Как Болгария превратилась в страну профессиональных русофобов

Национальный вопрос
Андрей Баранов вместе со специальным корреспондентом «Комсомольской правды» Дарьей Асламовой обсуждают, как же «братушки» превратились в оккупантов

А. Баранов:

- Здравствуйте. Это программа «Национальный вопрос». В студии Андрей Баранов. У нас в студии журналистка «Комсомольской правда» Дарья Асламова. Даша только что побывала в стране, о которой в советские времена мы говорили так: «Курица - не птица, Болгария – не заграница». Речь пойдет о Болгарии. Не было, казалось бы, лучше настроенных к нам людей, чем болгары, братушки, люди, прекрасно знавшие русский язык. Одно время даже болгарские власти пытались стать 16-й республикой Советского Союза. Москве стоило больших трудов их отговорить (это было в конце 60-х – начале 70-х годов) – мол, нет у нас общей границы. Вот насколько были тесные отношения.

И вот Дарья Михайловна Асламова, побывав там, убедилась в том, что сейчас Болгария если не превратилась, то успешно превращается в страну профессиональных русофобов, которых где-нибудь на Западе еще и поискать надо. Даша, может быть, ты ошиблась, может быть, тебе что-то показалось, не с теми людьми встречалась? Как так получилось?

Д. Асламова:

- То, что я не ошиблась, те же комментарии к моей статье подсказывают. Приходит очень много комментариев из Болгарии на мою статью.

А. Баранов:

- Надо сказать, что 22 июня в «Комсомольской правде» был большой материал Даши о поездке в Болгарии. Ну и, конечно, на сайте kp.ru можно его посмотреть. И что пишут?

Д. Асламова:

- Вот что пишут братья-болгары под моей статьей. «Не называйте нас братьями. Мы не братья. Под братьями вы подразумеваете, что мы должны быть рабами вечными. У нас с вами нет ничего общего ни генетически, ни исторически. Вы никогда нас не освобождали, мы никогда не просили вас освобождать. Вы хотели и искали только территорий. Мы вам ничего не должны, это вы нам должны. Имейте уважение к стране, которая дала вам грамотность и христианскую религию. Русофоб – это человек, который боится России. Страх естественен, он правилен. Да, мы боимся вас, потому что вы агрессоры. Мы являемся частью западной цивилизации, Европы за много веков до возникновения России. Когда вы поймете, что означают европейские ценности, тогда мы можем перестать бояться вас. Вам надо очень много работать над собой».

А. Баранов:

- Такое впечатление, что это с Украины кто-то написал. Один к одному те же самые формулировки: мы – цивилизация, а вы – какая-то там Орда.

Д. Асламова:

- Да.

А. Баранов:

- Давай танцевать от печки, что называется. Что, они не помнят, что мы их освободили от турецкого ига?

Д. Асламова:

- Это очень неправильное выражение, неполиткорректное. Больше нет турецкого ига, оно теперь отменено. Это называется очень вежливо – турецкое присутствие. Ты не путай, оккупанты – это русские, а турки, они просто присутствовали там. А мы пришли не освобождать вовсе Болгарию от турок, положив 200 тысяч солдат и потеряв бюджет 1 миллиард 100 миллионов золотых рублей (это было два годовых бюджета Российской империи за 1878 год). То есть, положив столько людей, мы их не освобождали, мы, оказывается, хотели украсть у них территории.

А. Баранов:

- Какие же?

Д. Асламова:

- Территории в то время у них не было, в том-то и вопрос, что Болгарии как государства не существовало. Но то, как сейчас учат детей в учебниках, что Россия хотела добраться до проливов, и только поэтому случайно пошла и освободила Болгарию. То есть не было никакого народного движения, боролись мы вовсе не за то. То, что мы ничего не получили при этом, а потеряли людские жизни, потеряли ресурсы огромные, об этом не сказано ничего. То есть детей учат, что это была исключительно российская имперская политика. Теперь это так называется – имперская политика России. Царь Александр Освободитель уже не считается царем Александром Освободителем, он считается царем-оккупантом, царем-завоевателем.

