Светлана Чупшева: «В России огромное число людей, готовых формировать повестку будущего»

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив обсудила рейтинг качества жизни регионов, перспективы дистанционного образования и проекты экотуризма в эфире Радио «Комсомольская правда»

ГЛОБАЛЬНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ

- Светлана Витальевна, недавно проходил глобальный мозговой штурм – форум под названием «Сильные идеи для нового времени». Со всей страны собрали тысячи разных идей, которые можно воплотить в нашей стране, и отобрали из них сотни самых лучших. Что теперь? Началось ли их претворение в жизнь?

- В России действительно живет огромное количество людей, готовых принимать участие в повестке развития, повестке будущего своего города, своего региона. И этому доказательство – 15 тысяч идей, присланных на форум, по абсолютно разным аспектам жизни и экономической деятельности нашей страны.

У нас каждый губернатор получил список идей, проектов, которые были поданы именно из его субъекта. Очень важно, что уже в этом году порядка 20 глав регионов встретились с авторами этих инициатив и обсудили возможность их реализации. Наибольший отзыв у жителей страны вызвало такое направление, как социальная политика. Востребовано все, что связано с поддержкой семьи, развитием детей, творчества, талантов. Очень много проектов и инициатив касалось восстановления в экономике. Это инициативы, связанные с рынком занятости, с рынком труда. И проекты, связанные с технологической повесткой. Потому что технологии рассматриваются сегодня, в том числе и предпринимателями, как возможные ниши, которые позволят занять конкурентные позиции и в нашей стране, и на глобальном рынке.

- На форуме было подписано соглашение между Агентством стратегических инициатив и РосдорНИИ. Его идея состоит в необходимости привлекать граждан к развитию дорожной инфраструктуры. Как это будет выглядеть? Если власти, допустим, решили залатать тротуар, они должны будут посоветоваться с местными жителями сначала?

- Да. Если мы говорим о дорожной инфраструктуре, то здесь мы должны исходить из вопросов инклюзии. Я здесь говорю «инклюзия» в очень широком смысле, имея в виду и людей старшего поколения. Мы должны обсуждать, с какой периодичностью должны работать светофоры, чтобы пожилые люди успевали переходить улицы. Это же касается и инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями по здоровью. Должны быть съезды с дорог, с тротуаров, предназначенные для людей, которые передвигаются на инвалидных колясках. Должна быть специальная инфраструктура для молодежи, которая сейчас передвигается на самокатах и велосипедах. Очень хорошо, что сегодня Министерство транспорта и РосдорНИИ абсолютно открыты к такому диалогу, совместному проектированию с гражданами такой инфраструктуры.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПРОРЫВ

- В Национальном инвестиционном рейтинге, который составляет АСИ, наверху списка мы видим самые богатые регионы страны – Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Краснодарский край. А как отличиться тем областям, у которых нет таких ресурсов?

- Задумывая этот рейтинг, мы хотели услышать голос предпринимателей, инвесторов, которые могут на своем личном опыте оценить достаточность и доступность инфраструктуры. Насколько просто подключиться к газу, получить разрешение на стройку, зарегистрировать предприятие, получить льготы от региональных органов власти под свои инвестиционные проекты, найти необходимые кадры, нужные для твоего производства, и ряд других вопросов.

Особое внимание мы уделили малому бизнесу. И вот эта обратная связь позволила нам, во-первых, посмотреть, где есть зоны роста для региона, а самое главное, увидеть лучшие практики, позитивно оцениваемые бизнесом. Вот вы сказали, что в лидерах только богатые регионы. Но в первый год, когда мы проводили опрос, Москва не вошла даже в топ-20. А почему? Потому что тогда нам малый и средний бизнес говорил, что Москве интересны крупные инвесторы, и Москва работает с крупными инвестициями, а мы не видим, что мы здесь нужны. Теперь ситуация поменялась.

- Можете назвать несколько регионов, которые не будучи ни столицами, не нефтедобывающими, в инвестиционном отношении растут быстрее всех остальных?

- Для примера - Камчатка. Вообще дальневосточные регионы раньше у нас даже в топ-50 не входили, но благодаря таким небольшим, на первый взгляд, шагам – сокращению административных барьеров, переводу ряда услуг в электронный вид - они вырываются вперед. Сахалинская область показала хорошие результаты, Саха (Якутия). Если мы говорим о европейской части России, то это Новгородская область, Ивановская область, Пермский край. Здесь регионы с разным экономическим потенциалом, но они готовы вести прямой диалог с предпринимателями и выстраивать инвестиционную политику, исходя из запросов бизнеса, в том числе и малого бизнеса.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ГОРЯЧАЯ ТОЧКА

- Я знаю, что есть еще один рейтинг, которым АСИ занимается, - рейтинг качества жизни россиян. Расскажите, как он формируется и чем отличается от других подобных?

- Здесь тоже у нас задача стояла не в том, чтобы ранжировать регионы, а в том, чтобы услышать человека за статистическими отчетами. Услышать мнение человека, понять, как это повлияло на его жизнь, на жизнь его семьи. Мы спрашивали конкретного человека: сколько времени вам необходимо на то, чтобы записаться к врачу? Доступны ли вашему ребенку сегодня кружки дополнительного образования? Доступны ли вам вакансии, необходимые под ваши компетенции? За какой период времени вы можете найти работу в конкретном регионе? Готовы ли вы посоветовать своему другу жить в этом городе или хотели бы вы видеть вашего ребенка через 20 лет в этом городе?

То есть прямые вопросы по жизненным ситуациям, с которыми сталкивается любой житель нашей страны. Из этого мы видим, с какими сложностями сталкивается человек, а самое главное, как на эти вызовы ответить конкретными решениями на уровне конкретного муниципалитета.

- Этот рейтинг уже готов?

- Мы в процессе его подготовки и готовы будем представить результаты в первом полугодии 2021-го года.

- Но вы уже анализируете ответы. На что больше всего жалуются люди?

- С учетом событий этого года неудивительно, что больше всего болей мы наблюдаем в сфере здравоохранения. У людей старшего возраста, с хроническими заболеваниями есть опасения по поводу доступности медицинской помощи, своевременности ее оказания. В разных регионах мы видим огромную разницу даже в доступности записи к врачу, в сроках поиска работы, сроках получения технических средств реабилитации для людей с ограниченными возможностями по здоровью, в качестве этих услуг и сервисов. Здесь точно есть, над чем задуматься и посмотреть, почему в одном городе очень грамотно, качественно налажена работа, а в другом городе люди жалуются в этой части.

НУЖНА ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА МЕЖДУ ДИСТАНТОМ И КЛАССИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

- Еще одна тема, которую в этом году все обсуждали, – это переход на дистанционное образование. Все-таки, по вашему мнению, это временное явление или будущее именно за таким форматом?

- Неоднократно говорили и мы, и министр просвещения Сергей Кравцов, что никогда дистанционное образование не заменит очного контакта учеников с учителем, такого классического образования в школе. Но мы видим, что будущее - за гибридными форматами, когда онлайн-образование, все, что связано с использованием цифровых платформ образования, будет дополнять привычные формы и давать больше возможностей и для родителей, и для ученика, и для учителя. Плюс в чем? В том, что дистанционное образование стало такой серьезной подпоркой этого классического образования. Ведь если бы не было у нас таких образовательных цифровых платформ, работающих сегодня, мы бы просто столкнулись с тем, что у нас был бы потерянный учебный год. Ключевой вызов во многих регионах состоял в том, что у многих семей просто не было средств для дистанционного образования - компьютера, планшета. Потому что и родители перешли на дистанционную работу, и им тоже необходим компьютер для работы. А если в семье несколько школьников, то здесь тоже ставился вопрос, кто будет пользоваться первым. А у кого-то вообще не было таких средств.

И здесь очень важно, что и школы предоставили оборудование, передавали в семьи. Плюс мы акцию запустили с Министерством просвещения и партией «Единая Россия» и по всей стране организовали сбор и денег, и компьютеров. У нас из миллиона семей где-то 500 тысяч получили такие технические средства, чтобы можно было продолжать обучение в дистанционном формате.

Но, конечно, все надеются вернуться скорее за парты, дети этого очень ждут. Уверена, что найдется такая золотая середина, когда цифровое, онлайн-образование будет серьезным дополнением в нашей школе.

ОТКРЫВАЕМ РОССИЮ

- Еще одна реалия 2020 года - все поехали путешествовать по России. Причины понятны: внешние границы закрыты. И я знаю, что Агентство стратегических инициатив тоже поучаствовало в продвижении внутреннего туризма. Вы выбирали главные проекты в сфере экотуризма. Расскажите, как их будут продавать потребителю?

- Мы начали проект еще в прошлом году с учетом того, что наша страна по площади национальных парков, природных территорий занимает первое место в мире, а с точки зрения доступности для граждан нашей страны, для туристов, по сути, эти территории остаются закрытыми и недоступными. Очень много вопросов к туристической инфраструктуре, транспортной логистике. И, безусловно, есть нежелание руководителей тех же национальных парков становиться открытыми.

Мы видим, как развивается туристический сектор в мире: он доходит до 13-20% ВВП в некоторых странах, где природный потенциал ниже, чем у нас. Поэтому мы запустили такой всероссийский конкурс по отбору туристско-рекреационных кластеров, ядром которых как раз являлся национальный парк. Было очень важное требование к команде: она должна быть собрана не только из чиновников или общественников, но и включать руководство нацпарка, руководство региона, жителей, которые живут рядом, бизнес. И вместе эта команда единомышленников должна была представить проект развития и нацпарка, и прилегающей территории. И знаете, мы увидели огромный потенциал. В этом году было 115 заявок. Потрясающие места, которые мы сами впервые увидели и удивлялись: неужели это в нашей стране? Неужели это Анапа? Или прекрасная Карелия? Или Калмыкия? В конце года было отобрано 17 финалистов. Это абсолютно готовые уже к реализации проекты, которые привлекли в процессе конкурса 5 миллиардов на инфраструктуру – причем не капитальную, а туристическую - глэмпинги, кемпинги, экотропы.

И у нас первые победы. В конце года Сахалинская область сделала презентацию своего проекта в Москве и подписала первые три соглашения с инвесторами. Появилось два инвестора и в Калмыкии. Поэтому надеемся, что в следующем году откроются новые туристические маршруты для жителей нашей страны, для иностранных туристов, и в ближайшие 5 лет мы сформируем такую устойчивую и серьезную отрасль экономики, как экологический внутренний туризм.