Глава ДНР Денис Пушилин - Радио КП: Украина готовилась напасть на ДНР, ЛНР и Крым 8 марта

Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин в одном из освобожденных поселков.
Глава Донецкой народной республики рассказал, как нацбаты в Мариуполе продолжают прикрываться гражданским населением как живым щитом и не дают ВСУ сложить оружие и сдаться

М. Антонов:

- Сегодня у нас в эфире глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин. Денис Владимирович, вы общались с представителями стран, которые признали ДНР, и есть ли какая-то реальная помощь Донецкой Народной Республике?

Д. Пушилин:

- На данный момент устанавливаются дипломатические отношения, и в основном это замыкается на общение между МИД Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Российской Федерации. Помощь оказывается в рамках специальной операции, и наши подразделения продолжают освобождать территорию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики при огневой поддержке Российской Федерации.

М. Антонов:

- Мария Захарова, официальный представитель МИД, сказала, что военная операция идет строго по плану.

Д. Пушилин:

- Да, операция идет по плану, графики выдерживаются, с учетом даже того, что есть определенные трудности, связанные с тем, что националистические батальоны, которые окопались, в частности, в большей степени в Мариуполе, они продолжают прикрываться гражданским населением как живым щитом. Те договоренности о гуманитарных коридорах, к сожалению, не выдерживают никакой критики. Имеется в виду позиция украинской стороны. То есть они, по сути, блокируются на местах. Если говорить про Мариуполь, то подразделениями нацбатов устраиваются заградительные баррикады, происходит минирование тех дорог, по которым должны выезжать гражданские лица, требующие перемещения в безопасное место. Буквально вчера подорвалась очередная машина на минах, установленных вооруженными формированиями Украины.

М. Антонов:

- Накануне вы сообщили, что в штабе «Правого сектора» (запрещенной в России организации) нашли ноутбук, там были разведданные, как раз и о Донбассе там речь шла, и про Крым, более того, там еще и маркировки НАТО стояли. Это планы по нападению, по захвату? Можно ли сейчас какую-то подробную информацию об этом узнать?

Д. Пушилин:

- Информация, которую нам удалось получить в результате того, что данные ноутбука нами были получены, и на основании этих данных мы можем говорить о том, что там были карты, достаточно подробные, детализированные, с местонахождением наших военных позиций, военных объектов, других стратегически значимых объектов критической инфраструктуры. И не только наши, но и Крыма. И согласно дополнительным материалам, то есть картам с детальным описанием обстановки в Крыму, а также данным, которые мы получили от пленных военнослужащих вооруженных формирований Украины, можно говорить, что действительно планировалась единовременная операция по зачистке Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также нападение на Российскую Федерацию, в частности, на Крым. Предположительная дата, исходя из тех данных, которые у нас есть, это 8 марта.

М. Антонов:

- То есть сыграли на опережение, я правильно понимаю?

Д. Пушилин:

- Совершенно верно. Исходя из этого, с учетом того, что у нас были эти данные, а также была даже открытая информация, и она не скрывалась, по поводу концентрации количества личного состава достаточно серьезного, техники, поставляемого оружия из западных стран у линии соприкосновения, мы можем сказать, что действительно здесь сработали на опережение. И это позволило нарушить планы противника уничтожить гражданское население в количестве… Это могло бы исчисляться сотнями тысяч.

М. Антонов:

- Я видел видео, и эти видео есть, которые сняты в ДНР, когда в освобожденных населенных пунктах целые склады вооружения, причем иностранного вооружения, иногда не распакованного вооружения. Складывается такое ощущение, что сейчас ДНР и ЛНР, те территории, которые освобождаются, переполнены оружием. И здесь, конечно, вопрос о том, что дальше-то? Демилитаризация – это хорошо, и сколько еще этого оружия, никому неизвестно.

Д. Пушилин:

- Действительно это является большой проблемой. Если учитывать еще и биологические лаборатории, если учитывать еще другую дополнительную информацию разведданных, то это вызывает еще больше вопросов. Огромнейшее количество вооружения. Этого хватило бы не только на Донецкую и Луганскую Народные Республики.

М. Антонов:

- 14-й день операции в Донбассе. За эти две недели мы каждый день говорим о том, что ДНР и ЛНР продвинулись вперед на столько-то километров, иногда на столько-то метров. Сейчас еще и регулярно устанавливается режим тишины. Все-таки сколько освобождено и сколько пленных, есть ли какие-то точные цифры? Пленных или перешедших на вашу сторону, то есть отказавшихся воевать, сложивших оружие.

Д. Пушилин:

- На данный момент освобождено 74 населенных пункта Донецкой Народной Республики, продолжаем продвигаться. Мариуполь является сложной точкой. Волноваха практически дозачищена, уже и поднят флаг на одном из административных зданий Волновахи. Кстати, там же находился штаб противника совсем недавно. Что касается следующих населенных пунктов, это тоже достаточно крупные города, это предстоит чуть позже, но там есть определенный военный замысел, поэтому тоже понимание есть, как двигаться и дальше в рамках тех планов и тех графиков, которые присутствуют.

Что касается тех, кто сложил оружие. В Донецкой Народной Республике у нас сейчас таких содержится 115 человек. Их бы было гораздо больше, и поступают сигналы всевозможные, но те бригады, те подразделения вооруженных формирований Украины, которые доукомплектовывались нацбатами, националистическими подразделениями, по сути, в этом вся сложность, эти нацбаты выступают в роли заградотрядов. Те, кто даже заводит разговоры такие о том, что целесообразно, наверное, было бы, чтобы остаться в живых, сложить оружие, они уничтожаются в буквальном смысле слова как раз этими представителями националистических подразделений.

М. Антонов:

- То есть эти истории о том, что человек хотел сдаться, выходил к российским войскам, к войскам ДНР и ЛНР, а ему стреляли в спину, это подтверждается?

Д. Пушилин:

- Абсолютно точно это подтверждается как по отношению к военнослужащим регулярной украинской армии, так это подтверждается и в отношении тех гражданских людей, которые просто хотели воспользоваться гуманитарными коридорами. И у нас есть свидетельства, что достаточно много людей было просто расстреляно. Некоторые отделались ранениями, но вынуждены были вернуться в подвалы, туда, где они находились до этого.

М. Антонов:

- Денис Владимирович, вы сейчас сказала слово «свидетельства». Я сейчас обращу на него внимание. То есть вы собираете информацию, чтобы потом ее можно было представить мировому сообществу, как это было, что это было? То есть, есть ли какое-то специальное подразделение, группа, которая собирает информацию о том, что происходило на Донбассе и 8 лет назад, и сейчас?

Д. Пушилин:

- Безусловно, этим очень тщательно занимается Генеральная прокуратура Донецкой Народной Республики. И этим занимается уже Следственный комитет Российской Федерации. Таких преступлений множество, но ничто не должно остаться без внимания. Это потребуется уже после окончания операции, после того как будет Украина демилитаризирована, денацизирована, суды и должное возмездие в отношении каждого военного преступника должно прийти.

М. Антонов:

- Когда мы общаемся с нашими журналистами и корреспондентами, которые находятся на Донбассе, они все-таки регулярно сообщают про обстрелы, и в последнее время обстрелы территории Донбасса участились. Это говорит о том, что силы противника прибывают. А другие, наоборот, говорят, что они стараются во время отступления просто израсходовать весь свой огневой материал, поэтому не глядя, не прицельно, а просто по жилым массивам стреляют. По поводу участившихся обстрелов ваше мнение?

Д. Пушилин:

- Ну, здесь очевидно, исходя из той информации, которая у меня есть, это те подразделения, которые были напичканы оружием, артиллерией и боеприпасами, они, находясь уже в отчаянии, понимая свою участь, многие из них уже практически находятся в котлах на отдельных участках линии соприкосновения, они используют имеющееся оружие и приходят к хаотичному обстрелу городов и районов республики. Я вам скажу, что Донецк, Горловка, Докучаевск – это достаточно крупные города, и здесь, когда они открывают огонь, промахнуться трудно мимо жилых кварталов. Таким образом, они наносят ущерб гражданской инфраструктуре, и, что самое здесь печальное, страдает гражданское население, получают ранения и, увы, погибают. 17-го числа погибло 26 человек и 148 гражданских было ранено.

М. Антонов:

- Про участие иностранных наемников на стороне ВСУ говорится очень много. Есть ли подтверждение этой информации, приходилось ли встречаться с ними, и из каких стран эти люди?

Д. Пушилин:

- Перечень стран тоже для нас понятен, это и Грузия, и Турция, и Италия, и Испания, и Германия, и ряд других стран. Но хотелось бы здесь отдельной чертой подвести, что те заявления Зеленского о том, что собираются добровольцы приехать, речь немного о другом. По моему мнению, это просто идет легализация тех наемников, которые уже находились на территории Украины и которые, как планировалось, будут задействованы в операции по зачистке территории республик. Поэтому они продолжают участие, скажем так, в подразделениях вооруженных формирований Украины. Для нас это не новость, и уже достаточно давно.

М. Антонов:

- Я напомню, что до начала спецоперации было несколько дней, когда эвакуировалось население из ДНР, из ЛНР. Но люди ведь остались в населенных пунктах. Во-первых, как они живут? Во-вторых, дальше эвакуация на данный момент завершилась или она просто немножечко подсократилась с момента 23 февраля?

Д. Пушилин:

- На данный момент мы можем сказать, что абсолютно бОльшее количество населения находится на территории республик. С начала эвакуации в Российскую Федерацию было эвакуировано с территории двух республик порядка 180 тысяч человек. По мере того, как в тыловых районах республик было уже относительно безопасно, централизованная эвакуация была приостановлена, но опять же по желанию люди могли воспользоваться этой возможностью, но уже не так централизованно, как это было организовано изначально. Сейчас появилась необходимость у нас опять возобновить точечную эвакуацию из отдельных районов Горловки, а также Ясиноватой. Те по сути районы, которые подвергались буквально ежедневному обстрелу со стороны вооруженных формирований Украины.

Что можно сказать по поводу необходимости возобновления полномасштабной эвакуации? Ну, в данном случае уже это было бы неуместно, ну, тем более, эвакуировать там по принуждению людей.

М. Антонов:

- Денис Владимирович, вы сообщили о скором завершении мобилизационной кампании в ДНР и тут опять друзья говорят – друзья, партнеры, коллеги, товарищи говорят, что людей достаточно. Недруги говорят – люди заканчиваются. Наверное, стоит пояснить, почему мобилизационная кампания медленно, но верно подходит к своему концу?

Д. Пушилин:

- Мобилизационная кампания действительно подходит к завершению и сейчас последние шаги связаны с комплектованием резерва. А резервы, да и в принципе мобилизованные нужны для того, чтобы обеспечивать, в первую очередь, безопасность. Правопорядок в освобожденных населенных пунктах на передней линии, то есть, штурмовые подразделения, то есть, это профессиональные военные, которые давно уже обстреляны и которые проходят службу по контракту.

М. Антонов:

- Не затаился ли кто-то на освобожденных территориях? Опять же вспоминая события до 23 февраля, было несколько попыток терактов. Взрывали машины, арестовывались, задерживались люди, которые хотели вести подрывную деятельность на территории ДНР и ЛНР. Вот что касается партизанской войны, которую некоторые предсказывают… сейчас на освобожденных территориях спокойно?

Д. Пушилин:

- На освобожденных территориях спокойно, если не учитывать еще обстрелы со стороны вооруженных формирований Украины. К сожалению, есть такие данные. Что касается партизанской войны и прочего, нет, мы такого на освобожденных районах не наблюдаем. Есть отдельные случаи, но они более комичного содержания. Потому что буквально вчера в одном из освобожденных населенных пунктах, причем, этот населенный пункт был освобожден уже порядка недели, один из националистов, выйдя на улицу, после наркотического опьянения, по тем свидетельствам, которые у нас есть, он был удивлен окружающей обстановкой и при общении с нашими правоохранительными органами, начал задавать вопрос – а где же наши? Его, естественно, задержали, чтобы объяснить, где его соплеменники находятся.

М. Антонов:

- То есть, он все это время проспал, получается? Находился не в том состоянии, чтобы реально оценивать обстановку, я так понял?

Д. Пушилин:

- Увы, это так. Это один из представителей нацбатов, в соответствующих наколках, свастике и прочее. Да, среди них это является нормой. Вот все это время он находился в невменяемом состоянии, чтобы реально оценивать окружающую обстановку и понимать, что же происходит.

М. Антонов:

- Как сейчас люди живут в ДНР, мы знаем, что были проблемы с подачей воды. Продукты, медпомощь и прочее – в достаточном ли количестве?

Д. Пушилин:

- Что касается воды, остается сложность и вода в отдельных населенных пунктах подается по графику. Связано это с тем, что вооруженные формирования Украины своей целью видят объекты инфраструктуры и один из водоводов поврежден и сейчас пока еще нет возможности его отремонтировать, в плане обеспечения безопасности ремонтным бригадам. Поэтому здесь остается сложность. Что касается продуктов питания, медикаментов и прочего, с этим проблем нет. Обеспечены всем. Более того, в зоне обеспечения и нашей ответственности уже являются и те населенные пункты, которые являются освобожденными. Поэтому занимаемся ими, как только там становится безопасно, как только там уже провели мероприятия правоохранительные органы, начинает работу штаб по оказанию помощи освобожденным территориям и в полной мере там оказываются услуги, включая уже ну, 7-го начались выплаты пенсий тем, кто успел подать документы и зарегистрировался в нашем министерстве труда и социальной политики. И вот с 10-го, с завтрашнего дня, начинаются выплаты социальных пособий.

М. Антонов:

- Вы говорили про заминированные дороги, в частности, вот заминированные дороги по гуманитарным коридорам в Мариуполе и Волновахе, плюс еще сообщения о том, что, отступая, нацбатальоны минируют мосты и прочее, поэтому у саперов работы, наверное, достаточно сейчас и будет еще?

Д. Пушилин:

- Да, это то, с чем мы вынуждены столкнуться. Наши саперы сейчас работают буквально на износ, потому что те населенные пункты, которые находились под контролем Украины, они сплошь заминированы. Карт нет ни у кого, включая и отступающего противника. Поэтому это, конечно, и затрудняет ремонтные работы, и восстановление электроэнергии, в связи с тем, что, пока не пройдут саперы, не отработают и не разминируют эту территорию, рисковать сотрудниками ремонтных бригад, конечно, не предоставляется возможным.

М. Антонов:

- Семьям погибших после 24 февраля военных ДНР выплатят по 5 миллионов рублей, раненым – по 3 миллиона рублей – это подтверждено уже, да?

Д. Пушилин:

- Да, безусловно. Это та мера, которую государство должно обеспечить и соответствующий указ уже подписан.

М. Антонов:

- Вы же наблюдаете за переговорами, Денис, за теми переговорами, которые происходили в Беларуси, а завтра встречаются на уровне министров иностранных дел представители Украины и России – от нашей страны Сергей Лавров, с украинской стороны Дмитрий Кулеба. Но вы находитесь на передней линии. Вы какую-то ставку на переговоры делаете?

Д. Пушилин:

- С учетом того, что я был долгий период времени участником переговорного процесса в Минске, и с учетом того, что я понимаю, что из себя представляет украинская сторона, что из себя представляет слово или подписанный документ со стороны Украины, то я отношусь к этим переговорам с определенной долей скепсиса. Украина недоговороспособна, Украина несубъектна, Украина в полной мере не контролирует те военные подразделения, которые находятся и на Донбассе, ну, у меня по ощущениям, уже и те города или области Украины, остальные, с учетом того, что так громогласно заявлены гуманитарные коридоры, но на местах они просто блокируются. Вот эта нынешняя Украина – у меня огромнейшие сомнения, что они смогут выполнить хоть что-то в рамках договоренностей.

М. Антонов:

- То есть, нынешнее руководство Украины иногда не может контролировать какие-то батальоны, каких-то военных? Я правильно понимаю, что анархия происходит?

Д. Пушилин:

- Да, вы правильно уловили нить происходящего на Украине. Там ситуация скатывается к хаосу и анархии. Центральное управление военными подразделениями утеряно, нацбаты пытаются не то что выстраивать политику на местах, они пытаются ее диктовать и центральной украинской власти, и по сути это является одной из причин, почему Зеленский ведет себя таким образом и почему начались вот такие нелепые угрожающие существованию самой Украины подготовления к зачистке Донбасса, к военной операции против Донбасса. Это вот как раз звенья одной цепи.

М. Антонов:

- Денис, вы на фронте, так будем говорить, уже достаточно давно. Сейчас 14-й день операции. Спрашиваю даже не как у главы ДНР, а как у простого человека – есть понимание, когда это закончится? По времени?

Д. Пушилин:

- По времени вам никто сейчас не назовет. Единственное, что я могу сказать и еще раз повторить, что идет согласно планов, графиков, потому что мы вынуждены были проработать те или иные дополнительные сложности, которые могут возникнуть в рамках специальной операции, поэтому они учитывались и они внесены там с учетом корректировок.

М. Антонов:

- Денис Владимирович, спасибо большое, что были с нами в эфире Радио «Комсомольская правда».