Дмитрий Куклачев: Нельзя сказать, что наши кошки вне политики

М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья. Вы слушаете и смотрите радиостанцию «Комсомольская правда». У микрофона Мария Баченина. В гостях у нас заслуженный артист Российской Федерации, заместитель художественного руководителя и режиссер Театра кошек Куклачева Дмитрий Куклачев. Дмитрий Юрьевич, здравствуйте, добро пожаловать.
Д. Куклачев:
- Здравствуйте, Мария. Здравствуйте, наши уважаемые видео- и аудиослушатели.
М. Баченина:
- Начнем с актуального. Недавно ваш папа Юрий Куклачев попал в санкционный список Украины. Чем он разозлил укронацистов?
Д. Куклачев:
- Да очень просто. Мы не только с начала специальной военной операции, но и до него являемся патриотами нашей страны и делаем все для того, чтобы показать, что мы сильные, что мы можем, что мы победим. И, наверное, апофеозом этого решения стал наш юбилейный бенефисный тур, который мы провели по городам России, где более 9 тысяч не просто зрителей, а семей участников специальной военной операции и ветеранов боевых действий и их детей пришли к нам на выступления. То есть это была очень масштабная акция, которая проходила при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, и в нескольких городах России более 9 тысяч пришли, посмотрели. Естественно, это большой резонанс. И, конечно, сразу после этого Украина, не зная, чем еще ответить, ответила санкциями. И папа мне так с гордостью сказал: «Дима, смотри, какие мы молодцы. Видишь, даже кошек включили в санкции, даже кошек боятся».
М. Баченина:
- Вы как раз в апреле 25-го заявили, что с отцом ведете культурную спецоперацию, даете благотворительные концерты в разных городах. Культура, которая всегда была в поддержку бойцов, населения, это именно та самая помощь под девизом «Делай свое дело хорошо и продолжай в том же духе», правильно я понимаю, это тот вектор, которого вы придерживаетесь?
Д. Куклачев:
- Вы знаете, я сам по себе тот человек, который особо не кичится, не показывает свои поступки. Я уже на протяжении нескольких лет в составе агитбригады езжу за ленточку к ребятам, и мы поддерживаем их боевой дух именно там, на второй линии боевых действий, на каких-то рубежах, на которых, возможно, достаточно безопасно находиться. Я понимаю, что, делая это, мы не просто показываем, что любим свою Родину, мы что-то для нее делаем реальное, помогаем нашей победе. И когда мы туда приезжаем, агитбригада, едет обязательно лектор из Общества «Знание», это минимум профессор. И когда мы туда приезжаем, мы выступаем для них, и многие не верят, говорят: «Как, вы из Москвы, а мы тут сидим в окопах, грязные, грубо говоря, ходим по нужде в пакетики, потому что летают дроны, мы просто не можем выйти, несколько месяцев находимся в такой очень сложной ситуации. И вы приезжаете к нам, вы для нас не то, что выступаете…» Это даже, наверное, вторично, а первично то, что мы отсюда приезжаем к ним. И когда один раз ты уже туда съездил, ты увидел эти глаза, понял, насколько это необходимо для тех людей, которые находятся на передовой, чтобы о них знали, о них помнили, о них рассказывали.
И второй раз, когда я к ним приехал, я рассказал историю, с одной стороны, банальную. Потому что театр находится на Кутузовском проспекте, и каждый день я проезжаю туда через парк Победы. И в парке Победы как раз проходила выставка трофейной техники. И когда я рассказываю ребятам, говорю: «Вы знаете, что вы делаете? Ваша работа, ваши жизни, ваша задача, которую вы выполняете, она очень нужна и важна нам, обычным людям, которые находятся в мирной жизни, которые не знают того, что происходит здесь». Они говорят: «Как, чем?» Я говорю: «Понимаете, в парке Победы была выставка трофейной техники, которая должна была быть 4 дня. Эта выставка в итоге растянулась на несколько месяцев. И я, проезжая ежедневно на работу, видел огромное количество людей, которые просто приходили посмотреть на это и гордиться вашей работой».
М. Баченина:
- Да, это бесспорно. А как часто при тех условиях, которых вы уже коснулись, получается там бывать?
Д. Куклачев:
- Я уже был три раза, в июле еду еще раз. Сейчас сократилась частота выездов, потому что сложная достаточно ситуация, и достаточно много агитбригад осуществляют такого рода работу. Но для меня неважно количество, для меня важно именно качество – приехать к ребятам, поговорить, даже просто купить им обычные какие-то сигареты, какие-то простые вещи, которые там достаточно сложно…
М. Баченина:
- Шоколад. Да, наши военкоры так и говорят, что то, что нам кажется абсолютно обыденным, там является хорошим подарком.
Д. Куклачев:
- И, прежде всего, внимание. Плюс еще крайний раз, когда я был, мы разговаривали с одним из штурмовиков. Естественно, они не говорят, кто они, что они. И у него была такая нашивка или шеврон на груди, на котором был изображен Сергей Юрьевич Лавров, и было написано: «Есть такая профессия – разговаривать с идиотами». Я ему говорю: «Слушай, а у меня есть прямой телефон Марии Владимировны Захаровой. Давай сейчас мы сделаем видео, и я ей отправлю». Я прямо там, внутри, в блиндаже записываю видео с ним, отправляю ей. И через три минуты прилетает ответ, где она в слезах в машине говорит ребятам слова поддержки, слова об этой важной задаче, которую они выполняют. И я вижу их лица. И я понимаю, что это, наверное, то, для чего мы туда едем.
М. Баченина:
- На освобожденных территориях, насколько я понимаю, очень много брошенных животных. Может, кто-то из таких бездомных кошек приютился и в вашем театре? Я даже не понимаю, с какой стороны к этому подойти. Потому что мы, конечно, в первую очередь должны думать о людях. Но когда мы говорим о животных с дрессировщиком животных, невозможно это обойти. Я знаю, что есть даже какие-то фронтовые коты, я видела их фотографии, и это ужасно мило, но это тоже вызывает сочувствие и жалость.
Д. Куклачев:
- Кстати, тоже важный момент. Когда мы были там, много фронтовых котов, и надо отдать должное, это те животные, которые не просто живут рядом с бойцами, это животные, которые им также поднимают боевой дух. Вот черный кот Васька, который в крайнюю мою поездку был у ребят, они говорят: он лучше любого РЭБа и опознавателя дронов нас оповещает о том, что летят вражеские вот такие «птицы». То есть он для них еще является и талисманом. Они его лелеют, они о нем заботятся, они его кормят, они вместе с ним на плече ходят и в походы в том числе. Они говорят: очень часто GPS там нельзя включать, мы идем, он на плече, потом спрыгивает и нам дорогу обратно показывает, между мин и всех остальных вещей.
М. Баченина:
- Боевой кот какой-то.
Д. Куклачев:
- Это реально боевой кот. А донецкие и луганские коты, особенно сразу после освобождения новых регионов, мы очень много работаем с волонтерами. Мы стараемся и помогать материально, кормить этих животных, и достаточно много животных мы пристроили путем информации в соцсетях, путем освещения этого. К сожалению, эти животные сами по себе травмированы этими бомбежками, просто со сложной судьбой.
М. Баченина:
- Да и в мирной жизни, когда собаки пугаются на Новый год салютов, каких-то залпов. Мы прекрасно знаем, как животные реагируют на это.
Д. Куклачев:
- Мы к себе, к сожалению, не можем взять в театр. Потому что для меня кошка – это не просто существо, которое выходит на сцену, для меня это в первую очередь друг и артист.
М. Баченина:
- Коллега.
Д. Куклачев:
- Коллега, конечно, соратник. Когда он выходит на сцену, прежде всего, животное должно ничего не бояться, животное не должно знать от человека никакой агрессии, никаких стрессов и всего остального. Поэтому эти животные, которые приезжают из новых регионов, из Мариуполя, Донецка, Луганска, из Запорожской области, они не годятся для такой артистической стези, но все равно они могут очень хорошо быть домашними питомцами и домашними друзьями, компаньонами. И мы пристраиваем их в большом количестве.
М. Баченина:
- До начала специальной военной операции Театр кошек гастролировал по всему миру, а сейчас, насколько я понимаю, нам закрыт доступ на международные выставки, на международные конкурсы циркового искусства. То есть русских котов запретили?
Д. Куклачев:
- Немножко не так. Связываются с нами и организаторы, и промоутеры из разных стран, все хотят нас видеть. Но политическая обстановка такова, что организатор, объявляя гастроли, нам ставит определенные условия. Он говорит: «Ребята, вы приедете, допустим, в Европу, очень ждут вас в Италии, во Франции, но вам необходимо сказать какие-то нейтральные слова про Россию…»
М. Баченина:
- Выйдя на сцену?
Д. Куклачев:
- И после, и до. Это же все равно…
М. Баченина:
- Интервью будут брать.
Д. Куклачев:
- Конечно, в интервью какие-то вещи…
М. Баченина:
- Вы знаете, артист отдельно, мы не интересуемся политикой.
Д. Куклачев:
- Да, вот такие какие-то вещи.
М. Баченина:
- Гнусь какая-то – Дмитрий Куклачев, стань предателем, выпей русской крови.
Д. Куклачев:
- Практически так. Или подождите. Знаете, так: мы подождем, мы посмотрим, когда же мир возникнет, и тогда мы примем решение.
М. Баченина:
- Примем чью-то сторону.
Д. Куклачев:
- Ну, как так? Я говорю: нет, ребята, ни в коем случае. Либо мы едем в том виде, в котором мы едем, и наша позиция, она однозначная, позиция России, позиция нас, другой не может быть. Тем более что мы понимаем, как сегодня раскладывается чаша весов, и вся та ложь, которая идет к нам оттуда, как зомбируют людей. И когда мы понимаем, что против нас воюет не Украина, воюет 55 стран мира со всей своей мощью – и информационной, и технической, и военной в том числе, ну, как сказать: да нет, ребята, мы отсидимся, мы нейтральные, мы артисты, и кошки вообще вне политики? Да, кошки вне политики, но мы имеем единственную позицию, которая неизменна. И для нас сейчас открылись новые возможности. Мы не хотим ездить куда-то за границу, потому что здесь, в России, можно работать и радовать нашего зрителя и прекрасно себя чувствовать.
М. Баченина:
- А если я – владелец каких-то породистых кошек, я тоже со своей русской кошкой не могу поехать на международную выставку? Или я должна там тоже «русской крови выпить стакан» и сказать: а теперь давайте посмотрим моего котейку?
Д. Куклачев:
- Парадокс заключается в том, что в этом году на выставке кошек самой лучшей, красивой и уникальной кошкой стало животное породы русская голубая.
М. Баченина:
- А они не захотели ее переименовать?
Д. Куклачев:
- Но это животное было вывезено из России в Англию, то есть это уже английский заводчик как бы победил, но порода наша, животное наше было при Екатерине II вывезено туда, селекционировалось – и вот итог.
М. Баченина:
- А вам не кажется это бредом сивой кобылы – на животных даже переносить политический какой-то оттенок?
Д. Куклачев:
- Конечно. Я вижу, что сегодня наши враги пытаются любыми способами нас вывести из равновесия, любыми способами как-то показать, что мы хуже, а они лучше, что они побеждают, а мы проигрываем. И эти санкции смешные, эти все ограничения. Это все выглядит с точки зрения нас, живущих здесь, в России, реально смешно. Когда это закончится? Я надеюсь, что это скоро закончится. То, что мы победим, нет сомнения. Но насколько мы захотим ехать к ним, это большой вопрос. Я не имею ни желания, ни сил поехать выступать к итальянцам, французам, немцам, хотя у меня достаточно много друзей – и итальянцем, и немцев, и французов, которые поддерживают Россию и говорят: мы всё знаем, мы понимаем, мы с вами.
М. Баченина:
- Я знаю, что в 2022 году, после начала специальной военной операции, в театральном и киномире произошел раскол. А в цирковом мире произошел такой раскол?
Д. Куклачев:
- Конечно. Достаточно много артистов, которые живут на контрактах. И, естественно, для них работа, она является таким краеугольным камнем. Поэтому многие уехали, потому что у них были контракты в Европе, были контракты в Соединенных Штатах. И, естественно, они…
М. Баченина:
- Они откололись, я понимаю.
Д. Куклачев:
- Это их позиция, они так поступили, они откололись. Я скажу так. Я патриот до мозга костей, как и мой отец, он меня воспитывал и воспитывает именно таким образом. Но я прекрасно понимаю, возвращаясь к нашим ребятам, которые куют победу ценой своей жизни, ценой мужества и преодоления вот этих невероятных усилий, я понимаю, что мы с вами только можем говорить об этом, а люди, которые находятся там, они это делают. И давайте благодаря нашей программе еще раз скажем им огромное спасибо за их работу, за то, что они нам дают возможность надеяться, жить и верить в будущее.
М. Баченина:
- Какие новые тренды в вашем деле появились, как изменилась дрессура кошек за последние, скажем, 25 лет? Ведь действительно раньше люди считали, что кошки не поддаются дрессуре. Нет служебных кошек. Есть служебные собаки, служебные дельфины, но нет служебных жирафов, кошек и служебных кенгуру.
Д. Куклачев:
- Хотя есть фелинотерапия. Это лечение кошками.
М. Баченина:
- То есть их тоже здесь обучают чему-то?
Д. Куклачев:
- Да. В основном это исходит от самого животного, но это обучаемое.
М. Баченина:
- Рассказывайте. Очень интересно. Кусочек науки среди политики.
