«Нас топтали ногами, но мы были правы»: Вячеслав Никонов о четверти века «Единой России»

«Нас топтали ногами, но мы были правы»: Вячеслав Никонов о четверти века «Единой России»
Гость «Радио «КП» — о зарплате в 2000 рублей, восстановлении суверенитета и приоритетах на ближайшие годы.
Олег КАРПОВ
В эфире «Радио «Комсомольская правда» — Вячеслав Никонов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам, депутат от «Единой России». В интервью он оценивает путь, пройденный партией за 24 года со дня ее основания, вспоминает, в каком состоянии находилась страна на рубеже тысячелетий, и объясняет, какие решения помогли России не только выстоять, но и вернуться в число мировых сверхдержав.
«Прошли по краю пропасти»
— Вячеслав Алексеевич, хотелось бы обратиться к вам, как к депутату от партии «Единая Россия». 24 года назад была создана политическая партия. Какие решения, которые были приняты за эти почти четверть века, вы считаете ключевыми?
— Да, как вчера, на самом деле, прекрасно помню это событие в декабре 2001 года, когда сливались две политические силы, причем на тот момент не сильнейшие. Напомню, что тогда «Единство», которое возглавлял Сергей Кужугетович Шойгу, и «Отечество — вся Россия», которое возглавлял Евгений Максимович Примаков, не имели большинства в Государственной Думе. Партия стала, прежде всего, очень важной опорой для нашего президента.
Для того, чтобы оценивать, что произошло самого главного за эти 24 года, прежде всего, наверное, стоит вспомнить, а что было тогда. Чем тогда была Россия, и почему сейчас мы находимся совершенно в другой стране. Недавно у меня книжка вышла, называется «Российская история 1991-2025 год», история последних десятилетий нашей страны. И там есть подзаголовок, он называется «Возвращение». Это возвращение страны, которая в 90-е годы потеряла свой статус великой державы, стала 14-й экономикой в мире. Страна в то время была в таком состоянии, что о нее любой желающий вытирал ноги. Когда на американские деньги у нас распиливались в большом количестве наши стратегические ядерные арсеналы, когда не выполнялись социальные обязательства государству. И я напомню, что в 2001 году, знаете, какая у нас была средняя зарплата по стране? 2000 рублей.
— И МРОТ, наверное, несколько сотен рублей?
— Еще проблема заключалась в том, что не всем зарплату платили. Тоже вспомните, что было в 90-е, в начале 2000-х еще. Многие даже не знали, как деньги нового образца выглядят, потому что им месяцами зарплату не платили. Так что это, я считаю, самое главное, что произошло с нашей страной тогда.
На рубеже веков, тысячелетий Россия оказалась в самом, наверное, тяжелом положении за последние лет пятьсот, после монголо-татарского ига. Никогда наша страна не была так слаба относительно других центров силы, соседей, как в тот момент. Действительно, прошли буквально по краю пропасти. Но, к счастью, страна проявила инстинкт самосохранения, и тогда избрали Владимира Путина президентом России. Путину нужна была политическая опора, которая могла бы обеспечить и надежный тыл, и позволить проводить нормальную социально-экономическую политику. Я был депутатом и в 90-е годы и прекрасно помню, что это было. Когда просто раздавались деньги, ничем не обеспеченные, в неограниченных количествах. Социальные обязательства нашего государства превышали размеры бюджета в несколько раз, не то, что размеры социальных расходов. Естественно, никто этих денег никогда не собирался платить.
Страна в том числе благодаря «Единой России» смогла установить контроль над бюджетным процессом, стала впервые жить по средствам. Это, я считаю, тоже одно из важнейших достижений партии, что позволило проводить осмысленную экономическую политику. Что такое экономическая политика? Это, прежде всего, бюджет. И бюджет, который обеспечивает основные направления нашего развития, социальной сферы и так далее. И бюджет, действительно, начал уже становиться инструментом развития. И это дало очень серьезный результат.
