Доигрались. Прибалтийские порты теряют российские и белорусские деньги

Национальный вопрос
Лукашенко обиделся на то, что прибалты осудили его победу на выборах и поддержали Тихановскую. В итоге Белоруссия переориентирует свои грузопотоки из портов Прибалтики на Россию. Из-за этого страны Прибалтики могут свалиться в глубочайший экономический кризис

Е. Афонина:

- У нас в гостях на Радио «Комсомольская правда» основатель морского порта «Усть-Луга» в Ленинградской области, предприниматель Илья Баскин. Здравствуйте!

И. Баскин:

- Здравствуйте!

Е. Афонина:

- Мы планировали вывести из Минска специального корреспондента Алексея Овчинникова, но пришло сообщение по информлентам, что скорость интернета в центре города начала снижаться по требованию государственных органов.

Перекрыли Октябрьскую площадь внутренние войска, вооруженные автоматами. МВД Белоруссии усиливает меры безопасности в связи с акцией оппозиции. Эта акция проходит под лозунгом «Инаугурация Светланы Тихановской». Прозвучали вновь через определенные каналы призывы выйти на улицы.

Мы дозвонились до Алексея Овчинникова.

А. Овчинников:

- Добрый день!

Е. Афонина:

- Что в центре Минска? И как себя ведут силовые структуры?

А. Овчинников:

- Пока ничего не происходит. Народ только подтягивается, кучкуется на проспекте Победителей. Редко иногда хлопают друг другу. Силовики катаются мимо, но нет задержаний. Люди стоят и ждут, когда их соберется достаточно много, видимо. Появились проблемы с интернетом.

Е. Афонина:

- Было объявлено, что сегодня пройдет а’ля инаугурация Светланы Тихановской. Было бы интересно, как они собираются проводить это мероприятие в связи с отсутствием самой Тихановской.

А. Овчинников:

- Не совсем ясно. Флаги, с которыми они традиционно выходят, их достаточно мало. Не видно ни портретов, ни плакатов. Поговорил с несколькими участниками. Они говорят, что мы, в отличие от власти, покажем, что нас много. И мы опять пройдем. Будет традиционный, видимо, воскресный марш.

Со стороны стелы, где они любят собираться, показали уже силовиков. Посмотрим, что будет дальше.

Е. Афонина:

- Спасибо. Мы видим, что политическая острота момента уходит, несмотря на то, что после инаугурации Лукашенко ряд стран заявили о том, что не признают итоги выборов и инаугурацию. Начали пугать Белоруссию санкциями. И по поводу санкций. Интересное высказывание Светланы Тихановской. Процитирую: «возможные экономические санкции Запада в отношении Белоруссии нежелательны, так как несут тяжелый удар по населению». В то же время в целом идею санкций Тихановская поддержала, отметив, что «если в Евросоюзе не смогут достичь договоренностей о санкциях, то она готова провести отдельные переговоры с каждой из стран, так как каждый акт поддержки имеет значение». И призвала «не финансировать режим Лукашенко, так как эта помощь направлена не народу, а против него. И эти деньги используются силами правопорядка».

И в студии политтехнолог, политический советник, генеральный директор коммуникационного агентства «Маркелов Групп» Сергей Маркелов. Здравствуйте!

Сергей, ситуация с оппозицией в Белоруссии похожа вам на некую тупиковую? Или у них есть еще шанс повлиять на Лукашенко и на то, что происходит в отношениях Белоруссии с другими странами?

С. Маркелов:

- У нас сейчас вторая фаза белорусской ситуации. Сначала была условно конфликт между действующей властью Белоруссии и якобы населением, на самом деле, между действующей властью и оппозицией, которая взяла на себя право представлять себя некими глашатаями населения. А сейчас, после того, как Россия открыто как бы прошло несколько системных сигналов от России, от президента Путина о том, что кто не доволен Белоруссией, значит, будет не доволен Белоруссией плюс Россией. И сразу появилась совершенно другая история. Отпрыгнуло много людей. И оператором этой ситуации, внешним операторов является Россия. Она поддерживает действующую власть президента Лукашенко. И теперь все понимают, что можно сколько угодно говорить в своих собственных газетах а’ля Макрона о том, что там «Лукашенко, уходи» и так далее, повторяю, это уже словесный пинг-понг.

Объективно, ситуацию Лукашенко пока держит. Без «пока», без моей оговорки. И тренд, который он сегодня задал в исправлении конфликтующих моментов, правильный. Он даже, если честно, неким образом понятна та форма, тот формат инаугурации, которую он выбрал, дабы провести легитимное мероприятие, но при этом минимально раздражать все стороны.

Е. Афонина:

- Я бы тут с вами поспорила, Сергей. Инаугурация президента – это некий важный для страны акт, когда президент приносит присягу народу. И как-то делать это втайне от народа? Тут есть некие сомнения. Я не представляю варианта, когда президент России, например, провел бы инаугурацию, скрыв ее публично.

С. Маркелов:

- Формально там все штуки были соблюдены.

Е. Афонина:

- Ну, не знаю. Мне кажется, это еще больше людей начало раздражать, потому что появился повод говорить о том, что посмотрите, при закрытых дверях. Почему они сегодня проводят инаугурацию Тихановской? Такую, без человека, которого они хотят увидеть. Говорят, там портреты будут инаугурировать. Это же политический абсурд!

За всеми этими политическими надстройками есть очень важный экономический базис. Вот об этом забывать не стоит.

Илья Михайлович, мы вас сегодня пригласили в студию, чтобы поговорить, что политика, да, долго будет выходить еще оппозиция. Вопрос: как жить в новых реалиях? И наступили ли они между Россией и Белоруссией?

И. Баскин:

- Я считаю, что единственное, что сейчас возможно и необходимо, просто жизненно необходимо – это объединение России и Белоруссии. И это, самое интересное, нужно только Белоруссии, чем даже России. Почему? Потому что сегодня за этими батькиными движениями потоки перевести сюда, туда, это все его как бы реакция на все это дело. Посмотрите, а что будет затем, когда эти потоки переведут? Будет следующее, что начнется этап ликвидации прибалтийских государств. Там и так сегодня половина людей уехали. А когда снимутся потоки, то могут они пройти нулевую точку рентабельности. Когда у них не будет денег на сохранение своих прибалтийских государств.

Вот Латвия. Завод по производству шпрот закрылся, до этого закрылся последний завод по производству электричек, а что это такое? Это транспортное машиностроение, которое есть не в каждой стране. А там было. И возникнет вопрос лет через десять, а кто же купит Прибалтику? В свое время Петр I купил же Ригу и все это дело. И у кого они будут? И тут начинается другая история.

Е. Афонина:

- Мы тут спорили с нашими слушателями как-то, где в бывших советских республиках более-менее приемлемое экономическое положение. Когда я сказала, что в Прибалтике оно не очень хорошее, мне было сказано, как вы смеете такое говорить! Там такое ВВП на душу населения!

Вы говорите, что ситуация, которая сложилась в Белоруссии, может негативно повлиять на страны Прибалтики. Почему?

И. Баскин:

- Когда сейчас забирать все потоки в «Усть-Лугу» и в Приморск, Прибалтика остается без грузов. И то, что Лукашенко предложил построить свой порт, терминал в «Усть-Луге», это хорошо. И я думаю, что если он построит его, то он и с тарифами разберется. Ему будет что в Прибалтику гнать, что сюда гнать. И второй момент, здесь есть очень большие риски. Есть Датский пролив, через который идут все суда. И когда может быть такая ситуация, когда два судна столкнутся, может быть провокация, это, например, сухогруз везет 3 тысячи контейнеров, 60 тысяч тонн и нефтеналивное судно 100 тысяч тонн нефти. Все, встал. И тут важно для «Усть-Луги» и для страны важно иметь порт-дублер. Таким портом может быть Мурманск. И сегодня из бассейна Балтийского моря мы грузим где-то по 10 миллиардов долларов в месяц грузов. Остановите порты, все заводы, цепочки, железную дорогу и пошло-поехало. И вспомним давайте Первую мировую войну, когда построили перед войной Николай II построил порт Мурманск. А если бы его не было? А если бы его не было во Второй мировой войне, где бы мы «ленд-лиз» наш разгружали?

Сегодня идут такие экономические моменты, а вот вы вспомните несколько дней назад Путин на собрании Совета Федерации говорит: представляете, какое хамство, они нам не продают композиты для самолетов. То есть, наши самолеты уходят на 5 лет, до 2024-го года на продажу. Посмотрите, они перекроют даже на три месяца, ну, чего, столкнулись, мы же не виноваты.

Е. Афонина:

- Подождите, строительство этого нового терминала, кому выгода? И на чьи деньги это все будет строиться? Лукашенко заявил о том, что на деньги, сэкономленные от строительства атомной электростанции, которая 7 ноября должна быть запущена.

Что-то не очень понятно. Это наши, российские деньги? На наши деньги?

И. Баскин:

- Я думаю, что на наши деньги, на деньги инвесторов. Там выстроится человек 10-15 со своими деньгами. Дайте построить терминал, потому что есть четкая загрузка. Экономика.

Но я к чему говорю? Что даже построив порт, нужно иметь еще дублеров, потому что эти ребята, они на провокации пойдут. Я начал говорить не только про экономику, но и про экономику тоже. Прибалты не ожидали поражения в Белоруссии. Они думали, что все пройдет нормально и все останется. А сейчас им дали по носу.

А что будет дальше, когда мы начнем дальше работать? Если сегодня Прибалтика остается без денег, это хорошо, да, мы их наказали. Ведь как я начал строить порт? 1991-й год, Прибалтика нас ругала, обзывала, Эстония заняла второе место в мире по экспорту меди. Слушайте, какая медь? И я стал думать, а что мне сделать-то? 1991-й год, денег нет, ничего нет. И я стал строить порт. И сегодня я вижу, что без портов экспорта нет - денег нет. Но у них тоже нет денег, а кто придет на мест о Прибалтики, когда их обанкротят? Германия, Швеция, Америка или Англия. И кто у нас будут соседи? Поэтому вот эти все вопросы, их нужно решать в комплексе.

Е. Афонина:

- Попробуем подвести итог. Сидит человек у приемника и думает: как здорово, Белоруссия будет вместе с нами строить терминал, отлично. И вопрос: это кому нужно, в первую очередь? И кому выгодно? Это ли начало настоящего взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами, о котором мы так много говорили на протяжении 26 лет?

С. Маркелов:

- Я думаю, что без политического объединения наших стран, о котором Россия давно ведет переговоры, объясняет Лукашенко, что вот почему это выгодно – быть неким единым политическим организмом, а все-таки Лукашенко – это такой политический сторожил, который больше хитрит, чем принимает реальные решения. Батька хитрит, пользуется возможностями своего географического положения, политических манипуляций как со стороны Евросоюза, так и со стороны России. И поэтому да, это не начало, но это хоть что-то лучшее. Вот так сложилась политическая ситуация в Белоруссии, подтолкнула к новым экономикам. Пусть и высокорискованным, которые сейчас фиг просчитает тактически, потому что все меняется. И все это будет делаться с колес по ходу пьесы, я думаю. Заложим порт, дай бог. Правильно сказал Илья, инвесторы появятся, потому что есть загрузка и есть живой проект. А что будет дальше? Вот там будем решать по мере поступления.

Е. Афонина:

- Спасибо огромное!