Спорт, искусство, мечта: как проекты, поддержанные фондом Потанина меняют жизни к лучшему

В эфире Радио «Комсомольская правда» генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева и победитель конкурсов программ «Сила спорта» и «Музей без границ» Фонда Потанина, руководитель библиотечно-культурного центра НОТА Санкт-Петербург Виктория Курачева

Спорт, искусство, мечта: как проекты, поддержанные Фондом Потанина, меняют жизни

В программе «Доброволец» на радио «Комсомольская правда» Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, и победитель конкурсов программ «Сила спорта» и «Музей без границ» Фонда Потанина Виктория Курачева, руководитель библиотечно-культурного центра НОТА, Санкт-Петербург.

Ведущая программы - Наталья Макарова.

Н. Макарова

- В одном из предыдущих выпусков мы уже говорили о том, что такое социальный спорт и каким образом он способен влиять на систему ценностей человека. Продолжим наш разговор о спорте как о феномене, который развивает, поддерживает и помогает решать социальные проблемы. Благотворительный фонд Владимира Потанина поддерживает проекты на стыке культуры и спорта. Как они создаются? Как спорт и культура интегрируются друг в друга?

О. Орачева

- Сегодня кажется, что спорт без культуры и культура без спорта существовать не могут. Хотя, может быть, несколько лет назад это казалось чем-то неожиданным. Но когда мы начали поддерживать спортивно-культурные или культурно-спортивные проекты, то вдруг стали замечать, что тема спорта и культуры встречается очень много где и очень часто. И в данном случае мы говорим не об обычных выставках, которые, конечно же, проходят на спортивные темы в различных музеях, например, выставка Дейнеки или Самохвалова, конечно, там спортивная тема присутствует. А мы говорим именно о гораздо более глубокой интеграции спорта в культуру и культуры в спорт. И, например, если говорить о нашем опыте и проектах, которые мы поддержали, проект, который был реализован в трех частях с Российским этнографическим музеем, когда на основе этнографических исследований в разных регионах появилась выставка о культуре движения. Причем это была не просто выставка, а с элементами интерактива в Российском этнографическом музее. А дальше она поехала по стране, состоялась такая же выставка в Сыктывкаре, переехала в Улан-Удэ. И получается, что спорт таким вот образом затянул несколько регионов в более широкий контекст.

Мы сами решили продолжить это направление и в этом году впервые делаем выставку, как раз посвященную социальному спорту. Поговорим о спорте, как игре. Я бы так это назвала. В Новом Манеже, в конце ноября и до 4 декабря будет работать выставка, чтобы попробовать объяснить феномен социального спорта при помощи художественных практик, в частности, с участием современных художников, которые попробовали представить, что такое спорт, с их точки зрения. То есть обещают что-то интересное, точно необычное. И завершая этот рассказ о том, почему спорт и культура связаны. Вот буквально недавно мне стало попадаться в Москве, что в фитнес-залы стали вовлекать через искусство, специально можно зарегистрироваться, посмотреть художественные работы в фитнес-зале. А людям заниматься спортом таким образом становится легче и интереснее.

Н. Макарова

- Да, совершенно так, соглашусь. Ключевое событие программы «Сила спорта», которое проходит уже не в первый раз, это конференция «Спорт и общество: правила игры». И вот как раз в этом году центральной частью конференции стала выставка «Правила игры: как спорт сформировал культуру», о которой вы уже говорили. И конференция, и выставка проходят в этом году, коллеги, в конце ноября - в начале декабря. То есть мы с вами туда можем запросто попасть. Давайте чуть подробнее поговорим об этих событиях. В чем ценность самой конференции? Почему она важна?

О. Орачева

- Конференцию мы проводим ежегодно, после того, как запустили программу «Сила спорта», потому что считаем, что очень важно обсуждать практики, которые складываются в проблематике социального спорта, делиться какими-то находками, инструментарием, обмениваться опытом и, самое главное, иметь возможность в сообществе единомышленников обсуждать то, что волнует сегодня это сообщество. Потому что находок очень много, направления очень разные. Мы же рассматриваем спорт как инструмент, поэтому здесь нет какого-то одного вида спорта. Или одного региона, или одного возраста, или даже тем, их становится очень много. И конференция – это такая, получается, кульминация, когда можно поговорить про спорт с очень разных точек зрения. Вот из совсем нового, о чем будет разговор на конференции, как раз в связке спорт и культура, недавно я познакомилась с проектом капеллы Санкт-Петербургской, который реализуется очень давно, независимо от Фонда Потанина. Но что интересно - я только про сравнение, а не про проект - а дальше можно узнать на конференции, что, оказывается, тренировать команду и управлять оркестром это очень похожие занятия. И вот такая вот сразу интрига. Почему же тренировать команду и дирижировать оркестром это похожие занятия? Все ответы на конференции. Новый Манеж, 27-28 ноября - конференция, до 4 декабря работает выставка.

Н. Макарова

- Приходите, дорогие друзья, интересно поговорить, посмотреть и проникнуться.

И я предлагаю перейти к проекту с очень интересным названием. Это еще один из проектов, созданных на стыке спорта и культуры, проект «Культурное ориентирование. Фиджитал городки» Виктории Курачевой, руководителя библиотечно-культурного центра НОТА, Санкт-Петербург, победительницы конкурсов программ «Сила спорта» и «Музей без границ» Фонда Потанина. Виктория, расскажите, как вы замиксовали спорт и культуру из библиотеки и какие точки соприкосновения нашли?