Я уже говорил, что мы были 14-й экономикой на рубеже веков, с размером ВВП по паритету покупательной способности порядка 400 миллиардов долларов, то сейчас мы 4-я экономика в мире с ВВП в размере около 7 триллионов долларов. Прогресс очевиден. Заработные платы с 2 тысяч рублей выросли - мы переваливаем за 100 тысяч. Рост почти в 50 раз. Ясно, что и цены изменились. Но цены у нас росли все-таки не столь стремительно, как наша экономика. Цены отставали где-то в 3-5 раз от общего уровня жизни. Социальные обязательства все выполняются, несмотря на то, что мы находимся в достаточно сложной ситуации противостояния со всем западным миром.
Нашу страну вообще никто никогда еще не брал извне. А изнутри мы были уязвимы. Еще на памяти нашего с вами поколения распад Советского Союза — просто изнутри развалились: и элитный раскол, и предательство части элиты. Этот внутриполитический тыл был обеспечен, в первую очередь, партией «Единая Россия». Я помню огромное количество случаев за последние 24 года, когда партия выступала единственной партией, поддерживающей президента в очень тяжелые моменты. В том числе тогда, когда у нас самих тут и Майдан мог быть легко организован, как в 2011 году. По целому ряду вопросов «Единая Россия» выступала единственной опорой, надежным тылом для нашего президента.
От «закона Димы Яковлева» до «иностранных агентов»
— Можно, наверное, сказать, что само название «Единая Россия» стало во многом говорящим. Из разброда и шатания, которое было на рубеже веков, сейчас мы пришли к стране с достаточно монолитным общественным мнением.
— Общественное мнение у нас никогда не было монолитным, даже во времена Советского Союза, когда была одна партия и одна генеральная линия, и тогда было достаточно много идей. И сейчас у нас существует политический плюрализм. В Государственной Думе представлены пять политических партий. Это хорошо. Я не против политической оппозиции, напротив, она должна быть. Но монолитное единство у нас должно быть в отстаивании национальных интересов. Вот этого не было. То, что «Единая Россия» помогла сформулировать президенту эти национальные интересы, а затем отстаивать их, как действительно то, что нашу страну делает великой державой, это дорогого стоит.
Я вспоминаю как принимался «закон Димы Яковлева». Помните, когда наших детей-сирот из детских домов за 160 тысяч долларов продавали американским усыновителям? Судьба этих детей абсолютно никого не волновала. А с ними происходило много трагических историй. Когда мы этот закон принимали, была жесточайшая оппозиция со стороны всех других политических фракций, тем не менее, мы этот закон приняли. А потом эта белоленточная оппозиция не нашла ничего лучшего, как сделать портреты всех членов фракции «Единой России», выйти с ними на улицу зимой, бросить в грязь и топтать ногами. Были и такие эпизоды в нашей истории, но мы абсолютно правы были в тот момент.
Как и потом, когда тоже были единственные, кто наводил порядок в процедуре проведения митингов. Если бы эта митинговая волна нас захлестнула, как в Киеве Майдан, то это было бы очень-очень плохо. Потому что за этим, конечно, стояли западные спецслужбы, западные интересы, и надо было страну защищать. То же самое с законодательством об иностранных агентах, которое тоже признавали, что это зажим демократии. Ничего подобного. В каждой стране, которая себя уважает, должна быть преграда для иностранного вмешательства во внутренние дела. И это обеспечила, опять же, только «Единая Россия», и никто другой.
Взгляд в будущее: победа, суверенитет и выборы-2026
— Вы рассказали об одних из главных век за последние четверть века, с того момента, когда была создана партия «Единая Россия». Каким сегодня вам и вашим однопартийцам видятся стратегические направления развития, хотя бы на 5-10 лет вперед?
