Обострение в Донбассе: почему Запад закрывает глаза на провокации Киева

Национальный вопрос
Елена Афонина и Андрей Баранов вместе с экспертами и слушателями обсуждают последние события на Донбассе

Е. Афонина:

- Приветствуем вас! В эфире «Радиорубка». И ведущие – Андрей Баранов.

А. Баранов:

- И – Елена Афонина. Здравствуйте!

Е. Афонина:

- Если мы говорим о помощи России, вернее, надежде на помощь России, то, конечно, в первую очередь, нужно говорить не о Белоруссии, несмотря на то, что это и наша головная боль, хотя бы потому что мы – часть единого Союзного государства.

Нашей помощи ждут на Донбассе. И с нами на связи дипломатический советник главы ЛНР, член контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе Родион Мирошник. Родин Валерьевич, здравствуйте!

Р. Мирошник:

- Добрый вечер!

Е. Афонина:

- Прозвучали в очередной раз напоминания от президента России Владимира Путина о том, что Россия не является стороной конфликта на востоке Украины.

В. Путин:

- Вопрос связан с тем, кто сторона конфликта. В минских соглашениях не сказано, что Россия является стороной конфликта. Мы никогда с этим не соглашались и не согласимся. Мы таковыми не являемся.

Теперь действующий президент бодро рапортует о том, что они применяют «Байрактар», то есть, беспилотный летающий аппарат. Это авиация. Она беспилотная, но это авиация, что применяют в зоне конфликта, что строго-настрого запрещено минскими соглашениями и последующими договоренностями. Но никто даже на это не реагирует. А в США вообще поддержали практически. Европа что-то там невнятно сказала на этот счет, а США вообще поддержали. А официальные лица на Украине прямо говорят: применяли и будем применять дальше.

Е. Афонина:

- Это один взгляд на вопрос. А теперь свеженькое подоспело: глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель в интервью одному из изданий призвал участников конфликта на Украине не подливать масло в огонь в настоящий момент (цитирую) «ситуация спокойная, мы находимся в контакте с нашими украинскими партнерами»

Родион Валерьевич, ситуация спокойная?

Р. Мирошник:

- Час-полтора тому назад сегодня были достаточно массированные обстрелы из тяжелой ствольной артиллерии. 152 миллиметра. Сейчас стреляли по Южной Ломоватке, обстреливали населенный пункт Червоный Прапор. Именно сейчас. Утром в соседей в ДНР обстреливали Лозовую, там обстрел велся из тяжелых минометов 120 миллиметров. Украина не просто пытается шалить, использовать стрелковое оружие или пугать. Они по населенным пунктам стреляют из тяжелого вооружения. Это вооружение фиксируется ОБСЕ, которое видит его, фиксирует на железнодорожных составах, на станциях, видит в непосредственной близости от линий соприкосновения. Ну, и заканчивается одним: они просто констатируют это в своих отчетах. Все. На этом все. На этом реакция международных организаций, а это крупнейшая организация, которая отвечает за контроль, наблюдение, за попытки урегулирования конфликта, я говорю об ОББСЕ. И когда уже чиновники из Евросоюза говорят, что ситуация стабильная и спокойная, то я их адресую к отчетам этих смм ОБСЕ, которые констатируют, что последняя неделя октября была самая жесткая за последние 15 месяцев. С июля прошлого года, когда были подписаны меры по устойчивому режиму прекращения огня. И сразу после этого и фиксируется такой обстрел. Только прошлая неделя была самая жесткая.

Е. Афонина:

- С чем это связано? К чему они стремятся?

Р. Мирошник:

- Причины здесь две. Первая – внутриполитическая. У Зеленского слишком много проблем внутри государства. Это и тарифы на коммуналку, и газ, и угроза веерных отключений, и так далее. И обострение, которое есть на границе с Белоруссией. Но больше это касается того, что радикалы опять начинают качать лодку, и политики начинают отходить от Зеленского. Они начинают создавать свои группировки, они понимают, что Зеленский слабеет. И сейчас самое время начать его поджимать с разных сторон. И поэтому для Зеленского нужна война. Он хочет, чтобы было обострение. И после этого взобраться, как ребенок на тумбочку, что все вокруг меня, защищаем, не время сейчас говорить о рейтингах, об обострении, об оппозиции власти и так далее. Все объединяемся вокруг власти!

