Анна Максименко: В полевых условиях мы даже торты выпекали

Анна Максименко, военный повар, прапорщик
В эфире Радио «Комсомольская правда» военный повар, гвардии прапорщик Анна Максименко

-У нас в гостях замечательная девушка – гвардии прапорщик Максименко Анна Анатольевна. И она не просто прапорщик, она настоящий военный повар, кормит наших ребят, непосредственно воюющих в зоне специальной военной операции. Еще до СВО даже успела повоевать, покормить ребят в Сирии. Мы про это поговорим. Анна, расскажите, как такая девушка яркая, интересная вдруг оказалась в армии? Вы в детстве хотели стать военнослужащим?

- Знаете, у нас была полная семья - мама, папа, брат. Я была, наверное, лидером. И любила командовать. Мама мне всегда с детства говорила о том, что ты, наверное, у нас будешь военной. Поэтому я пошла по стопам своего отца, у меня он был военный, прадедов, которые прошли у меня всю Великую Отечественную войну. Я продолжила этот путь.

- Получается, у вас уже военная династия?

- Да.

- А в детстве чем хотелось заниматься? Вы думали про армию? Или все-таки были какие-то, может быть, другие мысли?

- Нет, я всегда хотела стать военной. Я об этом мечтала, потому что я всегда считала, что это гордость - защищать свою страну. Гордость - носить военную форму. Что это гордость – продолжить нести знамя своей семьи.

- Но при этом все-таки вы пошли учиться на повара. Правильно? Почему выбрали именно такой путь - кормить солдат?

- Выбрала этот путь, потому что хочется, наверное, отдать ту частичку дома, чтобы ребята вспоминали.

- Позаботиться. Ведь о бойцах же надо заботиться, пока они защищают всех нас, надо, чтобы кто-то их просто накормил. Это, конечно, важно. Сколько лет вы уже в армии? С какого года?

- В армии я с 2014 года.

- Уже 11 лет, получается. Серьезный срок. А как ваши родные отнеслись к этому вашему выбору?

- Мама у меня была, наверное, против, потому что она меня родила очень поздно, около 40 лет. С братом мы двойняшки. Я старше брата на две минуты. Воспитывала меня мама. Она всегда переживала, как девочка, моя маленькая, которую я родила, может быть военной. Ей всегда было страшно, что можно отпустить куда-то своего ребенка так далеко. Но, несмотря на это, я все-таки стала военной, и сейчас моя мама мною гордится. Что я пошла на военную службу по контракту в звании рядовой, и до сегодняшнего момента я прапорщик, но я хочу идти дальше, обязательно хочу быть офицером. Может быть, это будет уже тогда, когда я пойду на военную пенсию. Я хочу, чтобы было продвижение у меня.

- До пенсии, наверное, еще далеко.

- Я буду служить до последнего, да. Об этом сейчас речи нет, чтобы какое-то увольнение.

- Сколько вам лет?

- 34 года.

- А откуда вы, из какого города?

- Я с Кемеровской области, город Юрга.

- Вы замужем, и муж тоже служит, участник СВО?

- Да, у меня муж - участник специальной военной операции, находится там с первого дня начала СВО. По возможности мы с ним в командировках видимся. Дома он почти не бывает. Ездит в отпуск очень редко. Основное время мы как семья видимся с ним на СВО.

- Практически на передовой.

- Да.

- Расскажите про ваш сирийский период. Как вы там оказались и что именно вы там делали?

- В 2021 году я была в Сирийской Арабской Республике. Была там около года, наверное. где-то месяцев 8-9 я была там.

- Что вы делали? Тоже кормили?

- Нет, я там не была поваром, я работала штатной своей должностью. Была начальником радиостанции.

- Как вам, кстати, Сирия?

- Очень понравилась эта страна. Есть различия, наверное, между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой. Но самое интересное, наверное, я там видела больших крыс, которые размером примерно как кошка у нас в России, такая полненькая кошка. И, конечно, всегда тепло, очень тепло. Я православная в своей жизни. И несмотря на то, что это была Сирия, я все-таки 19 января на Крещение, это праздник, нужно обязательно пойти в прорубь и скупаться, я в Сирии под дождь, под ветер, была тогда погода, наверное, минус три, очень сильный дождь, ливень, я пошла купаться. По своим ощущениям я хочу сказать, это намного холоднее, чем прорубь. Но я смогла это сделать. Купались мы, конечно же, не в море, а в большой бочке. Мне это очень сильно запомнилось.

- До Средиземного моря не дошли. Как вам сирийцы?

- Интересные люди. Народ вполне гостеприимный, добрый.

- После работы в Сирии вы фактически сразу оказались уже в зоне специальной военной операции. Наверное, большой был контраст, из той местности оказаться уже на территории Новороссии. Что вы ощутили?

- Я узнала о специальной военной операции, когда находилась в Сирии. Я понимала, что нужна своей стране, я нужна своей Родине, и мне нужно ехать на СВО. Конечно же, мне хотелось побыть дома после такой длительной командировки, у меня двое прекрасных дочек, которые меня ждали, моя мама меня ждала. Но я собрала сразу чемодан и незамедлительно выехала на СВО.

- Дочки сейчас с бабушкой, да?

- Да, дочки у меня с бабушкой. Да, две девочки прекрасные.

- Удается с ними как-то пообщаться по телефону, по видеосвязи?

- Да, конечно, по возможности.

- Как-то можно с ними вживую повидаться? Они могут вас навестить приехать? Или это невозможно?

- Это невозможно.

- А вам удается приехать домой и с ними повидаться? Насколько часто это бывает?

- Да, конечно, я находилась на СВО с 2021 года. Конечно, это моя пятая командировка была последняя, крайняя. Я всегда приезжаю в отпуск, хочется обнять своих родных и близких. А как без дома?

- Что дочки про маму говорят?

- Мама, мы гордимся с тобой. Мама, ты наша гордость. Мама воюет. Я говорю: поймите меня, нужно защищать Родину. Конечно, они скучают, иной раз не хотят меня отпускать в командировку, плачут. Это девочки, плачут, боятся, что мама не вернется.

- А сколько им лет?

- Вере 13 лет, а Варваре 6 лет.

- Скоро пойдет в школу. Я знаю, что дети иногда пишут письма бойцам на СВО или открытки делают, всякие забавные картинки посылают. Ваши дочки вам какие-то открытки делали?

- Да, делали открыточки, писали письма. Где-то в каких-то письмах даже жаловались на бабушку. Это более детское письмо было, как Деду Морозу. И, конечно же, письма я получала и на Новый год. Я неоднократно Новый год встречала в зоне СВО, меня дома не было. Получала письма, было прекрасно читать, где-то исполняла их желания, так скажем, как Дедушка Мороз была для своей семьи.

- Одновременно и Дедушка Мороз, и Снегурочка, да?

- Да.

- Анна, расскажите, пожалуйста, ваша работа поваром в чем заключается?

- Наверное, самая основная задача повара – накормить бойцов, чтобы ни один боец не остался голодным. В специальной военной операции я кормила военнослужащих, которые находились на боевых задачах. Но при этом еще я решила дополнительно печь домашние пирожки и пироги в больших количествах, чтобы ребята чувствовали этот запах дома, этой выпечкой они насладились. Я хотела им поднять боевой дух. Пекла около 150-180 пирогов в день, пирожков у меня также выходило 500-600.

- Сколько ребят вам нужно накормить?

- Я не задавалась никогда этим вопросом. Я всегда знала, где моя большая кастрюля. Я варила в нее и никогда не задавалась вопросом.

- Какое количество бойцов вам надо обеспечить едой?

- Около 500 человек в день.

- Как вы выбираете, чем кормить?

- И чем вы обычно кормите? Я готовлю очень хорошо. У меня есть образование повара пятого разряда. Поэтому я в основном готовила, конечно же, первое. Это различные супы, борщи. Борщ, делала, готовила суп гороховый, гречневый. Очень полезная крупа, которая важна для иммунитета, для здоровья. На второе я готовила макароны. Макароны были с тушенкой, с овощами, рис, допустим, с рыбой.

- Сколько у вас помощников? Все-таки в одиночку накормить, наверное, сложно?

- Да, это очень тяжело - накормить в одиночку. У меня было три-два помощника, которые мне помогали чистить картофель, овощи, делать нарезки, помогали мне во всем.

- У вас большая кухня, да?

- Да.

- А как она оборудована? Это какое-то стационарное место? Или иногда приходится прямо в блиндаже что-то быстро придумывать?

- Да, вы все верно говорите. У нас была сначала КП - полевая кухня. В ней я готовила в больших количествах первое, второе. А что касается уже моих пирогов и пирожков, я пекла в блиндаже. У нас был блиндаж, не сильно большой, под землей, в котором я поставила газовую печку, и не одну. И начинала там печь свою выпечку. В праздничные дни, которые у нас есть в России, я готовила торты в виде танков. Получалось, конечно, где-то кривовато, потому что, не все были у меня приспособления, но ребята были довольны.

- Как у торта в виде танка держится дуло?

- В дуло я иной раз ставила какую-то свечку, карандаш, карандаш этот красила. Зажигала даже, было очень интересно и, самое главное, вкусно. Старалась из обычного теста готовить. Я думаю, уже ребятам было без разницы - торт из безе или торт, допустим, из печенья. Это было в любом случае вкусно.

- А из чего вы делаете обычно? Я обычно готовила торт из печенья, выпекала также безе. Мы все знаем торт такой «Графские развалины». Я из него делала танк. Так же делала из лепешек. Я делала так же фруктовый танк.

- И это все фактически в полевых условиях?

- Это все было в полевых условиях, да.

- А как под землей вы готовите? А вытяжка?

-Вытяжки, конечно же, не было. Это просто выходило чуть-чуть на улицу. Пар из блиндажа вырывался. Там очень большая была температура. Туда заходишь, допустим, утром, и оттуда очень тяжело выйти, потому что температура не падает, постоянно жарится, парится. Но, несмотря на это, я продолжала делать свою работу, потому что я знала, что ребята ждут моих пирожков, это необходимо. Я не могла остановить, бросить, все. Я продолжала.

- Что бойцы больше всего любят? Что вас просят приготовить побольше?

- В основном им нравилось, когда я делала маленькие пирожочки. Конечно, труднее их было лепить, потому что такое количество нажарить тяжело. Помощников я к себе сильно не допускала, потому что это, так скажем, было мое тесто, это должен делать, мешать, замешивать именно человек, который должен быть один. Я всегда сама делала. У меня не было машины-тестомеса, которая могла бы мне это тесто за пять минут сделать. Я все своими руками делала, все от души. И, несмотря на условия, в которых я работала, у меня тесто всегда выходило пышное, всегда поднималось. Не было никогда, чтоб мое тесто не поднялось.

- В общем, ребята оценили ваши пирожки, все ваши блюда.

-Да, конечно.

- Что самое сложное в работе повара? Допустим, помощницы ваши приходят и говорят: мы тоже хотим стать поваром. Чему вы учите, какие там секреты?

- Я хочу сказать, что быть поваром, наверное, есть понятие в любой должности, если это твое, то это твое. Я не скажу, что я заканчивала какие-то высшие учебные заведения, именно на повара училась. Я всегда с детства любила готовить. Это было мое. Я никогда не проходила мимо плиты. Мама готовила, я ей не помогала. Мне хотелось самой. Я сама научилась уже готовить, наверное, в 12 лет. Мне нравилось всегда маму встречать дома уже с приготовленной едой. Я сама в это время была в школе. Поэтому нужно любить готовить. Если будешь любить, то тогда, наверное, у тебя будет и тесто пышное, и еда будет получаться вкусная. Пусть даже каких-то продуктов и не было, и не хватало, я ж не могла сама выйти в магазин и их купить, я делала, из чего было. Всегда все было вкусно. Кто хочет стать поваром, , учитесь, и главное – готовить с любовью.

- У вас, я смотрю, так много наград. За что вам их дали? И что это за награды?

- У меня самая первая медаль - боевые отличия, которые я получила в 2021 году в Сирийской Арабской Республике. Также медаль «Доблесть» я получила в Сирийской Арабской Республике. Получила медаль «За храбрость». Эта медаль была получена в 2024 году, я очень горжусь этой медалью. У нас в семье такой медали не было.

- За что вам дали медаль «За храбрость», вы проявили храбрость?

- Да, я проявила храбрость. Я в специальной военной операции была на многих направлениях. Направления были, так скажем, тяжелые. Это все близко было к огню противника. Я преодолела, не боялась. Была под обстрелами дронов, под различными атаками дронов. Этой медали я была удостоена за то, что я выдержала этот боевой свой путь. У военнослужащих нет такого - ты там мужчина или женщина. Хотелось, конечно, почувствовать себя где-то женщиной, но я всегда знала, что я военнослужащая, и нет тут никакой женщины. Поэтому я за проявленную храбрость получила эту медаль.

- Не просто женщина, но еще и боец. Отважный, храбрый и награжденный. Что ж, спасибо большое. У нас в гостях была гвардии прапорщик Максименко Анна Анатольевна - и начальник радиостанции в Сирийской Арабской Республике, а сейчас в зоне СВО она повар и кормит наших ребят, и кормит здорово, делает и торты, и пирожные, и пирожки, и всякие разные прочие блюда. И все это в условиях фактически в полевых, когда, казалось бы, откуда это все взять, как это сделать, тем не менее, справляется и кормит сразу 500 человек.

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp