Безопасная дорога домой: как защищают детей на транспорте
М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья. Говорит и показывает радиостанция «Комсомольская правда», у микрофона Мария Баченина. И у нас в гостях сегодня начальник Главного управления на транспорте МВД, генерал-лейтенант полиции Олег Викторович Калинкин. Олег Викторович, добро пожаловать.
О. Калинкин:
- Добрый день.
М. Баченина:
- Мы с вами сейчас существуем накануне начала учебного года. И безопасная дорога домой, любой родитель, по-моему, сейчас кивнет, потому что где-то там она лежит в голове. Россия занимает третье место в мире по протяженности железных дорог. И, безусловно, поезда для нашей страны - особенный вид транспорта. Но и там не обходится без некоторых эксцессов, без происшествий, без преступности, к сожалению. Расскажите, пожалуйста, как построена работа по охране правопорядка в поездах, на железнодорожных вокзалах? Это нечто особенное, что-то отдельное?
О. Калинкин:
- Действительно, я с вами согласен, что транспорт в Российской Федерации развивается, но особенно развивается в последнее время железнодорожный транспорт. И мы все прекрасно понимаем, что с развитием железнодорожного транспорта возникают, конечно, и острые вопросы обеспечения безопасности в целом на железнодорожном транспорте, так и в пассажирских поездах. В структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации есть такие подразделения, как транспортная полиция, которая обеспечивает безопасность, охрану общественного порядка в пассажирских поездах, на вокзалах. Сотрудники сопровождают пассажирские поезда. Сотрудники в поездах достаточно взаимодействуют с подразделениями транспортной безопасности, функции которой тоже лежат в обеспечении транспортной безопасности. При этом сегодня современные поезда обеспечены и системами видеонаблюдения, системами безопасности, которые также помогают сотрудникам транспортной полиции обеспечивать безопасность пассажиров непосредственно здесь. Наряды сопровождения, они практически достаточно в большом количестве поездов, это поезда как дальнего следования, так и пригородного сообщения. Как правило, с каждым годом из практики, за последние 10 лет, количество преступлений и правонарушений в поездах все сокращается, потому что эффективная система профилактики говорит о себе.
М. Баченина:
- Олег Викторович, я сейчас постараюсь перевести это в такое более понятное русло, потому что я хочу, чтобы наш разговор был построен, скажем так, в неформальной, как минимум, обстановке. Поезда ближнего, дальнего следования все обеспечены, как минимум, полицейским из специализированного отдела. Я еду в поезде, я его как-то как пассажир, если чувствую необходимость, могу найти и каким образом?
О. Калинкин:
- Конечно, наряды сопровождения, как правило, это не один полицейский. Это наряд - два-три сотрудника непосредственно. Они несут службу в форменном одежде. Вы, наверное, отличите гражданина от полицейского.
М. Баченина:
- Это важно, потому что вдруг я не видела.
О. Калинкин:
- Начальник поезда, как правило, знает, где находится наряд полиции, и при необходимости, если возникнут вопросы у пассажиров, они могут обратиться как к начальнику поезда, так и начальник поезда - непосредственно к наряду. Наряд находится в пассажирском поезде, и наряд, конечно, прибудет своевременно.
М. Баченина:
- А он патрулирует?
О. Калинкин:
- Конечно. Когда поезд движется, он патрулирует по составу, а когда поезд находится на остановках, он, в том числе, патрулирует и на остановочных платформах. Пассажиры выходят из поезда. Кто-то, грубо говоря, даже бывают моменты, забывает вещи свои и так далее. Наряды и существуют для того, чтобы эти вещи не пропадали. Заниматься профилактикой, в том числе, профилактикой детского травматизма, потому что дети, как правило, бывают сами, родители забывают их, оставляют без присмотра.
М. Баченина:
- Так если минуту стоит на остановке поезд.
О. Калинкин:
- Бывает и не минуту стоит поезд. Даже за минуту, бывает, извините, детей забывают.
