Промышленный туризм: «Увидеть то, что скрыто»
Промышленный туризм. Этот вид активного и познавательного отдыха очень быстро развивается. Сотни российских предприятий открывают свои двери для гостей. Что можно увидеть своими глазами? И зачем это компаниям? На эти и другие вопросы в эфире радио «Комсомольская правда» ответила Ольга Шандуренко, директор проектов дивизиона «Городская экономика» направления «Социальные проекты» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
«ВСЕГДА ЛЮБОПЫТНО ПОСМОТРЕТЬ, КАК ЧТО-ТО СОЗДАЕТСЯ»
- Ольга, вы курируете тему промышленного туризма в Агентстве стратегических инициатив. Почему он сейчас так активно развивается?
- Мне кажется, интерес к промышленному туризму был всегда. Например, сегодня я пришла в гости к вам, и ваши коллеги начали с того, что провели небольшую экскурсию. И не просто показали: здесь студия, здесь кафе, а рассказали, как здесь проходит работа. И сразу складывается совершенно другой образ компании - когда ты понимаешь, что люди здесь делают, в каких условиях они работают, чем занимаются. Это намного интереснее, чем просто зайти в студию и начать диалог. Вот с этой точки зрения мы и рассматриваем промышленный туризм.
- Исходя из этого, какое мы определение можем дать промышленному туризму? Это некая экскурсия на предприятие или что-то другое?
- Чуть шире. Промышленный туризм – это знакомство с процессом создания чего-либо. Мне кажется, это самое верное определение, которое отражает суть направления. И отвечает на вопрос, почему так растет его популярность. А потому что всегда интересно, любопытно и здорово посмотреть, как что-то создается, как человек что-то делает, изобретает, производит.
- Вы наверняка многое видели. Можете привести примеры промышленных объектов, от которых захватывает дух?
- Мне намного проще, комфортнее и, наверное, правильнее говорить именно про те предприятия, которые участвуют в нашей программе «Открытая промышленность». Те, которые на протяжении последних двух лет создают промышленные экскурсии, программы стажировок, туры для детей, программы для бизнес-миссий. Это самый разный размах. Например, гидроэлектростанции с тоннами льющейся воды – это, безусловно, очень красиво. Особенно если это встраивается в невероятно красивую природу. Или металлургия. Процесс вскрышки, когда взрыв и раскаленный металл огненной рекой течет. Или потом, когда раскаленный докрасна брусок медленно раскатывается, превращаясь в тончайшую стальную пластину, и уже потом отправляется на охлаждение.
- Здесь полностью соглашусь. Мы как журналисты часто бываем на предприятиях. Поэтому я был и на ГЭС, и на металлургических заводах. На падающую воду и на огненный металл можно смотреть бесконечно. Что еще впечатлило?
- Добывающая отрасль. Мало кто из нас, наверное, видел вживую БелАЗы. Потому что по улицам города они не ездят. Но, когда мы приезжаем на карьер, и наши экскурсанты видят этот грандиозный грузовик, когда колесо выше человеческого роста, когда на «палубу» (это называется палубой, а не кабиной) БелАЗа можно подняться, то это он кажется невероятной высоты. И потом мы приезжаем на край карьера и видим, как эти БелАЗы словно маленькие точечки, повинуясь распоряжениям диспетчерского центра, не пересекаясь, точно двигаются по огромному карьеру, и каждый выполняет свою сложнейшую работу. Это, безусловно, глобальная история про мощь нашей промышленности. Но при этом не менее интересно посмотреть сыроварню, на то, как мастер много лет занимается любимым делом. Или на производство народно-художественных промыслов, когда женщины на протяжении тридцати лет приходят и каждый день создают красоту, которая потом хранит эту энергетику и дарит радость.
РАЗРУШАЯ СТЕРЕОТИПЫ…
- Промышленные туристы. Кто это в основном?
- Я бы разделила их на три категории. Первая – это путешественники, которые приезжают с целью знакомства с регионом. И для которых очень важно посмотреть промышленные объекты, потому что через историю промышленности, через знакомство с процессом создания можно лучше узнать регион и людей, живущих в нем. В конце концов, повторить школьные уроки физики, химии и другие, чтобы убедиться, как это все происходит на практике. Предприятия очень любят таких туристов, потому что это особая каста. Это умные, любознательные, вооруженные неким запасом знаний люди, которыми движет не просто желание полежать на солнышке или попробовать какую-то гастрономическую продукцию, а желание узнать что-то новое, приобщиться к новому опыту, понять, как живут и работают другие люди. И, возможно, потом рассказывать об этом.
- Это, наверное, детям очень интересно.
- Да, это как раз вторая категория туристов – профориентационная. Школьники, студенты или взрослые люди, которые интересуются предприятиями с точки зрения построения карьеры, дальнейшего развития, смены работы или даже самоопределения. Благодаря таким экскурсиям они понимают, как работается сейчас на промышленных предприятиях. Потому что для многих до сих пор жив стереотип, что это промасленные штаны, тяжелая физическая работа. Когда дети, студенты приходят на предприятие и видят современные цеха...
- А там стоит оператор в чистой одежде...
- Да, автоматизированные, белоснежные цеха с зеркальными полами. Оператор не с кувалдой стоит. У него и навыки айтишника обязательно присутствуют, чтобы управлять грандиозным станком. И, собственно, третья категория–бизнес-туристы. Промышленные предприятия готовы делиться опытом: показывают бережливое производство, внедрение новых технологий и решений. Все это можно посмотреть, перенять опыт лидеров и внедрять на своем предприятии. Либо байерские программы. Сейчас нарушены многие логистические цепочки. Поэтому такие экскурсии – это в том числе поиск новых партнеров и поставщиков. Для многих проще и гораздо эффективнее приехать и посмотреть, как что-то производиться, убедиться в качестве и договориться о партнерстве.
- Много ли предприятий готовы делиться опытом и принимать промышленных туристов?
-В прошлом году по итогам акселератора у нас открыли двери для туристов 250 предприятий. Сейчас проходит еще один. Там участвуют 200 предприятий из 20 регионов. Конечно, в масштабах страны это капля в море. Но это те компании, которые находят в этом пользу для себя. Для кого-то важно сломать стереотип о нетехнологичности производства. И они готовы открываться, чтобы показать свои новации. Кто-то живет в информационном поле про плохую экологическую повестку и развеивает миф, что предприятие наносит вред окружающей среде. Социально-ответственные предприятия, которых все больше и больше, готовы открываться для туристов, чтобы делать нетривиальные экскурсии, демонстрируя очистные сооружения и позволяя пройти на производство с любыми датчиками, счетчиками, всевозможными приборами.
- Это туристы, может, из близлежащих городов, какие-то особенно тревожные граждане…
- Конечно, это уже, в первую очередь, для местных жителей. Например, на химзаводе в Кемерово, сделали такую экскурсию. И жители убедились, что выбросы во время стояния в пробке намного выше, чем на территории химического предприятия. Да, это непростое решение. Для этого нужна определенная смелость. Знаете, это как приглашая в гости, надо сначала навести порядок. Лично убедиться, что все хорошо, красиво - и потом уже открываться.
«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПРЕДПРИЯТИЯ – ПРОИЗВОДИТЬ ПРОДУКЦИЮ»
- Что с точки зрения безопасности?Все-таки это промышленное предприятие, там часто какой-то непрерывный процесс. Представляю работников, которые говорят – ну вот, опять эта толпа туристов мешается под ногами…
- Когда мы говорим о промышленном туризме, мы не забываем ни на секунду, что первая задача предприятия – производить продукцию. А не быть парком развлечений для туристов. Для этого и существует обучающая акселерационная программа Агентства стратегических инициатив. Очень важно научить предприятие, как правильно выстраивать маршрут, который будет безопасен для туристов идля предприятия с любой точки зрения, в том числе (многие предприятия боятся этого) промышленного шпионажа. Здесь важно выстроить процесс так, чтобы показать все лучшее, достичь целей экскурсии, не нанести никакого вреда и не подвергнуть никого опасности.
- А где можно посмотреть список компаний, которые можно посетить?
- У нас есть очень классный ресурс – промтуризм.онлайн. На нем мы сделали путеводитель с перечнем промышленных экскурсий. Там можно не только посмотреть короткую информацию о предприятии, но и почитать, какие самые яркие впечатления, какие знания, какие навыки можно вынести с экскурсии, как визит на предприятия интегрируется в туристический маршрут посещения региона. Там пока небольшое количество предприятий. Но это те, которые были нами проинспектированы и акцептованы.
- Сколько стоят эти экскурсии?
- По-разному. Большое количество предприятий проводят экскурсии бесплатно. Как правило,(для предприятия это важно!) - это некая социальная задача или привлечение будущих кадров. Есть предприятия, которые берут деньги - и это тоже нормально. И не потому, что они на этом зарабатывают. Мне очень понравилась позиция «Русгидро». У нас народ не очень ценит то, что бесплатно. Утром встал, записался на бесплатную экскурсию, дождь пошел – решил повернуться на другой бок и поспать. А если заплатил 500 рублей, то это уже некое обязательство – точно нужно идти, приобщаться к прекрасному и получать новые знания. Поэтому в среднем экскурсии стоят500 до 1500 рублей. А если мы говорим про более высокую цену, то тогда в эти экскурсии входят мастер-классы, приобретение продукции – то есть, сразу в подарок продукция предприятия.
ЛУЧШАЯ ЭКСКУРСИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Насколько востребован этот продукт? Грубо говоря, надо записываться очень заранее или это можно сделать накануне?
- Прямо скажем, спрос пока превышает предложение. То есть, огромное количество желающих. Например, несколько дней назад продажу экскурсий и запись открыли московские предприятия – часть из них бесплатно, часть платно. Мне кажется, после этого у кондитерской фабрики легли все телефоны и сайт. Как в Большой театр на «Щелкунчика» - примерно так же по ажиотажу было.
- То есть, родители с детьми быстро все раскупили…
- Конечно. Представляете, вся эта предновогодняя история, запах шоколада. В процессе экскурсии можно дегустировать. Прямо с конвейера дадут попробовать конфеты.
- Лучшая экскурсия для детей!
- Да! Но при этом есть и другие предприятия. Например, космодром «Восточный», подавать заявку на посещение которого нужно практически за месяц. И это понятные правила игры, потому что главная задача предприятия –функционировать. Поэтому посещение промышленных производств лучше планировать заранее.
-Очень интересно, но, к сожалению, наш эфир заканчивается. Давайте повторим этот ресурс, где мы можем найти путеводитель и свое путешествие спланировать…
- Промтуризм.онлайн – это тот ресурс, где есть раздел экскурсий. Именно там находится путеводитель. Его уже посмотрело более 50 млн человек. Соответственно, через него можно оставить заявку, забронировать экскурсию или просто почитать и составить общее впечатление, где что в России производится и как это можно посмотреть.
СПРАВКА «КП»
Развитие промышленного туризма стало одним из приоритетных направлений деятельности Агентства стратегических инициатив в 2020-22 годах. Среди целей этой кампании: формирование положительного имиджа промышленных предприятий России, повышение лояльности к качеству продукции, рост турпотока в регионы, создание инструментов для федеральной системы профориентации.
В 2021 году при поддержке Минпромторга России АСИ реализовало акселерационную (обучающую) программу по развитию промышленного туризма как механизма улучшения имиджа российских предприятий и формирования потребительской лояльности к продукции российских брендов. Программа вызвала большой отклик у регионов – от Архангельска до Дагестана, от Пскова до Амура. В 2021 году почти 350 предприятий, собранных в 53 междисциплинарных региональных команды из восьми федеральных округов, подали заявки на участие в акселераторе. 30 региональных команд были отобраны Экспертным советом для прохождения акселератора. В составе команд – 250 предприятий (от 5 до 10 предприятий от каждого региона), представители администраций регионов, сильнейших региональных вузов, турбизнеса, деловых объединений.
По результатам проведения акселератора были созданы модель поддержки и продвижения проектов по развитию промтуризма на региональном уровне, модель организации регулярных туров и маршрутов на предприятия, технология разработки производственных экскурсий, а также спроектирован механизм взаимодействия предприятий и туроператоров.
Отдельная важная задача акселератора – создание на территориях локальных центров компетенций, которые станут точками притяжения по профессиональным и отраслевым программам обмена опытом. Первый центр компетенций по промышленному туризму открылся в Челябинской области на базе Магнитогорского металлургического комбината. Сейчас в России действуют уже 3 центра компетенций по промтуризму.
В сентябре 2022 года завершился прием заявок на участие во втором акселераторе - «Открытая промышленность». Обучающая программа организована АСИ совместно с РАНХиГС при поддержке Минпромторга России. На участие в программе подались 258 предприятий из 39 регионов. В составе заявок — предприятия разной отраслевой принадлежности: от металлургии, энергетики, авиа- и машиностроения, легкой и пищевой промышленности до сельского хозяйства и народно-художественных промыслов. 17 октября члены экспертного совета определили регионы, представившие лучшие заявки на участие в акселераторе. В итоге в нем принимают участие 159 предприятий в составе 20 региональных команд. В число крупных компаний вошли «Газпром», «Норникель», «Северсталь», «Сибур», «Фосагро». Завершение акселератора планируется в конце первого квартала 2023 года.