Д. Куклачев:
- Если поговорить немножко о науке и об искусстве – театральном, сценическом, которое также модифицируется с учетом наших реалий, конечно, мы вводим в наши спектакли достаточно много таких информационных, медийных, интересных фишек, фокусов, трендов, разных эффектов, если это так можно назвать. Потому что сегодня мультимедиа, проекция является частью практически любого шоу. И, конечно, декорации никто не отменял. Но плюс к этим декорациям еще и поддержка экранная, вот с этим мультимедиаэффектом, с какими-то очень необычными фокусами иллюзии. Это как раз для зрителей собирает именно эффект присутствия, эффект воздействия.
М. Баченина:
- И осовременивает, получается.
Д. Куклачев:
- Конечно.
М. Баченина:
- А введение каких-то спецэффектов – света, видео и пр., как животные их воспринимают? Им надо постепенно? Ну, мигающий какой-нибудь софит.
Д. Куклачев:
- Конечно. Любое движение для животного должно быть понятно и приемлемо. И для этого проходит достаточно много времени. Что значит дрессировка? Вообще слово «дрессировка» это подчинение животного своей воле. У нас немножко по-другому. Мы, наблюдая за кошкой, вычленяем ее необычные способности, которые у нее уже внутри есть, допустим, по характеру, по движению, по мимике, по восприятию мира. И уже это мы стараемся вот так отработать и ввести непосредственно в тот или иной номер или трюк. Если конкретно сказать, кошка любит тереться о ноги, но немногие так делают, многие просто потерлись и отошли. Или, допустим, кто-то просто подошел, смотрит на тебя. Я увидел, что у нас кот Шарик очень любит, может тереться часами.
М. Баченина:
- Кот с собачьим именем.
Д. Куклачев:
- Да. Естественно, я стал подставлять ноги, и он стал ходить вот так вот, змейкой. Вот вам трюк. То же самое – животные, которые активные, которые любят бегать, прыгать. Мы начинаем ставить вначале два стула, он с одного на другой перепрыгивает. Потом эти стулья отодвигаешь дальше, дальше, дальше. И в итоге у нас есть кот Гламур, который прыгает на 3,6 метра.
М. Баченина:
- Дмитрий, но ведь кошки спят большую часть своей жизни. Вы так не считаете, тут тоже все индивидуально?
Д. Куклачев:
- Они действительно спят. У нас животные живут, примерно как мы с вами сейчас, в аквариуме, то есть со стеклянными стенами комнаты. И в этих комнатах есть перегородки, в которых по 3-5-7 животных, мы их по характерам подбираем, и они там живут. В основном, конечно, они ведут очень спокойный образ жизни, они едят, играются, спят, но какой-то такой огромной активности не проявляют.
М. Баченина:
- Что, даже служебные романы не заводят?
Д. Куклачев:
- Ну, бывает.
М. Баченина:
- Вы разрешаете?
Д. Куклачев:
- У нас достаточно мало стерилизованных кошек, у нас всё в естественном виде, и очень часто бывают котята. К сожалению, не все остаются, но тренд этот, когда династийное выступление происходит на сцене, это есть.
М. Баченина:
- Что у вас творится в этих квартирах кошачьих, когда начинается март? Это просто вой?
Д. Куклачев:
- Ой, там сложная ситуация. Спасаемся только одним. У меня три состава животных, и мы их чередуем, чтобы те, кто «гуляет», естественно, не выступал, потому что они просто не могут.
М. Баченина:
- Кстати, у вас же была (или до сих пор сохранилась?) аллергия на кошек.
Д. Куклачев:
- Да, к сожалению, это та болезнь, которая физически неизлечима, она все равно тебя будет, так или иначе, преследовать всю жизнь. Но я смог ее победить только благодаря специальному дыханию по Бутейко. Это метод поверхностного дыхания, им нужно овладеть. Это безлекарственный метод, нужно научиться дышать так, чтобы…
М. Баченина:
- Вы заходите к своим, как вы сказали, коллегам, друзья и артистам-кошкам…
Д. Куклачев:
- И начинаю правильно дышать? Нет. Это нужно постоянно.
М. Баченина:
- Вы постоянно так дышите?
Д. Куклачев:
- Да. Нужно так жить.
М. Баченина:
- Вы сейчас не дышите полной грудью?
Д. Куклачев:
- Фишка вот в чем. Когда мы разговариваем, когда мы жестикулируем или занимаемся спортом, мы можем дышать как угодно. То есть себя ограничивать нельзя, потому что это очень большая нагрузка на организм. Но когда ты находишься в спокойном состоянии (а мы, как кошки, 90% своего времени находимся в спокойном состоянии), нужно следить за своим дыханием. Но это непросто. Нужно вести дневник, записывать свою паузу, замерять.
