Меняемся сами — меняем мир: более 360 компаний России содействуют развитию движения добровольцев страны

В эфире Радио «Комсомольская правда» заместитель председателя Национального совета по корпоративному волонтерству Анна Бушлякова

В ноябре 2024 года Национальный совет по корпоративному волонтерству отмечает десятилетие. Заместитель председателя Совета Анна Бушлякова рассказала в эфире Радио «Комсомольская правда» об основных достижениях и перспективе развития организации.

- За десять лет мы прошли действительно большой путь. И сейчас отмечаем юбилей под девизом «Меняемся сами - меняем мир». Это как раз отражает наше отношение к нашему пути. Мы всегда открыты новому, мы готовы меняться. И много перемен произошло, начиная с 2014 года, когда Национальный совет задумывался как площадка для объединения усилий и ресурсов организаций, компаний, которые хотят ответить на запрос сотрудников, как лучше помочь обществу. И, если вначале старожилов этих можно было посчитать по пальцам двух рук, то сейчас совет уже имеет в составе больше 360 компаний, которые представляют более 30 отраслей российской экономики, практически такой большой спектр. И, конечно же, мы точно прошли этап взросления. Это можно сказать и по отношениям самих компаний к добровольчеству внутри, и то, что Совет, в том числе, стал важной частью инфраструктуры добровольчества в нашей стране. Например, мы являемся ответственным исполнителем мероприятий, концепций содействия развитию добровольчества в нашей стране. И это крайне важно, в том числе, например, издавая сборник лучших практик ежегодно. Мы это делаем не только для того, чтобы все могли познакомиться с лучшими кейсами добровольчества, но и делаем это согласно этому плану мероприятий. То есть развиваем таким способом добровольчество в масштабах всей страны.

- Более 300 компаний — это очень много. То есть можно сейчас говорить, что корпоративного волонтерства в стране стало значительно больше?

- Да, я уверена в этом, поскольку мы недавно проводили опрос среди компаний - лидеров повестки, которые входят в Национальный совет по корпоративному волонтерству. И вот чтобы понять масштаб этих компаний, общая численность персонала в них составляет более миллиона и там с хвостиком 200 тысяч человек. То есть это большие действительно лидеры повестки, которые ведут за собой пример для другого бизнеса. 17,2% сотрудников этих компаний являются волонтерами. И это значение для многих является не просто целевым, оно превышает даже цели, которые есть у компаний. То есть это практически каждый пятый. И корпоративное волонтерство продолжает демонстрировать такую динамику. И это говорит о том, что программы востребованы как для бизнеса, так и общества.

И отмечу, что не только в количестве участников мы растем. Региональные представительства нашего совета работают уже в 37 субъектах федерации. И мы иногда с гордостью и так художественно говорим, что наши представительства открыты от Калининграда до Владивостока, там, где встает солнце, садится солнце над нашей огромной страной.

- Как в песне поются: от тайги до британских морей. А какие отрасли в числе лидеров?

- Вы знаете, спектр отраслей экономики настолько широк. Такие всем известные компании входят в совет по корпоративному волонтерству, как «Металлоинвест», «Норникель», «Русал». Это и металлообработка, и добывающая отрасль. Сбер, например, лидер в банковском секторе и в информационном. «Сибур», «Северсталь», МТС. Самые разные направления. Например, из компаний розницы, FMCG, такие как X5Group, «Вкусно и точка», транспортные компании – FESCO. Росатом, госкорпорация Росатом прекрасные примеры волонтерство нам показывает. 12 ноября у нас состоялся форум по корпоративному волонтерству, тринадцатый уже по счету, где мы по традиции подписали соглашение о сотрудничестве с новыми компаниями. С нами теперь «Лаборатория Касперского». И вообще, компании из IT-сферы для нас крайне важны, поскольку они развивают такое сложное направление волонтерства, как интеллектуальное волонтерство pro bono, «Газпром Медиахолдинг».

Это соглашение о сотрудничестве, о взаимодействии по распространению практик волонтерства. Это абсолютно такое общественно полезное, добровольное, на общественных началах такое взаимодействие.

- А скажите, пожалуйста, почему корпоративное волонтерство становится настолько востребованным? Потому что цифры, темпы роста действительно впечатляют.

- Да, это стало уже таким естественным фактором. И, конечно, я часто задумываюсь об этом.

- Что заставляет людей приходить к вам, становиться волонтерами? Причем в рамках именно корпораций, а не только индивидуальное так называемое волонтерство. Наверняка есть какие-то причины?