М. Баченина:
- Мы, родители, стараемся, а вас просим помочь нам. А камеры, вы сказали, я, честно говоря, даже о таком не слышала. Это только фирменные какие-то, суперсовременные поезда? Потому что мы сейчас знаем, Российские железные дороги - это круто, мне очень нравится. Есть просто космические поезда будущего, а есть еще из старого поколения. Даже иногда испытываешь ностальгию. Но их все меньше и меньше. А какие поезда и в каком, скажем так, процентном соотношении обеспечены камерами? Эта камера всегда возьмет преступление, они расположены так грамотно, что не избежать какой-то фиксации?
О. Калинкин:
- Как правило, камеры имеют системы видеозаписи, которые помогают. В основном камерами оборудованы современные, новые поезда российского производство. В старых поездах тоже оборудуется система видеонаблюдения. Но мы прекрасно понимаем, что старым поездам более 15-20 лет, они плавно выходят из строя, железная дорога эти поезда списывает. Здесь, конечно, нет смысла эффективного оборудовать эти камеры непосредственно. Охранять общественный порядок и безопасность помогают, как я уже сказал, и поездные бригады - проводники, начальник поезда. Помогают сотрудники, работники транспортной безопасности, которые, как и наряды, следуют в пассажирских поездах.
М. Баченина:
- Транспортная безопасность, наряд - это другое. Получается, едет мой ребенок, допустим, 13 лет. С 13 лет они уже для транспорта считаются самостоятельными. 13 лет, он едет один, его посадили, ему надо преодолеть 500-600 километров. Такие цифры, по-моему, абсолютно привычны. И я, соответственно, могу ему рассказать, что существует у нас там и полиция. Ты можешь обратиться не только к полиции, но и к проводнику, она знает, где полиция. А еще есть бригада транспортной безопасности.
О. Калинкин:
- Работники транспортной безопасности, которые следуют тоже в поезде, они в основном обнаруживают бесхозные вещи, в том числе эту информацию передают транспортным полицейским непосредственно здесь. Они, как и сотрудники транспортной полиции, патрулируют поезд внутри.
М. Баченина:
- Я, несмотря на свой доступ к большому пласту информации, ею не обладала, о том, что вы говорите. Мне кажется, это очень важно. Наши поезда сейчас безопасные?
О. Калинкин:
- Да, они безопасные, конечно. Для этого государством делается многое и с точки зрения принятия соответствующих законов, и само РЖД тоже делает многое с точки зрения и новых поездов. Они более комфортны и безопасны. Мы сейчас берем физическую безопасность, но мы ведь прекрасно понимаем, когда следуют дети, там чтобы не было острых углов, скользких каких-то поверхностей, особенно в санузлах. Потому что в старых поездах это было достаточно травмоопасно.
М. Баченина:
- Это был просто какой-то челлендж.
О. Калинкин:
- Да, а в современных поездах уже более безопасно в этих смыслах. Современные поезда, те же, допустим, купе закрываются соответствующими карточками, которые есть у каждого пассажира, когда он садится в поезд, ему эту карточку предоставляют. Гражданин сам сохраняет это свое имущество.
М. Баченина:
- Вы говорили о физической составляющей, и, соответственно, об имуществе вспомнили. Если так оглянуться на дела прошлого, а какого рода преступления преобладали в поездах? Это нанесение некого ущерба либо воровство? Скорее всего, второе?
О. Калинкин:
- Больше всего - воровство, особенно когда пошли моменты такие, лет 15-20 назад стали доступны сотовые телефоны, и в старых поездах, как правило, розетки находились в тамбурах, забывали эти телефоны, ну и, понятно, определенные граждане присваивали эти телефоны, по-русски говоря, воровали. Сегодня современный поезд - в каждом купе есть розетка или зарядное устройство. И не надо забывать его в тамбуре. Такое элементарное правило позволяет снизить преступность в плане воровства тех же гаджетов, смартфонов и так далее.
М. Баченина:
- Есть ли какие-то особенности несения службы по обеспечению безопасности детей, когда они едут с места отдыха? Это сейчас очень актуально, потому что все возвращаются к 1 сентября. Что вы говорите своим подчиненным?