А. Баранов:

- Так вы прогнозируете начало боевых действий скоро?

Р. Мирошник:

- Знаете, для нас боевые действия не прекращались.

А. Баранов:

- Я имею в виду реальные боевые действия по фронту.

Р. Мирошник:

- По факту, конечно же, нет контактных боев. Но сейчас есть обстрелы. И эти обстрелы, если я скажу цифру по прошлому месяцу, то в октябре по ДНР и ЛНР с той стороны прилетело порядка 1300 боеприпасов. Есть война или нет?

А. Баранов:

- Может, они вас провоцируют, чтобы вы ответили?

Р. Мирошник:

- Безусловно.

А. Баранов:

- И тогда снова «Байрактары» применят и начнут фронтальное наступление.

А вы готовы отвечать или будете сдерживаться?

Р. Мирошник:

- Во-первых, нас все время поджимают под ситуацию: а скажите, что вы делаете, неужели вы молчите? Конечно же, нет. Конечно, мы не молчим. Конечно, на любое действие противник получает противодействие. Конечно, наша народная милиция четко, жестко отрабатывает по точкам, откуда ведутся обстрелы. Даром ничего не проходит.

Я могу ссылаться только на официальные заявления ООС. Они сегодня говорят о том, что у них два человека ранено, они фиксировали в целом ряде населенных пунктов прилеты и так далее. Насколько они правдивы, не берусь за это ручаться, но то, что они получают ответку, в этом никаких сомнений нет.

Е. Афонина:

- И к нам присоединяется специальный корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц. Саша, приветствуем!

А. Коц:

- Добрый вечер!

Е. Афонина:

- Тут у нас беснуется слушатель с Украины.

А. Баранов:

- Некий Реза. «Убирайтесь из Донбасса и Крыма! Кого вы спрашиваете? Они будут делать то, что скажем Кремль! Ни одного моего сообщения не зачитали! Боитесь, что Кремль накажет?». Очевидная паранойя.

Е. Афонина:

- Осень, обострение, мы понимаем.

А. Баранов:

- Крым он возьмет, Донбасс… Заходи! Попробуй!

А. Коц:

- Как будто делать то, что говорит Кремль, это что-то плохое.

Е. Афонина:

- Да. И у меня вопрос к нашему украинскому слушателю. Зачем на Украину приезжал директор ЦРУ США Уильям Бернс? Зачем туда 600 британских спецназовцев…

А. Баранов:

- Якобы у них уже и вещи упакованы, там и медики, и связисты. И инженеры. И десантники. Скорее всего, это фейк, никакие британские военнослужащие отражать российскую агрессию не приедут. Они не идиоты свои жизни там класть.

Е. Афонина:

- Саша, эти телодвижения, которые совершаются и громкие вопли, которые мы слышим со стороны Украины, это к чему подготовка?

А. Коц:

- Это мне напоминает события минувшего апреля, когда точно так же накачивалась информационная истерия вокруг происходящего в Донбассе. Мы были свидетелями, как постоянно демонстрировались некие колонны и эшелоны с военной техникой, которые мы якобы гнали в Донбасс. Демонстрировались какие-то наши якобы агрессивные устремления. При этом никто не замечает почему-то отчетов ОБСЕ, по которым к клиньям разграничений, вообще-то, Украина подтягивает и ствольную артиллерию, и самоходные артиллерийские установки, и танки, все это фиксирует ОБСЕ. И никто об этом не говорит.

Может, это какая-то ротация. Может, это попытка спровоцировать Россию прямо перед запуском «Северного потока» на какие-то резкие агрессивные действия. Все как-то одновременно. И кризис на польской границе, и в Черном море устроили какой-то карибский кризис, понагнали туда американских кораблей, подключили туда лимитрофов по НАТО типа Болгарии и Румынии, которые в это тоже зачем-то активно включаются, провоцируя Россию. Ну, и первое применение «Байрактара», министр обороны уже хвастается, что они еще больше их накупят. Я сегодня совершенно комичный ролик видел в интернете: уже песни есть, посвященные «Байрактару» на украинском языке, что «Байрактар» несет клятым москалям гостинцы. Какое-то безумие.

Е. Афонина:

- Родион Валерьевич, вы же говорили, что фиксируете это все!

Р. Мирошник:

- Конечно, все фиксируется. И все последние действия Украины – это действия, направленные на растаптывание любых обязательств. Здесь больше политики, на самом деле. Вот они влезают в Старомарьинку, она находится в серой зоне, там нет войск ДНР, нет тех, кто бы ее защищал. Это договоренность, они находятся в межпозиционном пространстве. И Украина год назад подписала обязательства не сокращать серую зону, не использовать и не заходить, не использовать беспилотные летательные аппараты.

Они туда влезли. Они обязались уважать иммунитет совместного центра контроля координаций. Они выкрали нашего Андрей Косяка. Они обязались не использовать дроны-беспилотники. Они демонстративно используют их, не факт, что это «Байрактары», но заявляют они именно о «Байрактарах». И еще один момент. ОБСЕ заявляет, что 60% нарушений, обстрелов были в зонах разведения войск. То есть, именно там, где демилитаризованные зоны, стреляют там, где нельзя стрелять, где обязались не стрелять. Это демонстративное растаптывание любых механизмов договоренностей, обязательств. И при этом посмотрите на реакцию западных партнеров, которые в упор не видят ничего. Они не собираются никаким образом реагировать на действия Украины. Ни Франция, ни Германия, за исключением, скажем так, только «Байрактара», они сделали какие-то заявления. И то достаточно обтекаемо.

Они, по сути, целенаправленно разрушают договорные механизмы.

Е. Афонина:

- Если они еще остались.

Саша, в данной ситуации, хоть президент нашей страны и говорит, что альтернативы нет, но о каких уже договоренностях может идти речь?

А. Коц:

- С Украиной? Мне кажется, что это совершенно недоговороспособная страна. И чем дальше, тем больше. Родион сейчас перечислил те позиции, по которым мы не можем найти соприкосновения. Уже оскомину набило выражение «нарушили минские соглашения, нарушили режим прекращения огня». Это уже как интернет-мем. Мне, честно говоря, уже перед жителями Донбасса стыдно произносить эту фразу, потому что за вот этими фразами реальные человеческие судьбы, реальные человеческие трагедии. Постоянно идут сообщения о раненых, сообщения об убитых. Убитые – милиция народная ДНР И ЛНР – это каждую неделю уже. И уже скоро в привычку войдет – постоянно висящие карусели «Байрактаров».

А. Баранов:

- Понимаешь, у нас «Северный поток», мы должны его запустить. Это огромный геополитический проект.

А. Коц:

- Они этим пользуются.

А. Баранов:

- Как только он будет запущен, я думаю, что мы будем вести себя более, так сказать, раскованно.

Е. Афонина:

- И появится очередной проект международный. И мы опять будем говорить, что давайте дождемся реализации следующего проекта.

А. Баранов:

- «Северный поток» очень важен. Он очень многое изменит, мне кажется. Мы сейчас вынуждены оглядываться. Сейчас только и ждут, чтобы его похерить.

Е. Афонина:

- Да, пожалуйста!

Р. Мирошник:

- Посмотрите, вот такие упаднические настроения, я бы их не поддерживал, потому что не войной одной. Здесь еще достаточное количество механизмов, которые можно использовать и России, и Белоруссии. Буквально вчера члены «Оппозиционной платформы» говорят: господа, куда же вы лезете? 70% ГСП на Украине приходит из Белоруссии.

Е. Афонина:

- Понятно. Спасибо! И к вопросу Донбасса мы, конечно же, будем возвращаться.

А. Баранов:

- Спасибо!