Вот было время! Трудно ли пробиться в писатели в XXI веке
Ю. Грымов:
- Мы уже много говорили о том, какие трудности испытывают учреждения культуры, особенно в период пандемии, и как живут люди культуры именно сейчас. Живут или выживают? Кому сложнее всего – театрам, кинотеатрам, книжным магазинам? Помните, недавние скандалы про шоу-бизнес, люди говорят, что совсем нечего есть. Сегодня писатели как-то возбудились и спорят о том, окончательно ли умрет книжное дело в России, и как пробиваться молодым авторам. Какая цена сегодня успеха и популярности?
Сегодня на эту тему мы хотим поговорить с популярным писателем Сергеем Васильевичем Лукьяненко. Сергей Васильевич, некоторые писатели пишут о том, что им трудно выживать. Но мне кажется, что писателям немножко легче, потому что себестоимость меньше. Ведь весь современный мир борется за себестоимость. В конце концов, есть компьютер, бумага, карандаш, есть Сеть, электронные книги, которые можно продавать. Почему так возбудились писатели, появились пессимистические настроения, как вы считаете?
С. Лукьяненко:
- Давайте начнем с того, что, во-первых, упали тиражи традиционных бумажных книг. Этот процесс шел уже несколько лет, но пандемия и закрытие книжных магазинов, конечно, нанесли серьезный удар. Писатель зарабатывает за счет количества проданных экземпляров книг. Если падает благосостояние общества… Те же известные артисты жалуются на падение своих доходов, даже им уже трудно, видимо, покупать те же самые книги. Книги у нас достаточно дорогие. Есть падение тиражей, что, конечно же, отражается на доходах авторов. Причем в первую очередь тут будут страдать молодые, начинающие авторы, тираж становится каким-то совершенно смехотворным – 500, 1000 экземпляров. Понятно, что зарабатывать на этом невозможно.
Ю. Грымов:
- Вы сказали про электронные книги. Насколько я знаю, за электронные книги вы же тоже получаете процент с продаж.
С. Лукьяненко:
- Да, электронные книги свою часть рынка держат, они не сильно упали. У нас, к сожалению, процветает до сих пор электронное пиратство. И, скажем так, это достаточно разные аудитории, мало между собой пересекающиеся. То есть читатели традиционных книг не очень любят электронные версии, читатели электронных книг не очень любят бумажные. Многие из этих читателей это люди молодые, достаточно активные, при этом не имеющие возможности хранить у себя дома большое количество бумажных книг и вовсе не настроенные их перечитывать. Поэтому они читают в гаджетах, в читалках, в планшетах и т.д.
Но в принципе электронная книга держится. Она породила свой определенный слой писателей, которые делают на нее ставку. Часть из них публикуется и в бумаге, часть даже особо не интересуется бумажными публикациями, они зарабатывают в электронном виде.
Ю. Грымов:
- Получается, что у писателей как минимум две разные аудитории. Значит, там есть копеечка и здесь есть копеечка. То есть две копейки вы зарабатываете. А почему же тогда многие писатели жалуются? Помню, когда я экранизировал «Казус Кукоцкого» Люси Улицкой, я задал ей вопрос: «Люся, а писатель - вообще это доходно?» На что она сказала: «Юра, это не доходно». Но потом многое изменилось – и тиражи, и переиздания, и т.д. Сергей Васильевич, я могу спросить у вас, сколько стоят права на экранизацию Лукьяненко?
С. Лукьяненко:
- Ну, спросить вы можете. Отвечать я, наверное, не стану все-таки, поскольку это коммерческая информация, она достаточно приватная.
Ю. Грымов:
- Я готов был к этому ответу, поэтому я его и задал. Если бы вы ответили по-другому, я бы его не задавал. Вы наверняка знаете, что есть такой писатель Стивен Кинг. Он продает права на экранизацию за 1 доллар. Потому что он писатель, он прекрасно понимает, что любой шум вокруг книги увеличивает узнаваемость и повышает тиражи. Согласны?