О. Калинкин:
- Все организованные группы сопровождаются нарядами транспортной полиции. Мы прикрепляем наряды транспортной полиции, но кроме этого, мы ведь понимаем, организованная группа в чем организованная. Там есть педагоги, есть медики непосредственно. Совместная работа транспортных полицейских с педагогами, с медиками говорит о безопасной дороге домой, возвращение с отдыха или, наоборот, когда дети летом, в начале лета ехали на отдых. Но при этом транспортные полицейские не только физически оберегают детей, но мы прекрасно понимаем, в том числе, дети разного возраста едут. Им надо элементарные правила безопасности нахождения в поезде рассказывать. Не открывать окна, не высовываться.
М. Баченина:
- Особенно старшим, которые знают лучше всех взрослых.
О. Калинкин:
- Да, определенные эти моменты, элементарные правила надо. И контролируют вместе с педагогами, чтобы эти правила соблюдались. Тогда это будет безопасная дорога домой. Как правило, детскую организованную группу не в поезде уже транспортные полицейские встречают, а заранее, когда дети собираются...
М. Баченина:
- Он прикреплен к ней, не ко всему поезду, а это прямо отдельный...
О. Калинкин:
- Конкретно к организованной группе. Заранее они собираются на вокзале или детская группа приезжает. Там транспортные полицейские, как правило, элементарные правила разными способами, не как лекцию, а квестами различными, картинками...
М. Баченина:
- Подождите, здесь очень интересный момент. Ведь мы прекрасно знаем, я сейчас совершенно не шучу, что обучение лучше всего проходит через игру. И полицейский будет играть с нашими детьми в какую-то викторину, что ли? Получается, полицейский проходит некий инструктаж, обучение, как донести до детей технику безопасности, чтобы это осталось в их головах. Вы про это сейчас рассказываете?
О. Калинкин:
- Да, у нас в структуре полиции есть подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе, в структуре транспортной полиции, которые как раз и занимаются. Там, как правило, эти сотрудники, которые имеют педагогическое образование, которые умеют работать с разными категориями детей, с разными возрастными группами. Потому что мы ведь прекрасно понимаем, что одно дело - поиграться с детьми 10-12 лет, другое дело - попытаться разыграть детей 16-17 лет. Вы понимаете, это разные вещи. Дети в основном в гаджетах все сидят. Нам помогают те же гаджеты, где детям подсказывают, как они могут быть, «Транспортная полиция предупреждает» - Telegram-канал есть такой. Есть, допустим, интернет-сайты, можно посмотреть различные ролики, и старшим детям, прежде чем они непосредственно садятся в поезд, им предлагается зайти на тот иной сайт и посмотреть этот ролик, потому что им это более актуально. А младшим детям - ответить на определенные элементарные вопросы в виде игры, в виде определенных стишков. Младшим детям это больше нравится, чем старшим детям. Старшим детям - найти в интернете этот ролик и взглянуть на него. Разные есть ролики - шуточного характера, как правило. И они через ролик позволяют усвоить эти элементарные правила безопасности. Мы понимаем, группы разные есть. Есть 30-40 детей, а есть группы по 200 человек, и по 800.
М. Баченина:
- Даже такие разрешены группы?
О. Калинкин:
- Конечно. Они едут в детские оздоровительные лагеря, достаточно большие группы детей едут. И они практически весь поезд занимают. На каждую группу количество установлено количество врачей, педагогов. Мы усилили наряды транспортной полиции для того, чтобы обеспечить это все. В группах, как правило, едут дети разной возрастной категории. И надо, чтобы не было конфликтных ситуаций. Тоже за этим следят транспортные полицейские.
М. Баченина:
- Я думала, за этим педагоги следят.
О. Калинкин:
- И педагоги, и транспортные полицейские. Мы ведь прекрасно понимаем, что разного социального уровня дети ездят. У кого-то есть смартфон, а у кого-то, извините, еще кнопочный телефон. И чтобы не было этой так называемой социальной розни. Мы как раз и проводим определенную профилактическую работу здесь. Старшим предлагаем младшим помочь, последить. А где-то даже из старших детей в различные наши профилактические моменты задействуем, есть и такие моменты.