- Да, конечно, корпоративное волонтерство помогает решать стратегические задачи компании в области устойчивого развития. Потому что персонал сейчас в условиях кадрового дефицита - это задача номер один. А благодаря программам корпоративного волонтерства мы не только вовлекаем персонал, мы привлекаем молодых сотрудников, которые при собеседованиях на работу спрашивают, а какие социальные проекты компания реализует, как она себя проявляет как корпоративный гражданин. Удержание персонала, повышение даже эффективности труда. На все влияют программы волонтерства. И интересно то, что сейчас во многих компаниях программы корпоративного волонтерства входят в блок, в программу заботы о благополучии сотрудников. Представляете, как это звучит! Программы заботы о благополучии сотрудников. Это крайне важно для компаний.

Но если это посмотреть уже вовне, то, конечно же, корпоративное волонтерство, программы, инициативы в области волонтерства помогают вносить позитивные изменения в местных сообществах. В городах, где находятся производственные площадки, где находится персонал компании. Мы называем такие города городами ответственности компании, потому что вокруг своих площадок, безусловно, необходимо вносить вклад в социальное развитие этих территорий. Ну и, конечно же, укрепляется доверие. Доверие - это очень важно. И через вот такие волонтерские инициативы доверие граждан к социально ответственным компаниям, реализующим волонтерские проекты, крепнет.

И если вот еще вернуться к Национальному совету, потому что наша главная ценность - это объединительный потенциал. Мы объединяем разные бизнесы, независимо от услуг или продуктов, которые они производят. И вот это объединение ресурсов позволяет, во-первых, получить синергетический эффект от инициатив, и в то же время позволяет компаниям более эффективно расходовать эти ресурсы.

- Ну, и рядовым наверняка сотрудникам это помогает и в карьере, при построении карьеры? На форуме я встретил свою бывшую сотрудницу, которая у меня как раз отвечала за волонтерство, за устойчивое развитие. И я с удивлением узнал, что сейчас она руководит направлением в одном из крупных строительных ритейлов уже.

- Абсолютно с вами согласна, поскольку развитие soft skills и возможность во время одной волонтерской акции посадить дерево рядом со своим руководителем, первым лицом компании, наверное, таких ситуаций не так-то часто можно организовать в рабочее время. Поэтому волонтерство в определенном смысле - это социальный лифт.

- Мы разобрались, как волонтерство влияет на человека, на рядового сотрудника. А как волонтерская деятельность влияет на благосостояние страны?

- Да, этот вопрос мы себе задавали уже на протяжении многих лет, потому что нам, как большим крупным компаниям, важно демонстрировать тот вклад, который делают программы корпоративного волонтерства в экономику страны. И это, на самом деле, не такое простое упражнение, которое мы на протяжении последнего года обсуждали с Министерством экономического развития, каким образом, с помощью какой методики рассчитать этот вклад. И пилотное исследование, которое провела лаборатория лучших международных практик Института Гайдара, как раз было закончено к форуму, который мы с вами сегодня вспоминали. И впервые мы смогли озвучить тот вклад, который корпоративное волонтерство вносит в экономику страны. По оценке лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара, в прошлом году вклад корпоративного волонтерства в национальную экономику составил 293,5 миллиарда рублей. Это примерно 0,17% валового внутреннего продукта. Может быть, не так понятно на слух, но практически это треть от общего вклада волонтерства в экономику, который составляет 0,65% ВВП. То есть это уже реальные цифры.

- А каковы перспективы развития корпоративного добровольчества и каковы стратегические цели на следующие года, следующие десятилетия?

- Павел, мы, наверное, пока мыслим не десятилетиями, а пока где-то смотрим на период три года, пять лет. И каждые три года мы актуализируем нашу стратегию, стратегию Национального совета по корпоративным волонтерству, чтобы соответствовать ожиданиям всех заинтересованных сторон - и государства, и общества, и самих компаний, которые входят в совет, и сотрудников этих компаний. И наш интеллектуальный партнер компания ДРТ - «Деловые решения и технологии» pro bono помогает нам в этом вопросе. И как раз для меня лично очень отрадно отметить то, что основные треки нашей стратегии остаются актуальными и сегодня. Они как раз отражают те тренды в области корпоративного волонтерства, которые сейчас мы наблюдаем.

Во-первых, мы уже говорили о том с вами, что корпоративное волонтерство фиксирует свое место в системе бизнес-процессов компаний. То есть это уже не просто о ценностях, о культуре, это уже о конкретных управленческих решениях, которые делают внутри бизнеса. Корпоративные волонтеры становятся не просто участниками волонтерских акций, они уже непосредственно включаются в программы развития городской среды, они начинают участвовать на этапе разработки. Такие примеры нам показывает, например, работа волонтеров госкорпорации «Росатом». И мы будем продолжать находиться в тесном диалоге с государством и обществом для того, чтобы соответствовать ожиданиям. И я отмечаю, и мы все вот вчера на форуме об этом говорили, что программы корпоративного волонтерства все больше синхронизируются с приоритетами государства. И, в том числе, увеличивается значимость проектов в социальной сфере, проектов, связанных с гуманитарной помощью. И наш вектор в этом вопросе будет связан с тем, чтобы этим ожиданиям соответствовать.