А. Баранов:

- Они не собираются памятник на Шипке сносить, памятник самому Александру II?

Д. Асламова:

- Собираются. Уже пошла борьба не только против всех памятников, а пошла борьба за то, чтобы уничтожить все памятники, которые есть там, даже посвященные освобождению от так называемого турецкого присутствия, а не от османского ига. Оказывается, они жили хорошо с турками, а потом пришли злые русские, освободили. Когда у них шла великая резня, это было восстание 1876 года, когда поднялась вся Европа, когда реально вырезали половину Болгарии. 300 тысяч человек погибло во время восстания. И вот только тогда, когда уже было массовое общественное движение, вмешалась Россия и сказала: окей, братушки, надо спасать наших близких православных братьев, у нас общая религия, общий язык, общие корни. Теперь оказывается, что это не мы их освобождали, генетически и исторически мы ничего не имеем общего. Так что это были просто злые русские, которые пришли, что-то пытались для себя выгадать, ничего не получилось, и они ушли. Но почему-то украли у них территорию.

Знаешь, кого они мне напоминают? Это как верно написали в комментах: «Вы моего мальчика спасли. А где его кепочка?» Это из этой серии. У нас должна была быть территория не такая, которую вы нам дали, а должна была быть от Эгейского моря до Черного моря, а вы нам дали неправильную территорию. Люди, которые 500 лет не имели государственности, мы дали им неправильную территорию, мы их обокрали, оказывается.

А. Баранов:

- Даша, может быть, в этом «виноват» советский период истории? Может быть, за это они какую-то обиду на нас имеют и переносят ее на более древнее время?

Д. Асламова:

- Дело в том, что страна Болгария, которая существовала до 1396 года, тогда она существовала от моря до моря. У меня любимая забава, когда я беру балканскую карту, я выстраиваю всех – Великая Сербия, Великая Болгария, Великая Албания, Великая Македония, Великая Босния. Оказывается, что места на Балканах никому нет, потому что они все друг друга перекрывают. Все эти шовинистические идеи возникли еще тогда. Но поскольку 500 лет ига, тогда они все были русофилами, но уже тогда возникли русофобы. Как только мы их освободили, сразу возникло движение и русофилов, и русофобов. Потому что немедленно начались отношения с Германией, они вступили в Первую мировую войну на стороне Германии, они вступили во Вторую мировую войну на стороне Германии.

А. Баранов:

- Но ведь они говорят: мы не воевали против России во время Первой мировой войны и против Советского Союза во время Второй мировой войны, то есть боевых действий мы не вели против вас.

Д. Асламова:

- Они вели колоссальные боевые действия. Фактически Гитлер себе ручки на Балканах освободил. За счет чего? Что пообещал им Гитлер. Он им просто сказал: ребята, берите территорию от моря до моря, как вы мечтали.

А. Баранов:

- От Адриатического до Черного.

Д. Асламова:

- Нет, от Эгейского. Они взяли Северную Грецию, вышли к Эгейскому морю. Эту территорию им дала гитлеровская Германия. Они взяли Южную Сербию и практически дошли до Белграда. Естественно, получили Македонию, которая исторически древняя болгарская территория, и македонцы даже встречали братушек хлебом-солью. Они же думали, что это лучше, чем если придут немцы. Оказалось, что куда как хуже. Потому что пришли болгарские оккупанты реально. И их ненавидят все Балканы. Потому что когда они ворвались к своим бывшим братьям-славянам, то, что творили болгары на этих территориях во время Второй мировой войны, это ад.

Во-первых, они зачистили Сербию очень основательно. Южная Сербия – там к людям даже подходить со словом «болгары» нельзя. Они убили около 5 тысяч партизан. Как ты понимаешь, это мощная сковывающая сила. Они сожгли массу деревень. В той же Македонии, которая была им братской, сказали: у вас тут неправильный диалект, вы тут плохо говорите по-болгарски. Они зачистили 14 тысяч мирного населения, погибло около 16 тысяч партизан, сербов, которые жили на этой территории.

А. Баранов:

- Мы ничего этого не знали, естественно.

Д. Асламова:

- А в Южной Греции полный кошмар, там погибло 65 тысяч греков на территориях, подконтрольных болгарам. Более того, там было безумное восстание в городе Драма. Оно было в 41-м году, когда греки восстали, после того как их захватили болгары. Они просто утопили его в крови, там погибла масса людей и 100 тысяч греков покинули территорию.

А. Баранов:

- Для такой страны, как Греция, это, конечно, огромная цифра.

Д. Асламова:

- Да, это колоссальная цифра. То, что творили наши братушки… Поэтому на Балканах их ненавидят. Это называется болгарская политика (есть такое выражение на Балканах). Это означает страстное желание присоединиться к сильному и к победителю.

А. Баранов:

- Это правда. Кстати, многие так и пишут нам, что «этим братушкам Россия нужна только тогда, когда от нас идет многомиллиардная помощь, а когда у нас экономика падает, они сразу становятся лютыми врагами».

У нас есть звонок. Александр, Саратов.

Александр:

- Абсолютно согласен, болгары нам никакие не братушки. Даша, вы не помните, на чьей стороне Болгария воевала в Первую мировую?

А. Баранов:

- Мы только что об этом говорили.

Александр:

- А во Вторую мировую войну?

А. Баранов:

- И об этом говорили.

Александр:

- У меня есть немецкая хроника, где немецкий диктор спокойно говорит: «Братский болгарский народ помогает нашим раненым солдатам». Вот для кого они были братушки. Сколько нам можно наступать на одни и те же грабли?

А. Баранов:

- Подождите. Но не все же люди так поступали. Это были тогдашние власти, режим. Вот нам пишут из Нижегородской области: «По кучке проплаченных чморей нельзя судить обо всей нации».

Даша, я хочу тебя спросить. А какое отношение сейчас к американцам, к натовцам?

Д. Асламова:

- Больше поцеловать их во все места, чем болгары, я просто даже не представляю, как это можно сделать.

А. Баранов:

- Даша, сейчас там правят бал американцы, НАТО. Кстати, советских войск не было в Болгарии, когда мы были членами Варшавского договора.

Д. Асламова:

- Да. А сейчас там три натовских базы, более того, они рвутся к Варне. Американцы пробили логистический центр на берегу Черного моря и настаивают на том, чтобы сделать свою базу еще и на море. Причем болгары старшего поколения, которые вменяемые, говорят: ребята, вы охренели, у нас напротив вообще-то Севастополь, это 15 минут – и к вам прилетит так, если начнется война, то вашей Варны тут не будет. И взрослое поколение это понимает, а молодые говорят: ага, значит, Россия может на нас напасть. Минуточку. У вас уже три натовских базы, и вы хотите сделать еще четвертую в чудесной Варне? Американский посол (это женщина) вызывает к себе на ковер всех по очереди, к ней министры ходят, как на работу. Это человек, который решает все в Болгарии. Там есть фонд «Америка за Болгарию», который полностью контролирует обучение в школах. Вся образовательная система контролируется этим фондом. Фонд имеет параллельную образовательную систему. Они есть в каждой школе, и у них есть свои курсы. То есть они взращивают будущую элиту из молодежи.

А. Баранов:

- Я завидую просто. Вот так и надо работать, честно говоря. Получается у них?

Д. Асламова:

- Отлично получается. Они зачистили им все учебники истории. В учебниках все четко: ребята, в 44-м году на вашу прекрасную болгарскую землю пришли советские штыки и сапоги, изувечили вас, навязали вам ужасный режим, вы жили в страшной нищете. И это Болгария, у которой была мощная индустриализация, шикарные заводы.

А. Баранов:

- Конечно. Атомные станции мы им строили.

Д. Асламова:

- У которой была мощная оружейная промышленность. Это была богатейшая страна, у которой была великая акция – помидоры в обмен на нефть. То есть люди выращивали помидоры, которые дозревали уже в пути, а мы им давали нефть в обмен на помидоры. То есть сказочнее жизнь просто представить нельзя. И теперь они рассказывают, что это была страшная нищета и страшный ужас, советские оккупанты потоптали тут всё.

Партизанское движение Болгария отрицает. Это единственная страна в мире, которая отрицает антифашистское движение. Они официально в учебниках называются террористами.

А. Баранов:

- В 2003 году я был в президентском пуле и с президентом Путиным был в Болгарии. Там некоторые партизаны еще были живы, там был концерт, люди плакали, когда пели песни.

Д. Асламова:

- Теперь эти партизаны называются национальными предателями в учебниках и реально террористами.

А. Баранов:

- То есть те, кто воевал с гитлеровцами, они террористы?

Д. Асламова:

- Да. Детям же очень просто объясняется. Главное величие – это была Третье болгарское царство, то есть во времена Гитлера (но не написано, что это были союзники Гитлера). Потому что мы получили огромную территорию от моря и до моря.

А. Баранов:

- От Гитлера?

Д. Асламова:

- От Гитлера, естественно. Ведь не говорится, что нам разрешили бить братушек на Балканах, а мы получили территорию.

А. Баранов:

- Давай послушаем звонок. Василий из Твери.

Василий:

- Хотел бы напомнить, что был город Булгар в VIII-X веках на нашей Волге, там жили болгары. Этому содействовали русские князья, очевидно. В этом смысле болгары имеют полное право сказать нам, что у них отобрали территорию. Их столица была на Волге когда-то.

А. Баранов:

- Мы еще в том веке, оказывается, опростоволосились, и там еще насолили братушкам.

Д. Асламова:

- Сколько мы успели у всех украсть территорий! То есть мы не освободили болгар, мы у них украли территорию, да еще на Волге.

А. Баранов:

- Мы говорили о том, что школа целиком подмята под программы, идущие с Запада.

Д. Асламова:

- Ну, они не могут же обойти факт того, что мы их освободили от турецкого ига. Обошли. Так и написано, что Россия проводила имперскую политику, ей нужны были проливы (которые мы, кстати, не получили). Мы ничего не выиграли от этой войны, кроме того, что положили своих людей и деньги. Оказывается, ей нужны были проливы, поэтому «она случайно нас освободила и не дала нам создаться как большому, прекрасному государству, а укоротила наши территории».

Более того, как они сейчас подлизываются к американцам. То есть всё забыто о том, что был Берлинский конгресс. Сейчас, например, Бисмарк, который был злейший враг, из-за которого у Болгарии были ужаты территории, теперь собираются назвать площадь именем Бисмарка. А Бисмарк говорил, что я ни одного немецкого гусара не отдам за жизни этих воров овец с Дуная. Он абсолютно их презирал, считал, что русские – дураки, которые ввязались в эту войну, освобождая своих православных братушек.

Теперь они открыли памятник американским летчикам, которые бомбили Софию в 44-м году.

А. Баранов:

- Об этом тоже мало кто знает.

Д. Асламова:

- Никто не знает. Потому что молодое поколение уверено, что это русские бомбили Софию. А русские не сделали ни одного выстрела по Болгарии. Потому что нас пустили мирно, когда мы подошли к границам. Болгары очень быстро переобуваются в воздухе. Как только подошли наши танки к границам, болгары тут же все стали коммунистами. Поэтому нас пустили очень быстро, без единого выстрела. Но до этого, в 44-м году, американцы так расфигачили эту бедную Софию, что там погибло 4 тысячи человек (это притом, что большинство населения бежало), там было более 4 тысяч раненых, практически была разрушена русская церковь знаменитая, сильно пострадал собор Александра Невского.

А. Баранов:

- Кстати, они собираются ее переименовать, русскую церковь Александра Невского.

Д. Асламова:

- Это типичная болгарская политика. Первый раз они мечтали переименовать, если не ошибаюсь, в 1915 году, когда они решили выступить на стороне Германии (то есть коалиции) против России. Они переименовали собор тогда первый раз, потому что это было выгодно. Они считали, что лучше забыть о том, что мы были братушки. После войны, после создания новой болгарской государственности, после освобождения прошло меньше 30 лет, а они уже храм, который построен на деньги болгар, которые собирала вся Болгария, быстренько переименовали. Когда они проиграли эту Первую мировую войну и всё потеряли опять, они тут же переименовали храм на всякий случай обратно, в 1924 году он снова стал собор Александра Невского.

Теперь у них идет пропаганда, что нужно снова переименовать собор, потому что мы не знаем такого святого – Александр Невский. Я говорю: ну, ваши предки знали, кто такой этот святой. Александр Невский – покровитель российского воинства, святой покровитель Александра II Освободителя. Говорят: это нас не касается, наши предки ошиблись. Они все время ошибочки предков исправляют.

А. Баранов:

- Что нам делать-то? Есть какие-нибудь здоровые силы, на которые можно опереться?

Д. Асламова:

- Знаешь, есть историки здравомыслящие, есть журналисты здравомыслящие, но это в основном поколение уже взрослое. Но, с другой стороны, из этого же взрослого поколения, из наших бывших советских агентов… Например, были люди, которые закончили Львовское военное училище в СССР. Люди, которые закончили МГУ, арабский язык, их отправляли, например, работать в Бейрут. Все эти бывшие болгары, которые учились в СССР, как только случилась перестройка, мгновенно из русских, советских агентов стали западными агентами.

А. Баранов:

- Есть кто-то, кто сохраняет хорошее отношение к нам и готов помочь?

Д. Асламова:

- Что такое «хорошее отношение»? Болгары очень прагматичные люди. Я встречалась с их Министерством туризма, и просто все рыдали и говорили: верните нам русских туристов. Я говорю: «А почему?» - «Знаете, русские, они деньги хорошо тратят, это же не немецкие пенсионеры. Русские приезжают, у них тут куплено 300 тысяч дач. Нам они нужны, они ходят в рестораны, в культурные учреждения, они покупают бензин на бензозаправках, ездят по стране». Поэтому они все криком кричат: нам нужны русские туристы. Это вопрос денег. В Болгарии всё всегда – вопрос денег. Это тебе не сербы, у которых на генетическом коде все-таки записано: Россия-матушка…

А. Баранов:

- Может быть, нам скупить что-нибудь у них?

Д. Асламова:

- Вот наши люди скупили там 300 тысяч дач. Маленькие дачи, дешевые.

А. Баранов:

- Квартиры на море?

Д. Асламова:

- Квартирок этих, причем не на море, многие в горах. Потому что земля заброшенная. Все-таки 2 миллиона человек сбежало в Евросоюз, там все заброшено.

А. Баранов:

- И что?

Д. Асламова:

- Их нагрузили такими налогами, такими коммуналками, что многие теперь и продать не могут. Это такая наша наивность: пойдем в государство, которое нас сильно любит. Никто нас там не любит, успокойтесь, ребята.

А. Баранов:

- Наш слушатель из Ивановской области пишет: «Кто это прекрасная девушка? Этой девушке нужна Сталинская премия. Какой чудный и умный голос». Даша, я тебя поздравляю.

Но на самом деле проблема очень важная и интересная. Не только Болгария, вся бывшая Восточная Европа. Обязательно почитайте материал Дарьи Михайловны Асламовой в «Комсомольской правде», 22 июня он был опубликован. Я думаю, мы еще будем возвращаться к этой теме не раз.

Даша, спасибо тебе огромное. Ждем твоих дальнейших командировок.