Глава Почта Банка Дмитрий Руденко: «Пенсионеры для нас – привилегированные клиенты»

Пенсионерам свойственно сберегательное поведение, и многие из них на «ты» с мобильным приложением
Им свойственно сберегательное поведение, и многие из них на «ты» с мобильным приложением

У российских банков проснулся интерес к клиентам-пенсионерам. У них хоть и не большие, но стабильные доходы. Пожалуй, наилучшие условия для пожилых клиентов сейчас предлагают в Почта Банке. Какие специальные услуги есть для пенсионеров? Чем их финансовое поведение отличается от более молодых клиентов? И что изменилось в последние месяцы в связи с пандемией? Об этом в эфире радио «Комсомольская правда» рассказал Дмитрий Руденко, президент - председатель правления Почта Банка.

- Дмитрий Васильевич, ваш банк специализируется на финансовых услугах для возрастных клиентов. Наверняка у вас какой-то опыт накопился. Скажите, чем пожилые люди отличаются от молодых с точки зрения финансового поведения?

- Они отличаются мудростью. Знаний много. Все повидали, все испытали, прошли через радости и трудности. И это проецируется на финансовое поведение. Пенсионеры – люди осторожные, принимают решение взвешенно. Это молодежи свойственно: сегодня развлечемся, а завтра разберемся. Пенсионеры больше думают о будущем, о внуках, как их поддержать, как их оградить от неправильных шагов. В этом смысле это мудрые люди.

- И наверное, дисциплинированные?

- Конечно. Сказывается воспитание времен Советского Союза, когда неприлично было не отдавать долги. Было понятие правильности, серьезности в деньгах. Это житейская мудрость. Пожилые люди осторожные, они предпочитают постоянство и стабильность. Им не хочется метаться. Это и понятно, все мы с возрастом чувствуем, когда нарастает житейский опыт, что скакать с места на место – не очень хорошее дело.

- Но насколько эти люди разумны в современном плане?

- Здесь надо развеять миф. Когда в молодежной среде звучит слово «пенсионер», часто представляется бабушка в поношенном пальто, в войлочных тапках, с авоськой и в сером платочке, которая ничего не умеет и не понимает в современном мире. Это не так. Нынешние пенсионеры на «ты» с интернетом. И наша статистика это подтверждает. Многие из них прекрасно пользуются мобильным банком. Это довольно активные люди, многие работают, участвуют в социальной жизни. Так что современные пенсионер – это очень продвинутые технически и при этом вооруженные мудростью люди.

- Какие банковские услуги у них пользуются наибольшей популярностью?

- Пожилые люди тяготеют к сберегательному поведению. Поэтому они обязательно смотрят на доход, который могут получить в банке, и есть ли специальные услуги для пенсионеров. Потому что здесь у банкиров разные мнения есть. Можно рассматривать пенсионера как обычного клиента с не очень большим доходом. Соответственно, тарифы будут обычные. Мы пошли по другому пути. Мы стали смотреть на пенсионеров как на привилегированный сегмент. Мы не занимаемся ВИП-бизнесом, но мы занимаемся разработкой услуг для пенсионеров.

- Например?

- В пандемию мы ввели бескомиссионное снятие определенной суммы наличных. Это можно сделать, если перевел пенсию в Почта Банк. Деньги можно снять в любом банкомате любого банка России. Максимальная сумма – 10 тысяч рублей в месяц.

- Вообще в любом банкомате?

- Абсолютно в любом. Нравится вам зеленый банк, синий, красный – идите в любой, не задумывайтесь, комиссию платить не будете. Это значит, что мы эту комиссию в платежной системе заплатим, мы ее взяли на себя. Почему мы это сделали? Потому что в пандемию, может быть, неудобно идти в банкомат Почта Банка. Например, если для этого надо ехать на автобусе, и это либо запрещено, либо опасно. Теперь любой банкомат рядом с домом с удовольствием вам выдаст деньги, и Почта Банк с вас не возьмет никакой комиссии.

- В принципе, наличные сейчас не особо нужны. Можно пользоваться мобильными сервисами.

- Конечно. Но иногда наличные все-таки нужны. Я тоже предпочитаю ими не пользоваться, но жизнь богаче. Иногда только наличные.

- Какие еще специальные условия есть для пожилых клиентов?

- Повышенные проценты на остаток. Безусловно, здесь есть экономические показатели, которые нас ограничивают в выплате процентов. Мы бы с удовольствием платили и больше. Но мы решили, что мы не будем играть в различные игры, которые некоторые коллеги демонстрируют: когда вы получаете пенсию на один счет, а повышенный процент – на другой. В нашем случае вы получаете пенсию на нашу карту. Если деньги отлежали месяц, мы заплатим проценты. Более того, вы можете их повышать, если что-то тратите, и получать кэшбэки, например,.за регулярные покупки в аптеках. Все исследования говорят, что особенно в возрастном сегменте четверть, а иногда 30% доходов тратится на медицину.

- Какой процент у вас сейчас на остаток?

- До 5% годовых.

- Это же выше, чем по вкладам во многих банках даже…

- Да, и мы это сделали сознательно. Мы считаем, что нам надо еще завоевать доверие среди пенсионеров. У нас почти 2 миллиона человек получают пенсию в банке. Но пенсионеров в стране больше. И для того, чтобы это доверие завоевать, мы должны привлекательные условия предлагать. Это наша политика.

- Вы сказали, что пенсионеры сейчас более продвинутые становятся. Но при этом доходы у них все равно не очень большие. Нелогично же, что банки заинтересованы сейчас в этой аудитории.

- Банки заинтересованы во всех аудиториях. Кто-то работает со сверхбогатыми клиентами, занимается инвестиционным банкингом. Кто-то работает с большими зарплатными проектами. А мы работаем с пенсионерами, это для нас очень важно.

- Почему?

- Во-первых, мы Почта Банк. Мы базируемся на отделениях почты, где традиционно доверие очень велико именно со стороны пенсионеров. Во-вторых, к сожалению, пенсии небольшие, поэтому многие пенсионеры активно работают. И в этом плане это тоже интересные клиенты. Ну и, наконец, это граждане нашей страны. А Почта Банк создан всерьез и надолго. Кто-то должен обслуживать людей и пенсионного возраста, и людей, проживающих в далеких поселках. Хотя с точки зрения экономики это странно, но это хороший стабильный сегмент, который требует банковского обслуживания, и мы это обслуживание должны предоставить.

- Что делать людям, которые еще не вышли на пенсию? Для них условия хуже?

- Банковское обслуживание в Почта Банке не ограничивается пенсионерами. Пожалуйста, переводите к нам зарплату - и вы получите значительное число таких же льгот, которые имеют у нас пенсионеры, а бескомиссионный лимит на снятие наличных будет вообще 30 тысяч рублей в месяц. Среди других сервисов - оплата коммуналки без комиссии – почему нет?

- Мы поговорили про вклады, сбережения, про удобство использования карт. Но если деньги потребовались в долг, то здесь на каких условиях?

- Есть разные кредиты, которые мы предоставляем. Если говорить о пенсионерах, то будет несколько преимуществ. Недавно появился новый продукт - «Запасной кошелек». Как это работает? Очень просто. Вы можете до 10 тысяч в месяц занимать вообще без комиссий, без страховок, без процентов. При одном условии: вы перевели пенсию в наш банк. Тогда у вас откроется опция «Запасной кошелек» и вы сможете взять деньги в долг без процентов. Мало ли, что-то надо купить или что-то сломалось. Например, кран потек. Он не может ждать до того дня, когда выплатят пенсию. Спокойно решили проблему. Потом пришла пенсия, и если полностью погасили задолженность, - ничего не платите.

- Как сейчас стать клиентом банка? Сейчас во всех сферах бизнеса активно используются сервисы доставки. Есть ли у вас что-то подобное? Потому что сейчас идти в отделение банка пенсионерам запрещено во многих регионах…

- Конечно. Наша сеть - это почти каждое второе отделение «Почты России». Даже если там нет нашего сотрудника, есть сотрудник почты, который прошел специальную подготовку и может помочь вам перевести пенсию, открыть счет. Если все-таки вы опасаетесь или в вашем регионе запрещено выходить из дома, то есть специальная линия. Позвоните - и к вам приедет банковский специалист, он поможет и перевести пенсию, и выдаст карту, если она вам нужна, привяжет ее к текущему счету. Поможет даже помочь заполнить кредитную заявку, технологию выдачи кредитов удаленно мы тоже реализовали. Этот сервис сейчас набирает обороты. И мы в данном случае не отстаем ни от какого другого банка.

- Очень часто мошенники ходят по домам, представляются сотрудниками Пенсионного фонда, банка и так далее. Как понять, что это именно ваш сотрудник пришел?

- Правило первое. Если вы не вызывали к себе специалиста банка, двери не открывайте, он не должен к вам приходить. Не надо даже разговаривать. Никогда специалист банка сам не придет. Вы должны его вызвать по телефону горячей линии. Если вы звонили и вызвали, ждете такого специалиста, значит все хорошо.

- Соответственно, по любым вопросам можно звонить на горячую линию банка?

- Более того, у нас для пенсионеров еще и отдельная линия есть. Это упрощает им жизнь, не надо стоять в очереди, не так много звонков, специально выделенная линия. Также есть возможность задать вопрос в чате мобильного приложения.

КСТАТИ

Горячая линия Почта Банка

8 800 550 07 70

Человек против бюрократии: программа «Гражданская оборона» о том, как люди сопротивляются или уживаются с чиновниками в регионах России.