М. Баченина:
- Как это здорово! Потому что получается, что у нас полицейские вступают в коммуникацию с подростком. Я имею в виду, не с детьми, а со старшими подростками. Мне кажется, это очень-очень важно. С какими вопросами, с какими проблемами могут обратиться граждане к сотрудникам транспортной полиции? Знаете, когда плохо человеку, ему говоришь: вызови скорую. Да нет, она нужнее другим, и до последнего терпят. То же самое касательно полицейского. Да ну что, с этой мелочью я пойду, ну неловко как-то. Давайте обозначим для людей, с какими вопросами вы имеете право обратиться, и полицейский будет этим заниматься.
О. Калинкин:
- Наиболее распространенная причина обращения граждан к сотрудникам полиции - совершение в отношении них противоправных действий. Любой сотрудник полиции обязан принять заявление в устной, письменной форме и среагировать. Провести соответствующую проверку или задержать того же обидчика гражданина или преступника даже задержать. В поездах, как правило, обращений достаточно много к нарядам сопровождения даже информационного характера, не только криминогенного проявления. Бывает, задают вопрос сотрудникам: как найти начальника поезда, как куда-то пройти, как купе открыть или закрыть при помощи ключа. На вокзалах, как правило, достаточно много обращений к полицейским - куда пройти, где найти что-то, какую-то коммуникацию создать. Мы готовим своих полицейских чисто психологически к общению с людьми, чтобы не было никаких высокомерных тонов, чтобы выдержка была у полицейских. Мы прекрасно, конечно, понимаем, когда за смену 12-часовую через него с обращениями проходят, извините, на вокзалах более 200 человек, с различными обращениями, больше даже информационного характера, не криминального проявления, а информационного характера. Куда пройти, что-то где-то найти, где-то что-то приобрести, купить, как проехать куда-то. Такие моменты, сами понимаете, за 12 часов он устает чисто психологически, как любой человек. Мы сотрудников готовим к этому. Достаточно много сотрудники в бытовом плане помогают гражданам, и приходит в адрес МВД достаточно много поощрений. Особенно сейчас модно пользоваться сайтом МВД, граждане они присылают сообщения, благодарят. Не только жалобы, но и благодарят.
М. Баченина:
- Очень-очень важно, чтобы была чаша весов и другая наполнена.
О. Калинкин:
- Чаша весов переполнена даже благодарностями. Мы, в том числе, и где-то сотрудников тех смотрим, потому что различные наряды благодарят, благодарят и оперативников, и следователей, и дежурных, которые своевременно приняли. Кто-то забыл что-то, вовремя нашли. Бывает, люди больные потерялись, их тоже нашли и родственникам помогли с ними установить связь. Это дорогого стоит, и мы настраиваем сотрудников на работу с гражданами, чтобы это была доверительная работа.
М. Баченина:
- Я в свое время тоже писала благодарность, больше всего волновалась, что не дойдет эта благодарность, потому что, на самом деле, спасли, в прямом смысле этого слова. Давайте поговорим о мифах. Мы такие люди, которые полны мифами, потому что на нашу долю много чего выпало. Какие мифы связаны с железной дорогой, какие мифы мы должны и можем сегодня развенчать?
О. Калинкин:
- Во-первых, железная дорога - это зона повышенной опасности. И достаточно много мифов сегодня существует, я сейчас назову несколько мифов. Первый. Некоторые считают, что поезд невозможно не заметить. На самом деле, как правило, высота поезда - это до пяти метров, а длина поезда - несколько сотен метров. И мы ведь прекрасно понимаем, в хороших условиях погодных поезд достаточно виден. А бывают такие моменты, когда поезд находится в тумане, за поворотом, на кривой определенной, можно даже поезд не заметить. Граждане всегда должны, находясь рядом железной дорогой, быть внимательными.
Второй такой миф. Говорится, что поезд можно не услышать. Если человек без наушников, длинный состав, он создает шум, где-то за 5-7 километров его слышно. Но если все-таки человек надевает наушники, надевает капюшон, тогда действительно человек может не услышать и не увидеть. Необходимо всегда, находясь рядом с железной дорогой, обязательно снимать наушники, снимать капюшоны, чтобы была зона видимости.