Но если говорить про корпоративное волонтерство внутри, то здесь мы будем заниматься формированием стандартов деятельности, поскольку все по-разному видят роль корпоративного волонтерства, совершенствовать оценку эффективности программ корпоративного волонтерства. Ну и, наверное, одна из наших важнейших задач - это продолжать распространять лучшие практики и в каком-то смысле формировать наш совет как информационный экспертный центр в области корпоративного волонтерства.

- То есть какие-то образовательные программы планируются?

- Да, они уже есть. И здорово, что компании открывают свои обучающие программы для своих партнеров по национальному совету, и в них могут участвовать не только сотрудники какой-то одной конкретной компании, а всех, кто входит в советы, и с удовольствием открывают программы для своих коллег. Наверное, самое главное, что наш совет остается открытым и неформальным партнерством. У нас действительно классная атмосфера, атмосфера доверия и вдохновения. И еще одно направление, которое мы точно будем развивать, хочу отметить, мы будем продолжать совершенствовать способы сотрудничества, как делать так, чтобы компаниям было удобно взаимодействовать. И поддерживать новых участников, которые находятся только на старте запуска волонтерских программ. То есть это такие программы наставничества для новичков. Это очень здорово, это будет работать благодаря открытости и атмосфере доверия, которая царит в нашем сообществе.

- Вы упомянули сборник лучших практик. А можете какие-то вот привести яркие мероприятия, которыми мы могли бы поделиться с нашими слушателями?

- Я думаю, что одним из таких знаковых, ключевых проектов Национального совета по корпоративному волонтерству можно назвать Всероссийский день чистоты, который традиционно проходит в сентябре. И во многих регионах компании выходят на уборку совместно с жителями городов не только для того, чтобы убрать конкретное место, но и, вместе с тем, чтобы продвинуть тему экологического поведения для каждого человека и для членов их семей. Эти проекты связаны с таким направлением, как экопросвещение. И вообще я заметила, что очень многие проекты по уборке, благоустройству территории сейчас неразрывно связаны с проектами экопросвещения. Потому что формировать экологические привычки необходимо каждый раз, чтобы они стали моделью поведения.

- Согласен. Спасибо. Еще такой вопрос. Если, например, какой-то сотрудник, кто нас сейчас слышит, захочет у себя на предприятии стать корпоративным волонтером или пополнить ряды корпоративных волонтеров, дайте, пожалуйста, совет, как это сделать. Ведь наверняка есть какая-то общая схема, которая работает на всех предприятиях. К кому идти, кто этим занимается?

- Я бы посоветовала для начала понять, в сферу деятельности какого департамента входит как раз направление волонтерских программ. И, как правило, это департаменты работы с персоналом. И посмотреть, кто за это отвечает. Скорее всего, если вы не знаете, что у вас в компании есть волонтерство, то можно выступить с инициативой и рассказать, что, например, вместо тимбилдинга или вместо какого-то развлекательного мероприятия давайте в следующий раз проведем все вместе волонтерскую инициативу по уборке территории, по помощи, например, дому престарелых или тому направлению, которое есть в фокусе приоритетов компании. И очень часто, кстати, компании начинают развлекательные такие мероприятия для сотрудников заменять мероприятиями со смыслом. И начать формировать такую новую традицию.

Но для того, чтобы сделать это на такой более профессиональной основе, конечно, нужно к нам в Совет приходить не просто конкретному сотруднику, а человеку, который отвечает за волонтерство. Тогда эта работа будет более эффективно построена. Мы включим этого человека в наше сообщество. И даже просто находясь внутри вот этого диалога, когда компании из разных сфер задают друг другу вопросы, получают ответы, приглашают друг друга на партнерские мероприятия, уже можно для начала просто встраиваться в проекты, которые предлагаются более опытными участниками Национального совета по корпоративному волонтерству.

- Корпоративное волонтерство стало не только частью стратегий компаний в области устойчивого развития. Совет стал важным элементом инфраструктуры добровольчества в стране. Это происходит потому, что мы вносим вклад в достижение национальных целей развития через привлечение в социально полезную деятельность наиболее активной части населения. Это компетентные, неравнодушные сотрудники компаний, люди с самого активного возраста. Когда человек помогает другим людям, он ощущает себя более счастливым. Причем это не просто мое наблюдение, это показывают социологические исследования. Поэтому корпоративное волонтерство, конечно же, помогает людям стать счастливее.

Подписывайтесь на наш подкаст о волонтерах, добре, помощи, взаимовыручке и милосердии.

Анна Бушлякова