С. Лукьяненко:
- Нет, не согласен. Потому что у вас не совсем верная информация. За 1 доллар Стивен Кинг продает права на экранизацию своих рассказов, причем в некоммерческой форме. Он получает действительно большое количество любительских фильмов, снятых по его рассказам. Но когда речь идет о крупных произведениях, то здесь уже совершенно другой порядок цен. Собственно говоря, не один Стивен Кинг так поступает. К примеру, год назад я продал за 1 рубль (что несколько дешевле даже 1 доллара) права на экранизацию книги «Осенние визиты». Это достаточно старый роман, но очень любимый мной и многими читателями, который сейчас в виде сериала экранизируют во Владивостоке. Это 8-серийный фильм будет. Отснята уже большая часть материала, 1-я серия даже уже вышла. И это вполне профессионально сделанное кино, но сделанное за очень небольшие деньги фанатами, собиравшими деньги на эту экранизацию в интернете. Разумеется, я права им отдал тоже за 1 рубль.
Ю. Грымов:
- Значит, все-таки цена есть у писателя Лукьяненко?
С. Лукьяненко:
- Это цена той ситуации, когда люди действительно работают не ради коммерции, а работают, скажем так, для того чтобы увидеть любимое произведение в экранизированном виде. Конечно, в такой ситуации я иду навстречу.
Ю. Грымов:
- А писатели, которые работают ради коммерции, чем отличаются от писателей, которые работают не ради коммерции?
С. Лукьяненко:
- Я не думаю, что здесь грань настолько четкая. Есть случаи, когда писатель зарабатывает на своих книгах, есть случаи, когда это не является главной целью. Как в свое время говорил Пушкин, не продается вдохновенье, но можно рукопись продать. Собственно говоря, такая ситуация, наверное, у всех тоже есть. То есть бывают ситуации, когда ценник высокий, бывают, когда он низкий.
Я бы сказал, что, конечно, писатель может зарабатывать и сейчас, он может зарабатывать и в интернете. Но вот эти голоса авторов, про которые вы сказали, они все-таки появились не зря. Кризис сейчас происходит во всей стране, он есть практически во всех культурных сферах, конечно, он и писателей тоже коснулся.
Ю. Грымов:
- Вы наверняка интересуетесь тем, что происходит на книжных рынках, что выходит. По-вашему, какие сегодня жанры, книги, направления, говоря грубо, в пролете, кто обречен на непродажу?
С. Лукьяненко:
- Да нет, наверное, такого конкретного жанра, который совсем был бы в пролете. Есть популярность у всего – у детективов, у фантастики, у сказочной фантастики или фэнтези, у любовной лирики, женского романа. У всего есть свои почитатели. И есть, скажем так, лидеры, которые могут это публиковать, жить на гонорары, писать активно. Но есть и те, кто не выбился в лидеры, и они, конечно, страдают. Раньше они все-таки тоже могли зарабатывать на своем увлечении, а сейчас нет.
Ю. Грымов:
- Что бы вы могли посоветовать начинающим писателям, которые готовы выкладывать бесплатно в Сеть? Какой-то совет от известного писателя, состоявшегося, книги которого экранизируют, они стоят на полке.
С. Лукьяненко:
- Сейчас начинающему автору надо пробиваться через интернет, это гораздо более полезно, чем идти через традиционные издательства. Те, в конце концов, заметят, если хорошая вещь появится в интернете, и придут сами. Но при этом надо стараться все-таки не поддаваться первому ощущению успеха, первым восторженным голосам и работать с текстом. Основная проблема тех, кто начинает публиковаться в интернете, что они пренебрегают редактурой.
Ю. Грымов:
- У нас на связи Григорий Служитель, писатель, автор книги «Дни Савелия». Григорий, эти пессимистические настроения посещают вас как писателя, который издал популярную книгу? Как вы думаете, ударит ли пандемия не только по книгоизданию, но и лично по вам?
Г. Служитель:
- По мне не ударит, надеюсь, никак, потому что я уже отношусь к касте переболевших (правда, говорят, что можно еще раз заболеть). Все, что касается маркетинговых дел, что касается книгоиздания, это действительно большая проблема, тиражи падают, и падают, что называется, нехило. А все, что касается моих творческих планов и того, что со мной происходит как с автором, честно говоря, никаких панических настроений у меня лично нет.
Ю. Грымов:
- А почему вы думаете, что падают тиражи, падают продажи? Понятно, что книжные магазины сейчас посещаются трудно (опасно, люди боятся). Но можно же доставку оформить, есть электронные книги, за это авторы тоже получают деньги. Почему падают тиражи? Кажется, времени стало больше, у кого-то удаленка, кто-то, не дай бог, болеет (он же все равно читает книгу).
Г. Служитель:
- Тиражи падают в первую очередь потому, что людям сейчас не до этого, как мне кажется.
Ю. Грымов:
- А до чего людям?
Г. Служитель:
- До того, чтобы свести концы с концами. Все-таки чтение это привилегия, и привилегия меньшинства, и это всегда было так. Иногда происходит обратная вещь, иногда, наоборот, людям хочется отвлечься от всего, что происходит, от каких-то бытовых проблем и т.д. Но на данный момент все, что происходит за последний год, тут, к сожалению, пока история такая, что люди думают о каких-то своих бытовых сложностях, трудностях. Но дело даже на самом деле не в этом. Люди просто редко посещают магазины, мы реже стали видеться, и возрастает аренда, возрастает все, что касается доставки. Ведь возрастает стоимость бумаги, стоимость изготовления книг и т.д. А все, что касается продаж электронной литературы, это мизер, это совсем мало. Сложность момента в том, что я не коммерческую, не жанровую литературу делаю. Я понимаю, что все литераторы сейчас переживают особенно сложный период.
Ю. Грымов:
- Знаете, на примере театров я могу сказать. Писателей же никто не ограничивает. В театрах сейчас есть ограничения. Было 50%, шахматная рассадка, теперь – 25. Но зрители покупают билеты. И средняя цена билета по Москве… Ну, вот у меня в Театре «Модерн» - 2 тысячи рублей. Мы кое-где опустились, кое-где поднялись. Потому что 25%, понятно. Но зрители идут, они сидят. Роспотребнадзор приходит, проверяет, считает по головам, что, не дай бог, будет больше. Для нас это тоже очень трудный период, но зрители идут. А книжку скачать или купить гораздо дешевле.
Г. Служитель:
- Я тут могу со второй своей ипостаси ответить, как артист театра Женовача. Я работаю в Студии театрального искусства. Знаете, здесь есть некоторая специфика. Действительно, 25% это очень мало, и играть в таких залах чрезвычайно трудно, но это лучше, чем ничего. Я не знаю, как в вашем театре, но мне кажется, что, может быть, какая-то похожая ситуация. Театры сейчас в основном посещают театралы, то есть не случайные люди, не те, кто приехал на уикенд из провинции, кто-то случайно кому-то подарил билет, а люди, которые годами ходят и знают, куда они идут. И это большая разница. И плюс то, что просмотр спектакля все-таки требует меньших усилий, чем чтение (я говорю про серьезную литературу). Прежде чем человек купит книгу, он подумает 10 раз, тем более незнакомого автора. Прежде чем он пойдет на спектакль, он подумает 3 раза. В этом смысле, мне кажется, здесь есть некоторая специфика жанра этого искусства – литературы и театра.
Ю. Грымов:
- Мне кажется, что как раз хороший театр требует работы от зрителей. Помните слова Михаила Чехова, что в театре работает зритель, не надо ему мешать. А если идти по этим ступенькам, которые вы нарисовали (литература – это серьезно, театр - меньше, кино – еще меньше, телевидение – вообще бесплатно и т.д.), мне кажется, тут другая проблема. Но это тема театра, мы ее сейчас не касаемся, мы говорим про писательское искусство и про сегодняшний день. Скажите, быть писателем сегодня – это модно, это престижно? Просто многие отметились, даже я одну книжку написал, она продается (по крайней мере, продавалась до пандемии) неплохо. Что это такое – писатель, как вы считаете? Вот вы написали «Дни Савелия», книгу с позиции кота, живущего на Таганке. Это такой тренд: я писательница, я писатель? До этого все были дизайнерами.
Г. Служитель:
- Бродский сказал, что сказать о себе, что ты писатель или поэт, это сказать о себе, что ты хороший человек. Я себя никак не позиционирую. Если касательно моей личной творческой биографии, литература всегда шла где-то вровень с театром. В какой-то момент я даже параллельно поступал и в ГИТИС, и в Литинститут, но выбрал в результате ГИТИС. Просто я хотел веселее провести время (и я не ошибся).
Понимаете, здесь момент мышления, момент мировоззрения некоторого. Я не старался, честно говоря, соответствовать каким-то трендам, хайповать на теме котиков и т.д. Потому что книжка моя не о котиках, книжка моя, если говорить про тему, это все-таки город, в котором мы живем. Дело в том, что есть некоторая энергия, которая требует выброса, выхода. В моем случае это находит выход в литературе, к которой я, так или иначе, всю жизнь шел. Я не собирался соответствовать никаким трендам, и для меня было удивительно, что книжка действительно состоялась, у нее очень счастливая судьба, какие-то премии получаю, не самые последние. Конечно же, я очень рад как автор, тем более как дебютант. Ни к чему такому я не стремился, но кокетничать не буду, я понимал прекрасно, когда поставил точку, что книжка сложилась, текст сложился, я был им доволен. Иначе я бы никому не стал его показывать.
Ю. Грымов:
- Когда вы написали книгу, издали, получили престижные награды, о которых вы говорите, какие-то новые ценности, понятия в вашей жизни появились, когда все это случилось, и вы на себя посмотрели потом уже немножко со стороны, на эту реакцию, на внимание к себе? Что-то стало лично для вас открытием в этих реакциях на вас, и в себе вы что-то увидели новое, став уже писателем?
Г. Служитель:
- Знаете, у меня жизнь просто перевернулась на 180 градусов. То есть у меня поменялось абсолютно все.
Ю. Грымов:
- Например? Поменялось всё – это как? Вы что, поменяли пол?
Г. Служитель:
- Нет, пол я не менял. Поменялся просто уклад жизни, образ жизни, поменялись некоторые приоритеты. Сейчас, тем более, когда происходит пандемия, театры были закрыты полгода, сейчас тоже непонятно, к чему все придет, в то время как мои коллеги были вынуждены сидеть дома и ничем не заниматься, я занимался тем, что писал рассказы, эссе, еще какие-то литературные работы. То есть для меня это была определенная стезя, которая открылась окончательно, и теперь я действительно иду по двум дорогам, и литература в каком-то смысле для меня сейчас в приоритете.
Поездки. Я сейчас езжу по каким-то литературным встречам. И литературных встреч гораздо больше, чем гастролей театральных.
Ю. Грымов:
- Какие встречи? Вы говорите, что люди не ходят в книжные магазины, не покупают книжки. А встречи с читателями – это как?
Г. Служитель:
- Они были. В последние месяц-полтора они почти не происходят. Но все мои какие-то задолженности (назовем их так), какие-то договоренности, которые были весной и летом, они в очень ускоренном варианте стали компенсироваться в августе и в сентябре. То есть было очень много поездок (надеюсь, они еще будут), это фестивали, ярмарки и т.д.
Ю. Грымов:
- Какой-то совет начинающим авторам от писателя Георгия Служителя?
Г. Служитель:
- Совет у меня один. Ребята, не думайте ни о хайпе, ни о трендах, пишите о том, что сейчас болит (а болит сейчас у многих). Ищите свой собственный голос во всей этой многоголосице. Потому что Фейсбук - это еще не вся литература, прямо скажу. И читайте хороших авторов, потому что лучшая школа для литератора, для писателя – это его любимые книги.
Ю. Грымов:
- Я считаю, что Фейсбук вообще не имеет никакого отношения к литературе, это так, переписка на стене. Спасибо, Григорий.
У нас в гостях Надежда Михайлова. Это генеральный директор Московского Дома книги, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств. Надежда, мы с тобой знаем друг друга давно, у нас дружеские отношения. Надя, помнишь, мы с тобой месяца три назад по телефону обменивались эмоциями. Ты спрашивала: «А как у вас с театром?» Я говорил: «А как в книжном магазине?» Все-таки Московский Дом книги на Новом Арбате это большое здание, большое хозяйство, большое имя. Я люблю ходить по книжным магазинам, просто посидеть там, поковыряться, может быть, даже не всегда что-то купить, но люблю поглазеть и найти что-то ценное. Вот книжные магазины сегодня – это выживание или нет?
Н. Михайлова:
- Во-первых, хотела уточнить, что Московский Дом книги – это не только на Новом Арбате, это 50% оборота всей книжной сети Московский Дом книги, потому что у нас 25 книжных магазинов всего. Но Дом книги действительно самый крупный, он занимает где-то около 50% всего оборота.
Если говорить о сегодняшнем дне, то, конечно, книжным магазинам так же трудно, наверное, как и всем, кто сегодня живет в эти времена на этом свете. Потому что то, что происходит, касается абсолютно всех отраслей, всех людей, всех семей. Поэтому я думаю, что те же самые проблемы, которые и у театров, и у кинематографа, и вообще во всей остальной жизни.
Ю. Грымов:
- Какую стратегию вы выбираете? Есть какая-то стратегия?
Н. Михайлова:
- Я считаю, что стратегия у всей отрасли должна быть одна. И здесь должна быть прямая заинтересованность государства в том, чтобы книжные магазины существовали. Что такое сегодня книга, что такое чтение? Если мы рассматриваем чтение как базу интеллектуального развития человека, то по количеству потребляемых книг мы можем судить об интеллекте нашей нации и нашего общества. Поэтому подход тут должен быть абсолютно одинаковый ко всем. Абсолютно точно, что нужна некая поддержка со стороны государства, и это не будут какие-то большие деньги, потраченные в пустоту.
Ю. Грымов:
- Какая-то поддержка уже была или сейчас есть какие-то обещания?
Н. Михайлова:
- Какая-то минимальная была, но она явно недостаточна, потому что коснулась не всех книжных магазинов. И то, что сегодня трафик в книжных магазинах значительно сократился, мы говорим сегодня точно так же о стратегии выживания. Мы возлагали надежды на ноябрь-декабрь, но сейчас опять пошла проблема с коронавирусом. Я не знаю, она больше или меньше, очень трудно оценить масштабы бедствия, поскольку статистика не очень понятна. Но вместе с тем, на сегодняшний день люди опасаются выходить, люди 65+ тоже сидят дома, а это достаточно большой процент, который приходил в театры и в книжные магазины. Поэтому на сегодняшний день самое главное то, что люди боятся общаться, приходить. И это приводит к тому, что идет снижение оборотов.
Ю. Грымов:
- У нас сейчас были два писателя, и Григорий Служитель сказал, что у людей просто нет денег, а книги стоят недешево. Меняется ли какая-то ценовая политика у изданий или книжных магазинов? Будут ли печатные книги в ближайшее время стоить дешевле?
Н. Михайлова:
- Я частично только согласна с предыдущим выступающим. Да, люди, конечно, сейчас больше считают деньги. В любом случае, идет сокращение заработной платы, потому что все в экономических условиях существуют. Но вместе с тем, если смотреть по аналитике, те люди, которые приходят, они покупают больше книг. Потому что, если снижение трафика идет на 50%, то обороты упали где-то на 35-38%.
Если говорить о том, что книги очень дорогие, то средняя цена книги 470 рублей. Это много или мало?
Ю. Грымов:
- Ну, для кого как.
Н. Михайлова:
- Да. Но если смотреть на то, что мы получаем с покупкой книг, то тот багаж, который мы приобретаем, покупая книгу и читая ее, в долговременное пользование, можно так сказать. Ведь мы часто слышим, что когда ты книгу прочитал в одном настроении, в одном возрасте, ты одно там увидел, услышал, в другом возрасте, с другим опытом ты прочитал – осмыслил то, что раньше не замечал. Поэтому книга это все-таки такое долговременное вложение в твое собственное развитие, в развитие детей, если ты заботишься о том, чтобы твой ребенок читал.
Ю. Грымов:
- Надя, но ведь сегодня самые дорогие книги – это книги о личностном росте, психологии и т.д. Мы помним то время, когда по телевизору заряжали воду, а сегодня обрушились эти учителя личностного роста, и эти книги очень дорогие. Насколько я знаю, эти книги очень востребованы. Насколько это правда? Для меня, например, книга о личностном росте это «Война и мир». Я даже спектакль поставил в Театре «Модерн». Но есть гигантское количество педагогов, которые машут руками и объясняют, как заработать деньги или как совратить мужчину.
Н. Михайлова:
- Я не случайно сказала о том, что чтение это как бы багаж интеллектуального развития человека. Действительно, для одного человека это будет «Война и мир», а для сегодняшней молодежи, допустим, Талеб будет более востребован, потому что считается, что он учит владеть людьми в современном мире. Поэтому такого плана литература и на Западе всегда дороже стоила, и мы уже к этим правилам как-то подошли. Потому что такого плана литература сегодня стоит где-то от 700 до 1200 рублей. Если ты хочешь развивать себя, если ты хочешь иметь эту книжку в своем пользовании, наверное, всегда найдут люди какие-то деньги и купят эту книгу. Тут очень многое зависит от того, на чем ты рос, какие у тебя ориентиры на твое будущее.
Ю. Грымов:
- Но, согласись, таких книг стало очень много, и 1000 рублей о личностном росте – это все-таки сумма.
Н. Михайлова:
- Да, я согласна, это серьезная сумма. И это даже не предел – 1000 рублей, есть и гораздо дороже, и они тоже востребованы. Все зависит от того, насколько тот или иной автор, та или иная книга узнаваемы в обществе. Если о ней много говорят, если средства массовой информации постоянно возвращаются к этой тематике, то и получается, что эта книга покупается, и она окупает себя.
Ю. Грымов:
- Меня часто спрашивают: «Юрий, а какую книжку вы посоветуете прочитать про режиссуру?» Я все время говорю: «Читайте художественную литературу. Там все написано». Почему надо читать про режиссуру – мизансцены, сцены? Это уже потом, это совсем не нужно, это само придет к вам. Читайте художественную литературу, и у вас будет все в порядке, даже с понятием такой профессии, как режиссер.
Надя, как бы продолжить фразу: в книжном магазине помимо книг человек всегда может найти…
Н. Михайлова:
- Если воспринимать книгу как некий материальный продукт, то один подход к ответу. Если же мы говорим о книге как об интеллектуальном продукте, то я бы сказала, что если у тебя в жизни есть какие-то вопросы, проблемы или ты что-то хочешь обсудить и поспорить, то приходи в книжный магазин. Потому что книжный магазин сегодня это территория смыслов, территория интересов. Несмотря на то, что две недели назад закрыли нам встречи со всеми писателями, авторами, что не очень понятно, потому что в книжном магазине все равно никогда не бывает столько людей, как в метро, допустим… Книжный магазин это очень многогранное пространство, и ты здесь можешь найти ответ или поразмышлять над любой проблемой, с которой ты сталкиваешься.
Ю. Грымов:
- Ты сказала про встречи с писателями. У меня тоже два раза были встречи в книжном магазине. А какая была самая нестандартная встреча с автором, с читателями в Доме книги? Что-нибудь было такое интересное, смешное, пикантное, неожиданное в Доме книги?
Н. Михайлова:
- У нас же очень разноплановые встречи, вечера. Мне на ум сейчас пришла одна из последних встреч с Евгением Александровичем Евтушенко, когда он уже, с одной стороны, был после этой тяжелейшей операции, а с другой стороны, как он себя вел, как его слушали, как давно закрыли магазин, а он сказал, что пока не подпишет всем книги, никто не уйдет. Таких встреч на самом деле очень много. Потому что у нас проходят и музыкальные, и театральные встречи, и политические, может быть, в каком-то смысле. Потому что когда Владимир Познер проводит свои встречи, приходят видные журналисты и деятели из области политики, разгорается дискуссия. Поэтому очень трудно сказать. Это и познавательные встречи, когда приходят детские психологи, или когда приходят артисты, или встречи, которые Любовь Казарновская проводит. На любую тему, и ты можешь пообщаться с людьми, которые в обычной жизни недосягаемые. С тем же Юрием Грымовым.
Ю. Грымов:
- Книги какой тематики сегодня чаще всего ищут посетители магазинов? Наверняка же есть какая-то статистика.
Н. Михайлова:
- Ну, статистика, конечно, есть, но традиционно, поскольку блок художественной литературы самый крупный, эта литература всегда востребована. Если смотреть внутри жанров, то детская литература в последние годы востребована и продолжает быть востребованной. Потому что, слава богу, уже подросли те родители, которые понимают, что детей надо развивать и обучать с помощью книг. И это литература для родителей, которая как раз подсказывает, что нужно сделать, как общаться с ребенком, чтобы он был успешным в школе. Допустим, Марина Мелия рассказывает о том, что с детьми надо общаться уже с первого дня появления ребенка. Книги, которых мы уже касались, о самосовершенствовании, они тоже очень востребованы. Кстати, я хотела добавить, что, с одной стороны, эти книги достаточно дорогие, но с другой стороны, эти же книги есть в более дешевом издании, в мягком переплете, и они стоят в два раза дешевле. Поэтому здесь уже право каждого выбрать более дорогое издание или более дешевое.
Ю. Грымов:
- Сегодня в метро крайне редко можно увидеть человека с книгой, все, если и читают, то в электронном носителе. Может быть, книжные магазины – это уже какая-то архаика? Все-таки через интернет уже заказывают, есть доставки. Этот момент какой-то болезненный для отрасли?
Н. Михайлова:
- Нет, он совершенно не болезненный. В некоторой степени средства массовой информации любят раздувать этот вопрос с точки зрения того, что будет электронный формат, а печатного не будет. Уже мир прошел как-то этот этап. Кстати, когда с коллегами из зарубежных стран общаешься, они вообще изумляются этому вопросу. Там этот вопрос давно не стоит. Да, электронный формат занял определенный процент. Он до сегодняшнего момента составлял всего порядка 7%, к концу года обещают, что это будет, может быть, 10%. Это на сегодняшний день, когда идет пик в интернет-магазинах.
Ю. Грымов:
- Это приятные новости для меня, человека, который любит бумажную книгу, любит ее нюхать, держать. Большое спасибо, Надежда.
Уважаемые радиослушатели, читайте, слушайте. Помните фразу: останется только одно телевидение? Нет, одно телевидение не осталось. Есть книги, есть театры, есть музеи. Поэтому двигаемся, балуем себя, балуем своих близких, читаем книги, развиваемся.
До свидания.
Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!
Для нас это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.