Другой миф. Все считают, что все-таки современные поезда можно быстро остановить. Примерно как трамвай. Многие говорят, как так? Современный поезд, и так далее. Этот миф надо развеять. Поезд, весит несколько тысяч тонн. И даже при скорости 60-70 километров грузовой поезд, после того, когда машинист включит тормоз, примерно еще его протаскивает на 300-400 метров. Его одномоментно остановить нельзя. Приближаясь к железной дороге, надо помнить, что машинист, если увидит препятствие в виде человека, он не сможет остановить так быстро. И достаточно много с этим происшествий.
Тот же миф, что некоторые думают, что железную дорогу можно переходить где угодно. Но, к сожалению, сегодня большие скорости, и условия различные погодные могут быть, и то, что поезд невозможно одномоментно остановить, необходимо, конечно, переходить положенных местах. Это, как правило, подземные, надземные переходы. Даже настилы где-то есть над железной дорогой. Их специально оборудуют для того, чтобы зона видимости достаточно большая была. Такие основные мифы сегодня есть.
Есть среди автомобилистов миф так называемой правой руки. Когда перекресток переезжаешь, помеха справа Я ведь не зря сказал про скорости, которые сегодня. Поезд, даже если машинист увидит на железнодорожном переезде машину, он не в состоянии остановить поезд.
М. Баченина:
- Мы помним аварии, которые связаны с этим лихачеством. Это одну минута подождать.
М. Баченина:
- Да, и зачастую, когда возникают различные трагедии, когда эти трагедии разбираются потом, и все говорят: а я думал, что поезд можно остановить; а я не думал, что из тумана может выехать поезд, хотя находился рядом с железной дорогой; а я думал, тот же переезд, когда переезжают, и, видя даже вдали поезд, думал, что успею и проскочить. Разные ситуации бывают. Бывает машина заглохнет И при этом гибнут, страдают люди.
М. Баченина:
- Мне повезло в жизни. Я как-то много раз в жизни жила и ходила рядом с железной дорогой, этот опыт я наработала. Насколько важно детям объяснять - это понятно. А как это делать правильно родителям, которые далеко живут от железной дороги? И какую работу здесь ведет МВД?
О. Калинкин:
- В преддверии нового учебного года МВД проводит акцию «Безопасная дорога домой». Это на всех видах транспорта. Это касается, в том числе, автомобильного транспорта. Мы стараемся в августе месяце, когда дети возвращаются из лагерей, от дедушек, бабушек, с отдыха вместе с родителями, напомнить детям правила поведения на транспорте. В различной форме напоминаем. У нас есть и определенные платформы в интернете, где мы размещаем различные ролики, в том числе и видеофильмы. Мы понимаем, что дети в этот момент возвращаются в поездах большинство, а мы с вами затронули работу железнодорожного транспорта, есть интернет-система портал «Попутчик». Это федеральная пассажирская компания, «Гранд Сервис» используется. Мы свои ролики, как вести себя на объектах транспорта, вблизи объектах транспорта, чтобы все-таки домой попасть безопасно, размещаем это все. Несовершеннолетний, возвращаясь, может посмотреть видео это. Напомнить себе элементарные правила безопасности. Есть соответствующий Telegram-канал «Транспортная полиция предупреждает».
Мы, конечно, готовим не только детей, но прекрасно понимаем, что транспортных полицейских не очень много, чтобы до каждого несовершеннолетнего достучаться. Помощники – это, конечно, наши педагоги. Мы в преддверии нового учебного года, как правило, в августе, после 20-го числа, с педагогами проводим различные виртуальные инструктажи, профилактические акции для того, чтобы, в том числе, педагогам рассказать, как правило, классным руководителям рассказать, что необходимо детям в сентябре напомнить правила безопасности на объектах транспорта. Сотрудники не только в рамках акции будут это проводить, они круглый год проводят с детьми различные лекции, беседы, игры, квесты. Мы проводим различные конкурсы рисунков, «Безопасная дорога домой» называется. Победители делятся впечатлениями. Максимально стараемся, чтобы дети эти элементарные правила не забывали,. Даже статистика травматизма несовершеннолетних на объектах транспорта достаточно с каждым годом на объектах железнодорожного транспорта меньше. Меньше страдает несовершеннолетних, погибает. Это тоже определенная, я считаю, работа совместная. Такую работу мы проводим совместно с РЖД. Мы более 10 лет системно работаем на эту историю. И результаты я уже назвал.
М. Баченина:
- Олег Викторович, у нас сейчас с вами есть отличный повод обратиться и к родителям, и к детям, чтобы напомнить им правила поведения на объектах транспорта. Я хочу затронуть тему зацепинга, она очень волнует. И мы говорим о детях разных возрастов, разных социальных групп, и понимаем с вами, что в каком-то возрасте дети начинают отделяться от родителей, так задумано природой. И это не значит, что родитель плохой, это значит, что ребенок становится самостоятельным, он вырастает. Но как родителю заметить, может быть, вы знаете, человек с большим опытом, что ребенок занимается зацепингом и тому подобным какими-то вещами, которые опасны для его жизни?
О. Калинкин:
- Вы знаете, наверное, каждый родитель должен общаться со своим ребенком. Говорить по душам, интересоваться, чем занят ребенок. Не всегда у родителей, я даже по своему опыту скажу, получается разговорить ребенка. Современные дети сами заказывают на различных интернет-площадках различные товары, приспособления. Надо, наверное, обратить внимание на ребенка, как он изменился, что у него из одежды появилось. Если он раньше носил одежду более цветастую или привлекательную, а стал более темную носить, наверное, надо обратиться. Я не говорю о том, что он зацеперем стал. Надо, наверное, приглядеться. Если у него появились какие-то приспособления для съемки, селфи-палка, а когда-то он ее не использовал, допустим. Как правило, родители несовершеннолетним стирают одежду. Специфика железной дороги - все равно оно пахнет. Мазут, который очень долго не выветривается. И когда белье стирается, как правило, родители это все стирают или вывешивают, он быстро за один раз не выстирывается. Надо тоже обратить на это внимание. Это уже сигнал определенный.
М. Баченина:
- В метро он не пропахнет так?
О. Калинкин:
- Не пропахнет в метро. Это только можно вблизи железной дороги, если долго находится. Мало того, что эта одежда обтирается, подвижной состав, специфический запах. У зацеперов, как правило, у них появляются уже перчатки хозяйственные с пупырышками, они недорого стоят, но это элементарно. У более развитых зацеперов появляется альпинистское снаряжение, различные карабины и так далее. Если у ребенка стали появляться эти вещи или его стало интересовать, надо, конечно, с ним общаться.
Мы много блокируем и выявляем с прокуратурой сайтов, где как раз так называемые зацеперы пытаются делиться своим «опытом». Это не безопасно. Сегодня современный подвижной состав обтекаемый, это не зеленые электрички, где достаточно легко зацепиться будет. Хотя даже к обтекаемости уже появляются, извините, соответствующие присоски. Родителям необходимо интересоваться, чем занимается ребенок, какие у него вещи появились, предметы новые. И уже отсюда логика дальше с ним, конечно, проводить работу. Рассказывать, может быть, чтобы не потерять ребенка.
М. Баченина:
- Вернемся к более позитивной теме, чтобы отлегло от сердца у родителей. Что можно посоветовать гражданам, которые планируют отправку детей из летних оздоровительных лагерей к местам своего жительства?
О. Калинкин:
- Во-первых, необходимо, отправляя детей с сопровождающим, не забыть дать ребенку документ, удостоверяющий личность. Как правило, это свидетельство о рождении. Хотя после 14 лет у детей появляются паспорта, они также должны присутствовать, оригинал документа. Если ребенок едет с сопровождающим, надо убедиться, что сопровождающее лицо действительно знакомо с ребенком, что сопроводит ребенка до места назначения. В организованных группах есть соответствующие педагоги и врачи, которые могут помощь оказать. Во-вторых, надо ребенку рассказать маршрут поездки, когда он возвращается непосредственно на поезде. Чтобы ребенок знал, лишний раз не вышел, надо проинструктировать ребенка, что не надо выходить на остановках из поезда, того, чтобы не отстал от поезда. Потому что тоже моменты бывают такие. И объяснить, конечно, элементарные правила, как себя вести в самом подвижном составе, в самом вагоне, чтобы не высовываться из окон, не выпрыгивать, не пытаться открыть дверь, выпрыгнуть на ходу с поезда. Чтобы на остановках не подлезать под соседние вагоны, стоящие на соседнем пути, потому что это небезопасно, не перебегать, не дай бог, перед проходящим поездом. Определенные правила безопасности.
