Где ваша хвалёная свобода слова? На Украине закрыли три крупнейших телеканала

Национальный вопрос
Елена Афонина и Андрей Баранов вместе с публицистом и автором канала «Железный зэк» Игорем Кимаковским обсуждают, что такое «свобода слова по-украински»

Е. Афонина:

- Всем доброго дня! В студии ведущие программы – Андрей Баранов!

А. Баранов:

- Здравствуйте! И – Елена Афонина.

Е. Афонина:

- Сегодня мы хотим поговорить о «свободе слова» на Украине. Берем сразу в кавычки, потому что повод знаковый – закрытие трех украинских телеканалов. И что по этому поводу сказал МИД нашей страны, что сказали в США. И поговорим о том, что отношения между Россией и Европой, ну, мягко говоря, далеко от идеала после того, как…

А. Баранов:

- Приезжал к нам глава дипломатии европейской Жозеп Боррель, испанец. Надеялись, что будет подвижка в позитивную сторону, но ничего, договориться практически ни о чем не удалось. И в стратегическом плане отношения дальше будут ухудшаться, видимо, надо ждать очередных санкций.

Е. Афонина:

- Но начнем с Украины. Это не укладывается ни в какие нормы, когда президент страны вводит санкции против не просто гражданина своей страны, а это против депутата Верховной Рады!

У нас в гостях публицист, автор канала «Железный зек» Игорь Кимаковский.

И. Кимаковский:

- Здравствуйте!

Е. Афонина:

- На Украине запрет сразу трех оппозиционных телеканалов. Указ подписывал президент страны Владимир Зеленский, вводятся санкции против депутата Верховной Рады Тараса Козака, которому медиа эти принадлежали. Руководство каналов заявляет о политической расправе над неугодными СМИ. Телеканал «Наш» решил поддержать своих коллег в прямом эфире и поплатился двумя атаками радикалов, которые прошли на этой неделе.

А. Баранов:

- И еще там пятый телаканал, «Интер» - очень популярный в Украине, очень част она него и дут ссылки. Тоже попытались его штурмовать вчера радикально настроенные нацики.

Е. Афонина:

- И что заявляют участники акции? «Наш» и «Интер» являются основным рупором пророссийской пропаганды на Украине. Американская дипмиссия поддерживает усилия по противодействию злонамеренному влиянию России.

А. Баранов:

- Такого даже представить себе не мог - «злонамеренное»!

Е. Афонина:

- На что официальный представитель нашей страны Мария Захарова называет это фееричным комментарием посольства США в Киеве. И говорит, что «США отметились как никогда ярко, заявление посольства США на Украине по этому поводу – нечто феерическое!».

Игорь, украинские ли это каналы?

А. Баранов:

- Они говорят, что денежки идут тайными тропами из России. Финансируются чуть ли не из Кремля на подрыв самостийности незалежной.

И. Кимаковский:

- Если бы они финансировались из Кремля и из РФ, поверьте, украинские спецслужбы уже давно бы опубликовали эти материалы. И это не первая попытка закрытия оппозиционных каналов. Они предпринимались еще Петром Порошенко. И в этой ситуации, как человеку, который провел в украинском плену практически четыре с половиной года, видевшему всю предвыборную кампанию Зеленского, мне смешно наблюдать за этой картиной, когда все говорили, что он придет с миром, будет разговаривать и вести диалог со всеми жителями Украины. И на фоне Порошенко это смотрелось тогда нормально.

А. Баранов:

- Напрямую говорил, что никогда не закроет каналы.

И. Кимаковский:

- Да. И я тогда еще говорил, будучи в тюрьме, написал статью о том, что, ребята, не обольщайтесь. Зеленский – это обертка к конфете Порошенко, что и показало правление этой хунты. Я ее называю информационной хунтой, потому что при Зеленском давление на русский язык, на свободу слова на Украине стали более интенсивными, нежели при Петре Порошенко, который всячески выказывал свою неприязнь к России.

А. Баранов:

- Там поводом послужило что? Один из каналов показал один из сюжетов, посвященных встрече лидера оппозиции Медведчука с Владимиром Путиным.

Я к чему? Конечно, каналы украинские, но они хоть как-то доносили российскую точку зрения.

