«Союзмультфильму» - 85! Насколько интересны современным детям отечественные мультфильмы
Ю. Грымов:
- Здравствуйте! Это «Культурный код», Юрий Грымов. Сегодня интересная тема, мы будем говорить об анимации. «Союзмульфильму» - 85 лет. У нас в гостях Юлия Осетинская, генеральный продюсер киностудии «Союзмультфильм». Юлия, добрый вечер!
Ю. Осетинская:
- Добрый вечер!
Ю. Грымов:
- А 85 лет назад был какой мультфильм?
Ю. Осетинская:
- Самый первый? Студия родилась в 1936 году, она соединилась из разных студий. И вы меня поймали врасплох. Прямо в 1936 году, думаю, мы только собрались. И не отвечу, это, скорее, была просто точка сборки 10 июня. «Союзмультфильм» появился, как творческая организация, правда, она имела иное название. Название «Союзмультфильм» появилось через год.
Ю. Грымов:
- Получается – название «союз» имеет отношение к коллективу?
Ю. Осетинская:
- Это союз творческих организаций. В то время было порядка пяти разных творческих коллективов. Они собрались и некое объединение возникло. Вполне может быть, что это союз творческих личностей, групп, которые мыслили мульфильмами.
Ю. Грымов:
- А вот если бы сейчас организовался «Союзмультфильм»? И впереди большая история. С какого мультфильма вы бы начали эту деятельность?
Ю. Осетинская:
- Три года назад примерно так и случилось, что «Союзмультфильм» практически с нуля снова восстал. И первый мультфильм, который появился, «Простоквашино».
Ю. Грымов:
- Сразу буду спорить. Это же не новый!
Ю. Осетинская:
- Хотелось провести нить между старым и новым. Примерно в одно время вышли у нас новые мультфильмы «Оранжевая корова», «Петя и Волк», «Капитан Кракен». Много мультфильмов запустилось новых. И на данный момент среди 12 сериалов, которые есть у «Союзмультфильма», только один про новое Простоквашино и второй, который можно считать ребутом – «Чуч-Мяуч», который на основе классического мультфильма «Чучело-Мяучело», но при этом это самобытный мультфильм, не повторяющий прошлую историю. Но вдохновленный прошлой историей. Там взята музыка, тема основная, но это новые истории.
Ю. Грымов:
- Юлия, вы чувствуете, как продюсер, ответственность за молодое поколение?
Ю. Осетинская:
- Конечно.
Ю. Грымов:
- Это не высокопарные слова. Эта ответственность вот на меня не давит, она меня возвышает. Как вы видите это молодое поколение сегодня?
Ю. Осетинская:
- Мы можем говорить про разные целевые аудитории. Для разных аудиторий свои нюансы и интересы. Можно сейчас, конечно…
Ю. Грымов:
- А вы ухитряетесь их разделять на целевые аудитории? Раньше аудитория была едина. Она называлась – детство. Я считаю, что это все от лукавого. Маркетинг умер в двадцатом веке, сейчас двадцать первый век.
Ю. Осетинская:
- Аудитория динамичная, интересующаяся, но быстро переключающая фокус своего внимания. Любит яркое, интересное, но при этом, если не зацепило, не будет пересматривать и, может, наоборот, принципиально будет отказываться от чего-то.
Я с вами немного поспорю. Фильмы для 12-летних и мультфильмы для трехлеток – это разная целевая аудитория. Мы сейчас пытаемся делать проекты и для трех, четырехлеток. И развиваем проекты для 12+.
Ю. Грымов:
- У меня какой-то период сложилось впечатление, что «Союзмультфильм» превращается в музей русской анимации. И очень переживаю за это. Ну, нельзя вернуться в прошлое. И когда я слышу, что римейк, переозвучки, читал, что вы объявили конкурс на новый голос в «Ну, погоди!».
Ю. Осетинская:
- У нас был конкурс на голос котенка в «Ну, погоди!».
Ю. Грымов:
- Зачем вам этот конкурс? Сегодня при цифровой технологии просто надо выбрать качественного актера, который может поднять мысль, которую он передает. И обработать голос можно как угодно. Этот конкурс – это пиар-ход? Это как проводить конкурс артистов в театре. Это приходит очень странный народ.
Ю. Осетинская:
- С «Ну, погоди!» мы объявили конкурс котенка, потому что нам нужен был детский голос. Не спорю, мы хотели привлечь к этому внимание аудитории, что мы делает ребут «Ну, погоди!». И это не продолжение.
Ю. Грымов:
- Объясните нашим радиослушателям, что такое ребут.
Ю. Осетинская:
- Это на базе классического произведения – мультфильма, мы взяли за основу историю, жанр, что это буффонада – волк и заяц гоняются друг за другом, сделаем абсолютно иной продукт. Это не повторяет ни характеры, они схожи, но другие.
Ю. Грымов:
- Образы те же?
Ю. Осетинская:
- Образы узнаваемые, но это другие персонажи. У нас повзрослел Заяц, Волк помолодел. И то, что можно было делать…
Ю. Грымов:
- А как повзрослел Заяц? Мне интересно.
Ю. Осетинская:
- Нет, он возмужал. Видно, что он не мальчик-пионер, а это вполне 17-18-летний юноша, который самостоятельный. И ведет правильный образ жизни, спортсмен, умный.
Ю. Грымов:
- Наверное, еще и тиктокер.
Скажите, а вы в планы вставляете такие фильмы, как для взрослых? Современные для молодежи и тинейджеров.
Ю. Осетинская:
- Планируем. Мы активно планируем развивать категорию для целевой аудитории 12+. Пока 18+ не идем, думаем над этим. Может, лет через пять зайдем и для этой целевой аудитории будем проекты делать.
У нас уже есть проект «Приключения Пети и Волка» режиссера Алексея Лебедева, он делал раньше «Смешарики» и «Атомный лес». И сейчас совместно с ним мы делаем проект «Приключения Пети и Волка», который показывает уже очень хороший интерес у аудитории более старшей.
Ю. Грымов:
- А как вы это проверяете?
Ю. Осетинская:
- Обратная связь существует. И можно посмотреть по рейтингам, по просмотрам в YouTube, по обратной связи по аудитории в соцсетях, которые мы ведем. И когда к нам приходят наши гости, когда мы общаемся на мероприятиях с аудиторией, вот уже знают об этом проекте. Он для более взрослой аудитории. Там поднимаются двоякие темы, которые понятны и зрителям более младшим, но нацелены на более старшее поколение.
Ю. Грымов:
- А вы и ваши коллеги мониторят, что происходит в мире с мультипликацией?
Ю. Осетинская:
- Конечно. Это очень интересно. Мы следим за конкурентами и международными, и нашими российскими.
Ю. Грымов:
- А кто у вас конкуренты?
Ю. Осетинская:
- На российском рынке, конечно, это все наши крупные студии – «Паровоз», «Рики», «Мельница». На международном – все крупные студии, даже не очень крупные. Мы сами по себе еще не стали лидерами на международном рынке. Это вот в 70-80-е годы «Союзмультфильм» была крупнейшей студией в Европе. Там было более 500 человек, она работала, была наравне, даже соревновалась со студией «Дисней». После того, как 30 лет была пауза, естественно, нам приходится наращивать нашу библиотеку, нагонять, наращивать любовь аудитории. Потому что то, что было сделано в советские годы – это 65-80-е годы – это база, кладезь того, что у нас сейчас есть.
Ю. Грымов:
- Мы прекрасно понимаем, что в 60-е годы и в кинематографе случился переворот. Я сейчас про политику – некая оттепель. Она дала очень хороший прирост, а потом все стало скукоживаться.
Но вот я вспомнил не просто так про зарубежные мультфильмы. Вы видели проект «Нетфликс» «Любовь, смерть и робот»?
Ю. Осетинская:
- Конечно.
Ю. Грымов:
- Вот типа такого что-то может появиться на «Союзмультфильме». Жесткая, местами откровенная и до безумия реалистичная история. Это очень художественный проект. Два сезона, я просмотрел.
Ю. Осетинская:
- Наверное, в ближайшие пять лет самостоятельно мы такое точно… Пока в планах у нас нет. Но, возможно, мы найдем партнеров, которые вместе с какими-нибудь европейскими компаниями и подобный проект сделаем.
Мы, конечно, не достигли еще того уровня по технологиям, которые есть у наших зарубежных партнеров. Но мы активно это сейчас развиваем и наращиваем. У меня сзади фон – наш новый проект, который называется «Тайны Медовой долины», который мы делаем для мира в экспериментальном движке. Таких сериальных проектов еще не так много. И, в частности, «Любовь, смерть и роботы» - эта технология там тоже использована. И мы пытаемся попробовать различные технологии. И нарастить технологически наши ресурсы и умения. И прокачиваем наши творческие… Ищем талантливых сценаристов, режиссеров, художников, музыкантов.
Ю. Грымов:
- А технически «Союзмультфильм» сегодня оснащен? Карандаши и фломастеры есть?
Ю. Осетинская:
- Карандаши и фломастеры, безусловно, есть. Да, мы оснащены уже передовыми технологиями, прекрасными компьютерами, софт на различные программы закупаем. Мы уже на том же уровне программ и оборудования, как и международные ведущие студии. Просто нам пока не хватает специалистов, опыта. И это мы наращиваем.
Ю. Грымов:
- А вы практикуете то, что практикует весь мир, ведь мультипликация – это кое-где рутинная работа. Нужно сидеть и стараться. И какие-то подряды на рутинную работу отдаются в Индию, в Китай, в Корею, там не так дорого, но очень большое качество.
Ю. Осетинская:
- Прибегаем, но не из-за того, что это рутинная работа. Нам не хватает просто пока собственных специалистов. И, в частности, специалистов в России для того, чтобы делать большой объем.
Мы изначально начали говорить о современной аудитории. Она очень быстро потребляет контент. И нужно частое обновление. Нам необходимо следовать этой тенденции. И выдавать по четыре серии в месяц. И так как у нас уже порядка 12 проектов на 4 серии в месяц – это огромный объем. Понятно, что не все проекты выходят по 4 серии в месяц, но такое большое количество специалистов – у нас их в России нет. Либо студии «Союзмультфильм» надо собрать все студии, чтобы делать только наши проекты. Это не правильно.
Да, на некоторые виды работ мы привлекаем международные студии. И европейские, и из стран бывших СНГ, совместно с ними делаем часть работы.
Ю. Грымов:
- Вы инвестируете в своих сотрудников? Может, какую-то школу открыть про «Союзмультфильме», которая могла бы готовить себе кадры?
Ю. Осетинская:
- Да. У нас открыта школа режиссеров. Михаил Алдашин и Игорь Ковалев возглавляют ее, наши мэтры. У нас постоянно проводятся семинары, обучения для специалистов. Мы приглашаем интересных людей для общения, проводим мастер-классы и лекции. И в период пандемии у нас был ряд ZOOM-встреч с различными специалистами и авторами, которые востребованы нашей командой.
Ю. Грымов:
- Я прочитал в новостях, что в честь 85-летия студии вы решили оживить атмосферу старых советских мульфильмов и выпустили парфюм.
Ю. Осетинская:
- Есть такое.
Ю. Грымов:
- «Ежик в тумане», «Чебурашка», другие мультфильмы. 10 позиций парфюма. Интересно, чем пахнет «Ежик в тумане»?
Ю. Осетинская:
- Пахнет свежей росой, туманом, лесом. Очень хорошие ароматы. «Чебурашка» - цитрусовые ноты. «Бременские музыканты» - запах свободы, бриз морской.
Ю. Грымов:
- А вас не смущает, что совсем недавно Роскосмос выпустил свои духи с запахом космоса? Мне кажется, что это все – пережитки двадцатого века. Эти все стратегические… Может, Роскосмос только и будет выпускать, что запах в космосе. Мы видим, сколько там проблем.
Это бизнес или просто прикол?
Ю. Осетинская:
- Это, конечно, в первую очередь, бизнес. У нас это капсульная коллекция. И пока что в библиотеке ароматов их можно приобрести на сайте. Посмотрим. Если пойдет и будет востребовано, то это будет прямо лицензионная большая история. Пока это просто ко дню рождения нашей компании.
Мы выпускаем не только ароматы. У нас большое производство. Мы выпускаем ежемесячно большое количество мульфильмов. Мы за полгода только этого 2021 года выпустили более 500 минут новых проектов.
Ю. Грымов:
- Почему я зацепился? Я лет пятнадцать назад серьезно занимался парфюмерией. Меня нанимали для разработки дизайна, флаконов и так далее. Я был в это сильно погружен. Это сложный бизнес. И он напрямую совершенно не связан с деньгами. Понятно, что если вы большой бренд, который выпускает трусы и носки, вам обязательно надо выпустить парфюм. Но деньги не являются прямыми. Я знаю, что в парфюмерии примитивные и простые запахи даже с ужасной упаковкой получают совершенно большую аудиторию. Ниже среднего класса, я не беру дорогую. И они просто все без ума!
Ну, ладно. Дай бог, чтобы наши мультфильмы пахли хорошо!
У меня такой вопрос. Сегодняшние персонажи, к сожалению, обделены философским мышлением. Тот самый советский юмор, там было философское мышление. А есть ли сегодня умный детский герой? Не прикольный, а умный.
Ю. Осетинская:
- Да. Вот у нас есть ряд умных персонажей. Помимо проекта «Приключения Пети и Волка», где и Петя, и Волк, и его родители, естественно, он комедийный проект, но там большие и глубокие смыслы. И персонажи вполне себя серьезно ведут.
Есть у нас детективный проект, который мы делаем совместно с Дарьей Донцовой – «Тайны Медовой долины», в которой у нас Сова – детектив. И очень умная и интеллигентная дама.
Ю. Грымов:
- Донцова сама к вам пришла? Или вы попросили ее.
Ю. Осетинская:
- Мы обратились. И так случилось, что и Дарье было очень интересно. И нам было интересно попробовать детективный жанр, потому что он пока не очень развит в анимации, хотя сам по себе жанр популярный.
Есть у нас проект «Зебра в клеточку», который мы делаем совместно с ПКВС – Первый канал «Всемирная сеть». И там у нас есть персонажи, которые знают науку, интересуются окружающей средой. Да, мы закладываем философию. И пытаемся заложенные смыслы, заложенные в советское время в ту базу, что у "Союзмультфильм", пытаемся в настоящих новых мультфильмах развивать.
Ю. Грымов:
- СССР нет, не существует. Это другая страна.
Скажите, а финансово вас 100% поддерживает государство?
Ю. Осетинская:
- Нет. «Союзмультфильм» обращается к Минкульту для поддержки тех или иных проектов. При этом Минкульт обычно поддерживал ранее 10-20 серий из полного цикла. 50 серий мы считаем сезоном. Из них 10-20 серий поддерживается Минкультом. В год Минкульту надо поддержать много проектов, но без его помощи было бы крайне тяжело.
Полнометражные фильмы. Мы на общих основаниях подаем заявку вместе с другими студиями на поддержку полного метра. Остальные проекты – мы ищем партнеров. Это могут быть различные digital-платформы, у нас есть проект «Зебра в клеточку», «Оранжевая корова» и «Пластилинки», которые мы делаем совместно с ПКВС. Что-то мы делаем с платформой «Премьер».
Ю. Грымов:
- Получается, у вас нет бюджета государственного? Постоянного финансирования.
Ю. Осетинская:
- Нет, это только так же общих основаниях – обращаемся и получаем конкретно стоимость минуты, которое поддерживает государство – 200 тысяч за минуту раньше было. И на этих основаниях, несмотря на то, что многие проекты у нас стоят больше 400 тысяч за минуту.
Ю. Грымов:
- А остальные деньги? Это коммерческие?
Ю. Осетинская:
- Либо мы с будущей реализации, потому что у нас проекты еще не вышли. И мы их начинаем совместно с партнерами реализовывать. И это партнеры-продюсеры, которые соинвестируют в нашу продукцию.
Ю. Грымов:
- А сколько средний бюджет полнометражного мультфильма?
Ю. Осетинская:
- Полный метр – это отдельная история. Она всегда рискованная. И сейчас мы выпускаем мультфильм «Суворов», который начался в 2014 году другой командой. И в этом году мы его выпустим. И запустили два проекта полнометражных. В среднем стоимость полного метра где-то от 250 до 350 миллионов рублей. Конечно, самостоятельно их не сделать. Покрыть 100% государство не может, поэтому оно поддерживает до 70%. Не более.
Ю. Грымов:
- А возможно ли в будущем появление на «Союзмультфильме» сериала политического?
Ю. Осетинская:
- Я думаю, что в ближайшем будущем нет. И я не планирую. И команда про это не думает и даже с идеями не приходила.
Ю. Грымов:
- Боятся? Тема актуальная и можно сделать ярко. Это не только дети. Мы говорим про шире. Почему бы нет? Политический сериал на злобу дня.
Ю. Осетинская:
- Мы пытаемся быть вне политики, как и «Союзмультфильм». Вне конфликтов. Мы за мир.
Ю. Грымов:
- А почему политика? Вы считаете, что политика – это про войну?
"Союзмультфильм"
- Не говорю, что мы против политики. Честно говоря, не хочется эту тему пока поднимать, потому что, может, она актуальна сегодня, но мультфильмы – это такой продукт, который должен быть интересен и актуален через 10 лет. И как мы знаем по "Союзмультфильму» прекрасному, и через 50 лет должен быть интересен. Более того, это дорогостоящий продукт. И делать сиюминутные истории, которые актуальны сегодня, может, это в каком-нибудь ТикТоке, как вы сказали, или в YouTube? Может, ролики у кого-то появляются, но я такого, правда, не видела. Но у нас такого направления пока нет. И не планируем мы его развивать.
Ю. Грымов:
- Я не шучу про политические. Просто говорю, что можно работать в некоторых вещах на опережение. У меня было два канала, один мультипликационный. И когда я был на всяких площадках типа в Каннах, мне говорили, что вы – русские, вы актуальны, много разговоров вокруг России. И на этом можно зарабатывать.
Прихожу на какой-то стенд. Французы продают сериал «Чехов».
Может, разрабатывать какие-то движения, которые бы поднимали студию, Россию? Рассуждали бы о России. И, конечно, про сатиру. Высмеивали что-то плохое. гордились хорошим.
Я не про политику с точки зрения какого-то белья, а хороший, может, жесткий юмор.
Ю. Осетинская:
- Мультфильмы зарабатывают, в первую очередь, не на контенте. Контент – это дополнительный заработок. Продажа на платформы и тому подобное. Основной заработок – лицензирование, чтобы игрушки, книжки, одежда.
Ю. Грымов:
- Вы это развиваете, да?
Ю. Осетинская:
- Да. Это один из основных доходов анимации. А все политические истории? направленные на более взрослых, это только digital-контент. Можно монетизировать, если он будет очень не дорогой в производстве. И это будет на качество влиять.
Заработать на политических мультфильмах, думаю, наша студия не сможет.
Ю. Грымов:
- Мы сейчас видим, что все стремительно меняется. Милохин выступает на экономическом форуме, Бузова во МХАТе. Это все жестко. И я пишу об этом в Facebook, в Instagram у себя. Что-то такое происходит на "Союзмультфильме», когда вы ищете таких милохиных? Для меня это не авторитет, я уже говорил, что пыль, которая поднимается до небес, все равно остается пылью. Вот у вас какие-то лже-современные вещи бывают?
Ю. Осетинская:
- Есть такое. В плане конкретно с Милохиным мы не сотрудничаем, но, естественно, мы сотрудничаем с рядом популярных людей, которые являются голосом для наших мультфильмов. Но я не могу сказать, что это прямо реальные звезды. Это Хабенский, это Харламов Гарик, это Васильева Татьяна, которая озвучивает…
Ю. Грымов:
- Нет, это актеры. Это нормально. И вы называете не самые плохие имена.
Ю. Осетинская:
- Прекрасные!
Ю. Грымов:
- А я говорю про этих перевертышей! Вдруг какой-то блогер написал сценарий.
Ю. Осетинская:
- Сценарий – это серьезная история. Это плато, основной фундамент мультфильма. И сценарии у нас пишут исключительно профессиональные специалисты. Может, когда-нибудь условный Милохин придет к нам с интересной идеей мультфильма, мы готовы ее рассмотреть, но это не значит, что он будет писать сценарий. Если у него откроется талант вдруг, то да.
Может, через каких-то таких блогеров мы будем доносить информацию о наших новых проектах? Они сейчас являются авторитетами для аудитории. Той, которая нам интересна – массовая аудитория.
Ю. Грымов:
- Но надо очень аккуратно. Юлия, мне кажется, очень аккуратно. Мы прекрасно понимаем, на чем поднимается ТикТок, какую пропаганду и иногда не самую приятную, даже нарушающую закон… Скажите, у "Союзмультфильма» есть сегодня лозунг? Идеологический.
Ю. Осетинская:
- Да. «Давай вместе!». Это лозунг, слоган нашей компании: вместе играть, вместе смотреть, вместе праздновать, как сегодня 85 лет. История, лозунг, который объединяет поколения в нашем понимании. Чтобы собраться вместе с семьей, посмотреть мультфильм, обсудить и послушать. Приобрести какую-то одежду, вместе в ней ходить. Обсуждать и любить персонажей вместе. Наши старые герои были и появились новые герои.
Ю. Грымов:
- Большое спасибо! «Давай вместе!» - давайте вместе жить. Поздравляем вас с 85-летием!
Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!