МВД России предложило ввести вместо разрешения на временное проживание три миграционных режима

Андрей Баранов вместе с президентом Федерации мигрантов России Вадимом Коженовым обсуждают, помогут ли новые предложения решить проблемы с мигрантами

А. Баранов:

- Здравствуйте. В студии - Андрей Баранов. Сейчас мы поговорим о мигрантах. За мигрантов взялись серьезно, в том плане, что ужесточают режим их пребывания. Министерство внутренних дел отказалось от разрешения на временное проживание мигрантов в России, вместо этого сейчас предлагается ввести три миграционных режима. Режим краткосрочного пребывания, когда иностранный гражданин находится в России не более 90 дней суммарно в течение календарного года. Режим долгосрочного пребывания - когда свыше 90 дней. И бессрочное пребывание. Определенный законопроект внесен в Думу, отменяющий разрешение на временное проживание - это, по мнению разработчиков документа, позволит обеспечить внутреннюю безопасность России и избежать ухудшения ситуации с преступностью. Пока что она растет. Количество преступлений, совершаемых мигрантами, увеличивается в связи с недостаточным контролем. И, кстати говоря, в этом законопроекте предложено ввести реестр недобросовестных приглашающих. Тех, которые приглашают мигрантов на работу, часто их бросают на произвол судьбы - это создает определенные трудности на местах, полиции приходится выявлять таких лиц, устранять последствия правонарушений, которые они совершили. И вот все это предлагается отразить в новом законе. Сейчас мы его обсудим вместе с нашим экспертом - президентом федерации мигрантов России Вадимом Коженовым. Здравствуйте, Вадим Викторович.

В. Коженов:

- Здравствуйте.

А. Баранов:

- Что вы можете сказать по поводу этого закона? Он поможет мигрантам? Или он отяготит их пребывание в России?

В. Коженов:

- Во-первых, этот закон никто никуда не вносил. Закон только готовится. В Думу никто ничего не вносил, он пойдет в конце года, соответственно, пока он еще только активно обсуждается. Второй момент - то, что касается преступлений. Рост преступлений среди мигрантов нет, есть официальный сайт Генеральной прокуратуры, там есть цифры. Роста мы не видим вообще никакого. То есть, сейчас у нас есть проблема в том, что есть много режимов для очень разных категорий иностранцев. Категория первая - страны ЕАС - Армения, Киргизия, Белоруссия, Казахстан. Для них один режим и одни правила. Дальше есть страны СНГ. Для них другие режимы, другие принципы, другие сроки. Дальше есть визовые страны, для которых вообще все по-своему. И отдельной категорией идут высококвалифицированные специалисты, для которых есть другой режим. И вот этот хаос и путаница приводит к большим количествам недопонимания, сложностей, бардака и прочего. Условно говоря, у нас сейчас гражданин Узбекистана, Великобритании и Америки должен встать на миграционный учет за семь дней. Гражданин Таджикистана - за 14. Гражданин Киргизии, Украины - за 30. И должен быть единый порядок для того, чтобы все было четко, все было хорошо и всем понятно. Поэтому будут вот эти три режима. Первый, о котором вы сказали, - до 90 дней - вот там важное пояснение, что еще не более 30 дней за один приезд. То есть, 90 дней суммарно по году, и не более 30 дней единовременно. Он рассчитан, в первую очередь, на туристов. Условно говоря, 30 дней был выбран режим, потому что для любого туриста это более чем достаточно. Мы не слышим про туристов, которые приезжают на 2-3 месяца к нам, в основном эти люди едут работать… Если он хочет остаться более 30 дней, он должен получить ID-карту. Принцип ее получения примерно как сейчас патент. То есть, надо сдать отпечатки пальцев, надо сдать медицинские анализы, ну и заполнить несложную анкету. Он получает документ, который является удостоверяющим личность документом по форме защиты класса А и после этого он может не носить с собой ни свой паспорт, никакие документы вообще, ему достаточно вот этой ID-карты. Она выдается на 10 лет и с момента ее получения он может жить и работать в России на очень разных комфортных налоговых режимах и оформляться он будет так же, как граждане России, на работу. Тут дополнительно никакие вещи будут не нужны.

А вот если он здесь женится или выходит замуж, или у него какие-то другие основания будут - или родители, или дети у него граждане России - то он может уже подавать на статус постоянно проживающего - это вид на жительство. То есть, в принципе, у нас нет такого понятия, как вид на жительство. Есть понятие - постоянно проживающий в России человек. И раньше еще у нас был режим РВП - разрешение на временное проживание - в общем, такой же вид на жительство, но привязанный к субъекту Российской Федерации. То есть, если вы получили РВП в Воронеже, вы не можете переехать в Тулу и там пойти на работу.

А. Баранов:

- А вот, допустим, приехал человек туристов на 30 дней, а устроился на нелегальную работу. Уехал обратно, через неделю вернулся, продолжил месяц работать. Уехал - через пять дней вернулся и еще проработал. И вот три месяца он здесь какую-то денежку получил нелегально. Это не лазейка?