В. Курачева

- Здесь еще и спорт, и культура, и технологии. Да, то есть здесь еще вот такой микс. На самом деле нас вдохновили наши читатели, потому что ровно год назад мы привезли выставку по городкам Веры Светловой и Ани Мартыненко. И они представляли из себя такие богатырские городки. Это паблик-арт был. То есть эти гигантские городки лежали на траве, они были по 50-100 килограмм каждый, которые надо было переставлять. И стереокарточки, на которых ты в одну сторону наклонился - будет собранный городок, и написано - какой, а в другой он, соответственно, рассыпался. И наши читатели, подростки, они стали смотреть на эти карточки и его разбирать. И мы поняли, что мы сделали в принципе продукт, который абсолютно культурный, но он основан как воспоминание о городках, а люди хотят играть. И поэтому мы вдохновились этой историей и решили этот паблик-арт партиципаторный оставить. Художники согласились. И люди влюбились, мы продлили его на две недели, потом писали в администрацию: «Верните городки, это первый паблик-арт, мы хотим играть». Но так как НОТА цифровая, естественно, мы хотели быть в концепции в своей и вовлечь молодежь, которая тоже будет играть в городки, потому что у нас запланирован инструктаж, в том числе непосредственно в шлемах VR. И вот таким образом проект родился.

Н. Макарова

- Зацеплюсь за словосочетание «в шлемах VR». Все-таки фиджитал городки - это что такое, Виктория, если вот объяснять всем, что это из себя представляет?

В. Курачева

- Оно представляет из себя смесь тех городков, в которые мы привыкли играть или в которые мы начинаем играть непосредственно физически, и инструктаж, и игру уже непосредственно в шлеме. Мы понимали, что Федерация городошного спорта не приедет же тренировать людей. Соответственно, шлем – это возможность сделать его более доступным для всех людей и пройти инструктаж непосредственно в самом шлеме.

Н. Макарова

- А какой отклик вы ожидаете от аудитории, Виктория?

В. Курачева

- Я ожидаю точно такой же отклик, как у нас был недавно, когда мы включали наших художников, которые сделали пять арт-городков на различные тематики. И для того, чтобы они вдохновились, мы привозили их непосредственно. В Петропавловской крепости у нас прекрасная городошная площадка. И это было не остановить. То есть у нас уже прошел турнир, мы играли еще один турнир, и все захотели приезжать компаниями играть. И вот эти креативные ребята, которые так вовлеклись в историю городков, они вспомнили о том, что вообще этот спорт был в России. И я ожидаю, что так же люди вдохновятся, будут играть в городки.

Н. Макарова

- Какое количество молодых людей уже вот вовлечено в это ваше фиджитал городское движение, правильно ли так говорить?

В. Курачева

- У нас две стадии такие городков. Спорт он всегда имеет такую особенность, что есть сезонность. И поэтому, когда зима, и в городки играть нельзя, мы реализуем первую часть, это выставочную. Когда мы делаем такой хороший промоушен, привлекаем внимание вообще к этой теме, говорим: ребята, вау, смотрите, какие городки красивые. Через понятный медиум искусства, который сейчас понятен молодежи, мы их вовлекаем. А вот в летний сезон начнутся именно сами игры. Поэтому сейчас у нас вот такая стадия, когда мы еще в стадии арта, разработки цифровой, работаем с партнерами.

Н. Макарова

- Сколько ожидаете вы вот вовлеченной аудитории?

В. Курачева

- Учитывая, что у нас запланированы чемпионаты и в нашем Красногвардейском районе, в Петербурге, и в Петропаловке, на Приморском стадионе, то есть это будут тысячи людей, которые играют. Плюс у нас так разошлась Федерация городошного спорта, что они благодаря этому проекту сейчас вообще решили популяризировать это все. Делают настольные городки, автоматы. Во время учебы, которая сейчас у нас в рамках вот этого конкурса есть, говорили о том, что все социально активные люди в спорте очень хотят, чтобы были свободны пункты выдачи инвентаря спортивного. Я в этот момент во время учебы села и думаю: о, а у нас же в библиотеке есть станции выдачи книг. И там есть свободные ячейки. И мы решили уже с сотрудниками, что мы по читательскому билету будем выдавать эти городки. Когда человек пришел, взял, поиграл в городки, вернул, как книгу. Инфраструктура культуры сейчас уже автоматизирована, в культуру много вкладывается, позволяет соединить эти две отрасли, и получится, что вы будете заходить в НОТУ и видеть станцию книговыдачи, на которой и забронированные книжки, и в то же время городки. Наборы есть детские, женские и, соответственно, мужские. Мужская красивая бита железная, но тяжелая, поэтому в основном женщины с деревянными.

Н. Макарова

- Очень интересно. Надеюсь, что огромное количество людей начнет играть в городки. И можно ли говорить, что Петербург станет тем местом, где городки начали возрождаться?

В. Курачева

- Учитывая, что хедлайнером городков был физиолог Павлов, Институт физиологии Павлова в Колтушах, которые наши соседи, и у нас с ними коллаборация в рамках этого проекта, я думаю, что все для этого есть. В Петропавловке городошная прекрасная станция. Физиолог Павлов, который нас вдохновляет до сих пор. Я думаю, так и есть.

Н. Макарова

- Спасибо, дорогие гости. Еще раз вас представлю нашим слушателям. Сегодня в программе «Доброволец» были Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, и победитель конкурсов программ «Сила спорта и «Музеи без границ» Фонда Потанина Виктория Курачева, руководитель Библиотечно-культурного центра НОТА, Санкт-Петербург.

До новых встреч. Всем играть в городки!

Подписывайтесь на наш подкаст о волонтерах, добре, помощи, взаимовыручке и милосердии.