Если мы говорим только про железнодорожный транспорт, мы прекрасно понимаем, что ребенок иногда может передвигаться и другими видами транспорта, и воздушным, и водным транспортом, возвращаясь домой. Там тоже элементарные правила. Потому что вокруг механизмы, они двигаются, и надо быть постоянно внимательным. Надо иметь хороший угол обзора, не надевать капюшон на объектах транспорта, не пользоваться наушниками, чтобы, по крайней мере, услышать вокруг себя, что происходит. Вещи свои при себе держать, не разбрасывать их никуда, не передавать эти вещи кому-то, не принимать у посторонних людей какие-то вещи к перевозке и так далее. Потому что различные моменты бывают и ситуации.
Также хотелось родителям посоветовать не давать в дорогу скоропортящиеся продукты. Современные поезда оборудованы пунктами питания. В организованных группах и есть сухой паек, который берут детям, он предусмотрен соответствующими стандартами. Потому что все-таки продукты скоропортящиеся зачастую вызывают отравление. Родителю надо дистанционно контролировать своего ребенка по телефону, при помощи СМС и так далее, чтобы быть уверенным, что ребенку безопасно в дороге и уже в пункте назначения.
М. Баченина:
- Олег Викторович, а все-таки что делать, если ребенок вдруг отстал от поезда? Я представляю, честно говоря, все на себе. Мне сейчас именно это предстоит. Поезд, он один, он вроде взрослый, я контролирую, я все это делаю. Но все равно остается шанс, что выйдет где-нибудь на остановке. Что делать, если ребенок отстал от поезда?
О. Калинкин:
- Бывают такие ситуации, их немного, конечно, но бывают. Во-первых, надо заранее ребенка, когда отправляем, сразу ребенку сказать: если у тебя возникнут какие-то проблемы, ты отстанешь от поезда, надо, во-первых, обратиться к работнику железнодорожного транспорта, полицейскому, который там есть. Они примут все меры для того, чтобы ребенка потом все-таки направить следующим поездом, чтобы он догнал свою группу, допустим, или сопровождающее лицо. Не надо теряться в этой ситуации, а обратиться к взрослым. И взрослые примут соответствующие меры. Как правило, такие ситуации бывают, но очень редко. Эти ситуации, как правило, бывают даже больше не когда организованные группы детей едут, а когда дети с родителями едут, когда родители не следят за своими детьми. Такие ситуации. Расслабленные после отдыха или на отдых едут. И дети, как правило, сами по себе. Вышел ребенок, сегодня поезда не так долго стоят на остановках, на станциях. А родители в этот момент в расслабленном состоянии. А потом кинулись - ребенка нету. Прежде чем с ребенком куда-то отправляться или его куда-то отправлять, необходимо сказать: если с тобой что-то случится, надо сразу подходить к полицейскому, надо подходить к работнику железнодорожного транспорта. Они примут все меры для того, чтобы ты догнал свою группу или, по крайней мере, родителям сообщат.
М. Баченина:
- Обязательно нужно будет сообщить с начала родителям и сделать все возможное, чтобы догнал ребенок в группу, правильно?
О. Калинкин:
- Меры будут приняты работниками на транспорте. Как правило, за этим поездом следует следующий поезд, и ребенка отправят. Есть служебные купе у проводников. Там по-разному бывает. Таких случаев, поверьте, сейчас не так много. Зачастую эти случаи больше, когда сами родители везут детей. За этот летний курортный сезон не было случаев, когда дети отставали от организованной группы. Система достаточно организована, уже не один год апробирована, когда и педагоги, и врачи, и полицейские, работают. Да и поездные бригады в этом помогают.