И. Кимаковский:

- Это продолжение удара по русскому языку и русским жителям Украины. Именно русские жители Украины, а я не перестаю говорить с 2013 года, карту посмотрите! Там живут русские люди, наши люди. И сейчас сделали удар по семимиллионной аудитории русских на Украине, потому что именно русские люди смотрели эти каналы.

Эти каналы при Порошенко показывали тоже встречи Медведчука с Владимиром Владимировичем Путиным, с председателем нашего правительства, с русскими предпринимателями и политиками. И делегации ездили украинские, эти каналы их освещали. Но тогда эти каналы не закрывались.

Сейчас это идет целенаправленно. Я общался по этому поводу с рядом журналистов, не буду называть фамилии, они на Украине до сих пор находятся под санкциями и статьи 258.3 – это помощь терроризму. И они сказали, что это связано в какой-то степени еще и с делом Навального, что у нас произошла посадка этого псевдополитика.

А. Баранов:

- Только ли в этом причина? Или в том, что Зеленский катастрофически теряет свой рейтинг? И ему надо выслужиться перед националистами, перед нацистами?

И. Кимаковский:

- Правая тусовка не очень многочисленная, поэтому правый радикалы, они хоть и продолжают набирать вес на Украине, но они не пользуются авторитетом. Если мы смотрим последние муниципальные выборы, то они под видом всяких партий туда заходили.

А. Баранов:

- Они берут дубину, приходят и выламывают дверь.

И. Кимаковский:

- Это другой вопрос. Это им позволительно, но в политику они прорваться не могут. Тем не менее, их крышуют западные спецслужбы, поэтому они позволяют себе нарушать законодательство. А нашим оппозиционным журналистам, которые пишут, им этого делать на Украине не разрешают.

Это плохая тенденция, потому что на Украине внесли в Верховную Раду законопроект, если в случае объявления на Украине военных действий, можно создавать концентрационные лагеря. Понятно, против кого это направлено – это против граждан России, которые могут приезжать на территорию Украины. Это был первый звоночек.

А в этом году у нас началось давление на русский язык. С прошлого месяца на Украине в местах общего пользования, в библиотеках и так далее должны отвечать только на украинском.

Е. Афонина:

- Да, это вводится поэтапно в жизнь.

И. Кимаковский:

- Вот системный план, который мы обсуждали с вами.

Е. Афонина:

- Мне было интересно посмотреть канал «Наш». Меня, как человека, который занимается радиожурналистикой, удивило, что когда ведущие на чисто украинском языке отвечает, когда люди общаются с ней на русском, поддерживает русскую повестку, поддерживают оппозиционные каналы. А ведущая обязана, понимая русский, общаться на украинском! И эксперты у нее на русском говорят! Она все равно говорит на украинском. Знаете, правда, разрыв шаблонов!

И. Кимаковский:

- Она не может говорить, потому что канал закроют.

А. Баранов:

- Отойдем от Украины на три секунды. Обратимся к Прибалтике. То же самое американцы говорили латышам, что правильно вы закрываете «Спутник», RT, что вы увольняете русскоязычных журналистов, не даете возможности вещания российским каналам. Наши терпели, терпели. Не знаю, почему терпели. И, в конце концов, грузы пошлине по железной дороге Латвии, а пошли в наши порты. И теперь они продают свои рельсы, свои стрелки, вагоны. И премьер-министр Латвии в лучших украинских традициях: а нас-то за что? Давайте отделять наши принципиальные споры про демократию от хозяйственной деятельности и здесь надо находить компромисс!

Вот так вот и нужно! По губе дать зарвавшимся людям, которые вредят нам, гадят нам, угнетают русских!

Е. Афонина:

- Андрей Михайлович!

А. Баранов:

- К этому идет и Украина! Сейчас введут «не граждане» и еще что-то.

Е. Афонина:

- Посмотрите, как радостно российские канал приветствовали возвращение с Украины госпожи Максаковой! Она прокатилась по всем телеканалам со своим рассказом! А что она говорила еще несколько месяцев назад? И какими словами поливала нашу страну! А теперь от ТВ-Центра, где она учит еду готовить ведущего до центрального канала!

А. Баранов:

- Соглашусь! Где же свобода слова? Вчера вынесли предупреждение и штраф флешмобу в защиту Путина, который был в Екатеринбурге. Оштрафовали и сказали, что нарушили эпидемиологическую обстановку.

Е. Афонина:

- Я тут поспорила с одним из радиослушателей, мы с ним столкнулись во мнениях когда шла программа «What’s up страна!», мы с ним столкнулись во мнениях по поводу свободы слова. И я достаточно жестко прошлась по словам Навального в суде, который начал издеваться над ветераном, на что мне слушатель прислал тут же, мол, типа я не буду вас слушать, потому что вы не осуждаете действия полицейского, который пнул женщину ногой в живот. Я хочу напомнить, что этот полицейский приходил, цветочки дарил, все руководство сказало, что человек будет наказан.

А. Баранов:

- Она извинения признала. Потом к ней пришли либералы и сказали: ты что делаешь-то?

Е. Афонина:

- И буквально на днях я лично общалась с молодым человеком, которого забили ногами на Пушкинской площади. У парня выбиты все зубы!

А. Баранов:

- Помните, который залез на фонарь и развернул плакат против Навального? Его сбросили с фонаря с трех метров, били ногами.

Е. Афонина:

- А Максим Леонардович Шевченко в эфире одного очень известного радиоканала заявил, что этого парня надо к уголовной ответственности привлечь за то, что он испортил фонарь. Вот вам свобода слова!

И у нас вопрос. Где этой свободы больше? На Украине, которая сражалась за эту свободу слова в 2014 году, уверяла, что настанут благословенные времена, когда каждый будет имеет право говорить все, что хочет.

А. Баранов:

- Игорь, какие-то рычаги есть? Дать по рукам, по губам за все, что там делается?

И. Кимаковский:

- Максакову я там слушал. Вы не представляете, как она грязью поливала нашу Родину!

Е. Афонина:

- Мы это видели.

И. Кимаковский:

- По делу Навального я стал свидетелем выступлений в Санкт-Петербурге. И знаю всю историю этой женщины. Как она себя вела в больнице, как она врачей шантажировала, как то прибегала в больницу, то убегала.

Вернемся к Украине. Они серьезно пострадали от разрыва экономических связей с Россией. И единственный крупный кусок совместного бизнеса – это вот транспортная сеть, которая с советских времен проходит по Украине. И вы видите, что американцы делают все, чтобы мы продолжили, как агрессор, прокачивать газ через Украину, они все делают, чтобы не запустился «Северный поток-2».

Уже все экономические связи разорваны, но мы продолжаем каким-то образом с ними взаимодействовать. Я бы прекратил транзит украинских грузов через территории Российской Федерации. Как экономический рычаг. И я бы все сделал, чтобы дети русских людей, которые живут на Украине, могли беспрепятственно учиться в вузах Российской Федерации и, таким образом, мы будем формировать мягкую силу. И показывать жителям Украины, у которых забрали последние информационные ресурсы, которые показывали им, что Россия не является агрессором. И третье – нам необходимо давать не только жителям Донбасса российские паспорта, но и жителям Украины, которые связывают себя ментально, мы миллионами уз связаны! Кстати, против этого и был создан украинский закон о том, что во время объявления военного положения можно создавать концентрационные лагеря на территории Украины. И туда сажать жителей России. Почему? Потому что даже сейчас россияне туда едут, чтобы на могилкой, например, поухаживать, в брату сходить, навестить невестку и так далее.

А. Баранов:

- Этот поток сократился до маленького ручейка.

И. Кимаковский:

- Собирать наших граждан в концентрационные лагеря! Это нонсенс! В середине Европы, в двадцать первом веке!

Мы должны сейчас сильно ударить по транзиту. И нам необходимо мощнейшее информационное воздействие, создавать, может, десяток RT, которые будут помогать правильно ориентироваться русским людям на Украине.

Е. Афонина:

- На RT, знаете, есть тоже ведущие… У меня много вопросов. Один из них тут выступил с обращением к гражданам России, что если вас там не будут насильственно прививать, то вам нет места в стране. Это притом, что президент постоянно говорит о том, что вакцинация должна быть добровольной. Но это так, уход в сторону.

Вопросов достаточно много. Зачитаю комментарии. «Если даже нет таких рычагов давления на Украину, то их надо создать! Два братских народа не могут общаться так, как они хотят!». «Да пускай эту Украина живет, как хочет! А ты мы в дверь, а нас в окно». И так далее.