М. Баченина:
- Вы волевой человек, получается.
Д. Куклачев:
- Это действительно волевой метод. Но, овладев им, я смог преодолеть эту аллергию и находиться рядом с животными.
М. Баченина:
- А в детстве вам казалось это несправедливым, расстраивало сильно?
Д. Куклачев:
- Я об этом не думал, честно говоря. Я просто очень хотел быть, как папа, но когда я заходил в цирк, через полчаса меня выносили.
М. Баченина:
- Вы плакали, как клоун?
Д. Куклачев:
- Там всё было. Там было опухшее лицо, слезы, сопли, сложность дыхания и т.д.
М. Баченина:
- Мне кажется, это очень правильный пример. Я просто занимаюсь популяризацией науки, поэтому не могу на этом не акцентировать внимания наших слушателей. Обратите внимание, вот живой пример того, как можно… Это ведь не только от аллергии на животных?
Д. Куклачев:
- Это ото всего. Это практически все респираторные заболевания. То есть как будто ты ходишь в маске.
М. Баченина:
- А если бы вы не победили аллергию, кем бы вы стали?
Д. Куклачев:
- Ой, не знаю. Ну, я в любом случае был бы в каком-то творчестве.
М. Баченина:
- Ну, потому что невозможно избежать этой династийности, когда семья театральная, цирковая, актерская.
Д. Куклачев:
- Никак. Увидев один раз, как папа выходит на сцену, на манеж, как он выступает, как он дарит свою любовь и получает эту любовь зрителя, от этого практически невозможно удержаться. Я бы тоже занимался чем-то театральным. Может быть, рисовал, писал, играл бы на сцене, но, наверное, уже не с животными.
М. Баченина:
- Возвращаясь к кошкам. Вы как-то сказали, что уборка за животными лежит в основе профессии дрессировщика. Расшифруйте, переведите нам на обычный, понятный язык.
Д. Куклачев:
- Знаете, генералом же не становятся сразу, нужно пройти этот весь…
М. Баченина:
- Я знаю, чтобы стать генеральшей, нужно выйти замуж за сержанта.
Д. Куклачев:
- За сержанта или за рядового. То же самое и здесь. Чтобы знать животных и находиться рядом с ними, необходимо пройти вот этот путь от самого такого, скажем так, первобытного общения, то есть уборки, расчесывания, кормления, понимания, тактильности.
М. Баченина:
- Это напоминает мне что-то такое, связанное с рождением ребенка, когда ты готов по всем статьям, но потом все оказывается совсем не так. И только в реальности ты учишься тому, как растить нового человека.
Д. Куклачев:
- А по-другому никак. Кошка тебя не примет. Это же так не работает, что ты за кулисами один, а потом вышел на сцену – ты другой, ты добрый, пушистый, ласковый, а за кулисами ты злой, на всех орешь, кричишь, ругаешься, над всеми издеваешься. Нет, кошка очень чувствительное существо, и если оно чувствует в тебе агрессию в любом виде, она от тебя отворачивается. А моя задача – чтобы, наоборот, животное ко мне шло, животное меня любило, со мной ласкалось, быть для него защитником, чтобы оно чувствовало мою заботу о нем.
М. Баченина:
- В каком возрасте кошки уходят на пенсию?
Д. Куклачев:
- По-разному. Пока животное может выходить на сцену, оно выходит.
М. Баченина:
- А как оно показывает, что уже не может?
Д. Куклачев:
- А уже видно. У нас же выступления проходят в пятницу, субботу и воскресенье, в основном в выходные, в пятницу один спектакль, в субботу и воскресенье по два спектакля. И когда я вижу, что уже на второй спектакль животное выходит, ему тяжело, я понимаю, что уже приходит время. Хотя кошки, они настолько чувствуют… Я об этом тоже не знал. То, что ученые сказали, что у кошки есть интеллект.
М. Баченина:
- Не только у кошки, есть и у водоплавающих.
Д. Куклачев:
- Это показывает еще и их желание выходить на сцену, желание выступать. Это то, чему не научишь.
М. Баченина:
- У кошки есть интеллект. Я никогда не забуду случай, когда я после эфира была уставшей, собралась помыть посуду и просто глупо перекрыла тарелкой сток в раковине на кухне. Так вот, моя кошка пришла и начала нежно кусать меня за пальчик. Я подумала: что с тобой такое? В самый последний момент она меня уволокла на кухню, показывая это. Ребята, это не совпадение, я больше чем уверена. А как мне коты всегда приносили голубей – смотри, хозяйка, это тебе.
