Алексей Фурсин: Среди действующих мер поддержки любой предприниматель найдет какую-то для себя
Максим Коряко:
- Дорогие друзья, мы в эфире «Комсомольской правды». И сейчас я предлагаю предпринимателям, и тем, кто хочет им стать, сделать радиоприемники погромче. В ближайшее время мы будем говорить о мерах городской поддержки малого и среднего предпринимательства.
Сегодня у нас в гостях руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. Здравствуйте, Алексей Анатольевич!
- Здравствуйте, Максим.
Максим Коряко:
- Департамент предоставляет субсидии и консультации для бизнеса, проводит образовательные выставочные мероприятия, защищает интересы бизнес-сообщества, помогает московским компаниям выйти на зарубежные рынки, разрабатывает решения по улучшению предпринимательского климата в столице. Все это очень интересует предпринимателей. И в самом начале нашего разговора мне хотелось бы обратиться к статистике, которую мы получили от Аналитического центра НАФИ. Из нее мы можем сделать вывод, что большая часть предпринимателей в нашей стране либо не слышали о мерах государственной поддержки, либо слышали, но никогда поддержкой не пользовались. Какая ситуация в Москве?
- Предыдущие полгода мы достаточно активно работали, как раз над информированием предпринимателей о том, что мы можем сделать. И буквально две недели назад ВЦИОМ подвел итоги опроса предпринимателей, о каких инструментах знают, как воспользовались и, соответственно, что наиболее популярно. И мы уже достигли цифры 52%. И это для нас как бы уже хорошая планка, но еще, конечно, есть, к чему стремиться.
А второй вопрос касается, наверное, неуверенности предпринимателей в доступности инструментов поддержки. Потому что можно проинформировать, сказать, что есть субсидии, консультации, образование, выход на экспорт и так далее. Но этот инструмент должен быть востребован. И он востребован должен быть не только потому, что нужен предпринимателю, а потому, что его можно спокойно получить. В этой ситуации мы, конечно, много времени уделяем разъяснительной работе среди предпринимателей и упрощению процедур. Мы стараемся максимально уходить в онлайн-формат, чтобы предприниматель мог фактически на наших платформах получить поддержку. У нас сейчас единое платформенное решение на mbm.mos.ru, где сконцентрированы все инструменты, как финансовые, так и нефинансовые - образовательные, конституционные. Предприниматель заходит и выбирает необходимые инструменты. Если это получение субсидии, то он может прямо на сайте заполнить формы документов. Всё просто.
Максим Коряко:
- Кто может обратиться за поддержкой?
- Любой предприниматель - как начинающий, который только запустил стартап, так и опытный, который уже масштабирует бизнес, или выходит на зарубежные рынки. Для каждого из них есть свой набор возможных мер поддержки. И поэтому, кстати, платформа, о которой я говорил, разделена по стадиям развития бизнеса, начиная от идеи, старта, масштабирования, развития.
И образовательная программа точно так же разделена. Условно говоря, если ты начинающий предприниматель, то можешь прийти в стартап-школу. Если ты еще студент или школьник, то попадаешь в проект «Бизнес-уикэнд» и начинаешь там получать предпринимательские навыки. Онлайн-академия – это более серьезное обучение, которое позволяет предпринимателю подняться на несколько уровней.
Когда нужно не просто образование, а «прокачка» своего бизнеса, своей команды, то для этого есть программа «Московский акселератор», который состоит из тематических курсов-акселераторов. Программа закончилась в декабре, и сейчас мы формируем на 2020-й год новые акселераторы и скоро объявим набор среди предпринимателей.
Максим Коряко:
- Насколько я знаю, существует и финансовая поддержка. Можно чуть более детально рассказать про нее?
- Финансовая поддержка делится на три блока. Первый блок связан с субсидиями, второй блок – с обеспечением вашего кредита в банке. До 70% от объема кредита, и до 100 миллионов рублей наш Московский гарантийный фонд выдает поручительство за предпринимателя по кредитам, взяв на себя часть его рисков.
И третий блок – это займы. Займы есть у нас для технологических предпринимателей, то есть, в рамках Московского венчурного фонда, который предоставляет займы до 36 миллионов рублей для тех стартапов, которые работают в технологической или цифровой сфере.
Что касается субсидий, мы за прошлый год достаточно сильно нарастили их количество, и расширили сферу охвата предпринимателей. В принципе, сейчас предприниматель может выбрать одну, или несколько субсидий из того спектра, который сегодня есть. И каждый найдет какую-то для себя, в том числе, и финансовую поддержку.
Например, субсидия, связанная с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях. Предприниматели позиционируют, продвигают свой товар, поэтому стараются участвовать, а мы компенсируем их участие в российских и зарубежных мероприятиях.
Резиденты технопарков могут скомпенсировать затраты на покупку оборудования. При этом есть три различных субсидии, связанные и с кредитованием, и с лизингом, и с собственными средствами.
Начинающие предприниматели, которые решили организовать свой бизнес по франшизе, тоже могут найти для себя субсидию до 1 миллиона рублей, скомпенсировать затраты. Для поддержки выхода на экспорт предполагается несколько субсидий.
Отдельно для инновационного блока в рамках московского инновационного кластера разработаны две серьезные субсидии. Первая - компенсация инжиниринга до 50 миллионов рублей. Вторая - поддержка комплексных инновационных проектов для участников кластера, до 200 миллионов рублей год. Три года подряд можно получать эту поддержку, то есть, до 600 миллионов рублей.
Максим Коряко:
- Вы часто говорите об этом на мероприятиях, в которых Департамент участвует в качестве организатора. Это крупнейшие мероприятия для бизнеса, такие, как «Московская неделя предпринимательства» или «Московский предпринимательский форум», Urban.Tech Moscow или, например, премия «Прорыв года». О премии «Прорыв года» хотелось бы узнать немного подробнее, ведь сейчас на нее идет прием заявок. Кто может подать заявки, и в каких номинациях могут участвовать предприниматели?
- Учитывая, что в начале программы вы всех призвали к приемникам, я точно так же призываю всех предпринимателей обратить внимание на ваши слова о подаче заявок на премию «Прорыв года».
Каждый московский предприниматель, будь то начинающий или опытный бизнесмен, может стать победителем в любой из 10 номинаций, которые охватывают различные сферы московского бизнеса.
Заявочная кампания продлится до 14 апреля. Формат подачи заявок мы упростили, то есть, фактически сейчас нужно заполнить небольшую фору, в которой надо указать название компании, или имя и отчество человека, который инициирует заявку, и контакты. А наши сотрудники занимаются документами, проверкой информации.
После этого, как и в прошлом году, будет голосование на платформе «Активный гражданин», а потом - отбор победителей экспертным советом, состоящим из представителей делового сообщества и предпринимателей. В мае мы будем подводить итог в рамках предпринимательской недели.
Максим Коряко:
- Очевидно, что выиграют не все. Получат ли непобедившие участники какие-нибудь преимущества? И планируется ли в дальнейшем проводить эту премию в других регионах?
- Что касается масштабирования на другие регионы, то, мне кажется, Москва во многих проектах, является некоей пилотной площадкой. И после этого регионы перенимают ее практику. Мы готовы делиться с коллегами нашими наработками. И это дает возможность популяризации предпринимательства не только среди предпринимателей, но и тех, кто только хочет ими стать.
Победители получат от города всю информационную коммуникационную рекламную поддержку, финалистов мы тоже поддержим информационно, так как они - уже лидеры. Что получат те, кто подаст заявку, но не победит? То, с чего мы с вами, Максим, начали – коммуникацию между ним и городом с точки зрения применения тех инструментов поддержки, которые у нас имеются.
Максим Коряко:
- Приближается 8 марта – день, посвященный нашим очаровательным девушкам, женщинам, дамам. Я знаю, что у вас есть отдельное направление в Департаменте по развитию именно женского бизнеса. И в связи с этим у вас сегодня есть даже специальный флешмоб, который адресован женщинам-предпринимателям.
Каким образом развиваете женский бизнес, и в чем идея флешмоба?
- У нас пока еще небольшой опыт с точки зрения формирования программ развития женского бизнеса. Отдельно для женщин-предпринимателей мы проводили в прошлом году форумы, формировали различные дискуссионные площадки, где вырабатывали задачи, которые необходимо решить для развития женского предпринимательства. Совместно с «Cosmopolitan» проводили образовательный цикл «Стань богатой».
Что касается флешмоба, то мы повторяем 2019-й год. Я тогда на страницах соцсетей разместил историю о девушке-предпринимательнице и предложил мужчинам-коллегам поддержать идею, рассказать свои истории, поздравить женщин с 8 марта. И, вы знаете, это захватило аудиторию.
Сегодня я тоже хотел бы начать этот флешмоб, хотел бы рассказать о Ирине Московкиной. Она еще в 2012-м году со своим мужем организовала бизнес «I Love Supersport», который объединяет уже пять видов спорта и несколько тысяч людей. Я хочу пожелать ей успеха, потому что мы вместе с ней бегали по Садовому кольцу, участвовали в предпринимательском форуме и хотел бы передать, раз уж это связано со спортом, передать эту палочку эстафеты еще трем достаточно ярким лицам, которые связаны со спортом и с предпринимательством – это Владимиру Волошину, Александра Калинину и Михаилу Гончарову, чтобы они, соответственно, передали эту палочку эстафеты другим мужчинам, которые знают об историях женщин. Пусть они публикуют. Вся информация будет на наших страничках.
Максим Коряко:
- Алексей, большое спасибо вам за это интервью. Мы желаем, чтобы все ваши начинания в области поддержки малого и среднего предпринимательства, вообще бизнеса получались. Потому что все, что сказано в этой студии мне, например, как предпринимателю, очень импонирует.
- Спасибо, Максим.