Затем ребята говорят, и супруге сразу контактные телефоны предоставляют, в каких случаях куда звонить. Вы уже сказали про сады, школы, вузы. Это все предоставляется. Также парни мне рассказывают, что так получилось, что пришлось взять кредит. Точнее, не кредит, а гражданскую ипотеку. И случилась специальная военная операция. Он получил льготы. Пока он находится в зоне специальной военной операции, он освобождается от уплаты этих взносов. Это я лично знаю. У него об этом голова тоже не болит. Спокойно служит, постоянно в контакте у него получается, вплоть чуть ли не до участкового, все знают, что человек служит, и тоже оказывают ему региональную поддержку. По-соседски так к нему заходят, спрашивают, звонят, уточняют, как у у его семьи дела обстоят. Он рассказывает, что об этом голова у него не болит, он спокойно служит, выполняя задачи на СВО. И. Измайлов:

- Где СВО должна закончиться, на ваш взгляд? Как вы это видите? Или как бы вам хотелось, может быть?

А. Романов:

- Честно говоря, таких размышлений нет. Есть размышления только о том, что мы делаем здесь и сейчас, чем конкретно наша специфика должна помочь людям. Тем, чем мы можем помочь людям, тем мы поможем обязательно, выполняя задачу гуманитарного разминирования. А тем вопросом, где она должна закончиться, я не задавался никогда на самом деле. Соответствующие люди об этом думать должны. Наша задача - выполнять задачи, поставленные командованием, и выполнять их хорошо.

И. Измайлов:

- Здорово, что у нас действительно есть много людей долга, которые выполняют просто то, что и должны делать. Выполнять свой долг и выполнять его максимально, чтобы не было никаких шероховатостей, учитывая специфику вашей работы.

Что бы вы хотели сказать коллегам, которые сейчас в командировке?

А. Романов:

- Хочу передать им - беречь себя, в первую очередь, чтобы себя берегли. Все остальное приложится.

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью