«И+ИИ» - На книжной выставке «non/fictioN» впервые в мире писатель и искусственный интеллект напишут книгу

slide 1 of 1
В Гостином дворе с 10 по 13 апреля 2025 года проходит ярмарка интеллектуальной литературы Non/FictionВесна. Что будет интересного в этом году, поговорили с писателем, драматургом, режиссёром, членом Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза российских писателей Львом Наумовым и продюсером, экспертом в области инноваций в книжной индустрии, руководителем Форума «КНИГАБАЙТ. Территория будущего» Денисом Давыдовым
00:00
«И+ИИ» - На книжной выставке «non/fictioN» впервые в мире писатель и искусственный интеллект напишут книгу
00:00
В Гостином дворе с 10 по 13 апреля 2025 года проходит ярмарка интеллектуальной литературы Non/FictionВесна. Что будет интересного в этом году, поговорили с писателем, драматургом, режиссёром, членом Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза российских писателей Львом Наумовым и продюсером, экспертом в области инноваций в книжной индустрии, руководителем Форума «КНИГАБАЙТ. Территория будущего» Денисом Давыдовым

И. Измайлов:

- Здравствуйте, это Радио «Комсомольская правда», Игорь Измайлов. В эти дни в Москве, прямо в центре столицы проходит с 10 по 13 апреля традиционная международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Об этом будем говорить сегодня. С нами сегодня писатель, драматург, режиссер, член Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза российских писателей, главный редактор издательства «Выргород», преподает, выступает с публичными лекциями по культурологии, литературе, кино, эксперт по вопросам использования искусственного интеллекта в художественных и творческих сферах Лев Наумов. И продюсер, эксперт в области инноваций в книжной индустрии, руководитель форума «КНИГАБАЙТ – территория будущего», куратор довольно необычного и поэтому особенно интересного проекта в рамках ярмарки Non/fiction – «Интеллект плюс искусственный интеллект» Денис Давыдов,

«Комсомольская правда» тоже традиционно участвует в ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction. Стенд нашего издательства F19. Обязательно приходите, там вас ждут бестселлеры, новинки по очень приятным ценам. Что особенного будет в этот раз? Интеллект и искусственный интеллект. Кажется, как это может быть связано с книгами? Целый эксперимент пройдет в рамках выставки.

Л. Наумов:

- Мне кажется, что одна из задач этого мероприятия, которое курирует Денис, состоит в том, чтобы привлечь внимание к тому факту, что это связано теснейшим образом, причем уже очень и очень давно. Лет шесть назад издательство Amazon, один из крупнейших мировых издателей, в пресс-релизе заявил, что порядка 15 % книг, которые публикуются сейчас, написаны с использованием искусственного интеллекта. Я подчеркиваю, это было около шести лет назад, тогда, когда еще ChatGPT не был всем доступен, в принципе эта тема была так или иначе под спудом. Она была активно размята в индустрии, но не широко доступна и не широко обсуждалось. Это не должно вас как-то пугать, настораживать. Это не хорошо и не плохо, это просто факт. Мы живем в мире, когда книги пишутся с использованием искусственного интеллекта. Просто штука в том, что не всякий автор об этом будет говорить.

И. Измайлов:

- Фрагментарно, или речь о законченных произведениях?

Л. Наумов:

- Это очень уместный вопрос. Конечно же, не о законченных, но так или иначе при создании текста автор выполнял запросы генеративным текстовым моделям, кто-то подобрал слово, кто-то выбрал название. Кто-то придумал персонажа посредством искусственного интеллекта. А кто-то, как это произошло в прошлом году, выиграл премию Рюноскэ Акутагавы, а потом на церемонии получения премии сказал, что 15 % текста были сгенерированы с помощью ChatGPT. При этом премию никто не забрал, потому что, в общем-то, это норма нашей жизни. Человек, к сожалению, излишне болезненно переживает перемены. Давайте немножко перенесемся в прошлое, во времена Гутенберга. Когда Гутенберг только предложил свой печатный станок, его изобретение воспринималось в штыки. Многие заявляли, что это все богопротивное дело, что это сатанизм - печатать книги с помощью этих технических приспособлений, что настоящая книга должна быть обязательно написана от руки. Где бы мы сейчас с вами были, если бы в действительности изобретение Гутенберга не перевернуло историю цивилизации. То же самое можно сказать про историю с Ван Эйком, который популяризировал масляные краски не для того, чтобы потеснить темперу и фреску, так было просто удобнее.