Д. Куклачев:
- Ни в коем случае нельзя за это животное ругать.
М. Баченина:
- Я спасибо говорила.
Д. Куклачев:
- Представляете, кошка вам отдает свое самое сокровенное, то, что она выслеживала, на что она охотилась. Потому что все равно животное, хоть оно и маленькое, хоть оно и домашнее, но эти нотки первобытности, нотки дикости, они все равно в ней остались.
М. Баченина:
- Дмитрий, я даже больше вам скажу. Я даже никогда не сердилась за выловленных барбусов из аквариума (это такие мелкие полосатые существа). Мне было жалко их, конечно, но я понимала, что сама виновата, коту интересны водоплавающие.
Д. Куклачев:
- Все правильно.
М. Баченина:
- А как вы относитесь к невероятно возросшей популярности кошек? Что случилось с нашим обществом, что это за ми-ми-мишечность? Как вы к этому относитесь?
Д. Куклачев:
- Очень просто. С приходом соцсетей, с приходом видеороликов, рилсов, естественно, народ стал понимать, что самые большие просмотры собирают либо какие-то анекдотичные ситуации, когда что-то на кого-то упало или кто-то откуда-то смылся…
М. Баченина:
- Такие клоунские.
Д. Куклачев:
- Да, практически. Следующее – дети, а следующее – котики. Вот эти три тренда, которые собирают миллионные, миллиардные просмотры видеороликов, рилсов и видеоконтента.
М. Баченина:
- Что, в общем-то и нужно.
Д. Куклачев:
- Это еще раз доказывает, что все равно котики – наше всё.
М. Баченина:
- Я всегда любила цирк, я росла в городе (я курянка), где был цирк, и я всегда туда ходила. И клоун для меня был – это был кайф. Потом клоуна демонизировали, потом его политизировали, называя Зеленского клоуном. Возможно ли переломить этот тренд? Потому что клоун – это… Во-первых, у нас есть легендарные клоуны, известные на весь мир. Во-вторых, клоун – это символ доброты. Мне за них обидно. Точнее, за вас, потому что вы же тоже клоун.
Д. Куклачев:
- Мне тоже немножко обидно за нас, потому что у меня профессия – клоун. И меня немножко передергивает, когда клоуна называют в таком очень нехорошем ключе.
М. Баченина:
- Вы имеете в виду, когда Зеленского обзывают клоуном?
Д. Куклачев:
- Когда Зеленского обзывают клоуном, я к этому привык, потому что вижу, что он по-другому не может работать, и по-другому, как к клоунским каким-то фишкам, к нему нельзя относиться. Так что здесь это нормально. Но с точки зрения именно искусства клоунады… Вы правильно сказали, были плеяды всем известных клоунов.
М. Баченина:
- Карандаш, Попов, Никулин и т.д.
Д. Куклачев:
- И Юрий Куклачев опять же. Это легенда. Сейчас все-таки сама тенденция продвижения шоу ушла в сторону самого шоу. То есть мы не показываем персонажей, мы не показываем участников. То есть сегодня рекламировать, допустим, клоуна или какого-то главного участника шоу, никто этим не занимается. Потому что есть продакшн-компании в Росгосцирке, в других организациях, которые именно рассказывают о проекте, о шоу, о каких-то больших монтажных вещах, но о человеке мало что говорится. Я считаю, что должно перевернуться сознание и понимание, что все-таки в любом шоу важен человек. Кстати, это пошло оттуда, это пошло из du Soleil. То есть du Soleil обезличил людей. Если вначале, когда на заре своей юности du Soleil, наоборот, брал уникальных артистов и делал на них ставку, и как раз Лас-Вегас, у них шоу как раз были построены на человеке. Допустим, у нас в России был такой Владимир Кехаял, который, как демон, летал на цепях, и много лет в Лас-Вегасе в аэропорту, когда прилетаешь туда, был его портрет с шоу, и было написано, что летите к нам на шоу, там Владимир Кехаял. Сейчас, естественно, этого нет. Сейчас позиционируется именно сам продукт.
М. Баченина:
- Бренд, получается, брендирование.
Д. Куклачев:
- Я думаю, что в итоге вернется. Потому что достаточно много и интересных ребят, достаточно талантливых, необычных, которые также ведут и несут искусство клоунады. Чистой клоунады. Не той, которая много лет перевиралась и стала именем нарицательным.
М. Баченина:
- Кстати, о разделе цирков (если я правильно выразилась). Во-первых, общество как-то расколото. Я не люблю это сравнивать, потому что у du Soleil своя школа, у русского школа своя школа, это два разных как бы мероприятия в общем смысле слова. Стоит ли их в принципе сравнивать? И почему началось некоторое время назад навязывание, что, мол, du Soleil – это настолько круто, а вот наш… Мы просто к нашему привыкли, и нашего у них там нет.
Д. Куклачев:
- Очень просто. Обыватели, они не знают одну простую вещь. Что 80% артистов цирка du Soleil – это артисты российского цирка или русские. И так было, и так сейчас есть. Просто многие там ассимилировались, остались и там работают, но костяк все равно остался именно такой. И du Soleil до сих пор лоббирует наших лучших артистов, которых выискивает по всему миру и вставляет к себе в шоу. Они хотели зайти в Россию. Естественно. Они говорили о том, что российский цирк – это так…
М. Баченина:
- Они кампанию дискредитации начали?
Д. Куклачев:
- Дискредитация пошла на этом уровне, что, ребята, смотрите, мы сейчас к вам придем, мы вам дадим уровень, мы вам дадим эти эмоции. Хотя я видел практически все шоу этого цирка. Основные интересные шоу – это только стационарные шоу, то есть которые идут в одном месте, и для них специально сделана площадка. Да, они смотрятся масштабно, они смотрятся эффектно, они хорошо, правильно сделаны и режиссерски, и актерски, и хорошо всё подобрано. Но все туровые их выступления, которые они делают по всему миру, они очень слабые. И все равно это позиционируется как лучший цирк мира, цинк Солнца и т.д.
М. Баченина:
- Мы сразу понимаем, что все дело в пиаре, громко о себе заявить.
Д. Куклачев:
- Конечно. Не нужно забывать, что российский цирк, он был и есть лучший цирк мира. Сейчас очень много программ интересных, необычных, ярких, достаточно много молодых артистов, с эмоциями, с прекрасной техникой, уникальными трюками, которые они делают. Я очень рад, что сегодня есть такая премия «Признание» в Росгосцирке, которой награждают лучших артистов года. То есть они по году смотрят, кто был лучшим, их чествуют и тем самым также развивают именно артистов и российский цирк.
М. Баченина:
- Как часто вам удается в вашей насыщенной творческой жизни общаться с папой в нерабочее время?
Д. Куклачев:
- Достаточно часто мы с ним общаемся, а тем более, после его этого, можно сказать, чудесного оживления. Потому что я считаю, что он действительно сейчас обрел вторую жизнь, после 75-летия, когда у него случился инфаркт, когда была вся эта очень сложная ситуация, он был на грани жизни и смерти. И когда ты понимаешь, что вот сейчас его не станет – и всё, и ты недосказал, недосидел, недосмотрел, недообщался. Я понимаю, что ничего сильнее и правильнее человеческого общения нет. Конечно, сейчас, когда он восстанавливается, то, что он в таком хорошем расположении духа, что он рвется на сцену, он очень хочет обратно выйти к зрителю, он обратно хочет начать выступать, я стараюсь с ним проводить, все свободное время, которое у меня есть, я стараюсь посвятить ему. Мы с ним играем в теннис…
М. Баченина:
- В теннис большой или настольный?
Д. Куклачев:
- В малый теннис. Он очень любит малый теннис, мы с ним играем в него. Он любит рассказывать, любит просто находиться в каких-то планах творческих и т.д. И, конечно, вот этот бенефис, который мы сейчас провели по городам России, это только благодаря ему. Потому что он сказал: «Дима, я хочу вернуться к зрителю, но я не могу работать свой спектакль, который я работал, потому что там совершенно другие нагрузки». И тогда я придумал для него вот этот бенефис, где он – главное действующее лицо, но на нем нет вот этой большой нагрузки. То есть это вся история его жизни. Там начинается с его рождения, и дальше он сам рассказывает о себе - как он поступал в цирковое училище, какие для него были постулаты и ориентиры, как он смотрел на клоунов и хотел быть похожим на Чарли Чаплина, на Леонида Енгибарова. Как его потом выгнали из цирка, как он перешел в театр, как он создал этот уникальный мир кошек. И как раз этот бенефис, он и есть жемчужное ожерелье его жизни, где в финале мы начинаем от цирка и переходим в театр. И там участвует 70 артистов.
М. Баченина:
- Людей или кошек?
Д. Куклачев:
- Людей. И 200 кошек, весь наш состав театральный.
М. Баченина:
- Может быть, когда-то где-то он обмолвился: если не кошки, то что? У него были варианты, кроме кошек?
Д. Куклачев:
- Я задавал ему вопрос на протяжении многих лет, кстати: «Папа, давай вот так, по-честному. Ты бы не нашел свое призвание, ты бы не нашел кошку, что бы ты делал?» Он говорит: «Дима, я не знаю». Это просто проведение свыше. Потому что у каждого клоуна была какая-то своя необычная деталь. Допустим, Олег Попов – это его клетчатая кепка, Карандаш – это собачка Клякса. То есть у каждого были свои узнаваемые атрибуты, которые отличали его от других артистов. И папа говорит: «Когда я нашел много лет назад маленького котенка в кустах и принес его домой, вырастил, я и не думал с ним выходить на сцену. Но однажды я сидел в гримерке между номерами, и котенок у меня сидел на плече. И был на манеже какой-то коллапс, что-то забыли сделать, кричат: Юра, быстро на сцене, надо занять время. И я как сидел, так и выскочил, с котенком на плече. И только выйдя на манеж, я понял, что у меня на плече кот. И я увидел реакцию зрителя. И вот тогда я понял, что вот мое призвание». И если бы он не нашел кота, я не знаю.
М. Баченина:
- Здесь не рассматривались собаки, хомяки, мыши, обезьяны?
Д. Куклачев:
- Дело в том, что он особо-то и не искал. Как-то так сошлось. Как звезды сошлись, то же самое и у него.
М. Баченина:
- А от кошек не выгораешь? Вот вы не выгораете от общения с кошками, не надоели они вам?
Д. Куклачев:
- Да что вы! Когда ты общаешься с кошкой поверхностно, наверняка это может произойти. Но когда ты знаешь судьбу и жизнь каждого, когда каждый вырос у тебя практически на руках, когда ты, общаясь с кошкой, видишь ее отношение к тебе, видишь ее любовь, которую она тебе дает… У меня спрашивают: «Дима, у тебя есть любимая кошка?», я говорю: «Есть, только она об этом не знает». Потому что, когда ты заходишь к ним, нельзя ни в коем случае кого-то персонализировать, нужно со всеми быть одинаковыми.
М. Баченина:
- Они очень ревнивы и чувствительны.
Д. Куклачев:
- «Кто у тебя самый любимый?» Я говорю: «У меня есть кот, его зовут Медвежонок»…
М. Баченина:
- Такие названия вы придумываете – Шарик, Медвежонок, Гламур. Какое самое смешное имя, на ваш взгляд?
Д. Куклачев:
- Да разные. Названий много у нас. У нас есть кот Марсель, кот Алмаз, кот Тулуз. Совершенно разные коты.
М. Баченина:
- У вас есть кошка Машка?
Д. Куклачев:
- Машки сейчас пока нет, но будет.
М. Баченина:
- Я настаиваю.
Д. Куклачев:
- Хорошо, договорились, Мария.
М. Баченина:
- 1 июня, в День защиты детей, в 7 вечера в Москве состоится грандиозное шоу «Самый добрый клоун». На сцену выйдет легендарная цирковая династия Куклачевых и 200 пушистых артистов Театра кошек. Вы, я так понимаю, именно об этом уже начали рассказывать? Или это новое что-то?
Д. Куклачев:
- Нет, это именно оно и есть. 1 июня будет небольшой апофеоз нашего выступления. Потому что мы проехали по нескольким городам России в феврале и в начале марта. Это был и Нижний Новгород, и Казань, и Йошкар-Ола, и Набережные Челны. И сейчас Театр эстрады, 1 июня, это такой знаковый день – День защиты детей, будет очень интересного. Я понимаю, что это воскресенье, люди, можно сказать, вернулись после выходных, и как раз, чтобы своему ребенку устроить праздник, приходите на наше шоу. Потому что такого еще Москва действительно не видела. То есть 70 артистов – и артисты цирка, и артисты эстрады, и фокусники, и клоуны, и ходулисты. Есть такой очень известный телеведущий Тимур Еремеев, он и актер, и певец, и режиссер, и он будет участвовать в нашем шоу. И певица Азиза будет выступать. То есть такие вот сливки эстрады. Андрей Удалов, он, можно сказать, идейный вдохновитель этого всего проекта. То есть Президентский фонд культурных инициатив, без его поддержки это, конечно, было бы неосуществимо. И мы хотим следующий год сделать вообще Годом бенефиса Юрия Куклачева. Я уже так папе сказал. Он говорит: «Ну, а что там будет?» Я говорю: «Папа, в следующем году мы хотим поехать уже на Урал, поехать в Екатеринбург, в Челябинск, в Тюмень, в Ижевск, в Уфу и это шоу привезти туда». Причем благодаря Президентскому фонду это шоу идет у нас благотворительно. То есть более 70% зрителей – это участники боевых действий, их семьи и ветераны боевых действий. Это очень важно.
М. Баченина:
- Дмитрий, спасибо вам огромное.
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp