Жилье из стали: иллюзия или прорыв?
П. Филиппов:
- «Открытая студия» радио «Комсомольская правда» продолжает свою работу на форуме «100+» и в рамках реализации дорожной карты по расширению применения стали в строительстве Минстрой России обсудил с отраслью возможности разработки типовых многоэтажек на основе металлокаркаса. Подобные решения позволяют ускорить строительство, а саму стройку сделать всесезонной. Компания «Северсталь» имеет собственные производства металлоконструкций, которые расположены в городе Орел, «Северсталь. Стальные решения». Компания производит металлоконструкции любой сложности, ну а группа «Самолет» рассматривает возможность создания пилотных проектов по внедрению технологии стального строительства в массовом сегменте.
Мы пригласили в открытую студию «Комсомольской правды» Юрия Веселова, руководителя направления «Техническое регулирование» компании «Северсталь» и Вячеслава Морозова, руководителя отдела развития и инноваций продукта группы «Самолет», чтобы обсудить перспективы и преимущества технологии строительства жилых многоквартирных домов с металлокаркасом в России.
Первый вопрос – какие решения в области стального строительства предлагает «Северсталь» участникам рынка на данный момент? Наверное, с этого вопроса начнем.
Ю. Веселов:
- Добрый день. Веселов Юрий, компания «Северсталь». В части, касающейся предлагаемых решений, наши решения направлены на разработку проектов, связанных с социальным строительством и жилищным.
В части социального строительства за несколько лет мы пытались проработать и проработали ряд проектов, направленных на проектирование детских садов и школ, это были металлокаркасы из черного металла, с применением легких стальных тонкостенных конструкций из оцинкованного металла. Решения эти сравнивались с типовыми проектами на кирпиче и бетоне, которые уже действуют в разных регионах страны. Проекты показали значительную эффективность и могут быть реализованы в разных регионах. Кроме того, проработанные проекты, уже часть из них была реализована в некоторых городах нашей страны, эти проекты переданы в реестр Минстроя для повторного их применения, соответственно, их можно применять в различных регионах.
То, что касается жилых зданий, в 2021 году мы пробовали проектировать на пилотном проекте 17-этажное здание, мы взяли конкретный реализованный проект в бетоне и постарались переделать его на металлокаркас. Сохранив все внутренние стены, связанные с проживанием, чтобы было комфортно жителям, чтобы не было каких-то выступающих частей металлоконструкций. Проект был так же рассчитан на эффективность, сравнивали с монолитным строительством. Проект показал неплохую экономику и далее уже приступили к проектированию конкретного проекта, который будет далее реализован в 2023 году.
П. Филиппов:
- Самый главный вопрос – в чем вообще преимущества, какие преимущества дают стальные конструкции, сами технологии, по сравнению с традиционными решениями? Как можно вообще описать, охарактеризовать те экономические выгоды, которые могут возникнуть от внедрения вот таких решений?
Ю. Веселов:
- К преимуществам стального строительства мы в первую очередь относим скорость строительства, да, которая позволяет в два, а то и в три раза получить эффективность за счет применения металлокаркаса. Это первое преимущество. Второе преимущество связано с увеличением продаваемой площади. На нашем проекте в объеме 10 тысяч квадратных метров мы получили экономию порядка 5% за счет металлокаркаса. Третьим преимуществом является снижение стоимости фундамента за счет того, что каркас не монолитный, а каркас именно металлический, это позволило снизить стоимость фундамента до 20%. И сокращение численности рабочих на площадке тоже немаловажный фактор, который обеспечивает экономику до 20%.
П. Филиппов:
- Экономии до 20%. Понятно.
Вячеслав, присоединяйтесь, пожалуйста, к нашему разговору. Ранее звучало, что ключевыми сдерживающими факторами для развития направления вот этого является относительная, наверное, ограниченность рынка поставщиков, производителей ключевых профилей, удаленность их от точек применения потенциального спроса и недостаток кадров, особенно квалифицированных, для проектирования и обеспечения строительно-монтажных работ. Какие действия со стороны участников рынка и регулятора могут повлиять на решение этих проблем? Может быть, что-то уже сделано?
В. Морозов:
- На самом деле, в этом направлении уже многие вещи сделаны. Еще предстоит довольно большая работа. А так как в последние годы многие-многие годы проектирование зданий из металлокаркаса было в основном связано с объектами промышленного назначения и инфраструктурных проектов, то проектировщики, которые владеют этой технологией, в основном задействованы на этих проектах. И ровно наоборот – проектировщики жилья это в основном проектировщики, скажем так, которые владеют технологией проектирования объектов из монолитного железобетона. Поэтому разрыв между, профессиональный разрыв между проектировщиками жилья и промышленных объектов существует и его нужно будет преодолевать. А в рамках работы ассоциации развития стального строительства данная работа ведется, в том числе, с высшими учебными заведениями, поэтому положительная тенденция налицо, поэтому видится, что в ближайшем будущем эти проблемы будут решены. В том числе, логистические проблемы, связанные с доставкой металлоконструкций до объектов строительства.
П. Филиппов:
- Есть ли прогноз сейчас, как будут развиваться технологии стального строительства в ближайшие несколько лет, в том числе, вот с учетом последних инициатив?
В. Морозов:
- Если смотреть динамику ценообразования основных строительных материалов, то можно увидеть, что стоимость цемента от года к году неуклонно растет и тенденции к стабилизации этого процесса или снижению стоимости цемента не предвидится в ближайшее время. Что касается стоимости стали, в последние годы, после начала пандемии, стоимость стали существенным образом выросла, в последнее время наблюдается заметная коррекция стоимости стали и стабилизация этого процесса. И можно констатировать сейчас факт того, что стоимость жилья в железобетонных конструкциях к стоимости жилья в стальных конструкциях на данный момент они сравнялись и тенденция идет в пользу стальных конструкций.
П. Филиппов:
- Юрий, представители государства говорили, что доля стального жилья на металлокаркасе планируется к 2030 году довести до отметки примерно в 30%. По вашему мнению, насколько этот план реалистичен? Какие меры необходимы для его реализации?
Ю. Веселов:
- Да, план достаточно реалистичен. Именно такие цифры обсуждались на встречах министра строительства и министра промышленности и торговли у президента нашей страны. Для достижения поставленных целей была утверждена дорожная карта по расширению применения стали в строительстве, которая включает проведение ряда научно-исследовательских консультационных работ с вынесением изменений в нормативные документы. Опять же, это связано с тем, что необходимо устранить те пробелы, которые в нормах еще имеются, ну а научные работы, они связаны с тем, что необходимо снизить стоимость реализуемых квадратных метров на металлокаркасе.
Второй пункт дорожной карты связан с созданием льготных условий для девелоперов, которые готовы применять данную технологию. Это как раз связано с тем, что кредитование земельных участков по льготным условиям и т.д., да.
Ну и третий пункт дорожной карты направлен на разработку типовых проектов. Это детские сады, школы, которые будут вноситься в реестр повторного применения для тиражирования. 39 проектов уже было передано, сейчас они находятся на анализе информации на предмет включения как раз в этот реестр. Таким образом, отвечая на ваш вопрос – да, проценты эти реальные и реализовать стоимость, реализовать поставленную задачу в 120 миллионов квадратных метров как раз возможно за счет применения именно новых технологий в строительстве, а это как раз металлокаркас.
П. Филиппов:
- Если рассматривать вопрос с точки зрения потребителей, какие преимущества дает внедрение стального строительства конечному потребителю, если говорить о сегменте, например, массового жилого строительства?
Ю. Веселов:
- Ну, я здесь вижу четырех выгодоприобретателей. Первый выгодоприобретатель – это государство, которое обеспечивает высокие темпы строительства, так же решает проблему на перспективу в части упрощения реновации. То есть, когда здание можно полностью разобрать, построить новый объект на этом, да, не имея никаких проблем при этом.
Второй выгодоприобретатель – это девелоперы, которые зарабатывают на реализации за счет большего количества построенных квадратных метров в год, потому что скорость строительства быстрее и могут построить больше метров.
Третий выгодоприобретатель – это жители, которые получают квартиру в достаточно короткие сроки. Ну и экономия на коммунальных платежах опять же, на отоплении – это фактически так и есть.
Четвертый, последний выгодоприобретатель, наверное, но немаловажный, да, это металлургические предприятия и заводы металлоконструкций, которые получат и загрузку своих мощностей, и новые рабочие места.
П. Филиппов:
- Вячеслав, к вам следующий вопрос. Ваша компания недавно проводила конкурс по разработке архитектурной строительной концепции жилого дома с металлокаркасом как раз, да. Можете ли вы рассказать о каких-то итогах, предварительных выводах, как все это прошло?
В. Морозов:
- Спасибо за вопрос. Как раз сейчас, в октябре 2022 года подводим итоги этого конкурса и уже сейчас можно говорить о том, что достигнуты следующие результаты. Участвовало три компании крупнейших металлургов и все концепции получились достаточно близки между собой, и при этом все они показывают, что скорость строительства мы можем сократить до 30%, при этом сохранив себестоимость на уровне железобетонного каркаса. При этом мы можем еще достичь эффективности планировочных решений, аналогичных тех, которые существуют сейчас в проектах в железобетонном каркасе в массовом сегменте. То есть, мы получаем при тех же самых объемах планировочных решениях той же самой себестоимости получаем срок на 30% быстрее, что является несомненным плюсом данного решения.
П. Филиппов:
- Как вы оцениваете, вот ваш коллега тут называл одним из выгодоприобретателей как раз таки металлургов, да, как вы оцениваете перспективы сотрудничества между металлургами и девелоперами по продвижению и развитию технологии жилья на стальном каркасе? И какие шаги в первую очередь должны предпринять участники этого процесса?
В. Морозов:
- Я вижу, что, соблюдая принципы стратегии Win-Win, металлурги, которые заинтересованы в увеличении внутреннего спроса, могут получить надежный рынок сбыта своей продукции, а девелоперы, которые находятся в поисках технологий, позволяющих сократить сроки строительства, получат надежных поставщиков строительных конструкций, поэтому обобщая интересы двух сторон, мы получим синергию, которая позволит и реализовать задачи национального проекта, и собственные бизнес-интересы соблюсти.
П. Филиппов:
- Что же, спасибо большое. Я напомню, с нами Юрий Веселов, руководитель направления «Техническое регулирование» компании «Северсталь» и Вячеслав Морозов, руководитель отдела развития и инновации продукта группы «Самолет». Говорили мы о строительстве жилья на металлокаркасе с металлическими технологиями, это «Открытая студия» "Комсомольской правды" на форуме «100+».