— Здесь приоритеты достаточно понятны. Главное — надо одержать победу в специальной военной операции. Это сейчас главное, что есть у страны. При этом сохранив устойчивость социально-экономической конструкции, бюджетной системы. И обеспечить развитие, экономическое развитие и повышение благосостояния.
Что касается экономики, бюджета… Кстати, тут на днях абсолютно безграмотная глава Европейской дипломатии Кая Каллас заявила о том, что в России бюджетные расходы на оборону значительно превышают социальные расходы. Человек просто ничего не понимает в российской бюджетной системе.
— Это человек, который сказал, что Россия 14 раз нападала на государства Европы, которые не нападали на нее.
— Не 14, а 19. И на некоторые по три-четыре раза. Но с социальной политикой она тоже попала в лужу. Да, у нас сейчас очень крупные военные расходы, больше 13 триллионов рублей оборонный бюджет, который на этот год был принят. Но у нас бюджет состоит из собственно бюджета, а есть социальный фонд, который обеспечивает львиную долю социальных расходов. И его размеры больше 20 триллионов рублей. Еще есть у нас Фонд обязательного медицинского страхования, там еще 5,5 триллионов. Социальные обязательства мы при этом выполняем, и выполняем весьма успешно.
Кроме того, конечно, очень важный приоритет — это демография. Сейчас демографическая ситуация очень сложная. Кроме того, приоритетом является сфера, связанная с образованием, с наукой, культурой. Все в стране должно развиваться.
— Одним из главных политических событий 2026 года, конечно же, станут выборы в Государственную Думу. Понятно, что председатель партии будет ставить перед вами определенные задачи. Какие задачи будет ставить партия в 2026 году на выборах?
— Если говорить о программных задачах, то они вряд ли изменятся за ближайший год. Естественно, это будет та же самая линия на поддержку политики президента, обеспечение социальной стабильности, выполнение всех социальных обязательств и обеспечение полной обороноспособности нашей страны.
А что касается задач на избирательную кампанию, они достаточно понятны. «Единая Россия» будет бороться за победу во время этой избирательной кампании, рассчитывая на поддержку избирателей, на тот огромный потенциал, который существует у лидера нашей страны Владимира Путина.
Суверенитет как норма: о «доктрине Козырева», БРИКС и самоуважении
— Вопрос к вам, как к одному из главных экспертов-международников в нашей стране. Мы много говорим за последние годы о необходимости строительства многополярного мира, отстаивании суверенитета России, о том, что Россия — это государство-цивилизация. Достаточно ли сделано за последние годы в этом направлении? Есть ли еще куда свой суверенитет отстаивать?
— Сделано достаточно, но, я думаю, это будет никогда недостаточно. Что такое отсутствие суверенитета, мы хорошо помним по 90-м годам, когда была «доктрина Козырева», министра иностранных дел. Он говорил, что у нас нет никакой внешней политики, которая чем-то отличается от политики Соединенных Штатов Америки... Тогда, мы также помним, в каждом министерстве в комнате помощника сидел так называемый консультант из Соединенных Штатов Америки, который, собственно, и руководил этим министерством. Этого не стало уже в начале 2000-х, а затем шаг за шагом мы свой суверенитет восстанавливали.
В 90-е годы под суверенитетом многие понимали отсутствие союзников. Это абсолютно неправильная постановка вопроса. С тех пор у нас появилось достаточно много очень надежных союзников. Была создана такая организация, как БРИКС... Россия сейчас позиционировала себя не просто как суверенный центр силы, как страна-цивилизация, но и закрепила это, если хотите, конституционно.
Что касается дальнейшего укрепления суверенитета... Суверенитет — это то, что позволяет нам выживать. Позволяет нам сохранять наше самоуважение. Причем, самоуважение я тоже бы отметил, как одно из больших достижений в нашей стране за последние четверть века. Мы действительно сейчас имеем все основания относиться к себе как к серьезной мировой державе, как к серьезному центру силы, как к той стране, за которую не стыдно. В этом я тоже вижу один из результатов деятельности «Единой России».
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp