Импичмент Дональда Трампа: кто теперь глава США

Национальный вопрос
Елена Афонина и Андрей Баранов вместе с политологом Еленой Пономаревой обсуждают последние события в США и проводят параллель с происходившим в России в 1990-х годах

Е. Афонина:

- Мы приветствуем всех, кто слушает Радиостанцию «Комсомольская правда». С вами ведущие программы Андрей Баранов.

А. Баранов:

- И Елена Афонина. Здравствуйте!

Е. Афонина:

- Как всегда наша программа будет состоять из нескольких тем, событий много. И хочется каждому уделить свое внимание.

Тема, которая не оставляет нас с 6 января – это не тема Рождества, а то, что происходило в ночь с 6 на 7 января, когда у нас в стране был замечательный праздник. В это время в Америке происходили другие события, которые до сих пор продолжают обсуждать.

А. Баранов:

- Они будоражат не только Америку, но и весь мир, потому что неизвестно, чем они закончатся. Напомню, 6 января протрамповские демонстранты пошли на штурм Конгресса, здание Капитолия, где проходило утверждение Сенатом итогов голосования выборщиков. Пришлось заседание прервать через потасовки, с охраной. Итог – погибло пять человек.

Это стало поводом для демократов приступить к подготовки импичмента Трампа, хотя ему осталось меньше недели – в среду пройдет инаугурация Байдена. Или даже сделать это после того, как Байден уже будет назначен президентом.

Чем это обернется для самой Америки? Что будет с долларом? С фондовыми рынками? Как с геополитической точки зрения все будет, какой эхо это получит?

Е. Афонина:

- Вы подняли такие темы!

А. Баранов:

- Самое интересно, что мы, кому за пятьдесят, все это наблюдали в конце 80-х - начале 90-х годов, когда пошла вразнос горбачевская перестройка. И когда полетел коту под хвост рубль, начались у нас дрязги, общество раскололось на демократов и ретроградов, партократов. В результате чего стал развал страны, обнищание невиданное. И мы упали в такую яму, из которой сейчас пытаемся выкарабкиваться какое десятилетие.

Е. Афонина:

- А вот здесь вопрос, который мы задаем нашим радиослушателям. Напоминают ли вам события в Америке то, что было в нашей стране в 90-е?

И мы приветствуем нашего эксперта – профессора МГИМО, политолога, историка, публициста Елену Пономареву.

Е. Пономарева:

- Добрый день! Вы назвали столько тем! Если отталкиваться от того, что произошло в Питере, то что мы наблюдаем в США, это своего рода полтический триллер, политическое порно, можно сказать, потому что маски сброшены со всех участников этого действа. И в отношении перекрестных моментов с нашей историей, конечно, они очевидны.

У меня сразу ассоциация возникла с событиями 6 января – это ГКЧП, когда имел место заговор, были моменты влияния внешних и внутренних сил.

Мне кажется, в США будет погорячее, потому что силы практически равные. И не ангажированные эксперты даже говорят о том, что треть, как минимум, населения поддерживает Трампа. А некоторые говорят, что почти половина. Перед эфиром я закончила писать пост для своего Telegram-канала по поводу того, кто финансирует Байдена и Трампа. Если взять только миллиардеров, то Трампа поддержали 80 миллиардеров американских, а Байдена 94. И там разница по секторам идет. Но понимаем, что это не 30%.

А. Баранов:

- Мы должны помнить, что за Трампа проголосовало 76 миллионов американцев. Это больше, чем в 2016 году. Это огромный резерв за его спиной. И среди них есть упертые, которые никогда не простят демократам того, что они сделали с их лидером за четыре года его правления.

Е. Пономарева:

- Конечно. Если помните, вчера вышла статья на ресурсе ТАСС, которую написал Дмитрий Анатольевич Медведев. В частности, он там использовал такое понятие, как «холодная гражданская война». И пожелал американскому народу поскорее это все закончить и верит, что это быстро разрешится. Но мы со своей историей знаем, что гражданская война – это очень серьезно. И надолго. И какая бы она ни была холодная, победа в этой войне достается исключительно бескомпромиссной борьбе и далеко не за столом переговоров. Не дай бог, чтобы это дело дошло до кровопролития. Притом, что 6 января аналитики дают, что в Вашингтоне собиралось до 6 миллионов человек. Думаю, что это завышенная цифра, но даже если в половину уменьшить, это много. И мы видим, какие фантастические приготовления делаются сейчас в Вашингтоне, готовятся к инаугурации. Не радость для жителей это представление будет, ни площадки создаются концертные для звезд, а ставятся заградительные антивандальные щиты, потому что будет опасно находиться в это время в процессе инаугурации.

А. Баранов:

- Туда стянуто 22 тысячи национальных гвардейцев с бронетехникой и с полном вооружении. Это в пять раз больше, чем сейчас американских войск в Ираке и Афганистане вместе взятых.

Е. Пономарева:

- К этому надо добавить не особо заметных сотрудников ФБР и других силовых структур. И мы видим, что Америка закипает. И несмотря на инаугурацию, значительная часть американцев не согласиться с этим решением.

И в этой ситуации вопрос: почему такое колоссальное давление оказывается на Трампа? Политические они его убили, но они ведь хотят его фактически уничтожить и экономически, и социально. Та процедура, которая была организована по импичменту, она может быть не приостановлена после инаугурации.

А. Баранов:

- На уголовку она может перейти.

Е. Пономарева:

- Совершенно верно. Его по этой процедуре могут лишить всевозможных привилегий, которые распространяются на всех президентов США. Лишить пенсии, но она ему, думаю, не столь важна, а именно вопросов безопасности. И судить его по любому уголовному делу, начиная от надуманного от харрасменте, а уж Трамп, который проводил по всему миру конкурсы красоты, наверняка может попасть под эту раздачу легко. И заканчивая «Рашагейт», а как мы знаем, Трамп дал распоряжение публиковать все документы этого расследования, в которых совершенно российский след не прослеживается.

А. Баранов:

- Там ничего не нашли.

Е. Афонина:

- Адвокат Трампа уже сказал о том, на чем он будет строить свою защиту. Призывы Трампа были не призывы к штурму Капитолия. То, что он сказал, был некий временной лаг, после чего толпа, собственно, пошла на штурм.

А. Баранов:

- Он сказал, мы идем к Капитолию защитить наших сенаторов, которые говорят о фальсификации.

Елена Георгиевна, в чем вы видите определенные параллели? Есть ли похожести с тем, что происходило у нас в начале 90-х? Что бы вы выделили? Какое сходство?

Е. Пономарева:

- Прежде всего, идет серьезная борьба за власть. И вопрос о будущем, как у нас в стране было, по какому пути пойдет страна. Один из слушателей радиостанции написал о том, что у нас произошел слом прежней социальной системы, мы пошли в дикий капитализм. А что касается Америки, капиталистической она останется, несмотря на те левые идеи, которые там присутствуют, она не будет строить социальное государство. Но речь идет о том, какое это будет будущее? Будущее жесткой цифровизации? IT-технологий, в которые мы стремительно погружаемся и, в частности, эпидемиологическая ситуация, которая сложилась, она ускорила эти процессы. И выдавливание это будет мелкого и среднего бизнеса. Или это будет та Америка, о которой грезил Трамп? И которую он хотел создать? Империю супер индустриального гиганта.

Конечно, за Байденом стоят те силы, которые видят совершенную новую.
финансилизированную и айтишную страну, где значительная часть населения будет, к сожалению, выброшена на борт. Кстати, поэтому стремление Трампа как-то подсластить эту пилюлю. Недаром в одном из выступлений он говорил, что готов раздать каждому американцу по две тысячи долларов.

А. Баранов:

- Вертолет так называемый.

Е. Пономарева:

- Да. Откуда возьмутся эти деньги, мы прекрасно понимаем, что ровно на две тысячи долларов в процентном эквиваленте это валюта подешевеет, потому что ее надо будет напечатать. И уже сейчас все банки мира трясутся от того, что будет серьезный обвал доллара. И фондовых рынков. Сейчас уже государственный долг США невероятных пределов.

Если говорить о большом сходстве, то выбор модели развития. Другое дело, согласятся с этим простые американцы? Поэтому предпринимаются меры, в частности, рассматривается законопроект, который позволит изъять оружие, которые в значительной степени присутствует в Америке и имеет свободное хождение.

А. Баранов:

- Мало им не покажется. Эта поправка вторая к конституции, тут многие не согласятся.

Е. Афонина:

- Андрей Михайлович, свободу слова – первую поправку давно, извините меня…

Е. Пономарева:

- Лена, вы совершенно правы. Видите, Facebook немного спохватился, Instagram, они разблокировали аккаунты Трампа. Мне кажется, это подтолкнули не столько беспокойство о демократии, сколько финансовые потери. Почти на 50 миллиардов сразу рухнули акции. Facebook и Instagram.

А. Баранов:

- Ведь двести с лишним лет двухпартийная система существует! А сейчас республиканцы дезорганизованы, растеряны, у них раскол и по поводу отношения к Трампу в своей партии. Если демократы, а они уже взяли верх над Конгрессом и над Белым домом, почувствуют силу, будут дальше гнобить республиканцев, те могут просто рассыпаться.

Е. Афонина:

- И Америка перейдет к однопартийной системе?

А. Баранов:

- Да. В том-то и дело.

Е. Афонина:

- И если вы не участвуете в этой системе, вы вне ее.

Вот эти гонения на трампистов, их увольняют с работы, вычисляют, начинают в правах урезать, это и есть…

Е. Пономарева:

- Диктатура.

А. Баранов:

- Пример маленький. Девушки знакомились с участниками штурма Капитолия в интернете, что якобы вы мне понравились, узнавали все, а потом сдавали этих людей властям! Это целый батальон павликов морозовых обеих полов там растет. Дочь сдала собственную мать.

Е. Пономарева:

- Мы хорошо видим, как разворачиваются эти процессы, когда с уважаемых телеканалов, казалось бы, раздаются обвинения сторонников Трампа к принадлежности к ку-клукс клану, их приравнивают к неонацистам. И это, действительно, охота на ведьм может начаться. Более того, мы не должны забывать, что череда странных смертей началась, так называемая зачистка тех людей, которые участвовали, назовем его штурмом Капитолия. Причем, странно организованного, а мы видим по кадрам и воспоминаниям участников. Полиция не оказывала никакого сопротивления, даже помогала людям проходить в комнаты здания. В частности, один из самых известных в сетях человек, который сфотографировал себя в кресле спикера Палаты представителей, он очень странно покончил официально жизнь самоубийством.

А. Баранов:

- Технически даже странно: из ружья в грудь? Как-то это не очень…

Е. Пономарева:

- Притом, что ему грозил только штраф.

А. Баранов:

- Тысячу долларов.

Е. Пономарева:

- Почему эта смерть произошла? Дело в том, что пропал ноутбук Нэнси Пелоси. И мы понимаем, что это очень серьезная информация. Парень поплатился, что влез в очень большую политическую игру. И всевозможные гонения на сторонников Трампа, безусловно, будут иметь место.

Но насколько готово общество этому противостоять? Кстати, может вспомнить исторический случай важный, когда в период Рузвельта был серьезный политический кризис. И он попытался создать еще одну партию, которая откололась от республиканцев. Ему, конечно, это не удалось сделать, но такая историческая попытка была.

Мы можем быть свидетелями в ближайшее время, может, даже создание каких-то новых политических структур и институтов на базе республиканской партии. Мне кажется, что это более отложенный сценарий. Пока сейчас они будут, демократы имею в виду, переваривать ту власть, которая на них свалилась, притом, что серьезное должно быть давление по другим направлениям на них.

Е. Афонина:

- У нас сообщение из Алтайского края. «Да, события напоминают, но Америка выдержит». Иркутская область: «Не вижу сходства с СССР, но, думаю, что нас ждет то же самое».

Возьмем две равнозначимых страны – США и Украина. Объясню, почему. Когда на Украине начались событий, что происходило? На уровне семей люди расходились, друг друга сдавали, не верили, что в Донбассе убивают, просто мы это все наблюдали чуть ли не в режиме прямого эфира. То же самое сейчас происходит в США практически. Я предполагаю, что может это «нормально» для определенного перехода от одной реальности в другую?

Нам предлагают поговорить о нашей стране. Пожалуйста! Представим себе в страшном сне, что вдруг приходят к власти оппозиционно настроенные, скажем так, лидеры. Что они сделают первое? Не сложно ведь предположить!

А. Баранов:

- Будут мстить прежним. Олигархов всех оставят на месте. И скоро станут такими же олигархами. Но простым людям это обойдется тем, что нам обошлось уже в 90-е годы. И зачем нам это надо?

Е. Афонина:

- Совершенно верно.

А. Баранов:

- Да и американцам это не надо?

Е. Афонина:

- Елена Георгиевна, может, это и есть ненормальная нормальность?

Е. Пономарева:

- Это, собственно, и есть то, что называется гражданской войной. Происходит раскол общества на уровне родственных связей. Конечно, это будет приводить к самым кровавым последствиям в том смысле, что могут рушиться не только карьеры, но и прекращаться даже жизнь.

Здесь был опробован очень жесткий сценарий на примере движения Black Lifes Matter, когда люди только по цвету кожи могли применять физическое насилие. А здесь цвет кожи может заменить идеологическая или политическая принадлежность.

А. Баранов:

- И будут целовать башмаки, значит…

Е. Пономарева:

- Этот социальный эксперимент, к сожалению, BLM, он прошел для Америки не гладко. Там значительная часть населения согласилась с тем, что было навязано вот этими бандитами с большой дороги.

А. Баранов:

- Как вы сказали – трамписты! Звучит брутально. Байдерцы – шелково и пушисто.

Е. Пономарева:

- Нет, я совершенно…

А. Баранов:

- Нет, я это к слову. Между тем, сегодня в 11 вечера в Москве будет церемония инДОГурации собаки Байдена Мейджора в ZOOM - такой почин. Она что-то там пролает на камеру, это будет считаться принесением собачьей присяги. Гуманитарная организация одна организует это, все сборы пойдут на поддержание приютов для животных. Кстати, Майджор этот был взят Байденом из приюта. Вот такая американская мечта по-собачьи: из клетки в приюте а апартаменты Белого дома.

Е. Афонина:

- Такое мимими. Спасибо, Елена Георгиевна!