То, что сейчас происходит, это примерно такого же рода событие. И не нужно его демонизировать, не нужно на эту тему расстраиваться. Именно потому в рамках ярмарки будет павильон «И + ИИ».

И. Измайлов:

- Интеллект плюс искусственный интеллект. Я

Д. Давыдов:

- Non/fiction Весна уже несколько лет центральной темой делает какие-то темы, и на эту тему есть какой-то проект перформативного порядка, какая-то программа на эту тему и экспозиционная площадь. Так как тема искусственного интеллекта ушла в мейнстрим, то и Non/fiction, в общем-то, не отстает. Можно сказать, впереди, потому что в прошлую весну у них тоже была эта тема - интеллект, тема уже была озвучена. А сейчас они решили развить эту историю, пригласили нас, мы - приглашенная команда. Идея исходила от организаторов Non/fiction. Мы со Львом этим давно и упорно занимаемся. Пригласили, чтобы мы этот проект допридумали, упаковали, реализовали. Он состоит из трех частей. Это, перформанс Льва «Машина вдохновения», он будет на выставке, во время которого, за время выставки Лев, не имея на старте никакой идеи по поводу того, что будет написано, выходит с открытым забралом к публике и начинает создавать литературное произведение силами искусственного интеллекта. Конечно, мы не ответим на все вопросы, но мы их зададим. Мы хотим немножечко развернуть фокус.

Понятно, что рутинную работу давно делают машины. Просто они делают совсем давно, а для широкой публики это словосочетание «искусственный интеллект» наконец-то стало осязаемым в виде приложений на своих смартфонах. Все уже установили. Мы хотим поговорить о творческой составляющей. Не прикладная история. Конечно, будем говорить о прикладной истории. Конечно, будем говорить о редактуре, верстке, о переводах, о роботизированном озвучании текстов. Но центральный объект - этот стеклянный кабинет писателя, в котором Лев создает произведение, это про творчество. Поэтому «Машина вдохновения». По задумке, Лев присматривает за искусственным интеллектом во время создания этого литературного произведения. На старте проекта Лев вместе с публикой и нейросетью выбирает тему и уходит творить. Каждый день вечером отчет, встреча с публикой, это диалоги машины и писателя в онлайне на сайте Non/fiction. По результатам трех дней мы публикуем литературное произведение, и вечером четвертого дня, в воскресенье, мы собираемся, читаем и высказываемся.

И. Измайлов:

- Это будет цельное произведение?

Д. Давыдов:

- Да, мы пока не знаем, какое. Это какое-то объемное произведение. Понятно, что это не две страницы текста. Как мы рассчитываем, произведение, достойное профессиональной литературной критики. Вокруг этого перформанса выстраивается программа мероприятий, в которую мы зовем спикеров, этой темой озабоченных, знающих эту тему, принимающих или не принимающих. В большом количестве мероприятий, их больше двадцати. Смотрите программу, выбирайте интересующую вас тему, от иллюстраций до размышлений на тему нечеловеческого разума в истории литературы. Спектр форматов и тем очень широкий. Все время красной нитью проходит тема нечеловеческого разума. К этой зоне примыкает экспозиционная зона, собранная по принципу противопоставления. Эта зона называется «Сказочные истории», где мы на примере архетипических сказочных сюжетов показываем, как их решали фольклорные произведения, авторские произведения, созданные человеком. И на другой стене будут произведения на сказочные архетипические сюжеты, созданные с помощью искусственного интеллекта и нейросетей.

И. Измайлов:

- Это наша русская история, это русские сказки или это в широком смысле?

Д. Давыдов:

- Там разные сказки, сказочные истории. Интересно подумать на тему, как искусственный интеллект справляется с базисными сюжетами, образами и историями.

И. Измайлов:

- Которые сам человек еще не до конца разгадал.

Д. Давыдов:

- Мы пробуем актуализировать эти сюжеты, переносить их в современность, может быть, в будущее, в далекое или недалекое. У нас в разделе «Текст» есть интерактивный сервис «Генератор сказок», где можно собрать свой промт для нейросети, выбрав одну из русских народных сказок, выбрав сеттинг, какое-то место, где это, по вашему мнению, должно происходить, - будущее, прошлое, Москва-Сити, много вариантов. Выбрать жанр, в котором вы хотите это увидеть. И в режиме реального времени сгенерировать сказку, которая будет отображаться на стенку, на экран. И мы сейчас это тестируем. Это дико смешно, дико весело. Я думаю, публике понравится.

И. Измайлов:

- Вы очертили масштабный проект, связанный с искусственным интеллектом. Что касается «Машины вдохновения».

Л. Наумов:

- Ярмарка Non/fiction проходит с 1999 года и де-факто является, пожалуй, главным событием в книжной жизни. Я сам в ней участвую с 2011-го, уже скоро будет 15 лет. Мне кажется, что в этом году ярмарка превосходит саму себя, потому что перформансов такого рода, насколько я знаю, в мире не было вообще. То, что мы делаем, это всемирная история. Единственное, с чем я никак не могу согласиться, и слово, которое мне очень не нравится в связи с этим, это слово «эксперимент». Потому что мне не кажется, что это эксперимент. Это именно перформативный акт. У эксперимента есть какие-то исследовательские задачи. Он, наверное, ставит своей целью доказательство чего-то. Мне кажется, что мы живем уже в тот момент, когда доказывать абсолютно ничего не надо. Это именно перформативный вид искусства. У нас, к сожалению, в нашей стране это не очень развито. И тем ценнее то, что мы делаем сейчас. Потому что мне очень важны переживания, этот опыт, которым я, собственно говоря, и планирую делиться в конце каждого дня с публикой.

Денис отметил самое главное, пожалуй, свойство всего того, что там будет происходить. Действительно, четыре дня я буду сидеть в стеклянном кабинете, и то, что я делаю, будет выводиться на стену, что-то транслироваться онлайн, это все помимо меня будет происходить. Важно другое. С помощью искусственного интеллекта очень легко отточить собственную идею. Очень легко создать что-то вокруг твоей мысли. Я попробую сделать так, чтобы как можно меньше было моих мыслей в этом во всем. Потому что мне интересно, что сделает он сам.

И. Измайлов:

- Что он предложит.

Л. Наумов:

- Какие выходы он найдет. Вы, когда представляли меня, наверное, поняли, что я очень часто говорю на эти темы. И всякий раз я сталкиваюсь с тем, что люди думают, что есть какое-то классическое представление о творчестве, которое включает такие термины как «душа», «вдохновение». Хотя на самом деле вдохновение – понятие эпохи романтизма, во многом это такой субститут, это попытка какой-то абстракцией обозначить необъяснимое. А есть современное творчество с использованием, возможно, искусственного интеллекта, которое полностью нивелирует душу, полностью нивелирует все остальное, это что-то совершенно другое, механистическое, это не творчество, это генерация. Мне кажется, что это в корне неправильно. Именно поэтому перформанс называется так, он как будто бы примиряет одно с другим, примиряет классический архаичный, может быть, романтизированный взгляд со взглядом современным. Поэтому он и называется «Машина вдохновения».

У меня неоднократно бывали в жизни прецеденты, когда искусственный интеллект способствовал вдохновению. Я не знаю, как вы себе представляете работу писателя, а так получается, что я довольно много веду творческие мастерские, обсуждаю со студентами вдохновение. Мы говорим о его значении, может быть, о методах, как к нему приходить, и так далее. Не надо думать, что это перманентное состояние писателя. Я думаю, что ни одна психика, ни одна нервная система не выдержала бы именно вдохновенного состояния на протяжении долгого периода времени. При этом, если ты работаешь в сфере литературы, то, скорее всего, тебе нужно порождать сколько-то тысяч букв в день. И что в этом отношении может дать машина? Какое отношение это имеет к творчеству в высоком понимании? Мы это будем не доказывать, мы будем это демонстрировать. Я сам чрезвычайно заинтригован тем, что предстоит. И мне очень интересно, что я вам смогу рассказать по завершении всего этого.

И. Измайлов:

- Если говорить о художественной литературе, не научной и какой-то специфической, то это про чувства. Это и про чувства писателя, и про чувства читателя, и про чувства внутри. Говорят, что искусственный интеллект научился что-то понимать. Человек, когда что-то говорит, он может думать что-то прямо противоположное. ChatGPT вроде сопоставил эти вещи и понял, что можно говорить одно, а подразумевать другое. Это интересно. Но в широком смысле интеллект, искусственный интеллект – это не совсем про чувства. А писатель все-таки, наверное, дает именно это.

Л. Наумов:

- Мне кажется, одна из задач, которую я ставлю перед собой, по крайней мере, это задача избавления и преодоления огромного количества стереотипов и заблуждений, связанных с этим. Мне представляется, что именно для научной работы искусственный интеллект может дать несколько меньше. Расскажу историю из своей жизни. Она для меня очень важна. У меня есть очень близкий друг. Он программист. И мы с ним часто обсуждали какие-то вопросы искусственного интеллекта. И он генерировал какие-то сниппеты кода и подшучивал: как программирует ChatGPT, как это прекрасно, как он может меня заменить, а где он ошибается. И с юмором мы об этом говорили. А я ему все время говорил: а ты попробуй с ним поговорить про философию, попробуй с ним поговорить про литературу. И у Димы долго не возникало просто такой ситуации, когда это нужно было сделать. Он программировал с его помощью, веселился на эту тему. Дима вообще человек, склонный к рассуждениям, он начал говорить с нейросетью именно на эту тему. И он делился со мной впечатлениями. Он обомлел. Для меня это было очевидно уже сто лет как, что в сфере гуманитарного знания искусственный интеллект оказывается существенно более квалифицированным, чем в сфере технического. И это правда.

И. Измайлов:

- Просто потому что он может перелопатить огромный массив за очень короткое время по вопросу, который интересует.

Л. Наумов:

- А ему даже лопатить-то не надо, база накапливается. На самом деле мы про это будем говорить на мероприятии открытия. Искусственный интеллект, если вдуматься, это феномен культурный в значительно большей степени, чем технологический. Теперь что касается того, что говорите вы, мыслят, не мыслят, чувствуют, не чувствуют. Во-первых, Гилберт Кит Честертон в свое время сказал, что плохой писатель пишет о себе, а хороший - о своем герое. Ты все равно синтезируешь персонажа так или иначе. Искусственный интеллект, как мне кажется, так или иначе третья форма жизни. Он не жив, не мертв, он не чувствует, но он уже точно есть. Даже сильно уже точно есть. История в следующем. Конечно, искусственный интеллект не мыслит, но он моделирует результаты мыслительного процесса и делает это хорошая модель невероятно хорошо. А если вас вдруг не устраивает результат, то вы можете просто нажать «обновить». И это невероятная возможность каждого конкретного человека. Вы можете нажимать «обновить», пока у вас есть электричество, сколько вы захотите. И это, по большому счету, практически бесконечная творческая история.

Не нужно преувеличивать чувства. Я думаю, что писатель в достаточной степени квалифицированный, с большим количеством жизненного опыта вам объяснит, что на самом деле важно понимание в принципе художественного процесса. Это не значит, что нужно быть каким-то бесчувственным. Это опасливое немножко отношение к тому, что происходит именно с позиции того, что эта железяка циферками оперирует, а не нейронами и эмоциями, я на это могу сказать только одно - ваше мышление и ваши чувства – это все равно электричество. То, что у вас голове машинка достаточно сложная для того, чтобы нейрофизиологи точно ее понимали, еще не значит, что это волшебство.

И. Измайлов:

- Про мероприятие открытия Лев упомянул, чтобы далеко не ходить.

Д. Давыдов:

- Мы стартуем паблик-током, в котором принимает участие Андрей Себранд, пионер Рунета, маркетолог всех сервисов Яндекса, ученый и культуролог Дмитрий Петрович Бак, директор Литературного музея, и Лев в этой беседе примет участие. Мы, когда приглашали столь уважаемых гостей, ставили своей задачей свести физиков и лириков, чтобы они высказались на предмет субъектности искусственного интеллекта. Это интрига. Мы очень ждем этой встречи, потому что позиции оказались не совсем ожидаемы у наших уважаемых гостей. Приходите и послушайте, что они говорят, как они относятся к этой ситуации с позиции айтишника и с позиции культуролога. После этого паблик-тока Лев с публикой и нейросетью определит тему книги и пойдет ее создавать.

Л. Наумов:

- По-моему, этот паблик-ток будет в 12 часов 10 апреля. В час мы поговорим. И в 13 начинается перфоманс «Машина вдохновения». И начнем мы именно с того, что мы определим отправную точку книги. Трансляция будет. Я точно должен сказать, чего там не будет. Вы это упомянули просто вскользь. Я точно не буду ссылаться на какие-то книги, называть какие-то фамилии. Это будет табу во всей этой истории, потому что я хочу, чтобы он действовал за счет центробежной силы языка. Генеративная текстовая модель – это воплощенная мечта Людвига Витгенштейна, так или иначе, о силе того, что язык определяет сознание.

И. Измайлов:

- Non/fiction работает не только с крупными издательствами, но и с региональными. Что в этот раз будет?

Д. Давыдов:

- Я скажу, как давний поклонник Non/fiction и посетитель, но не как организатор выставки, потому что, напомню, мы приглашенная команда, поэтому это мое частное мнение, то, что я успел за время подготовки краем уха или краем глаза увидеть и услышать. Не очень понимаю, как выставка в целом будет выглядеть на уровне пресс-релизов. Вы спросили про маленькие независимые региональные издательства. Уже много лет на Non/fiction в правильном месте при входе стоят небольшие независимые региональные издательства. В этом году будет ровно все то же самое. Там очень много интересных книг, которые представляют люди, болеющие за свои книжки. Там есть некоторые издательства, у которых выходят одна, две, три книги в год. Но это всегда очень интересно, всегда очень много народу. Я очень часто сам там нахожусь и высматриваю какие-то необычные издания. Моя рекомендация - обязательно, если соберетьсь на Non/fiction, задержитесь на этом стенде, его пройти мимо невозможно. При входе будет, как обычно, топ-лист. Экспертный совет Non/fiction отбирает эти издания. Он достаточно объемный, там несколько рубрик, разделов. Взрослая литература - порядка двухсот изданий. Там представлены издания, которые можно приобрести на выставке. Не просто какие-то абстрактные книжки, которые понравились совету, а одно из условий, что издательство участвует стендом или сборным стендом, и эту книжку можно купить.

И. Измайлов:

- Сразу можно купить, причем региональные, интересно.

Д. Давыдов:

- Конечно. Там очень много в этом топ-листе. Топ-лист – это выборка книг. Там большой детский топ-лист, есть несколько категорий. Это тоже при входе на ярмарку. Это красиво все время дизайнерски и пространственно оформлено.

И. Измайлов:

- А ваши личные предпочтения, фаворита топ-листа этого года?

Д. Давыдов:

- Там 191 здание. Я пробежался. Зацепился глаз за книжку Саманты Харви «Орбита». Non/fiction пересекается с Днем космонавтики. И я подумал - класс какой. Там даже, по-моему, отдельная презентация этой книжки будет. Это роман английской писательницы, лауреат Букера 2024 года. Это один день на орбите. Человек никогда не был в космосе. Я очень поверхностно прочитал аннотацию, но заинтересовался, потому что отличные отзывы на книгу. Она ее десять лет писала, задумала давно, а дописала буквально недавно. И книжка сразу выстрелила, а это интересно. Зацепился взглядом, «Вам и не снилось», то, что издательский дом «Комсомольская правда» выпустила эту книжку. Я вспомнил детство, фильм, повесть, которую читал, и понял, что это не только публикация самой повести, но и рассказ о создании фильма, вообще о той эпохе 80-х. Это очень все мне близко. Наверное, тоже я рекомендую людям, которые этой эпохой интересуются, в ней жили, почитать.

И. Измайлов:

- Стенд «Комсомольской правды» тоже, конечно, будет F-19, обязательно приходите. 10 апреля в 1415 книга «Вам и не снилось». 13 апреля в полдень новая книга «Пряничная страна». Ее представит известный мастер пряничных дел, автор кулинарных бестселлеров Нана Пивоварова на площадке литературного кафе. Встреча с авторами издательства «Комсомольская правда», можно лично познакомиться, задать вопросы, пообщаться, и, конечно, получить автограф на память. Лев, интересно, как вашими глазами менялась выставка, как она пришла к искусственному интеллекту?

Л. Наумов:

- Денис начал со стенда Альянса региональных издательств. Дело в том, что издательство «Выргород», которым я имею счастье руководить, участвует в этом стенде. В частности, в числе 41 другого издательства. Я скажу про книгу, которая была в топ-листе на прошлом Non/fiction, но она вполне доступна, естественно, к продаже. Дело в том, что, наверное, моей особой издательской гордостью является серия переводной литературы, в которой мы выпускаем шедевры мировой литературы, которые в русскоязычном пространстве отсутствовали до поры. И в прошлом году мы выпустили роман Джона Барта «Торговец с дурманом». Это просто невероятная книга, отсутствие которой было вопиющим. Это столп литературы постмодерна, фантастический совершенно приключенческий роман. Почему это так важно? Литература постмодерна как таковая невероятно востребована у нас в стране. Это один из коньков Пелевина, например. Почему - тоже, в общем-то, понятно. Потому что у нас своеобразные взаимоотношения с историей, мы все время пытаемся сместить точку отсчета глобального процесса ближе к себе. Это то, чем занимался постмодерн всегда. А этот роман – основа основ. И при этом он у нас в стране неизвестен. При том, что у нас каждая вторая диссертация по филологическим наукам касается проблематики постмодерна, и каждая третья по философским - тоже, этот текст не рассматривался. Это все равно, если бы кто-нибудь из средневековых теософов, рассуждая о Священном писании, по принципиальным соображениям упоминал только девятерых апостолов. А про троих забывал.

Сейчас роман Джона Барта «Торговец дурманом» стал доступен русскоязычному читателю, и, честно говоря, уже я могу сказать, что стал любим. Действительно, это удивительная книга. Если вы не хотите особенно погружаться в какие-то интеллектуальные дебри, вы просто прочитаете ее как приключенческий роман с пиратами, колониальная Америка, торговля табаком, абордаж и все такое. Если дадите себе чуть больше усилий, то и роман ответит вам благодарностью и новыми знаниями. Там такие философы, как Ньютон и Гоббс, это просто эпизодические персонажи. Книга действительно, как мне кажется, чрезвычайно существенная. Также роман Никоса Казандзакиса «Капитан Михалис» у нас вышел в этой серии, и много всего другого.

Если вы придете, то найти наш павильон будет очень просто, потому что павильон «Интеллект +искусственный интеллект» возвышается на всей ярмаркой большой башней, его будет видно отовсюду. В редакции Елены Шубиной издательства АСТ готовится моя книга «Создают ли нейросети настоящее искусство» И философия того, что стоит за всем тем, что мы делаем, безусловно, будет изложена в этой книге, хотя абсолютно под другим углом. Потому что там мы больше будем говорить не про текстовые, а про рисующие нейросети. Но какой-то мыслительный базис здесь общий.

И. Измайлов:

- Искусственный интеллект, конечно, технологическая штука. В большей степени, может быть, понятная молодежи Что еще для молодежи на выставке? Каков сегодняшний читатель?

Л. Наумов:

- Безусловно, портрета среднестатистического читателя нет. Этот процесс существенно более динамичен, чем можно предположить. Если говорить про последние два-три года, то и ВЦОМ, и многие другие службы подтверждают то, что более или менее является очевидным, - люди начали больше читать. Нельзя сказать, что это радикально, но, тем не менее, прирост, безусловно, есть. Это и понятно. Не самые простые в историческом отношении времена всегда так или иначе подталкивают к поиску ответов. Тут у меня есть маленькая неприятная новость. То, что люди стали больше читать, не значит, что они стали больше покупать книги. На самом деле, огромная проблема современного русского писателя. Я все время это обсуждаю со студентами на курсах писательского мастерства. Мы же находимся в постоянной конкуренции. Надо конкурировать с Толстым и Достоевским, книги которых можно почитать совершенно бесплатно, помимо всего прочего. Естественно, что поиск ключей к текущему историческому моменту не прекращается. Я думаю, что в творческом отношении наше время невероятно захватывающее.

И. Измайлов:

- Сложное, с одной стороны, чтобы попасть во внимание человека, и при этом интересное.

Л. Наумов:

- В издательском отношении я с нежностью, трепетом и ностальгией вспоминаю прекрасный 2012 год, когда в индустрии было, честно говоря, если нормировать на инфляцию, значительно больше денег, все было проще. Но в творческом отношении сейчас, конечно, значительно более интересно. К сожалению, комфорт и какое-то спокойствие – это состояние не самое вдохновляющее. Естественно, что цензуру я не очень одобряю, но времена цензуры всегда порождали выдающиеся произведения. Опять же, это очень занятный момент. Начать писать на чистом листе значительно сложнее, чем на листе, на котором уже есть отдельные слова. Казалось бы, это сковывает, казалось бы, это ограничивает вашу творческую свободу. Но Гоббс правильно говорил, что свобода нуждается в Левиафане. Свобода – это, в общем-то, спекулятивное понятие, если честно. Свобода современного человека капиталистического общества заключалась в том, что у него была свобода выбрать банк, в котором взять кредит на иномарку, по большому счету. Настоящая свобода начинается тогда, когда вы входите в творческие категории. Мне кажется, что сейчас жизнь в них существенно более активная, разнообразная, разноплановая. Я просто наблюдаю за тем, что происходит. Стараюсь делать выводы, чтобы что-то написать.

И. Измайлов:

-. Денис, что для молодежи еще будет на этой выставке?

Д. Давыдов:

- Я на книжных ярмарках достаточно активно присутствую с 2004 года. И я даже не могу точно сказать, в какой момент я почувствовал, что аудитория очень сильно изменилась. Был провал, были книжники в начале классические, некоторые с стележечками. В общем, люди преклонного возраста, старшего, очень мало молодых лиц. И ярмарки были достаточно традиционные. Non/fiction все время как-то старался выглядеть модно, современно. Там была публика помоложе, но все равно. И последние лет пять, когда появилось это понятие young adult, я увидел какие-то дикие очереди за автографом к девочкам с синими волосами. Я бегал и спрашивал: это кто? Я так радовался. А потом, как зашли на отечественный рынок комиксы, если вы обращали на это внимание. Это же потрясающе просто. А это же все молодые люди. Эти молодые люди приходят на ярмарки. Я помню, мы даже на книжном фестивале «Красная площадь» были вынуждены отменить презентацию комикса про майора Грома, потому что несколько днями или неделями ранее, когда локдаун был, все равно проводили фестиваль, были ограничения и все такое, но когда на автограф-сессию здание «Детского мира» было в тройном кольце людей, желающих подписать комикс, я тогда подумал: ничего себе. Я никогда не был знатоком и поклонником формата комикс.

И. Измайлов:

- Это потому, что в нашем своем детстве это был другой жанр.

Д. Давыдов:

- Наверное, да. У нас он был не очень принят, но, тем не менее, у меня много приятелей моего возраста, которые читали, понимали, любили. На Non/fiction большой раздел, много круглых столов, много достаточно активных издательств.

И. Измайлов:

- С детьми вполне, всей семьей можно прийти.

Д. Давыдов:

- Детская история вообще отдельная, потому что комиксы я бы не назвал детским жанром. Больше молодые люди. Очень большой раздел на Non/fiction традиционно детский, у них там несколько зон. Есть «Книги на диванах», «Территория познания». У них будет большое количество детских издательств, наверное, все ведущие. Большое количество мероприятий. С детьми прямо обязательно. Им там есть, чем заняться.

И. Измайлов:

- И, конечно, в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Д. Давыдов:

- Да, две большие экспозиции есть точно. «Великие книги Великой Победы», там 80 изданий представлены. И «Плакаты времен войны» – это две выставки. Соответственно, каждое издательство, наверное, готовит какие-то издания, посвященные войне. И в топ-листе много книг, посвященных Великой Отечественной, блокаде. Эта тема охвачена, есть, что выбрать, посмотреть.

И. Измайлов:

- Спасибо большое, Денис, спасибо большое, Лев. До встречи.

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp