Юлия Ханьжина: «Лучшая инвестиция – в образование»

Юлия Ханьжина, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив

Наталья Макарова
Каких соискателей ждут в Арктике, рассказали в Агентстве стратегических инициатив

Одна из главных проблем Дальнего Востока и Арктики – дефицит людей. Или, как модно сейчас говорить, человеческого капитала. О том, как привлечь профессиональных управленцев и высококвалифицированных специалистов в отдаленные регионы, в интервью «Комсомольской правде» на полях ВЭФ-2022 рассказала Юлия Ханьжина, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив.

АРКТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ

- Какая повестка у Агентства стратегических инициатив на этом ВЭФ?

- Главная тема, которой занимается наша команда, - это решения для сферы образования, рынка труда и развития человеческого капитала. Презентуем коллегам проект «Арктический вызов», направленный на самореализацию человека и его карьерное развитие.

- «Арктический вызов» - что это такое? Кого планируете вызывать?

- АСИ вместе с Министерством по делам Дальнего Востока и Арктики развернули этот широкомасштабный проект. Работаем со всеми регионами из арктической зоны. И сейчас со стороны государства есть призыв – обратить внимание тех, кто готов реализовать себя как профессионал и связать свою личную и профессиональную жизнь с Арктикой. В рамках этого проекта мы подготовили вместе с регионами список вакансий, критичных для заполнения на территории Арктики. Начали с тех должностей, которые касаются управленческих позиций. Это в том числе работа в органах исполнительной государственной власти – как на уровне региона, так и муниципалитета.

- Почему начали именно с управленцев?

- Потому что есть большая востребованность в этом секторе. Наблюдаем заинтересованность со стороны регионов, в частности из Мурманской области. Надеемся, что проект будет расти и развиваться.

- Какие кандидаты в основном рассматриваются?

- Арктика – это всерьез и надолго. У нас есть облик человека, который принял этот вызов. Это уже состоявшийся профессионал. По ощущениям, средний возраст – 38 – 42 года и больше. Это люди, которые в сознательном, профессиональном и личностном развитии достигли пика и теперь хотят принять этот вызов и применить свои компетенции на уровне региона. Это исторический момент, беспрецедентное поле возможностей, разворачивание большого числа инвестиционных проектов.

- Была информация, что много заявок из Москвы и Санкт-Петербурга. Чем вы привлекаете людей из крупных городов?

- Мы видим колоссальное количество людей, которые готовы вкладываться в развитие страны, в развитие масштабных проектов. Поэтому, в первую очередь, это управленческий вызов для профессионалов, а Москва и Санкт-Петербург - это максимальная концентрация людей с управленческими компетенциями. Когда такой человек переезжает в регион, он получает там такого уровня опыт, который ему как управленцу потом точно пригодится на любом уровне – на федеральном, при переезде в другой регион или при управлении крупными и сложными бизнес-проектами.

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК – ПРОФЕССИОНАЛ, ЭТО БУДЕТ ВИДНО»

- Почему не получается этих управленцев найти внутри самого региона?

- Среди соискателей есть и коллеги из регионов Арктики. Они даже имеют привилегии, потому что у них есть социум, инфраструктура, которой они могут пользоваться. Но уровень стоящих задач требует и компетенций, которые могут быть у коллег из других регионов, имеющих опыт управления либо сложными производствами, либо, например, цифровизацией. А если это ставка на жилищно-коммунальный комплекс, обустройство городской среды, то это поиск профессионалов, уже достигших определенного результата.

- В регионах менеджеров из Москвы часто воспринимают как варягов. Мол, вот пришли и будут нас учить, как правильно жить. Как с этим бороться?

- Я предлагаю с этим не бороться. Человек должен быть профессионалом. И если коллеги, население, в том числе команда органа исполнительной власти региона мыслит себя как команда, то любому человеку - вне зависимости, откуда он приехал - всегда найдется место. Никогда не обманешь людей, которые видят результат. Если ты его достигаешь, то уверена: ни у кого не возникнет вопроса, почему ты здесь оказался. Потому что история про Арктику, про Север, про Дальний Восток – это история про людей, которые оказались в нужном месте и в нужный час. Здесь лишних точно не бывает.

- Сколько людей планируете набрать?

- Это будет зависеть от потребностей, которые сейчас существуют у самих субъектов. Первоначально мы рассматриваем, что около 200 вакансий будет заполнено. В целом, думаю, речь идет о тысяче человек, но это в горизонте, когда мы окончательно сформируем с командами регионов критичный список тех, кто нужен на ключевых позициях.

«В РЕГИОНАХ БОЛЬШОЙ ЗАПРОС НА ЛЮДЕЙ С НОВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ»

- А что касается других профессионалов. Какая-то потребность в арктических регионах?

- Потребность есть. Она очень большая. С учетом реализации планов по инвестиционным проектам, по развитию территорий опережающего развития и по кадровому обеспечению текущих производств, которые есть, мы видим запросы на кадры очень высокой квалификации, на рабочий персонал, на специалистов социального сектора. Запрос колоссальный. И не только в арктической зоне, но и по стране, где сейчас достаточно активно формируется запрос на людей с новыми компетенциями. Поэтому Арктика может стать полигоном появления и конструирования новых компетенций с учетом сложности проектов.

- Если к вузам переходить, как строится целевая программа подготовки студентов (как вузов, так и средних специальных заведений) для конкретных работодателей?

- У нас в стране сложилась очень качественная модель, которая позволяет четко выстраивать коммуникацию между сектором работодателей и образовательными учреждениями. Все мы прекрасно знаем движение WorldSkills. Агентство стратегических инициатив стояло у истоков его формирования. Поэтому передача этих компетенций в систему образования является критичной. Был развернут демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills в системе СПО, сейчас это общепринятая практика. Когда работодатель принимает непосредственное участие, в том числе и в приемке, скажем так, результатов системы среднего профессионального образования и участвует в формировании образовательной программы. При реализации Национальной технологической инициативы у нас создаются (и создавались) центры компетенций НТИ на базе университетов, где складывается модель новой исследовательской парадигмы - модель вовлечения студентов на самых ранних стадиях в исследовательские коллективы, чтобы овладеть абсолютно передовыми компетенциями.

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ

- У системы образования есть определенная инерция. Каким образом учить тому, чего еще нет или что только развивается?

- Яркий проект - «Атлас новых профессий», который делало АСИ. Сейчас еще появляется ряд решений, направленных на вовлечение максимального количества детей, в движение НТИ. Это и платформа «Восток», и робототехника в школах (проект «Роббо»). Если мы возьмем весь цикл образования, то увидим уже сейчас элементы разворота в сторону технологического суверенитета, которые встраиваются как пазл в систему образования.

- Можете буквально пару примеров, какие навыки и профессии будущего будут наиболее востребованы?

- Когда мы сформировали Атлас новых профессий, часть экспертов говорили, что это миф. Сейчас эти профессии уже являются нормой. Появление их означает, что технологический вызов становится все мощнее. Одной из базовых грамотностей для любого человека является цифровая грамотность и все, что касается овладения любыми цифровыми профессиями и компетенциями. Они должны быть элементами любой системы образования. Второй навык - экомышление, понимание себя как части целого, понимания, как вся система будет меняться вместе с технологическими вызовами. В-третьих, навыки, которые являются текущими, но сейчас претерпевают очень серьезные изменения. Это ключевые профессии, которые обеспечивают бесперебойный производственный цикл. Это касается логистики, судовождения, авиации. И, конечно, системное мышление - это то, когда ты можешь по сути структурно реализовывать любые проекты. Если эти грамотности сложить, то точно в любой профессии, как бы она в будущем ни называлась, можно себя реализовывать.

- Очень часто эксперты говорят, что нам нужно наши сверхдоходы не в кубышку складывать, а все-таки в образование вкладывать, потому что в долгосрочной перспективе это даст большую отдачу. Хватает ли нам денег на реализацию всех этих проектов?

- Моя личная позиция: инвестиция в образование – это самая лучшая инвестиция, в том числе для любого человека и для государства. Существует и отдельный национальный проект «Образование», и федеральные проекты, и институты развития, которые занимаются этой повесткой. У них есть и компетенции, и финансовое обеспечение. Я думаю, что здесь модель должна быть связана еще и с большей возможностью формирования государственно-частного партнерства. У нас есть крупные компании, крупные заказчики, которые и сами инвестируют в образование, и поддерживают и систему СПО, и в целом создают яркие примеры корпоративных университетов при компаниях, где они вкладываются в самореализацию своих сотрудников и делают очень серьезные системные социальные проекты. Но важно еще отметить, что сейчас огромный запрос со стороны молодого поколения на самообразование. И мне кажется, чем больше у нас решений будет появляться, в том числе и на частном рынке, с верифицированным контентом, с возможностью самообразовываться, тем выгоднее это будет абсолютно всем.

Юлия Ханьжина