В. Коженов:

- Это не лазейка. Во-первых, никто не приезжает работать на три месяца. Во-вторых, это как бы другой вид наказания. Помимо пребывания, у нас же существуют органы миграционного контроля, которые ходят по стройками, по каким-то разным видам бизнеса, и, если такого человека поймают у работодателя, то работодателю штраф до миллиона рублей, а такому человеку - соответственно, выдворение.

А. Баранов:

- Пока работодателю находили такую возможность нанимать нелегальных мигрантов и они соглашались и выполняли несколько работ - возьмем управляющие компании домов и дворов - то тогда и меньше были цены за услуги. А сейчас будет все очень легально, мигранты еще посмотрят, идти ли в дворники и в уборщики подъездов и т.д. Значит, получается, что цены возрастут на ЖКХ. И это коснется всех нас. И вот не знаешь, что и делать-то в этой ситуации…

В. Коженов:

- Я думаю, что экономика на данный момент все расставила на свои места. У нас нет никакой проблемы законодательной оформить человека на ненормированный рабочий день, оформить человека на две ставки - это все легально и все это законно - я думаю, что цены вообще не вырастут. Цены выросли достаточно сильно за последний год и сейчас мигранты зарабатывают очень хорошо, в силу того, что их очень не хватает. А как только нормально откроются границы и пойдет поток, я думаю, цены немножко присядут. Но в целом выше им расти, на мой взгляд, уже некуда…

А. Баранов:

- Да нет, выше - всегда есть… к сожалению…

В. Коженов:

- Сейчас очень высокие цены - это правда.

А. Баранов:

- Вот я и говорю. Но сейчас многие мигранты не идут на тяжелую неквалифицированную работу, не берутся за нее. Сейчас, посмотрите, курьерский сервис очень сильно поднялся - вот туда они идут. В таксеры - пожалуйста, 80%, если не больше, мигранты за рулем. А кто ж будет работать на стройках, кто будет подъезды убирать?

В. Коженов:

- Я бы исходное ваше утверждение поставил под сомнение. Они прекрасно идут на все виды работ, просто их сейчас не хватает количественно. И действительно есть момент, что, если организация небольшая и частная, то собственник легко принимает решение о том, что надо поднять зарплату и у него никаких проблем с набором людей нет. А если это ЖКХ или что-то подобное, где перед тем, как поднять зарплату, нужно пересогласовать штатное расписание, получить 40 подписей, сходить заверить к губернатору или к мэру - то вот чем дольше этот процесс затягивается, тем быстрее от них убегают люди на более высокооплачиваемую работу и тем потом сложнее их набрать. Но сейчас уже активно чартерными рейсами люди сюда летят. Когда в июне был самый пик нагрузки на миграционные центры, я ездил туда, общался - то есть, это 4000 в сутки человек находилось в центрах, из них 2000 - это те, которые уже до этого находились в России. И 2000 в сутки было вновь прибывших.

А. Баранов:

- Сейчас мигрантов осталась половина от того, что было в 2020-м году, да? 10 миллионов было в 20-м, сейчас 5,6 где-то примерно.

В. Коженов:

- Кто вам сказал-то? Куда делись 5 миллионов?

А. Баранов:

- Не знаю. Видимо, уехали из-за пандемии?

В. Коженов:

- А как они уехали при закрытых границах, если самолеты не летают и поезда не ходят?

А. Баранов:

- По крайней мере, я смотрю официальные данные.

В. Коженов:

- Давайте я скажу вам мои данные. Суммарно улетело из России 400 тысяч человек. То есть, это 3-4 процента от общего количества.

А. Баранов:

- А сами мигранты-то как относятся к этому предложению? Нейтрально? Отрицательно? Или считают, что это им поможет?

В. Коженов:

- Я думаю, 99% мигрантов вообще не в курсе всей инициативы, которая выдвигается.

А. Баранов:

- Почему же?

В. Коженов:

- Ну, в силу того, что им некогда отвлекаться на все эти новости, они заняты своими делами. И обычно вообще начинает обсуждаться, когда уже закон вступил в силу, они понимают, что наступила новая жизнь и они тогда начинают вникать. Поэтому сейчас, я думаю, мигранты вообще не в курсе про тему нашего разговора.

А. Баранов:

- А кто должен до них доводить это?

В. Коженов:

- Ну, сейчас-то доводить нечего. Мы должны сделать так, чтобы было хорошо и правильно. Как только закон будет принят, вступит в силу, об этом сразу скажут. Понятно, что я говорю сейчас это на своих прямых эфирах, что это готовится, но это не вызывает какого-то интереса, потому что это для них далекое очень будущее. Как только мы скажем, что закон подписали и он вступает в силу тогда-то - готовьтесь - вот тогда…

А. Баранов:

- Ну, это касается ведь не только мигрантов, а и нас с вами. Потому что от того, какие настроения будут среди мигрантов, будет многое зависеть и в нашей жизни. Кстати, меня вот тут один из слушателей укоряет, что давайте поспорим, довольны ли мигранты этим законом и довольны ли россияне? Ну, здесь все взаимосвязано, уважаемый слушатель. Если начнется буза, мне это не нужно. Поэтому нужно разъяснить людям, которые сюда приезжают, какие выгоды они от этого получат и что ждет тех, которые не хотели работать по закону. Вот и все.

В. Коженов:

- Ну, во-первых, как дойдет до дела, мы справимся с объяснениями… тем более, в отличие от ста режимов, которые были до этого… то есть, представим ситуацию. Два друга - таджик и киргиз - они даже не могут друг другу подсказать, как правильно оформить документы, потому что у одного одни документы, у другого - другие. А будет единый режим для всех. Это очень удобно и понятно. И не будет возникать никаких неясных моментов. И опять же, сами эти режимы очень комфортны. На мой взгляд, в этом законе содержится очень много моментов. То, что мы сейчас обсуждаем, не самое интересное. Он же будет содержать некую революционную такую реформу… и основной момент будет, что изменится порядок миграционного учета, который все очень ждут. Потому что это очень важно - это огромная коррупционная дырка и всем она давно надоела.

А. Баранов:

- А как она изменится?

В. Коженов:

- Получается, все, кто получит ID-карту, сможет встать на миграционный учет самостоятельно. То есть, сейчас мы имеем проблему, что мигранты живут на квартире, снимают ее там вчетвером у бабушки, а бабушка, в силу возраста или недостатка каких-то компетенций, воспринимает, что, если она пойдет и поставит их на миграционный учет, то это некий аналог советской прописки и они у нее потом комнату отберут. И она говорит - ничего не знаю... и люди не могут зарегистрироваться по месту своего проживания. И на данном этапе невозможно иностранцу встать на миграционный учет - его ставит на учет принимающая сторона - бабушка должна сходить в управление по вопросам миграции и заполнить там некую несложную анкету, что у нее теперь живет конкретный человек. А в новом законе, если у вас есть эта карта, вы можете самостоятельно сказать - я живу у этой бабушки. А потом, когда будет проверка, уже будет участковый по конкретному списку, который ему из базы будет выгружаться, ходить по адресам и проверять.

А. Баранов:

- Звучит красиво, конечно, но не знаю, как это будет на практике. На бумаге-то все гладко.

Вот наш слушатель из Свердловской области спрашивает: «Упорядочивание пребывания мигрантов это хорошо, но опять полумеры. Сейчас надо думать нашему правительству, как вообще обойтись без мигрантов? Есть способы, чтобы наконец появились свои рабочие. Константин».

В. Коженов:

- Ну, у нас экономика сейчас плюс-минус сбалансирована, у нас нет огромной безработицы, есть в определенных отраслях спрос на людей и спрос превышает сейчас предложение, а по поводу безработицы цифры официально низкие, а дальше мы понимаем, что многие из тех, кто официально на бирже безработный, он реально где-то работает… Вот у нас 10 миллионов мигрантов. Вот если их сейчас из экономики убрать, представляете, какой будет коллапс? Условно говоря, это 10-15% всего трудового населения. У нас в стране живет 140 миллионов - сколько у нас пенсионеров и сколько у нас детей? На мой взгляд, это абсолютно невозможно. Более того, мы видим вот даже на самом высоком уровне, Хуснуллин, министр строительства, говорит - нам нужны люди. То есть, если где-то есть местные, которые готовы работать, я чего ж они не идут к Хуснуллину? И это не только его касается. Это касается многих людей… спрос на рабочие руки огромный. Поэтому, на мой взгляд, если кто-то говорит, что он не может трудоустроиться, то, скорее всего, он не очень хочет.

А. Баранов:

- Понятно. Короче, без мигрантов нам не обойтись сейчас?

В. Коженов:

- В краткосрочной перспективе - да. Может быть, потом мы изобретем каких-то роботов и что-то изменится… как мы понимаем, самая массовая профессия во всем мире - это водитель автомобиля, да. Как только у нас появятся беспилотные грузовики и такси, у нас освободятся сотни тысяч людей.

А. Баранов:

- Ладно, давайте не будем загадывать так далеко вперед… Мне кажется, пройдет еще не одно десятилетие, когда они появятся. А что там будет через 10 лет - трудно сказать. А сейчас в строительном комплексе людей действительно людей не хватает и только на мигрантах в основном он и держится. Хотя там тоже в общем-то нужна квалификация определенная. Я надеюсь, что действительно набирают тех мигрантов, которые могут отвечать этой квалификации. Вы согласны?

В. Коженов:

- Да.

А. Баранов:

- Ну, что ж, посмотрим, когда вступит в действие этот закон, улучшится ли ситуация или как-то изменится. Мы будем возвращаться к этой теме еще не один раз, а я благодарю нашего эксперта Вадима Викторовича Коженова, президента федерации мигрантов России. Всего вам самого доброго.

Вадим Коженов