М. Баченина:
- Я вообще хотела, пользуясь случаем, сказать спасибо людям, которые работают на РЖД, поездные бригады, они же не обязаны, когда в одиночку отправляешь. Нет, тут спросят по сто раз, кто встречает. Прямо тепло на душе становится от таких вещей. И действительно хочется относиться так же, как относится к тебе, в обратную. Есть такая традиция - о творческих планах спрашивать. И меня очень радует, что МВД ведет такую плотную работу с педагогическим пластом нашей страны. Что вы планируете в этом году? Какие акции? Либо продолжаете то, что уже начато? Где с этим всем познакомиться? Куда еще заглянуть?
О. Калинкин:
- У нас сайт МВД России, он достаточно широкий. Там также акции не только транспортной полиции, но и других служб Министерства внутренних дела Российской Федерации. Достаточно много у нас социальных акций. Мы ведь не только с детьми работаем, мы и с другой категорией населения так работаем. С детьми мы и различные квесты проводим, и конкурсы, не только рисунков.
М. Баченина:
- Вы приезжаете в учебные заведения?
О. Калинкин:
- Мы и дистанционно тоже акции проводим. В этом году 105 лет транспортной полиции было, соответствующие конкурсы рисунков проводим, посвященные транспортной полиции. Мы социальные акции проводим, сейчас акция идет параллельно, мы, транспортные полицейские, проводим акцию «Помоги собраться в школу», и коллеги из территориальных органов проводят для детей из так называемых неблагополучных семей. Эти акции проходят. Конечно, наши акции больше всего направлены на профилактику, на сохранение жизни, здоровья, на снижение подростковой преступности. Объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, как говорил Маяковский, чтобы доступным способом - через видео, через встречи с полицейским, через какие-то игры, через соревнования какие-то, все это показать. И мы прекрасно понимаем, что сегодня они дети, а завтра они уже сменят нас, полицейских, взрослых.
М. Баченина:
- Конечно. Все делается с самого раннего возраста.
О. Калинкин:
- Мы в этом году проводили акцию к 9 мая. Меня спрашивают, где больше всего вандализма - в старых электричках зеленых или в новых? Почему-то в старых. Есть у нас так называемые граффитчики, это те, которые разрисовывают. Они не только разрисовывают электрички. Если вы в Москву заезжаете, видите - справа-слева заборы, чего только не написано. И мы на Савеловском направлении сделали так. Мы нашли этих ребят, которые разукрашивали, собрали группу, дали им баллончики и сто метров выделили им стену. Они ее загрунтовали и нарисовали рисунки, посвященные Великой Отечественной войне. Понятно, что эти сто метров, где километры этих разрисованных заборов, но это уже говорит о том, что... Они говорят: слушайте, нам актуально это все. А мы им задаем вопрос: вы свои деньги тратите, покупаете баллончики. Мы вам баллончики купили, создали условия, вас даже оберегали там, потому рисование так называемое - небезопасное, надо обязательно с детьми находиться, чтобы никто не выпрыгнул на железнодорожное полотно. Граффитчикам, как правило, по 14-16 лет. И мы провели такую акцию. И мы хотим это дальше развивать, для того, чтобы этих ребят собирать, они ведь группами объединяются на сайтах, мы их блокируем, они опять. А граффити - это не только разрисовывают объекты транспорта. Очень много стены, где-то на магазинах разрисовывают. Не обязательно плохие слова пишут. Хорошее здание, только его покрасили, кто-то пришел, разукрасил.
М. Баченина:
- Я с вами согласна, что это нужно направить в правильное русло. Олег Викторович, огромное спасибо. Слушайте, честно скажу, даже настроение улучшилось благодаря тому, что я новую информацию получила о безопасности своего ребенка и всех наших детей. Большое вам спасибо. Друзья мои, сегодня в студии радиостанции «Комсомольская правда» в гостях у нас был начальник Главного управления на транспорте, генерал-лейтенант полиции Олег Викторович Калинкин. Я вас благодарю.
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью